Что такое интеграция? Международная экономическая интеграция. Лукашенко предложил увязывать работу снг с интеграцией в большой евразии Наивысшей формой экономической интеграции является

Развитие интеграционных процессов в мировой экономике, наблюдающееся в последние десятилетия, явилось закономерным результатом роста объема меж­дународного товарообмена и повышения интенсивности международного движе­ния факторов производства. Это потребовало создания более надежных произ­водственно-сбытовых связей между странами, а также устранения существующих препятствий на пути международной торговли и движения факторов производ­ства. Сделать это оказалось возможным лишь в рамках межгосударственных инте­грационных объединений (политических и экономических).

Под экономической интеграцией понимается процесс экономического взаимо­действия стран, приводящий к либерализации международных экономических отношений, что находит отражение в уменьшении и снятии ограничений на их осуществление.

Можно выделить три основных подхода к либерализации мирохозяйственных отношений и, прежде всего, мировой торговли: международный, региональный и транснациональный.

Международный подход реализуется посредством проведения международных конференций (раундов) под эгидой Всемирной торговой организации, цель кото­рых - сокращение тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле по всему миру.

Транснациональный подход активно реализуется, в последнее время в особен­ности, через производственно-экономическую деятельность транснациональных компаний (ТНК).

Региональный подход предполагает достижение соглашений между небольшим количеством государств с целью установления режима свободной торговли при сохранении торговых ограничений с остальными странами мира. Европейские со­общества (ЕС) и Соглашение между США, Канадой и Мексикой (1994) - наибо­лее известные примеры таких преференциальных торговых отношений.

Даже если подписание подобных соглашений обусловлено в большей степе­ни политическими, нежели экономическими, факторами, такие региональные торговые группировки инициируют целый ряд важных экономических проблем и вопросов.

1. Представляет ли образование региональных торговых групп движение к сво­бодной торговле или же это усиление протекционизма?

2. Повышают ли преференциальные соглашения экономическую эффектив­ность и благосостояние всего мирового хозяйства в целом?

3. Выгодно ли образование региональных экономических союзов всем стра­нам-участницам?

Попытаемся дать ответы на эти вопросы.

Прежде всего, отметим, что преференциальные торговые соглашения могут быть реализованы в виде следующих структурных образований:

Преференциальный торговый клуб;

Зона свободной торговли;

Таможенный союз;

Общий рынок;

Экономический союз (полный экономический союз).


При этом преференциальный торговый клуб - это низшая ступень экономи­ческой интеграции, а экономический союз - высшая.

Рассмотрим перечисленные формы экономической интеграции более подробно.

Преференциальный торговый клуб (объединение). Две или более страны об­разуют преференциальный торговый клуб, если они сокращают пошлины на им­порт всех товаров (исключая капитал) для каждого из участников клуба, сохраняя свои первоначальные тарифы для всего остального мира. Примером такой фор­мы экономической интеграции может быть «Система преференций Содружества наций», образованная в 1932 г. Великобританией и 48 государствами, большую часть которых составляли ее собственные колонии.

Зона свободной торговли. Две или более страны образуют зону свободной торговли (ассоциацию свободной торговли), если они упраздняют все торговые барьеры (пошлины и количественные ограничения) между собой, но каждая со­храняет их по отношению к третьим странам. В такой зоне таможенный контроль на границах стран-участниц должен быть сохранен. Его целью в этом случае ста­новится налогообложение или запрещение импорта из третьих стран, который мог проникнуть в зону через низкий таможенный барьер соседней страны-участницы. Пример зоны свободной торговли - Европейская ассоциация свободной торгов­ли (ЕАСТ), образованная в 1960 г. Австрией, Данией, Норвегией, Португалией. Швецией, Швейцарией и Великобританией.

Таможенный союз. Две или более страны образуют таможенный союз, ecли они упраздняют все таможенные ограничения во взаимной торговле всеми това­рами (кроме обслуживания капитала), а также принимают (учреждают) единую систему внешних торговых барьеров с третьими странами, снимая тем самым не­обходимость содержания таможенной службы на внутренних границах. В отно­шении торговли примером таможенного союза является Европейское экономи­ческое сообщество (ЕЭС).

