Проблемы, возникающие при классификации объектов тк по тн вэд тс, и причины их возникновения. Проблемы, возникающие при классификации инструментов, приспособлений в тн вэд тс, причины их возникновения и пути решения Идентификация и классификация товаров в

Контроль правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС перемещаемых через таможенную границу товаров – представляет собой очень сложный процесс, который, с одной стороны, требует наличия определенного интеллекта, умения человека мыслить гибко и нестандартно, а с другой, способностей к отстаиванию своей точки зрения в спорах с участниками внешнеэкономической деятельности. Поэтому проблем в этой области избежать удается довольно редко.

В большинстве своем проблемы, которые возникают в практической деятельности в таможне, связаны с субъективным анализом текстов и положений Товарной номенклатуры.

Проблема, обусловленная субъективным фактором, служит базисом, с которым связаны все другие возникающие на практике проблемы и сложности по классификации и контролю классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. Чтобы этого избежать, необходимо последовательно применять Основные правила интерпретации, внимательно изучать примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.



Основная сложность и проблема заключается в том, что, критерии отнесения товаров к той или иной позиции ТН ВЭД не всегда достаточно четки. Например, есть несколько критериев, по которым классифицируется чай, и информации, что это просто чай не достаточно, так как чаем называются и чайные напитки, которые относятся совсем в другую группу. В таких случаях решающую роль играют прецеденты принятия таможенными органами решений по классификации тех или иных товаров, а также международная практика и, прежде всего, практика Всемирной таможенной организации. Еще одним решением считается получение официального заключения таможенных органов по коду товара в рамках процедуры принятия предварительных классификационных решений .

Некоторые принятия решений о классификации товаров требуют опыта и высокого уровня квалификации. Часто должностные лица таможенных органов не обладают такими качествами. Необходимо предъявлять повышенные требования при поступлении гражданина на государственную службу.

Еще одной проблемой является большое количество актов, применяемых при классификации товаров и при осуществлении ВЭД, которые должен изучить, как декларант, так и должностное лицо таможенного органа. К сожалению, должностные лица таможенных органов и участники ВЭД не всегда в достаточной степени владеют подобной информацией и полагаются лишь на собственную интуицию. Для решения этой проблемы необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение возможности изучения необходимых документов.

Изменения в ТН ВЭД ТС вносятся решениями Комиссии Таможенного союза, следуя из этого, редко учитываются предложения (мнения) участников ВЭД при разработке и применении товарных номенклатур.

Опираясь на данные описания товара в 31 графе таможенной декларации и, учитывая уже установленные нами выше в тексте параметры классификации чая, используемые непосредственно для определения кода в соответствии с ТН ВЭД установим и рассмотрим основные причины, затрудняющие номенклатурную идентификацию чая как объектов таможенного контроля:

· в комплектах документов, прилагаемых к ТД, в соответствии с которыми оформлен чай отсутствуют заверенные в установленном порядке копии экологического сертификата соответствия, инструкции по эксплуатации, иной информации, подготовленной изготовителем товара, то есть документов, необходимых для подтверждения информации о составе плит, заявленной в графе 31 ТД;

· неполное описание товара на досмотре из-за недостаточной профессиональной подготовленности сотрудников таможенных органов;

· невозможность определить некоторые необходимые для классификации характеристики органолептическим методом и др.

На основе примеров декларирования чая, рассмотренных в таблице 3, их параметров классификации, а так же выявленных в ходе работы причин и проблем, затрудняющих номенклатурную идентификацию чая как объектов таможенного контроля, самостоятельно составим перечень признаков, по которым товары товарных позиций 0902 должны быть описаны в акте таможенного досмотра.

Таким образом, для эффективного определения вида чая, минимизации рисков, связанных с перемещением данного вида продукции необходимо провести ряд мероприятий: совершенствование технологий таможенного досмотра, разработка новых и усовершенствование действующих методов оперативной диагностики и идентификации чая, информационные технологии и инфраструктура, совершенствование нормативно-правовой базы в области классификации чая.

За последние годы число импортеров чая в Россию возросло до 1,5 тысяч, причем большинство новых фирм-импортеров поставляют чай нелегально, поэтому возникают большие риски (например, может быть представлен некачественный товар, фальсифицированный товар), как при классификации чая, так и при определении подлинности, потребляемого населением России. Чай не является товаром, относящимся к группе риска, однако известны случаи его недостоверного декларирования при таможенном оформлении. Участники ВЭД часто недостоверно декларируют этот товар, перемещая под видом недорогих чаев дорогие сорта чая, нарушая этим экономические интересы государства. Высокая стоимость лучших сортов чая и ограниченность районов его выращивания создают предпосылки для многочисленных способов фальсификации чая. Как известно, заявление недостоверных сведений о товаре, его неверное описание и указание недостоверного кода ТНВЭД приводят к занижению таможенных платежей.

С целью занижения объемов таможенных платежей, недобросовестные участники ВЭД предоставляют таможне недостоверные сведения о стоимости перемещаемых товаров, кодах товаров по ТН ВЭД ТС, что ведет к уменьшению таможенных платежей и налогов и сокращению поступления денежных средств в государственный бюджет. В 2010 году всего было выявлено свыше 25 тысяч случаев неправильной классификации товаров, что потребовало корректировки кода. В первом квартале 2011 года выявлено 5357 подобных случаев. Борьбу с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости таможенные органы методично занимаются уже ни первый год.

За недостоверное декларирование ввезенного товара предусматривается штраф в размере от 50 до 200% от его стоимости. В случае если вновь определенный код товара влияет на принятие решения о помещении товара под заявленный режим, на применение запретов и ограничений, товар может быть не выпущен. Но пока такая борьба является малоэффективной.

Итак, для решения проблем, связанных с неправильной классификацией чая, необходимо:

Совершенствование нормативно-правовой базы;

Предъявление высоких квалификационных требований к лицам, поступающим на государственную службу;

Внимательное изучение текстов товарных позиций, примечаний к разделам, группам, позициям и субпозициям, знание Основных правил интерпретации;

В случае невозможности определения кода: обращение в таможенный орган для получения официального заключения таможенных органов по коду товара в рамках процедуры принятия предварительных классификационных решений;

Учитывать предложения участников ВЭД при разработке и применении товарных номенклатур;

Совершенствование технологий таможенного досмотра с применением СУР.

