Какие птицы зимуют рядом с человеком. Фоторепортаж «Зимующие птицы нашего края. А знаете ли вы какие птицы живут рядом с нами? Зимующие и перелётные птицы: краткий конспект детям

Я живу в небольшом поселке неподалеку от Москвы, рядом с лесом. Каждую весну и лето я слушаю разнообразнейшие трели, писки, вопли и "разговоры" птиц. Несмотря на весь шум и гам, который они регулярно поднимают, зимой, когда большая часть певчих птиц улетает в другие края, становится весьма тоскливо от образовавшейся тишины. Так кто же улетает, а кто остается , и почему?

Кто остается на зиму в наших краях

Зимующие птицы делятся на две группы: оседлые и кочующие . Оседлые постоянно держатся на определенной, обширной территории – с вылупления и до самой смерти, вне зависимости от смены сезонов. Кочующие птицы чередуют между собой территории, перемещаясь в пределах одной климатической зоны, чем и отличаются от перелетных , которые целенаправленно улетают из-за определенной смены сезона в другие страны. Например, к оседлым видам относятся врановые – вороны, сороки, галки - они «дома» круглый год. Кочующие – снегири , прилетают на зиму из Закавказья, Кавказа, Алтая в Московскую область. А перелетными уже будут называться стрижи и ласточки , улетающие на зиму в Африку.

Почему они зимуют

Важную роль играет тип питания птицы и ее умение приспособиться к изменению среды, а точнее – к изменению состава кормовой базы в первую очередь, так как в холода не найти насекомых, некоторых растений и животных.
Оставшиеся у нас зимовать птицы не имеют в основе своего рациона насекомых и способны спокойно найти альтернативу :

  • врановые начинают активнее хищничать;
  • синицы частенько лакомятся падалью и даже пытаются хищничать сами;
  • остальные птицы попросту сильнее налегают на мерзлые ягоды, кору, свои и чужие запасы орехов, семена , и, конечно же, кормушки .

Птицы, живущие рядом с городом, питаются на помойках – это важнейшая кормовая точка, к сожалению или к счастью, которая притягивает зимой ближе к людям много тех птиц, что обитают глубоко в лесах во время сытого лета. Поэтому многие люди думают, что на зимовку прилетает огромное количество птиц – на самом деле, многие из них попросту остаются незамеченными летом , ведя скрытный образ жизни в своей естественной среде обитания.

Замечательные картинки с перелетными и зимующими птицами. Какие птицы остаются зимовать на Родине, а какие улетают?

Гуляя по парку или лесу, мы слушаем пение птиц и часто просто не задумываемся, какая именно птица так славно выводит трели. Есть птицы, которые живут в нашей местности круглый год, но есть и такие, которые по осени улетают в «теплые края».

Дело в том, что зимой птицам очень сложно отыскать себе еду, ведь насекомых, ягод и зерен становится мало, а когда выпадает снег, то их вообще почти невозможно найти. И разные виды пернатых решают эту проблему по-разному: перелетные птицы пролетают сотни и даже тысячи километров до более теплых стран, а оседлые — приспосабливаются к нашим суровым зимам.



Синица в снегу, которая, по-видимому, хочет полакомиться семечками

Осёдлые, зимующие птицы: список, фото с названиями

Чтобы помочь птицам, которые остались зимовать, отыскать еду, вешают кормушки. И вполне возможно, что они заинтересуют таких посетителей:

  • Воробей . Шумные воробушки, которые летают стайками, вполне могут стать первыми посетителями кормушки.


  • Синица. Синицы во многом не уступают воробьям, они шустро бросаются на корм в кормушках. Но по сравнению с воробьями, синицы наделены более кротким нравом. Интересно, что летом синица съедает почти столько же корма, сколько весит сама. Часто в кормушках можно наблюдать смешанные стайки, состоящие и из воробьев, и из синичек.




  • Гаичка . Близкая родственница синицы. Однако грудка у гаички не желтая, а светло-коричневая. Также гаичка отличается от других синиц тем, что она делает дупло в дереве, чтобы свить в нем гнездо.


Гаичка — особый вид синиц
  • Ворона. Ворон часто путают с грачами. Известно, что в западной части России вороны встречаются очень редко. Поэтому если вы живете в европейской части России и видите черную птицу, издающую пронзительное карканье то, скорее всего, перед вами — грач.