Общий рынок. Две или более страны образуют общий рынок, если они созда­ют таможенный союз и, кроме того, допускают свободное передвижение всех факторов производства между собой (миграция рабочей силы и капитала). Примером такого рынка является ЕЭС, или Европейский общий рынок, имеющий офици­альное название - Европейские сообщества.

В принципе свободное перемещение факторов производства внутри опреде­ленной группировки стран должно способствовать более рациональному исполь­зованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда и специализации про­изводства. Вместе с тем полной реализации этого препятствуют различия в эконо­мической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок.

Экономический союз. Две или более страны образуют экономический союз, если они создают общий рынок и, кроме того, унифицируют свою экономиче­скую политику, включая денежную, налоговую и социальную, а также политику в отношении торговли и движения рабочей силы и капитала. Примером эконо­мического союза стал Benelux - экономический союз, образованный Бельгией, Нидерландами и Люксембургом (термин Benelux составлен из первых букв на­званий стран-участниц). Эти три страны образовали в 1949 г. таможенный союз, который в 1960 г. был превращен в экономический.

Ярким примером экономического союза могут служить Соединенные Штаты Америки, где 50 штатов объединены в полный экономический союз с общей валю­той и единым Центральным банком (Федеральная резервная система). Торговля между отдельными штатами свободна, и капитал и труд свободно перемещаются в погоне за максимальной прибылью. Фискальная и монетарная политика, так же как и международные связи, военные расходы, пенсионное обеспечение, про­граммы здравоохранения, едины и обеспечиваются единым федеральным прави­тельством. Другие программы: образование, культура, обеспечение порядка (по­лиция) - финансируются штатами, что позволяет последним утверждать свою «самобытность» в пределах союза.

Экономический союз - высшая форма экономической интеграции, к которой в настоящее время стремится Европейское сообщество.

В обобщенной форме характеристика современных типов торгово-экономи­ческих союзов представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1 Сводная характеристика экономических союзов

МЭИ проходит в своем развитии отдельные этапы (формы МЭИ):

1. Зона свободной торговли

2. Таможенный союз

3. Общий рынок

4. Экономический и валютный союз

Все эти формы интеграции имеют общую характерную особенность: между странами, вступившими в ту или иную форму интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается рыночное пространство, где разворачивается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом пространстве возникают более эффективные территориальная и отраслевая структуры производства. Благодаря этому все страны выигрывают от повышения производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая форма интеграции имеет специфические черты.

При этом каждая последующая более сложная форма интеграционных объединений включает предыдущую в качестве отдельного элемента.

1. Зона свободной торговли – форма интеграционного объединения, при которой страны-участницы ограничиваются отменой торговых ограничений и снижением или отменой таможенных пошлин во взаимной торговле. При этом в отношении к третьим странам они выступают индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. За странами-участницами сохраняется право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение договоров, соглашений, альянсов (по отношении к третьим странам).

Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы.

Как показывает практика, межгосударственные соглашения о создании зон свободной торговли обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги. Часто на особом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению к которой, как правило, интегрирующиеся государства проводят политику с определенной долей протекционизма в защиту национальных фермеров.

Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин (Standstill), в соответствии с которым партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или возводить новые торговые барьеры.

В соглашениях о зонах свободной торговли могут быть предусмотрены особые случаи, в которых договаривающиеся стороны могут расширить на определенный срок при взаимно согласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер, включая увеличение таможенных пошлин на оговоренную величину. В правовом аспекте международные соглашения о зонах свободной торговли имеют преференциальный статус по отношению к внутреннему законодательству стран-участниц соглашения.



Взаимодействие государств-членов ЗСТ, регулирование соответствующей области деятельности происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения принимаются высшими должностными лицами стран-участниц – по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и проч.) – по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер.

Участие в зонах свободной торговли и либерализация импорта грозит банкротством для национальных производителей, не выдержавших соперничества с иностранными поставщиками, продукция которых может быть более высокого качества и технического уровня.

Примеры :

ü ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли), существующая с 1960 г. В настоящее время членами ЕАСТ являются Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн. В торговле между странами-членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, на сохранены внешние таможенные режимы.

2. Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз . Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Т.е. ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной системы. Однако создаваемые в рамках ТС финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

В рамках таможенного союза страны-участницы проводят скоординированную внешнеторговую политику, главным образом в области таможенных правил и процедур. Это дает им возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства, экспорта и более полного удовлетворения импортного спроса стран-участниц таможенного союза. Практика показывает, что таможенный союз создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов.