Заключение

Проведенный анализ изученного учебного материала, нормативных документов показал, что проблемы классификации чая по ТН ВЭД ТС существуют.

В данной курсовой работе была изучена нормативно-законодательная база классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС, рассмотрены проблемы, связанные с классификацией чая по ТН ВЭД ТС,проведен анализ статистических данных об экспорте и импорте чая в РФ. Так же проанализирована практика декларирования чая и рассмотрены примеры декларирования чая по ТН ВЭД ТС, разработаны пути минимизации таможенных рисков при классификации чая по ТН ВЭД ТС.

В результате проделанной работы установлено, что причинами проблем, связанных с неправильной классификацией чая, являются: неполное или недостоверное описание товаров в предъявляемых документах; невнимательное изучение примечаний к разделу и группе, текстов товарных позиций и подсубпозиций.

В целях пресечения и предупреждения нарушений таможенных правил, обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства ТС, необходимо принимать все возможные меры, совершенствуя законодательство, обеспечивая участников ВЭД информационно-справочными материалами по классификации товаров, повышая уровень профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов и совершенствуя технологии таможенного досмотра.

Большинство проблем недостоверного декларирования связано непосредственно с торговым названием чай, не всегда соответствующим определению этого товара, данному в ТН ВЭД ТС. Так же существуют некоторые проблемы определения классификационного кода по ТН ВЭД ТС, они могут возникать из-за недостаточности сведений, указанных в декларации или на товаре: указание на наличие или отсутствие вкусо-ароматических добавок, указание степени ферментации чая, вида и веса упаковки.

Анализируя статистику об импорте чая в России и экспорте чая с территории России, можно сделать вывод о том, что импорт чая в тыс. тонн за 2009-2012 гг. был не стабилен, в 2011 году наблюдался наибольший рост, что связано с выходом страны из кризиса, но в 2012 году импорт снова начал падать, из-за нового экономического кризиса. Среди стран импортеров лидером являлась Шри-Ланка. Относительно экспорта чая, можно сказать, что в 2011-2012гг. наблюдался значительно менялся в эти годы, причем в разных странах по-разному. Наибольшее количество чая экспортируется в Азербайджан. В 2012 году экспорт вырос во всех странах, за исключением Казахстана.

Таким образом, в результате проведенной работы поставленная цель – изучение и выявление проблем, связанных с контролем классификационного кода чая по ТН ВЭД ТС – была достигнута.

Список литературы

1. Горяева А.А., Столярова А.С. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006 - 189 с.

2. Драганов, В.Г. Основы таможенного дела / В.Г. Драганов - М.: Экономика, 2005. - С.244- 266.

3. Единый таможенный тариф Таможенного союза

4. Елизарова, Л.Г. Экспертиза качества чая: учебник/ Л.Г. Елизарова. М.:2001 г. – 39 с.

5. Импорт и экспорт чая в РФ [Электронный ресурс]// Статистика и аналитика товарных рынков – URL: http://www.vvs-info.ru/novosti%20rinka/eda.php?ELEMENT_ID=4845

6. Импорт чая [Электронный ресурс]// Российский статистический ежегодник – URL: www.gks.ru

7. Письмо ФТС России 06-37/31433 от 08.09.06. «О классификации товара» [Электронный ресурс]// Таможенный компьютерный сервис – URL: www.tks.ru/law/2006/

8. Приказ ФТС Росси № 500 от 17.03.2010 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ТС».

9. Приложение к письму ГТК России от 27.02.2003 № 01-06/8166 [Электронный ресурс]// Все о чае – URL: http://teatips.ru/index.php?act=2&id=844&dep=37

10. Принципы классификации [Электронный ресурс]// Декларант плюс – URL: http://www.deklarant.ru/clasifik_pravila.php

11. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851 (ред. от 12.03.2013) "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" [Электронный ресурс] // Том 1. Разделы I - VI. Группы 1 – 28 от 12.03.2013 – URL: http://base.consultant.ru

12. Рынок чая в России [Электронный ресурс]// Российско-китайский торговый дом CHIN-RU – URL: http://chin-ru.com/rynok-chaja-v-rossii/

13. Статистика внешней и взаимной торговли товарами [Электронный ресурс]// Евразийская Экономическая Комиссия – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx

14. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru

15. ТН ВЭД ТС [Электронный ресурс]// Информационно-консультационная система: «Виртуальная таможня» – URL: http://www.vch.ru/urlica/tnved.html

16. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tsouz.ru

17. Чай [Электронный ресурс]// TEA.ru – URL: www.tea.ru

18. Чепурной, И.П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: учебник. – 3-е изд. – М. : Дашков и К, 2007 . – 404 с.

19. Экспорт чая из России: структура и экспортёры [Электронный ресурс]// Статистика ВЭД – URL: http://www.ved-stat.ru/analiz/60-tea-export-2010

20. Экспорт и импорт важнейших продуктов за 2009-2012 гг. [Электронный ресурс]// Федеральная таможенная служба – URL: http://www.customs.ru

DOI 10.24147/2542-1514.2019.3(1).72-78

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

(на примере Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

Евразийского экономического союза)

А.Ф. Алгазина

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления -10 декабря 2018 г. Дата принятия в печать -25 февраля 2019 г. Дата онлайн-размещения -20 апреля 2019 г.

Ключевые слова

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, классификация товаров в таможенных целях, таможенная классификация, таможенное право, таможенное дело, таможенное законодательство, ЕАЭС

Рассматриваются проблемы понятия классификации товаров в таможенных целях, характеризуется правовая основа Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также выявляются особенности дел об оспаривании решений таможенных органов о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. На основании анализа доктринальных источников делается вывод, что под классификацией товаров в таможенных целях следует понимать совершаемое декларантом либо таможенными органами действие по отнесению товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации и соответствующим им цифровым кодам, имеющее юридическое значение при определении размера таможенных платежей, при применении мер нетарифного регулирования и в рамках таможенной статистики в целях обобщения данных о перемещаемых товарах. Исследование правовой основы ТН ВЭД позволило определить особенности применяемой в ЕАЭС системы кодирования товаров, исследование арбитражной практики - выявить особенности споров участников внешнеэкономической деятельности по вопросам классификации товаров в таможенных целях.