  • Голубь. На распространение и образ жизни голубей в значительной степени повлияли люди, которые просто привозили их с собой в разные уголки Земли. Сейчас голуби встречаются на всех континентах за исключением Антарктиды. Голуби с легкостью меняют скалы, которые являются естественной средой их обитания, на постройки созданные человеком.


Кивающая походка голубей связана с тем, что так им легче рассмотреть интересующий их объект
  • Дятел. В теплое время года дятлы питаются преимущественно насекомыми, которых они достают из-под коры деревьев, а в зимнюю стужу, они могут питаться и растительной пищей: семенами и орехами.


  • Сорока. Сорока считается птицей с высоким интеллектом, она способна выражать массу эмоций, в том числе печаль и умеет узнавать свое отражение в зеркале. Интересно, что на тревожный крик сороки, реагируют не только её собратья, но и другие птицы, а также дикие животные, в частности медведи и волки.


Сорока — зимующая птица
  • Сова . Совы бывают разными, большими и маленькими, всего их насчитывается более 200 видов. Эти птицы наделены острым зрением и отличным слухом, что позволяет им вести ночной образ жизни. Интересно, что кисточки на голове совы — это не уши, настоящие уши сов спрятаны в перьях, и одно из них направлено кверху, а другое — книзу, чтобы лучше слышать что происходит над головой и на земле.


Сова — ночная птица
  • Эта птица также считается совой и является близким родственником других сов.


  • Редкая сова, которая живет преимущественно в горной местности в северных широтах. Название птицы по разным версиям означает «несъедобная» или «ненасытная».


  • Галка. Внешне галки похожи на грачей и ворон, более того бывают смешанные стаи, в которых можно увидеть все три вида птиц. Однако по размеру галка меньше вороны. А если вам посчастливится наблюдать за галкой вблизи, то вы сможете без труда распознать её по серой окраске части перьев.


  • Поползень. Эта маленькая птичка очень ловко взбирается по стволам деревьев. Летом поползни прячут семена и орешки в кору, а зимой кормятся этими припасами.


  • Клест. Как и поползень, эта птичка отлично лазит по деревьям и умеет висеть на ветках вниз головой. Любимая еда клеста — семена из еловых и сосновых шишек. Эта птица примечательна тем, что может выводить птенцов даже зимой, но только в том случае, если достаточно еды.


  • Снегирь. Яркое красное оперение на груди есть только у самцов, самки выглядят намного скромнее. Снегирей чаще встречают зимой, так как из-за недостатка еды, они тянутся к людям. Летом же снегири предпочитают лесистую местность и ведут себя неприметно, так что увидеть их нелегко.


  • Свиристель . Птичка с красивым оперением и певческим голосом. Летом питается преимущественно насекомыми и любит селиться в хвойных лесах. Зимой свиристель перебирается в более южные районы страны, её часто встречают в городах. В холодное время года основным кормом птицы становится рябина и другие плоды.


  • Сойка. Крупная птица, которая, впрочем, может прилететь полакомиться в кормушку, повешенную людьми. Летом в городе её встречают редко, но ближе к зиме птица начинает тянуться к человеческому жилью.


  • Королек. Одна из самых маленьких птичек, вес взрослого самца составляет всего 5-7 грамм. Корольки родственники воробьев.


Королек — обитатель лесов
  • . Крупная птица, которая является излюбленным трофеем для многих охотников. Фазаны умеют летать, но чаще передвигаются пешком.


  • Рябчик . Также является объектом охотничьего промысла, несмотря на то, что птица эта достаточно мелкая. Вес взрослого рябчика редко достигает 500 г. Интересно, что самая большая популяция этих птиц обитает именно в России.


Рябчик — птица, которая имеет родство с тетеревом
  • Ещё одна птица, которая имеет отношение к охотничьему промыслу. Водятся тетерева на опушке леса и в лесостепи.


  • Сокол . Считается одной из самых умных птиц на планете и одним из самых лучших охотников. Сокол способен работать в паре с человеком, но приручить его очень непросто.


  • . Как и сокол, является хищной птицей. Зрение ястреба в 8 раз острее человеческого. А устремившись за добычей, ястреб может развить скорость до 240 км/час.


Перелётные, кочующие птицы: список, фото с названиями

  • Грачи отличаются от ворон клювом серо-желтого цвета. На Кубани и в Украине можно увидеть, как по осени грачи собираются в огромные стаи, такие большие, что небо кажется черным от парящих в нем птиц — это грачи, которые летят на юг. Однако грачи относятся к перелетным птицам только условно, часть из них остается зимовать в средней полосе России, часть зимует в Украине, и только некоторые птицы летят на зиму к теплым берегам Турции.