Отличие ЗСТ от ТС : ЗСТ предусматривает постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном счете ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-членами. В ТС уже существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз.

выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до создания интеграционной группировки, то страны сокращают зависимость от импорта с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Страны-члены ТС отказываются от внешнего источника снабжения, более дешевого, в пользу внутрисоюзных ресурсов, стоящих дороже. Такие меры могут применяться, если страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д., чтобы уйти от внешней зависимости.

Если устанавливаемый на внешних границах стран-участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится ниже средневзвешенного тарифа, то страны-участницы ориентируются на рынки третьих стран и принимают меры для усиления конкуренции между внутренними и внешними производителями (стимул для отечественных производителей для создания конкурентоспособной продукции).

Большое значение для ТС имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов технически решаются проще, чем в рамках ТС, объединяющего страны, бедные ресурсами.

Если ЗСТ не обуславливает создания постоянно действующих органов, то в ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах, т.к.:

ü Переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей экономики в каждой стране

ü Становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых проблем, подходов и к социальным вопросам, и к вопросам других сфер деятельности

ü Возникает необходимость в масштабных переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам.

Встает вопрос о создании наднациональных органов, которые должны будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.

Пример :

ü МЕРКОСУР (Mercado Común del Sur - Южный общий рынок): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (с 2006 г.). Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

ü ЕЭС (1960-1990)

ü Южноафриканский таможенный союз: ЮАР, Ботсвана, Лесото, Свазиленд и Намибия. Один из старейших в мире – с 1910 г.

3. При дальнейшем развитии процесс интеграции стран-членов группировки достигает формы общего рынка . Ликвидируются барьеры между странами-участницами не только во взаимной торговле товарами и услугами, но и для перемещения рабочей силы и капитала.

Создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

Опыт ЕС показывает, что проведение политики в рамках общего рынка должно осуществляться при условии обязательного соблюдения странами-участницами взаимно согласованных регламентов (на правах их национальных законов). В то же время директивы, адресуемые государствам-членам, также обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.

Создание общего рынка предусматривает реализацию ряда крупных задач , что невозможно осуществить в рамках ТС, а именно:

ü Упразднение таможенных пошлин между государствами-членами (реализуется и в рамках ТС)

ü Разработка единой торговой политики по отношению к третьим странам (реализуется и в рамках ТС)

ü Разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к общему рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт

ü Создание условия для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров

ü Формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственно потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов

ü Согласование мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушение норм, регулирующих конкуренцию

ü Необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, механизмов управления и контроля. В ЕС – это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.

Указанные три формы международной экономической интеграции охватывают главным образом сферу обмена, создавая формально странам-участницам равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов.

Пример : ЕС.

4. Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями – экономический и валютный союз . При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Создаются наднациональные институты управления интеграционным сообществом – совет глав государств, совет министров, центральный банк и т.д. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка.

На практике границы между разными видами интеграционных объединений довольно условны.

Пример : ЕС.

5. Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к полной экономической и политической интеграции (политический союз) , т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями.

Признаки :

ü превращением наднациональных органов управления в центральные органы управления с еще большими полномочиями и властью;

ü общая налоговая система;

ü наличие единых стандартов;

ü единое трудовое законодательство.

Прообразом политического союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов.

В настоящее время только одна международная интеграционная группа стран – Европейский союз – прошла четыре из указанных этапов. Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый и отчасти второй уровни.

Международная экономическая интеграция.

Типы и формы международной экономической интеграции.

Международная экономическая интеграция - это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и МРТ.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь и вглубь и вширь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем, вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

Интеграция - это второй этап развития интернационализации (первый - монополизация, третий - транснационализация).

Основные цели

Интегрирующиеся страны рассчитывают повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства, а также

    Использовать преимущества "экономики масштаба";

    Сократить трансакционных издержки;

    Создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку;

    Решить задачи торговой политики;

    Содействовать структурной перестройке экономике, ускорить темпы ее роста.

Предпосылки

    сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран;

    территориальная близость государств;

    общность экономических и других проблем;

    демонстрационный эффект;

    эффект домино (страны, которые оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок).

В современном мире происходит интеграция:

    всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транснационализации и глобализации;

    традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов.