ACTUAL PROBLEMS OF CUSTOMS CLASSIFICATION

(on the example of Foreign Economic Activity Commodity Nomenclature

of the Eurasian Economic Union)

Anna F. Algazina

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Foreign Economic Activity Commodity Nomenclature, classification of goods for customs purposes, customs classification, customs law, customs, customs legislation, EAEU

The subject. The article is devoted to the main problem of customs classification on the example of Foreign Economic Activity Commodity Nomenclature (FEACN) of the EAEU. The purpose of the paper is to define the concept and meaning of classification of goods for customs purposes, the characteristics of the legal basis of FEACN, the identification of the features of cases challenging the decisions of customs authorities on the classification of goods in accordance with the EAEU FEACN. The hypothesis is to confirm or refute the relevance of the problems of customs classification for participants of foreign economic activity, and for customs authorities.

The methodological basis for the study: general scientific methods (analysis, synthesis, comparison, description); private and academic (interpretation, formal-legal). Results, scope. Features of classification of goods in customs declaration, in the implementation of customs control and in other cases regulated by the Customs Code of the EAEU. The classification of goods for customs purposes should be understood as the action taken by the declarant or customs authorities to classify goods as specific commodity items, subitems and sub-sub-items of FEACN in accordance with the Basic rules of interpretation and the corresponding digital codes, which has legal significance in determining the amount of customs payments, in the application of non-tariff regulation measures and in the framework of customs statistics for the purpose of summarizing data on goods moved. The current FEACN of the EAEU was approved by the decision of the Council of the Eurasian Economic Commission. The FEACN used in the EAEU is derived from the Harmonized commodity description and coding system. In addition, the FEACN of the Commonwealth of Independent States, introduced after the conclusion of the relevant international legal

ISSN 2658-4050 (Online) -

agreement by the former Soviet republics in 1995, acts as the international basis of the EAEU FEACN.

Since the size of customs payments depends on the HS code, the majority of disputes between participants of foreign economic activity and customs authorities arise in this category of cases, moreover, their number increases from year to year.

Conclusions. As a result of the study, the concept and importance of classification of goods for customs purposes are defined, the legal basis of FEACN is characterized, the features of cases on challenging the decisions of customs authorities on the classification of goods in accordance with the EAEU FEACN are revealed. All of the above indicates the relevance of the problems of customs classification for participants of foreign economic activity, and for the customs authorities.

1. Введение

Унификация и гармонизация систем описания и кодирования товаров, используемых для формирования системы таможенных тарифов, является важнейшим направлением международного сотрудничества в сфере таможенного дела. Указанное направление, по замечанию Д.В. Корфа, составляет основной объем работы в сфере международного таможенного сотрудничества .

В настоящее время большинство стран мира ориентируются на Гармонизированную систему описания и кодирования товаров , что позволяет значительно упростить перемещение товаров через таможенную границу и увеличить оборот международной торговли товарами .

Рассмотрение проблем классификации товаров для таможенных целей является чрезвычайно значимым для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку товарная номенклатура наряду со страной происхождения товара относится к числу факторов, оказывающих влияние на размер таможенных платежей. И.Л. Вахтерова также указывает, что тема классификации товаров для таможенных целей является одной из наиболее актуальных, поскольку большинство споров с таможенными органами возникает именно на этапе подтверждения заявленного декларантом классификационного кода товара .

2. Понятие и значение классификации товаров в таможенных целях

Особенности классификации товаров при таможенном декларировании, при осуществлении таможенного контроля и в иных случаях регламентированы Таможенным кодексом Евразийского экономического союза1 (далее - ТК ЕАЭС). При этом ТК ЕАЭС не содержит легального определения понятия «классификация товаров».

1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе

В юридической литературе встречаются различные подходы к определению рассматриваемого понятия. Д.В. Корф предлагает под классификацией товаров в таможенных целях понимать отнесение товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) ЕАЭС в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД и соответствующим им цифровым кодам . То есть классификация товаров рассматривается как разновидность деятельности, осуществляемой в таможенных целях.

Товарная позиция представляет собой классификационную группировку товаров, имеющую без-дефисное наименование и код, состоящую из четырех цифр и более при условии, что все цифры, начиная с пятой, являются нулями. Субпозиция - классификационная группировка товаров, входящая в состав товарной позиции, имеющая одно- или двухде-фисное наименование и либо имеющая код, состоящий из шести цифр или более при условии, что пятая цифра кода отлична от нуля и все цифры кода, начиная с седьмой, являются нулями, либо не имеющая кода при условии, что пятая цифра кодов подчиненных классификационных группировок отлична от нуля. Подсубпозицией именуется классификационная группировка товаров, входящая в состав субпозиции, а при ее отсутствии входящая в состав товарной позиции и либо имеющая код, состоящий более чем из шести цифр, либо не имеющая кода, но имеющая одно- или многодефисное наименование при условии, что коды подчиненных классификационных группировок имеют пятой цифрой нуль и/или состоят более чем из шести цифр .

Встречается и иной подход. В частности, А.В. Нестеров и И.В. Бегишева рассматривают клас-

Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс».

сификацию товаров в таможенных целях как правоотношения, возникающие между субъектами права (должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности) при юридически значимом классифицировании товаров, перемещаемых через таможенную границу, по единой ТН ВЭД .

Фактическое содержание рассматриваемых правоотношений составляет фактическое поведение субъектов таможенно-правовых отношений, юридическое - субъективные юридические права и обязанности субъектов, т. е. меру их возможного и должного поведения в тех или иных ситуациях, установленную нормами таможенного права.

Полагаем, что каждый из приведенных подходов является по-своему верным, поскольку они отражают разные аспекты рассматриваемого явления.

Таможенная классификация товаров выполняет три основные функции:

Использование при определении величины ставки таможенной пошлины;

Использование при применении мер нетарифного регулирования;

Использование в рамках таможенной статистики в целях обобщения данных о перемещаемых товарах.

С учетом вышеизложенного, считаем возможным под классификацией товаров в таможенных целях понимать совершаемое декларантом либо таможенными органами действие по отнесению товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) и соответствующим им цифровым кодам, имеющее юридическое значение при определении размера таможенных платежей, при применении мер нетарифного регулирования и в целях обобщения данных о перемещаемых товарах.