  • очень любят прилетать на свежевскопанную землю, иногда они летят прямо за пашущим трактором, чтобы успеть достать из разрытой земли, как можно больше червей и личинок.


  • Эта неприметная птичка с певческим голосом любит тепло, и поэтому по осени улетает на юг. А для зимовки наши родные соловьи облюбовали жаркую Африку. Эти птицы летят зимовать в восточную часть континента — Кению и Эфиопию. Однако насладиться их пением местные жители не могут, потому что поют соловьи только в брачный период, который у них проходит на Родине.


  • Ласточка. Ласточки любят скалистую местность, часто селятся они и на отвесных стенах карьеров, которые выкопали люди. Однако наши зимы для ласточек слишком суровы и поэтому осенью они улетают в южную, дальнюю от нас, часть Африки или в Тропическую Азию.


  • Чиж . Как и грач является перелетной птицей, которая прилетает рано и зимует недалеко: на Кавказе, в Казахстане и в южной Европе. Внешне чижи неприметны, их серо-зеленые перья, абсолютно не бросаются в глаза на фоне ветвей. Нрав у птички под стать внешности: тихий и кроткий.


  • Щегол. В Европе это зимующая птица, однако, в России щеглов можно увидеть только летом. К зиме щеглы собираются в стайки и отправляются на земли с более теплым климатом. Щеглы близкие родственники чижей.


Щегол — одна из самых пестрых птиц
  • Стройная птичка, которая быстро бегает по земле и при каждом шаге потряхивает хвостом. Зиму трясогузки проводят в восточной Африке, южной Азии, а иногда и в южной Европе.


  • Перепел. Единственная птица из отряда курообразных, которая является перелетной. Вес взрослого перепела не так уж велик и составляет 80-150 г. Летом перепелов можно встретить в полях, засеянных пшеницей и рожью. Зимуют перепела далеко за пределами нашей Родины: в южной части Африки и в южной Азии, на полуострове Индостан.


  • Дрозд . Певчий дрозд своими сладкими трелями создает достойную конкуренцию соловью. А внешний вид его, как и у соловья, неприметный. Зимой дрозды становятся европейцами: Италия, Франция и Испания — их вторая родина.


  • Жаворонок . Жаворонки возвращаются из теплых стран очень рано, порой уже в марте можно слышать их звонкую песню, которая становится предвестником весеннего тепла. А зимуют жаворонки в Южной Европе.


  • Чайка . С наступлением холодов чайки, живущие на побережьях северных морей, мигрируют к Черному и Каспийскому морям. Но с годами чайки все больше тянутся к людям, и всё чаще остаются зимовать в городах.


  • . Стрижи зимуют в Африке, причем долетают до её экваториальной части или и вовсе отправляются в южную часть материка.


  • Скворцы очень нуждаются в домиках-скворечниках, так как чаще всего потомство выводят они именно в них. А зимовать наши скворцы отправляются в Южную Европу и Восточную Африку.




Это причудливое черное облако — стая скворцов, возвращающихся домой
  • Зяблик . Зяблики из западной части страны зимуют преимущественно в Центральной Европе и Средиземноморье, а зяблики, летом обитающие вблизи Урала, — отправляются на зимовку в Южный Казахстан и южные регионы Азии.


Зяблик — шумный обитатель леса
  • Цапля . Определить где зимуют цапли достаточно сложно, часть из них преодолевает огромные расстояния до Южной Африки, часть зимует в Крыму или на Кубани, а в Ставропольском крае цапли иногда и вовсе остаются зимовать.


  • Журавль . Эта птицы моногамны, и однажды выбрав партнера, сохраняют ему верность всю жизнь. Селятся журавли в болотистой местности. А места их зимовки столь же разнообразны, как и у цапель: Южная Европа, Африка и даже Китай — во всех этих частях света можно встретить журавлей, прилетевших из России зимовать.


  • Аист . В России встречаются черные и белые аисты. Белые аисты вьют огромные гнезда, ширина которых составляет до полутора метров, и делают очень длинные перелеты на юг. Порой они преодолевают пол планеты и долетают до ЮАР — страны, которая находится на самом юге Африки.


  • Лебедь . Лебедь — птица олицетворяющая преданность и романтику. Лебеди относятся к водоплавающим птицам, поэтому и для зимовки они выбирают места возле воды, часто это Каспийское или Средиземное море.