Развиваясь на двух уровнях - глобальном и региональном, - интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров.

Также различают интеграцию на уровне предприятий и интеграцию на уровне государств:

1. Институциональный тип интеграции, или интеграция государств - это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизводительных процессов, в результате чего сближаются социальные, политические, институциональные структуры объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей.

Формы, или виды, региональной интеграции могут быть разными. Они характеризуются степенью свободы перемещения внутри группировки факторов производства. В настоящее время существуют следующие формы региональной эк. интеграции:

    Зона свободной торговли (ЗСТ);

    Таможенный союз (ТС);

    Единый или общий рынок (ОР);

    Экономический союз (ЭС);

    Экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли - это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений МТ товарами.

Таможенный союз - соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговли между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

Единый или общий рынок - соглашение, когда к дополнению ТС устанавливается свобода передвижения других факторов производства, т.е. капитала и рабочей силы. ВТ оборот между странами-участницами международной экономической интеграции перестает существовать, образуется внутренний рынок.

Экономический союз - соглашение, когда к дополнению к ОР гармонизируется фискальная и монетарная политика.

Экономический и валютный союз - соглашение, когда к дополнению к ЭС проводится единая макроэкономическая политика, создаются наднациональные органы управления.

Часто международная экономическая интеграция предшествуют преференциальные торговые соглашения.

Основные результаты региональной интеграции:

    Синхронизируются процессы экономического и социального развития стран, сближаются значения макроэкономических показателей развития

    Углубляется взаимозависимость экономик и интегрированность стран

    Рост ВВП и производительности труда

    Рост масштабов производства, сокращение издержек

    Образование региональных рынков торговли

2. Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) - речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают:

    Горизонтальная интеграция. Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.

    Вертикальная интеграция. Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, нос вязанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.

Формы частнокорпоративной интеграции:

    Создание совместных предприятий (СП)

    Проведение международных производственных и научных программ.

Факторы развития международной экономической интеграции

1.Углубление МПП.

2.Социально-экономическая однородность национальных предприятий.

3.Близкие уровни экономического развития групп стран.

4.Тесное переплетение национальных экономик на микроуровни.

5.Длительный пролет сотрудничества.

6.Общие границы и условия развития.

7.Развитие коммуникационных возможностей.

8.Общность культурных и исторических традиций.

9.Целеустремленность государственных органов и партий стран относительно интеграционных процессов.

10.Объективна необходимость общего решения глобальных проблем человечества.

Главные участники и организаторы интеграционного процесса:

1.Государства.

4.Общественные организации.

Тенденциями международной экономической интеграции является глобализация мировой экономики и регионализация. Развитие МЭО, под воздействием специализации и разделения труда, приводит к глобализации.

Основные черты глобализации:

Изменяется форма производства, она переходит в международную форму в виде ТНК; изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т.е. ориентация национальной экономики на международные стандарты; принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ, МВФ, органы ООН и т.д.).

Регионализация - исторически сложившаяся региональная общность с едиными экономико-географическими, культурными и т.д. сходствами.

Зона свободной торговли

Зона свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Основные зоны свободной торговли:

Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН - Association of South East Asion Nations) - одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967 г.). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Высший орган – собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, территориально расположенный в Джакарте (Индонезия);

Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

Европейская ассоциация свободной торговли – в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

Балтийская зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;

Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.;

Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.;

Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;

Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.

В информационных лентах или новостных передачах часто можно услышать слово «интеграция», как правило, в контексте какого-либо экономического или политического события или ситуации. Оно достаточно плотно вошло в наш лексикон, но при этом его значение понятно не всем. Эта статья поможет ответить на вопрос о том, что такое интеграция. Кроме того, вы сможете восполнить пробелы в знаниях и лучше понимать происходящее на политико-экономическом олимпе.

Что такое интеграция?

Латинское слово «интеграция» означает процесс объединения разных частей в единое целое. При этом в зависимости от контекста применения этого термина определение уточняется и дополняется. В экономическом контексте интеграцией называется процесс активного сближения, слияния и взаимного приспособления национальных хозяйственных систем. Они склонны к саморегулированию и саморазвитию на основе согласованных между государствами политических и экономических договорённостей.