3. Правовая основа Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

В 1983 г. в рамках Совета таможенного сотрудничества была разработана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - ГС) , вступившая в силу 1 января 1988 г. Российская

2 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

ISSN 2542-1514 (Print)

Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров с 1 января 1997 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 372 .

Создание ГС было направлено на увеличение оборотов внешней торговли, поскольку позволила исключить необходимость повторной классификации и кодирования товаров при их перемещении через таможенные границы государств, использующих разные системы классификации.

В настоящее время практически все тамо-женно-статистические номенклатуры мира основаны на ГС . Не является исключением из этого правила ТН ВЭД, применяемая в рамках ЕАЭС .

3 ноября 1995 г. было подписано Соглашение о ТН ВЭД СНГ (далее - Соглашение), которая также является основой ТН ВЭД в ЕАЭС.

ТН ВЭД СНГ является одной из таможенных товарных номенклатур, производных от ГС. Она действует на территории государств, подписавших Соглашение, и представляет собой детализацию кодировки номенклатуры ГС до девятого знака.

Статья 1 Соглашения определяет, что стороны создают единую товарную номенклатуру, производную от ГС, для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учета и обмена статистической информацией. Специфика ТН ВЭД СНГ заключается в том, что ее ведет таможенная служба одного из договаривающихся государств, а именно Российской Федерации. Эти полномочия закреплены в ст. 2 Соглашения и заключаются в том, что Федеральная таможенная служба России следит за изменениями международной основы ТН ВЭД СНГ, приводит ТН ВЭД СНГ в соответствие с номенклатурой ГС, ведет эту номенклатуру и хранит эталонный экземпляр, а также по поручению Совета руководителей таможенных служб утверждает классификационные решения по толкованию ТН ВЭД СНГ .

Действующая в настоящее время ТН ВЭД ЕАЭС утверждена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 542.

Функции по ведению ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ТК ЕАЭС возложены на Евразийскую эконо-

Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС « КонсультантПлюс ».

ISSN 2658-4050 (Online) -

мическую комиссию. В частности, в рассматриваемой сфере Евразийская экономическая комиссия осуществляет следующие функции:

1) мониторинг изменений международной основы ТН ВЭД, а также пояснений по толкованию этой международной основы;

2) приведение ТН ВЭД и пояснений к ней в соответствие с ее международной основой;

3) внесение по предложениям государств-членов изменений в ТН ВЭД и в пояснения к ней;

4) составление и направление в уполномоченные государственные органы государств-членов информации о соответствии кодов ТН ВЭД на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций в виде таблиц при переходе на очередную версию ее международной основы;

5) подготовка и направление в уполномоченные государственные органы государств-членов ТН ВЭД и пояснений к ней;

6) иные функции, необходимые для ведения ТН

Учитывая, что в основе ТН ВЭД ЕАЭС находится Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и ТН ВЭД СНГ, действующая в ЕАЭС система кодирования товаров строится следующим образом: первые шесть знаков кодового обозначения товара соответствуют номенклатуре ГС, седьмой-девятый - ТН ВЭД СНГ3. Десятый знак кода товара предназначен для детализации товаров на уровне ТН ВЭД ЕАЭС.

Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с шестью ОПИ ТН ВЭД, которые применяются по принципу: «Если не первое, то следующее». ОПИ ТН ВЭД по сути закрепляют порядок действий при классификации товаров. Пять первых ОПИ предусматривают включение товара в определенную товарную позицию, шестое правило предусматривает включение товара в соответствующую субпозицию, подсубпозицию.

4. Особенности дел об оспаривании решений таможенных органов о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС

Решение о классификации товара принимается самостоятельно декларантом либо по поручению декларанта таможенным представителем. Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации» при обнаружении таможенным органом как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара.

Оспаривание решений таможенных органов о классификации товаров по ТН ВЭД возможно в таможенных органах и (или) в суде.

Обжалование указанных решений в судебном порядке осуществляется в соответствии с требованиями административного судопроизводства (раздел III Арбитражного процессуального кодекса (далее -АПК) РФ).

Во-первых, бремя доказывания законности и обоснованности принятого решения о классификации товара лежит на таможенном органе, а не на хозяйствующем субъекте. Именно таможенный орган обязан обосновать все правовые и фактические основания принятого им решения.

При этом в компетенцию суда не входит определение позиции, к которой относится конкретный товар в соответствии с ТН ВЭД. В п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 1996 г. № 5 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства» указано: если арбитражным судом в ходе рассмотрения такого спора будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, он признает решение таможенного органа недействительным. Самостоятельно относить товары к соответствующим позициям ТН ВЭД арбитражный суд не вправе.

Во-вторых, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительно-

3 Седьмой и восьмой знаки ТН ВЭД СНГ соответствуют Комбинированной номенклатуре Европейского Сообщества, ко-

торая строится на основе ГС, однако шестизначный код товара дополняется седьмым и восьмым знаками, детализирующими субпозиции.

сти)4. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.

В-третьих, в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации.

В связи с этим важное значение приобретает наличие в материалах дела заключений экспертов относительно идентификационных признаков товаров, поскольку зачастую при классификации товаров требуются специальные знания. Таможенные органы часто назначают идентификационные экспертизы в рамках таможенного контроля в соответствии с гл. 53 ТК ЕАЭС. Однако участники внешнеэкономический деятельности в случае несогласия с выводами таможенных экспертов вправе ходатайствовать о проведении судебной экспертизы в порядке ст. 82 АПК РФ .

О целесообразности назначения судебной экспертизы по вопросам идентификации товара даже при наличии заключения таможенного эксперта свидетельствует и многочисленная судебная практика по аналогичным делам, связанным с оспариванием решений таможенного органа об изменении классификации товара в соответствии с ТН ВЭД5.

Особенности классификации товаров при таможенном декларировании, при осуществлении тамо-

ISSN 2542-1514 (Print)

женного контроля и в иных случаях регламентированы ТК ЕАЭС. Под классификацией товаров в таможенных целях следует понимать совершаемое декларантом либо таможенными органами действие по отнесению товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ и соответствующим им цифровым кодам, имеющее юридическое значение при определении размера таможенных платежей, при применении мер нетарифного регулирования и в рамках таможенной статистики в целях обобщения данных о перемещаемых товарах.