  • Утка . Дикие утки зимой, как правило, не улетают далеко и остаются на просторах постсоветских государств. Примечательно, что их домашние сородичи по осени также начинают беспокоиться и порой пытаются улететь, иногда они даже перелетают загородки и пролетают незначительные расстояния.


  • . Кукушки селятся и в лесах, и в лесостепи, и в степи. Подавляющее большинство кукушек улетает зимовать в тропическую и Южную Африку, реже кукушки зимуют в Южной Азии: в Индии и Китае.


  • . Небольшая птичка с певческим голосом и ярким оперением, которая улетает зимовать в тропики.


  • . Просыпаются на рассвете и одними из первых заводят утреннюю песнь. Раньше эту маленькую певчую птичку называли малиновкой. Зимовать зарянки улетают в Южную Европу, Северную Африку и на Ближний Восток, домой возвращаются в числе первых.


Чем отличаются перелётные птицы от зимующих: презентация для дошкольников





Слайд 2

Слайд 3: презентация перелетные птицы

















Почему перелетные птицы улетают в теплые края, где они зимуют, почему возвращаются обратно?

Зима — суровое испытание для птиц. И остаются зимовать только лишь те, которые в суровых условиях могут добыть себе пропитание.



Какими могут быть способы выживания птиц в холодную пору?

  • Некоторые птицы запасают летом корм на зиму. Они прячут семена растений, орехи, желуди, гусениц и личинок в траве и трещины на коре деревьев. К таким птицам относится поползень.
  • Некоторые птицы не боятся людей и живут вблизи жилых домов. Зимой они находят еду в кормушках и на мусорных кучах.
  • Некоторые птицы являются хищниками и питаются грызунами. Есть хищные птицы, которые могут питаться зайцами, охотиться на рыбу, мелких птиц и летучих мышей.


Если птица может найти себе зимой еду — значит ей не нужно отправляться осенью в утомительный и трудный перелет в теплые края.



Казалось бы, всё просто, и единственная причина сезонной миграции птиц — отсутствие пищи. Но на самом деле здесь больше вопросов, чем ответов. К примеру, представьте себе, что дикой утке, которая является перелетной птицей, предоставили пруд с искусственным подогревом и достаточное количество еды. Останется ли она зимовать? Конечно же, нет. Её позовет в дальнюю дорогу, сильное чувство, которое сложно объяснить, называемое природным инстинктом.



Получается, что птицы улетают в теплые края, как бы по привычке, потому что сотни и тысячи лет так делали их предки.



Ещё один вопрос, требующий ответа: почему птицы возвращаются из теплых стран каждую весну? Ученые-орнитологи сделали выводы, что начало обратного перелета связано с активизацией половых гормонов и началом периода размножения. Но зачем птицам пролетать тысячи километров и выводить птенцов именно там, где они сами появились на свет? Поэты и романтичные натуры говорят, что птиц, как и людей, просто тянет на Родину.

Откуда перелетные птицы знают, куда им лететь? Вопрос, на который и по сей день, нет вразумительного ответа. Экспериментально доказано, что птицы могут ориентироваться в абсолютно незнакомой местности и в условиях ограниченной видимости, когда не видно ни солнца, ни звезд. У них есть орган, который позволяет ориентироваться по магнитному полю Земли.

Но загадкой остается то, как молодые особи, которые раньше никогда не летали в теплые края, сами находят место зимовки, и как они узнают маршрут, по которому нужно лететь? Получается у птиц, на генетическом уровне записана информация о точке на карте, куда нужно лететь и более того, нарисован к ней маршрут.



Вьют ли гнезда перелетные птицы на юге?

Птицы, зимующие в теплых краях, не откладывают яйца и не высиживают птенцов, а значит и гнездо им не нужно. Гнездо нужно только птенцам, которых перелетные птицы будут высиживать на своей Родине.



Какие птицы весной первыми и последними прилетают?

Первыми весной прилетают грачи . Эти птицы возвращаются на Родину ранней весной, когда появляются первые проталины в снегу. Своим крепким клювом грачи выкапывают на таких проталинах личинок, которые и составляют основу их рациона.

Последними прилетают птицы, которые питаются летающими насекомыми. Это ласточки, стрижи, иволги. Рацион этих птиц состоит из:

  • Комаров
  • Мошек
  • Слепней
  • Жуков
  • Цикад
  • Бабочек

Поскольку для появления большого количества взрослых летающих насекомых из личинок нужна теплая погода и примерно две недели времени, то и птицы, питающиеся ими, прилетают на родину после массового появления этих насекомых.