Международный уровень

Международная экономическая интеграция заключается в ряде критериев, которые в итоге определяют её сущность:

  • Она вероятна лишь между странами, которые близки друг другу по социальному и идеологическому укладу, имеют политическую совместимость систем и сопоставимость по экономическому уровню развития.
  • Международная экономическая интеграция эффективна и тем более успешна только на одинаково высоком уровне развития производительных сил, то есть возможна между развитыми странами.
  • Имеет собственную внутреннюю логическую последовательность проводимых мероприятий, так как различные компоненты интеграции имеют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
  • Она управляется и направляется на самом высоком уровне – межгосударственном и межправительственном.

Европейский вариант

Европейская интеграция имеет достаточно длительную историю, где уже на протяжении нескольких десятилетий осуществляется поиск оптимального пути развития и формирования единой Европы. Пока он до сих пор не найден, поскольку страны, пытающиеся объединиться, имеют весьма неоднородные процессы, что и затрудняет интеграцию. Рассмотрим, что такое интеграция по-европейски.

Наиболее длительная, с большим размахом и с глобальными процессами интеграция началась в Западной Европе ещё в 1958 году. Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) положило начало созданию Европейского Союза (ЕС), целью которого было формирование единого экономического, финансового рынка. А в 2002 году европейская интеграция продолжилась созданием единой союзной валюты, что привело к более сложной ступени интеграции – политической.

Признаки интеграции

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать происходящие в стране перемены как предпосылки интеграции или непосредственное начало этого процесса:

  1. Взаимное переплетение и проникновение в другие сферы производственных процессов.
  2. Глубокие изменения экономической структуры в странах, участвующих в интеграции.
  3. Необходимое и целенаправленное управление процессами слияния.
  4. Появление в связи с этим фактором различных структур на межгосударственном уровне.

Формы интеграции

Формы (или этапы) интеграции имеют несколько уровней. В первую очередь, как правило, формируется рынок свободной торговли, направленный на постепенное снижение и дальнейший отказ от таможенных сборов и платежей между странами-участницами в части взаимной торговле различными товарами. Вторым этапом становится создание таможенного союза, предполагающего взаимные беспошлинные торговые отношения и единый внешнеторговый тариф при взаимоотношениях со странами, не объединёнными интеграцией.

Третий этап – это создание единого рынка. Это означает свободный товарооборот и производственные процессы внутри интеграционных стран, а также создание централизованного органа управления. Цель – единый рынок как одно государство, где существует свободное и беспрепятственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. На четвёртом этапе создаётся экономический союз, затем – валютный. Проводится единая политика в отношении экономики, финансов, валюты участников интеграции, а также гражданства.

Условия интеграции

Существует ряд условий, при которых интеграция может быть не только возможной, но и успешной:

  • Экономика объединяющихся стран должна находиться на примерно одинаковом уровне.
  • Все страны объединения должны находиться на стадии роста: экономического, политического, культурного и так далее.
  • Необходимо принятие политических решений на уровне правительств участвующих стран.
  • Желательно близкое территориальное расположение держав, общие границы.
  • Необходимо определиться с государством-лидером в объединении.

Развитие

Существует ряд факторов, влияющих на развитие и ускорение прохождения интеграционных процессов. К ним можно отнести:

  • открытость и прозрачность национальных экономик стран, стремящихся к интеграции;
  • разделение труда на международном уровне;
  • динамичное развитие мировой инфраструктуры и рынка;
  • выход производства за рамки своей страны и его оптимизация на мировом уровне;
  • усиление и перераспределение финансовых потоков;
  • миграционные потоки рабочей силы;
  • международное развитие научно-технического сектора;
  • создание и развитие международных систем управлением транспорта, связи и информации.

Все вышеперечисленные факторы стимулируют этапы слияния и способствуют переходу объединения на принципиально новый уровень по качеству. Интеграция и развитие вместе усиливают конкуренцию, приводят к увеличению масштабов, прогрессированию специализации и кооперации производства, которые, в свою очередь, способствуют экономическому подъёму.

Плюсы и минусы

Несмотря на то что проведение интеграционных процессов несёт в себе массу положительных факторов для национальных экономик объединяющихся стран-участниц, здесь существуют и негативные моменты. Самые распространённые проблемы интеграции следующие:

  1. Процессы сближения и слияния сдерживаются из-за неполного и слабого дополнения экономик стран-участников.
  2. Инфраструктура развивается неоднородно.
  3. Существует различие в экономических уровнях и, соответственно, в потенциалах дальнейшего развития.
  4. Возможна нестабильность политической системы хотя бы в одной стране-участнице.