Действующая в настоящее время ТН ВЭД ЕАЭС утверждена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54. Используемая в ЕАЭС ТН ВЭД производна от ГС. Кроме того, в качестве международной основы ТН ВЭД ЕАЭС выступает ТН ВЭД СНГ, введенная в действие после заключения в 1995 г. бывшими союзными республиками СССР соответствующего международно-правового соглашения.

Учитывая, что в основе ТН ВЭД ЕАЭС находится Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и ТН ВЭД СНГ, действующая в ЕАЭС система кодирования товаров строится следующим образом: первые шесть знаков кодового обозначения товара соответствуют номенклатуре ГС, седьмой-девятый - ТН ВЭД СНГ. Десятый знак кода товара предназначен для детализации товаров на уровне ТН ВЭД ЕАЭС.

Поскольку от кода ТН ВЭД зависит размер уплачиваемых таможенных платежей, то большинство споров участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами возникает именно по данной категории дел, более того, их число из года в год увеличивается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корф Д.В. Правовая регламентация классификации товаров: на примере Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС / Д.В. Корф // Публично-правовые исследования. - 2017. - № 1. -С. 32-45.

4 Подробнее см., напр., определения Верховного Суда РФ

от 24 декабря 2018 г. № 308-КГ18-17541 по делу № А53-36259/2017, от 24 декабря 2018 г. № 307-КГ18-21023 по делу № А56-73775/2017; постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июля 2016 г. № Ф04-2578/2016 по делу № А45-15971/2015, от 8 декабря 2015 г. № Ф04-26685/2015 по делу № А45-11897/2014; Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от

5 Подробнее см., напр., постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 февраля 2015 г. № Ф04-15297/2015 по делу № А45-13601/2013, от 29 апреля 2015 г. № Ф04-16419/2015 по делу № А27-2456/2014, от 27 июня 2017 г. № Ф04-1541/2017 по делу № А03-5557/2015, от 15 декабря 2016 г. № Ф04-5879/2016 по делу № А45-17709/ 2015, от 30 сентября 2014 г. по делу № А45-2446/2013.

Правоприменение 2019. Т. 3, № 1. С. 72-78

ISSN 2658-4050 (Online) -

2. Огнивцев В. О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров / В. Огнивцев, В. Хоциа-лов // Внешняя торговля. - 1987. - № 1. - С. 37-40.

3. Корф Д.В. Гармонизированная система описания и кодирования товаров / Д.В. Корф // Реформы и право. - 2008. - № 2. - С. 2-10.

4. Российское таможенное право: учеб. / под ред. Б.Н. Габричидзе. - М.: Норма: Инфра-М, 1997. - 448 с.

5. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть / А.Н. Козырин. - М.: Спарк, 1995. - 134 с.

6. Вахтерова И.Л. Проблематика классификации товаров для таможенных целей на современном этапе развития Таможенного союза ЕврАзЭС / И.Л. Вахтерова. - 2011. - Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

7. Корф Д.В. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и классификация товаров по новому таможенному законодательству: научно-практический комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза / Д.В. Корф // Публично-правовое регулирование экономических отношений: альм. Центра публ.-правовых исслед. 2009-2010 / под ред. А.Н. Козырина. - М.: Центр публ.-правовых ис-след., 2010. - Вып. 2. - C. 137-177.

8. Нестеров А.В. Таможенно-классификационные правоотношения / А.В. Нестеров, И.В. Бегишева // Таможенное дело. - 2015. - № 1. - С. 23-27.

9. Трошкина Т.Н. Правовые основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности / Т.Н. Трошкина. - 2001. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Сафоненков П.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (постатейный) / П.Н. Сафоненков. - М.: Деловой двор, 2015. - 144 с.

11. Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. / А.Г. Чернявский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстиция, 2016. - 556 с.

12. Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / под ред. А.Н. Козырина. - М.: Ин-т публ.-правовых исслед., 2014. - 233 с.

13. Корф Д.В. Классификация товаров в таможенном праве на примере таможенного законодательства Евразийского экономического союза / Д.В. Корф // Реформы и право. - 2017. - № 1. - С. 30-35.

14. Козырин А.Н. Таможенное законодательство Таможенного союза ЕврАзЭС / А.Н. Козырин // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2014. - № 4. - С. 3-7.

15. Подвальный И.О. О некоторых вопросах, возникающих в практике ФАС СЗО при рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности / И.О. Подвальный // Арбитражные споры. - 2013. - № 4. -С. 27-40.

1. Korf D.V. Legal regulation of classification of goods: on the example of the Commodity nomenclature of foreign economic activity of the EAEU. Publichno-pravovye issledovaniya, 2017, no. 1, pp. 32-45. (In Russ.).

2. Ognivtsev V., Hotsialov V. On the Harmonized commodity description and coding system. Vneshnyaya tor-govlya, 1987, no. 1, pp. 37-40. (In Russ.).

3. Korf D.V. Harmonized commodity description and coding system. Reformy i pravo, 2008, no. 2, pp. 2-10. (In Russ.).

4. Gabrichidze B.N. (ed.). Russian customs law. Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 1997. 448 p. (In Russ.).

5. Kozyrin A.N. Customs law of Russia. Common part. Moscow, Spark Publ., 1995. 134 p. (In Russ.).

6. Vakhterova I.L. Problems of classification of goods for customs purposes at the present stage of development of the EurAsEC Customs Union. 2011. Available at "Consultant Plus". (In Russ.).

7. Korf D.V. Unified commodity nomenclature of foreign economic activity and classification of goods under the new customs legislation: scientific and practical commentary of Chapter 6 of the Customs Code of the Customs Union, in: Kozyrin A.N. (ed.). Publichno-pravovoe regulirovanie ekonomicheskikh otnoshenii, Iss. 2. Moscow, Tsentr publichno-pravovykh issledovanii Publ., 2010, pp. 137-177. (In Russ.).

8. Nesterov A.V., Begisheva I.V. Customs-classification legal relations. Tamozhennoe delo = Customs Affairs, 2015, no. 1, pp. 23-27. (In Russ.).