Какие птицы осенью первыми и последними улетают?

С наступлением осенних холодов насекомые завершают активный жизненный цикл и впадают в спячку. Поэтому первыми улетают в теплые края птицы, которые питаются насекомыми. Затем улетают птицы, которые питаются растениями. Последними улетают водоплавающие птицы. Для них даже осенью в воде достаточно корма. И улетают они перед тем, как вода в водоемах начинает замерзать.

ВИДЕО: Птицы летят на юг

Стая каких перелетных птиц обещает снег?

По народным приметам, если на юг улетела стая диких гусей — нужно ожидать выпадения первого снега. Эта примета может не совпадать с реальными погодными явлениями. Так на севере России гуси улетают в теплые края в середине сентября, а снег может выпасть намного раньше. Скажем первый снег в Норильске в этом году выпал 25 августа. На юге гуси улетают в теплые края в конце октября, и иногда даже в начале ноября. Первый снег в этих областях может приходиться на это время. Но все зависит от погодных условий осени. Бабье лето здесь может затянуться на весь октябрь.

ВИДЕО: Гуси собираются в стаи для перелетов на юг

Какая птица из отряда курообразных является перелетной?

Перелетной птицей из отряда курообразных является перепел . Ареал обитания перепела выходит за пределы России на западе и юге. На востоке эти птицы обитают до западного побережья озера Байкал. Распространены они в Европе, Западной Азии и Африке.



На зиму они улетают на юг. И зимуют в Индостане, Северной части Африки и Юго-Западной Азии.

ВИДЕО: Как летят перелетные птицы?

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2.Чем отличаются повадки разных птиц:

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Вот прилетели чечетки . Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.

Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей

Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать на «Родной тропинке» своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия будет состоять из нескольких частей. и про каждую зимующую или кочующую птичку Вы найдете отдельную статью со сказками, рассказами, картинками и заданиями, мульфильмами.

Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания.я сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миром

Зимующие птицы. Картинки для детей.

Сравните вместе с малышом птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?

По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) — говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.

Речевая игра «Скажи наоборот»

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по теме «Зимующие птицы»:

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Можно проводить эту игру в «волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка — это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» — и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?» по теме «Зимующие птицы»

Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.

Вот мои картинки-загадки для малышей. Все эти картинки в хорошем качестве и разрешении есть в презентации в конце статьи. Презентацию можно скачать бесплатно.

Отгадки на загадки:

  1. Хвостик, клюв и грудка снегиря. Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыше, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
  2. Это воробьиные перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
  3. Голова и клюв голубиные. Голубя легко узнать по сизым перышкам.

Игровое задание по теме «Зимующие птицы» — «Разложи марки» (для детей 5-7 лет)

В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.

Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.

Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.

Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой – зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей – кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»

  • Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.
  • А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).
  • А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости – кочующие птицы.

Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы – ласточки, аисты)

А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель) На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?

Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?

Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:

1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.

2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.

3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй – картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками– знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».

Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие — в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала: «Ночь!». Тогда птички засыпают — каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.

Можно вводить в игру дополнительный персонаж – кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило – ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.

4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку — например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже не деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?

Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц?Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!

В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!

Хотите верьте – хотите проверьте.

Народные приметы о зимующих птицах

В следующих статьях Вы можете познакомиться с зимующими птичками поближе. Мы поговорим с каждой из них, послушаем сказки о них, отгадаем загадки и узнаем интересные игры. По этой теме Вы можете почитать:

А вместе с детьми Вы можете посмотреть картинки этой статьи в высоком качестве в виде презентации здесь. Для просмотра картинки в полноэкранном режиме нажмите значок в правом нижнем углу.

Презентация для детей»Зимующие птицы»

Презентацию для детей с картинками из этой статьи в высоком качестве для распечатки или показе детям на экране вы можете , а также в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы » Документы» под видеозаписями сообщества).

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда — рисование «Моя любимая птичка».

Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Фото 4. Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

С наступлением холодов природа замирает. Там, где прежде было слышно веселое пение птиц, становится тихо. Черные стрижи , соловьи, пеночки-теньковки улетают в теплые края. Другие виды птиц, несмотря на холода, остаются в родных краях. Они не впадают в спячку, как некоторые млекопитающие, а бодрствуют всю зиму и ведут активный образ жизни. Что это за птицы? Как они справляются с нелегкими погодными условиями и нехваткой корма в зимний период? И почему даже зимой они не покидают свою родину?