Сталкиваясь с подобными препятствиями на интеграционном пути, страны затягивают процессы объединения на долгие годы, что не может положительно сказываться на их экономике и приводит к отрицательным последствиям. Что такое интеграция для стран с менее развитым экономическим сектором? Она приводит к оттоку различных ресурсов и их перераспределению в сторону более устойчивых участников коалиции. Помимо этого, наращивание производства в рамках интеграционного объединения несёт в себе отложенный эффект потерь именно от увеличения масштабов. Существует риск сговора между странами-участницами на определённый сегмент рынка товаров, что, несомненно, приведёт к увеличению цен на них.

К преимуществам интеграционных процессов можно отнести увеличение размеров рынка для свободной торговли, что, в свою очередь, приводит к конкурентной борьбе между странами. Это даёт толчок для обеспечения лучших условий для торговли, вследствие чего происходит улучшение инфраструктуры и также активно распространяются новейшие мировые технологии.

Примеры интеграции

Их в мире достаточно много. Приведём пример самых крупных, известных и успешных объединений:


Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур.

МЭИ - высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результате углубления международной специализации и объединения национальных хозяйств ряда стран.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений.

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капиталов отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей.

На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей вызывает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики.

В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими межгосударственными или наднациональными органами управления.

Формы (стадии) экономической интеграции:

1. Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.

2. Зона свободной торговли – означает отмену торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).

3. Таможенный союз – межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Завершено формирование таможенного союза ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). В данном союзе предусмотрено формирование единого органа управления и единого бюджета (за счет отчислений от таможенных пошлин).

4. Общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и труда, а также согласование между странами-участницами общей экономической политики.

5. Экономический союз – межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и валютно-финансовая политика (например, ЕС).

6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.).

Рис.6.1. Основные формы экономической интеграции

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.

Интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к ресурсам – финансовым, материальным, трудовым; к новейшим технологиям в масштабах всего региона; позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отдельных, наиболее отсталых, районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Вместе с тем нельзя не упомянуть и о проблемах, которые могут возникнуть в процессе интеграционного взаимодействия.

Зона свободной торговли создает неудобство, которое заключается в риске отклонения торговых потоков: производители третьих стран могут ввозить свои товары в зону через страны-участницы с самыми низкими таможенными пошлинами, что искажает движение торговых потоков, а также уменьшает таможенные сборы государств-членов сообщества.

Создание зоны свободной торговли или таможенного союза может, как повысить, так и понизить благосостояние.

Факторы, определяющие интеграционные процессы:

1. Возросшая интернационализация хозяйственной жизни.

2. Углубление международного разделения труда.

3. Общемировая по своему характеру научно-техническая революция.

4. Повышение степени открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены.

Интернационализация представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей стран (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводственного процесса за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют транснациональные корпорации (ТНК).

Другим фактором развития интеграционных процессов являются глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда, происходящие прежде всего под влиянием НТР. Сам термин «международное разделение труда», с одной стороны, традиционно выражает процесс стихийного распределения производственных обязанностей между нациями, специализацию отдельных стран на определенных видах продукции. С другой стороны, производственные обязанности планомерно распределяются внутри фирм и между ними. Получает широкое распространение внутриотраслевая специализация.

Современный этап НТР выводит интернационализацию, как рынка, так и производства на качественно новый уровень, несмотря на неравномерность распространения НТР в различных странах. Научно-техническая революция выступает самостоятельным фактором, обуславливающим возрастание роли внешнеэкономических связей в современном общественном воспроизводстве. Трудно представить успешное развитие науки и техники в той или иной стране вне связи с другими государствами.

Интенсивное развитие в последние годы кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК. Для них внутрифирменное разделение труда вышло за национальные рамки и по существу превратилось в международное. На этой основе повышается степень открытости национальных экономик. Открытая экономика формируется на основе более полного включения страны в мирохозяйственные связи.

Значительную роль в формировании открытой экономики в развитых странах играет внешнеэкономическая стратегия государств по стимулированию экспортных производств, содействию кооперации с зарубежными фирмами и созданию правовой основы, способствующей притоку из-за рубежа капиталов, технологий, квалифицированных кадров.

Предыдущая