Правоприменение 2019. Т. 3, № 1. С. 72-78

ISSN 2542-1514 (Print)

9. Troshkina T.N. Legal basis of The commodity nomenclature of foreign economic activity. 2001. Available at "Consultant Plus". (In Russ.).

10. Safonenkov P.N. Comment to the Law of the Russian Federation of May 21, 1993 No. 5003-1 "On customs tariff"(article). Moscow, Delovoi dvor Publ., 2015. 144 p. (In Russ.).

11. Chernyavskii A.G. Customs law, 2nd ed. Moscow, Yustitsiya Publ., 2016. 556 p. (In Russ.).

12. Kozyrin A.N. (ed.). Supranational and national regulation in the EurAsEC Customs Union: on the example of customs duty. Moscow, Tsentr publichno-pravovykh issledovanii Publ., 2014. 233 p. (In Russ.).

13. Korf D.V. Classification of goods in customs law on the example of customs legislation of the Eurasian Economic Union. Reformy ipravo, 2017, no. 1, pp. 30-35. (In Russ.).

14. Kozyrin A.N. Customs Legislation of the Eurasian Economic Community Customs Union. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, 2014, no. 4, pp. 3-7. (In Russ.).

15. Podval"nyi I.O. About some questions arising in practice of FAS of SZO when considering cases on challenge of decisions of customs authorities on classification of goods according to the Commodity nomenclature of foreign economic activity. Arbitrazhnye spory, 2013, no. 4, pp. 27-40. (In Russ.).

Алгазина Анна Федоровна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального права Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-3429-1910

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Anna F. Algazina - PhD in Law, Senior Lecturer, Department of State and Municipal Law Dostoevsky Omsk State University 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-3429-1910

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Алгазина А.Ф. Актуальные проблемы таможенной классификации (на примере Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза) / А.Ф. Алгазина // Правоприменение. - 2019. - Т. 3, № 1. -С. 72-78. - Р01: 10.24147/2542-1514.2019.3(1).72-78.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Algazina A.F. Actual problems of customs classification (on the example of Foreign Economic Activity Commodity Nomenclature of the Eurasian Economic Union). Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 72-78. DOI: 10.24147/2542-1514.2019.3(1).72-78. (In Russ.).

Особенностью классификации товаров группы 92 является идентификация способа извлечения звука музыкальных инструментов, что привело к группировке органов в товарной позиции с клавишными инструментами, а аккордеонов – с духовыми.

Некоторые музыкальные инструменты могут иметь электрический звукосниматель, тем не менее, они включаются в товарные позиции в соответствии с функциональным назначением (9101 – 9206), при условии, что без этого электрического оборудования ими всё равно можно пользоваться как аналогичным традиционным музыкальным инструментом.

Однако, электрическое оборудование музыкальных инструментов, если оно не является неотъемлемой часть этого инструмента, то будет классифицироваться в товарной позиции 8518. Музыкальный инструмент, для которого электрическое оборудование является неотъемлемой частью, будет классифицироваться в товарной позиции 9207.

Принадлежности музыкальных инструментов должны классифицироваться со следующими правилами. Принадлежности для игры на музыкальных инструментах, представленные с такими инструментами в необходимом для них количестве и предназначенные для использования с ними, должны классифицироваться вместе с соответствующими музыкальными инструментами как части. Исключением являются карты, диски и валики для автоматических музыкальных инструментов товарной позиции 9209, которые классифицируются как отдельные изделия.

Для товаров группы 93 определённую сложность может представлять видовое выделение отдельных видов оружия:

  • Револьверы - это одноствольное оружие, имеющее вращающийся барабан.
  • Пистолеты имеют один ствол или более. Они также могут иметь взаимозаменяемые стволы. В полуавтоматических пистолетах имеется магазин, который может заряжаться несколькими патронами, при этом на спусковой крючок необходимо нажимать для выстрела каждого патрона.

В зависимости о области применения, помимо ведения боевых действий, огнестрельное оружие подразделяют на:



1. Спортивные, охотничьи ружья и ружья для стрельбы по мишеням, винтовки и карабины всех калибров, гладкоствольные или нарезные.

2. Ружья для утиной охоты (ружья для плоскодонок), специально предназначенные для охоты на водоплавающую птицу. Они устанавливаются на опору или подставку, которая крепится к лодке.

3. Оружие огнестрельное, заряжаемое с дула ("черным порохом"), не предназначенное для ведения стрельбы патронами и не способное ее вести.

4. Ракетницы и прочие устройства для пуска только сигнальных ракет.

5. Макетные, имитационные или безопасные пистолеты и револьверы, из которых можно вести стрельбу только холостыми патронами.

6. Пистолеты с выскакивающим стержнем для "гуманного" забоя животных, напоминают пистолеты для стрельбы холостыми патронами.

7. Линеметы, применяемые в основном на судах или спасательных станциях для спасения людей и для установления связи.

8. Гарпунные пушки, действующие путем выстрела гарпуна, прикрепленного к веревке, и предназначенные для ловли рыбы, морских млекопитающих, черепах и т.д.

9. Сигнальные пушки, мортиры и аналогичные устройства, стреляющие холостыми боеприпасами и применяемые для поднятия тревоги (например, на спасательных станциях), во время проведения празднований или для предупреждения о появлении браконьеров и т.д.

10. "Градобойные орудия", представляющие собой пушки в виде усеченного конуса из листового железа, предназначенные для стрельбы по градовым тучам с целью вызвать дождь.

В группе 94 термин "мебель" означает: любые "передвижные" изделия, главной характерной особенностью которых является то, что они сконструированы для размещения на полу или на земле и которые используются в основном в утилитарных целях, для интерьеров, а также следующие изделия: шкафы посудные и книжные, прочую мебель с полками и секционную мебель; сиденья или кровати, предназначенные для подвешивания или прикрепления к стене.

Таким образом, из этого следует, что в данную группу не включаются прочие предметы, закрепляемые на стене, такие как вешалки для пальто, шляп и аналогичные, вешалки для ключей и одежных щеток, полки для газет, такие детали интерьера, как щиты для отопительных батарей.

В товарные позиции 9401 - 9403 включаются предметы мебели, сделанные из любого материала (дерева, лозы, бамбука, тростника, пластмассы, недрагоценных металлов, стекла, кожи, камня, керамики и т.д.). Такая мебель относится к этим товарным позициям независимо от того, является она мягкой или обитой или нет, обработана или не обработана ее поверхность, есть ли на ней резьба, инкрустация и декоративная роспись или нет, закреплены ли на ней зеркала и прочие стеклянные принадлежности или нет, есть ли у нее ролики или нет и т.д.