Почему птицы не мерзнут зимой

Птицы, будучи теплокровными животными, за счет подвижности своих перьев способны поддерживать постоянную температуру тела в районе 38-43,5°С. Степень взъерошенности оперения меняется в зависимости от температуры окружающей среды. И это не случайно: взъерошенные перья, принимая форму шара, по отношению к поверхности тела, увеличивают толщину теплоизолирующей воздушной прослойки, следовательно, уменьшают потерю тепла. Оперение в данном случае работает по тому же принципу, что и пуховой наполнитель в теплых куртках.

Специальная функция регуляции теплоотдачи присуща и неоперенным конечностям птиц. Поступающая в лапы кровь тут же отдает часть своего тепла возвращающейся венозной крови, при этом охлаждая конечности почти до нуля градусов. Именно этим объясняется тот факт, что кряквы не мерзнут в ледяной воде.

Более того, птицы могут «заряжаться солнечной энергией». Это возможно благодаря наличию более темных участков основания оперения, которые улавливают солнечные лучи и согревают птиц.

Также в холодные ночи птицы могут самостоятельно понижать температуру своего тела. Они впадают в состояние оцепенения, которое значительно замедляет обмен веществ, а вместе с ним и потребление энергии.

Что едят птицы зимой

Для поддержания тепла птицам в первую очередь необходим постоянный приток энергии за счет потребления пищи. Многие насекомоядные птицы включают в свой рацион богатые жирами семена, орехи, зерна, которые являются высококалорийным кормом. Осенью на деревьях и кустарниках созревают ягоды и плоды, которые в зимний период послужат дополнительным, а для некоторых видов птиц и основным видом корма.

Также в зимний период в рацион птиц входят пауки и мелкие насекомые с их личинками, живущие под корой деревьев, между корнями растений или в компостной куче. Так как зимой световой день значительно короче ночи, птицам часто не хватает времени на поиск еды. Именно поэтому еще летом они делают запасы:сойки закапывают в землю желуди, гаички, поползни и хохлатые синицы прячут в щели древесной коры семечки и зерна.

Птицы бывают перелетными и оседлыми и не только

Не все птицы, остаются у себя на родине круглый год. Если домовый воробей и большая синица относятся к так называемым «оседлым» птицам, то свиристель и клест считаются уже «кочующими» – они перемещаются с места на место при наступлении неблагоприятных погодных условий. Есть и «частично перелетные» птицы, например, черный дрозд и рябинник . Некоторые особи или даже целые популяции улетают в далекие края по причине своей генетической предрасположенности. При этом в одном месте могут зимовать сразу несколько различных популяций, или северные сородичи могут облюбовать территорию оставшихся на своей родине южных особей. Так, в наши края прилетают, например, птицы с северных и восточных природных зон.

В период холодов, когда природа впадает в состояние глубокого покоя, начинает действовать жесткий механизм естественного отбора. Слабые особи одной популяции, которые не выдерживают холодных зим, спариваются с более устойчивыми к неблагоприятным природным условиям особями из других мест гнездования, чтобы иметь возможность размножаться дальше.

Перелетные птицы превращаются в оседлых

Несмотря на такой жесткий отбор, нельзя утверждать, что перелетные птицы переносят зимний период намного лучше. У одних птиц длительный перелет отнимает много времени и сил, для других он и вовсе представляет собой большой опасности: смена местообитания на время зимовки, плохие погодные условия и охота в Южной Европе и Северной Африке часто осложняют миграцию.

Глобальное потепление и растущее население земли привели к тому, что сегодня все больше и больше птиц перестают мигрировать на дальние расстояния. Так, например, серые журавли остаются зимовать во Франции, вместо того чтобы лететь в Южную Испанию. В Москве стали оставаться на зимовку горихвостки, зарянки и различные водоплавающие виды птиц. Миграционный маршрут перелетных птиц в целом сократился по сравнению с предыдущими годами втрое. Некоторые виды становятся даже оседлыми или совершают лишь незначительные перемещения в период суровых холодов. Для генетически сильных в период миграционной активности перелетных птиц, летающих на длинные расстояния, это может стать настоящей проблемой. Ведь к тому моменту, когда они вернутся из Африки в родные края, лучшие места гнездования будут уже заняты теми, кто остался.