Предметы мебели, представленные в несобранном или разобранном виде, должны рассматриваться как собранные предметы мебели при условии, что их части представлены в комплекте. В данную группу входят только обработанные и необработанные части изделий, относящихся к товарным позициям 9401 - 9403 и 9405, если их можно идентифицировать по форме и другим характерным чертам как части, предназначенные исключительно или главным образом для изделия, входящего в какую-либо из этих товарных позиций.

Особенностью товарной позиции 9404 является конкуренция с разделом XI ТН ВЭД ТС. В данную товарную позицию включаются матрацные основы, то есть часть кровати с пружинами, а также постельные принадлежности и аналогичные изделия меблировки с пружинами или набитые любым материалом

При классификации товаров в товарной позиции 9405 необходимо учесть, что в неё включаются лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные. Например: лампы и осветительное оборудование, обычно используемые для комнатного освещения, светильники для уличного освещения, специальные светильники, например витринные светильники; электрические гирлянды, лампы и осветительное оборудование для транспортных средств, портативные светильники, канделябры, подсвечники, а также световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия.

Классификация товаров в субпозиции 9406 00 «Сборные строительные конструкции» предусматривает включение только "строений, произведенных промышленным способом", сделанных из любых материалов. Эти строения выполняют самые разные функции. Входящие в данную товарную позицию строения могут быть собранными или частично собранными, как оборудованными, так и необорудованными. Однако только поставляемое встроенное оборудование должно классифицироваться вместе со строением.

Изделия группы 95 ТН ВЭД ТС могут в целом состоять из любого материала, кроме природного или культивированного жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней (натуральных, искусственных или реконструированных), драгоценных металлов или недрагоценных металлов, плакированных драгоценными металлами. Они могут, тем не менее, иметь незначительные включения, изготовленные из этих материалов.

К игрушкам товарной позиции 9503 относятся: игрушки на колесах, коляски для кукол, куклы, игрушки, предназначенные для развлечения людей (детей и взрослых), модели в уменьшенном размере, головоломки всех типов.

При классификации товаров группы 96 необходимо учесть, что изделия, описанные в товарных позициях 9607 - 9614 и 9616 - 9618, могут быть изготовлены полностью или частично из драгоценных и полудрагоценных материалов, в отличие от товарных позиций 9601 - 9606 и 9615, которые могут включать эти материалы только как незначительные составляющие.

В группе 96 термин «обработанный», применяемый для классификации в товарной позиции 9601 предусматривает, что эти материалы подвергнуты обработке помимо очистки или скобления, простого распиливания для удаления бесполезных частей, резания (после которого иногда прибегают к грубому строганию) и, в некоторых случаях, отбеливания, выравнивания, подрезания или раскалывания.

Термин "сита и решета ручные" означает изделия, сделанные из прочной металлической сетки или другого ячеистого материала (с разными размерами ячеек), оправленные в прямоугольную или круглую рамку (обычно деревянную или металлическую) и используемые для разделения твердых веществ в соответствии с размером частиц.

Таким образом, особенностью классификации готовых промышленных товаров в ТН ВЭД ТС является большое разнообразие видового выделения отдельных товаров различного функционального назначения, что обеспечивается, в основном, идентификацией целей и способов их использования.

11.4. Классификация произведений искусства и антиквариата в ТН ВЭД ТС

XXI раздел ТН ВЭД ТС «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат» включает всего одну группу и предусмотрен для систематизации товаров, имеющих особое функциональное предназначение в оказании эстетического воздействия на человека. Итак, это последняя группа номенклатуры, которая используется на территории Таможенного союза – группа 97, название которой полностью совпадает с названием раздела.

В данную группу включаются:

  • Некоторые произведения искусства: картины, рисунки и пастели, выполненные полностью от руки, коллажи и аналогичные декоративные изображения (товарная позиция 9701); подлинники гравюр, эстампов и литографий (товарная позиция 9702); подлинники скульптур и статуэток (товарная позиция 9703);
  • Почтовые марки или марки госпошлин и аналогичные марки, знаки почтовой оплаты гашеные, в том числе первого дня гашения, почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага) и аналогичные предметы, использованные или неиспользованные (товарная позиция 9704);
  • Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике (товарная позиция 9705);
  • Антиквариат возрастом более 100 лет (товарная позиция 9706).

Учитывая специфику товаров и их стоимость, установлен приоритет группы 97 над всеми другими группами номенклатуры.

Некоторую особенность представляет классификация антиквариата. Идентификация возраста произведения искусства не является достаточным условием для его классификации как антиквариат. Необходимо также учесть, что основные виды произведений искусства непосредственно поименованы в самостоятельных товарных позициях: картины гравюры, скульптуры и т.д. Таким образом, к антиквариату относится:

1. Старинная мебель, рамы и панельная обшивка.

2. Изделия печатной промышленности: инкунабулы и прочие книги, ноты, карты, гравюры (кроме относящихся к товарной позиции 9702).

3. Вазы и прочие керамические изделия.

4. Текстильные изделия: ковры, гобелены, вышивка, кружева и прочие материалы.

5. Ювелирные изделия.

6. Изделия золотых или серебряных дел мастеров (кувшины, чаши, кубки, канделябры, блюда и т.д.).

7. Витражи или окна из цветного стекла.

8. Люстры и светильники.

9. Кузнечные и слесарные изделия.

10. Небольшие украшения для стеклянных шкафов (коробки, конфетные коробки, табакерки, табачные терки, шкатулки, веера и т.д.).

11. Музыкальные инструменты.

12. Часы всех видов.

13. Резьба по драгоценному камню (камеи, резные камни) и изделия мастеров по знакам (печати и т.д.).

При условии сохранения ими первоначального характера в товарную позицию 9706 включаются антикварные изделия, отремонтированные или отреставрированные. Например, старинная мебель с частями, изготовленными в наше время (например, арматурой и замененными частями), старинные гобелены, кожа или ткани, укрепленные на современных деревянных основах.

Контроль правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД - представляет собой очень сложный процесс, который, с одной стороны, требует наличия определенного интеллекта, умения человека мыслить гибко и нестандартно, а с другой, способностей к отстаиванию своей точки зрения в спорах с участниками внешнеэкономической деятельности. В процессе практической деятельности таможни, а именно во время осуществления классификации товаров, наиболее часто встречающимися проблемами являются следующие:

1. Неполное или недостоверное описание товаров в предъявляемых таможенному органу документах ГТД.

Таможенная декларация содержит массу информации, которая не всегда имеет отношение к делу. Правила ее заполнения очень сложны из-за системы классификации товаров, в соответствии с которыми требуется доскональное описание товара. Описание товара для таможенных целей должно включать характеристику по признакам, позволяющим классифицировать его только в одной из десятизначных субпозиций ТН ВЭД, а также по признакам, указывающим на уровень его коммерческой ценности и страну происхождения. Однако в действующих технологических схемах таможенного контроля отсутствуют перечни необходимых, применительно к различным группам однородной продукции, признаков. В схемах перечислены только некоторые общие для всех товаров признаки, например «наименование товара», «изготовитель», а далее следует фраза: «…и другие характеристики товара».

Отсутствие четких рекомендаций по описанию товаров приводят и необоснованно завышенному количеству зазываемых экспертиз товаров таможенным лабораториям, торгово-промышленным палатам и другим организациям. Зачастую должностные лица таможни затрудняются в правильном формулировании вопросов, на которые необходимо ответить в процессе экспертизы, и ограничиваются постановкой вопросов типа: «рекомендовать», «подтвердить», «определить код ТН ВЭД», что является недопустимым.

Характерным примером неполного описания может служить 31 графа ГТД следующего содержания: «Свинина мороженная, не обваленная, для свободной реализации». В данном случае проблема заключается в том, что декларант не указал вид разруба туш, а это дает основания для задержки перемещения товаров, до выяснения необходимой информации

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод о том, что зачастую сведений о товарах, приведенных в актах таможенного досмотра, недостаточно для определения кода по ТН ВЭД. Возможно, это связано с тем, что специалистам отделов таможенного досмотра не хватает перечней признаков товаров, необходимых для правильной классификации и определения кода.

2. Сложность построения товарной номенклатуры и применения Основных правил интерпретации.

Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями. То есть, классификация товаров определена как юридическое понятие.

Неотъемлемой частью Товарной номенклатуры являются Основные правила интерпретации ТН ВЭД. Таких правил - шесть. Товаров в мировой торговле - сотни тысяч наименований. Однако практика показывает, что регулирование классификации такого объема товарооборота столь малым количеством правил вполне возможно. Так, примерно 80 % товаров, классифицируется в соответствии с Основным правилом интерпретации ТН ВЭД № 1. Оно регулирует классификацию товаров в соответствии с текстами товарных позиций и примечаний к разделам и группам. Однако одной из проблем при классификации товаров является слабое знание должностными лицами Основных правил интерпретации и неумение пользоваться ими при классификации товаров.

3. Отсутствие навыков у сотрудников таможенных органов в использовании информационно-справочных материалов, методических пособий для правильной классификации и идентификации товаров.

При проведении таможенного контроля ГТД должностные лица таможенных постов не в полной мере используют имеющуюся информацию и разъяснения о классификации отдельных товаров (программные продукты «ВЭД-ИНФО», распоряжения и письма ФТС России).

4. .Разное смысловое значение одних и тех же наименований товаров в сложившейся торговой практике и в ТН ВЭД ТС.

Данная проблема подразумевает под собой и многообразие коммерческих наименований товаров, имеющих одинаковое таможенное наименование. Специфичность терминов и понятий, используемых в ТН ВЭД, и таких же терминов, употребляемых в быту (например «костюм», «масло сливочное» и так далее). Кроме того, в большинстве своем проблемы, которые возникают в практической деятельности в таможне, связаны с субъективным анализом текстов и положений Товарной номенклатуры. Причиной данной проблемы моет послужить нехватка информационно-справочных материалов, методических пособий для правильной классификации и идентификации товаров.

Таким образом, существует ряд проблем, возникающих в процессе классификации товара и контроля классификационного кода товара. В связи с чем у сотрудников таможенных органов могут возникнуть следующие проблемы при классификации мясных товаров по ТН ВЭД ТС:

1. Определение вида убойного животного;

2. Определение возраста убойного животного ;

Безусловно, эти проблемы требуют незамедлительного устранения, для этого необходимо провести следующие меры:

Совершенствование нормативно-правовой базы. Разработка проектов нормативных актов.

Принятие предварительных решений по классификации товаров, гарантирующих единообразие классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и упрощение, ускорение процедур таможенного контроля.

Улучшение обеспечения таможенных органов и участников ВЭД информационно - справочными материалами по классификации товаров.

Благодаря достаточной для таможенных целей полноте сведений о товаре, добросовестности участников ВЭД и сотрудников таможенных органов, совершенствованию процедур классификации и применению нормативно-правовых документов, справочных материалов, можно осуществить объективный контроль кода ТН ВЭД ТС и заявленной цены товаров.

правовой таможенный товарный мясной

Административная реформа начала приобретать некоторые зримые черты. Стали появляться административные регламенты предоставления государственных услуг. В частности, в таможенной сфере их насчитывается уже более десятка, в том числе Административный регламент по принятию предварительных классификационных решений (Приказ ФТС России от 25.10.2010 N 1957 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза").
Кроме этого, таможенная служба подготавливает Сборник решений и разъяснений о классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) отдельных товаров , изложенный в Распоряжении ФТС России. Данное Распоряжение зарегистрировано в Минюсте России и имеет юридическую силу (Распоряжение ФТС России от 19.01.2011 N 6-Р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров").

Информационные письма

Для облегчения работы должностных лиц таможенных органов, ответственных за выпуск товаров, а также для лиц, осуществляющих проверку правильности заявления сведений о товаре и коде ТН ВЭД после выпуска, таможенной службой разрабатываются информационные письма с разъяснениями подходов классификации отдельных видов товаров . Региональные таможенные управления, таможни рассылают информационные письма с рекомендациями по классификации в нижестоящие таможенные органы (таможни, таможенные посты).
Следует отметить, что эти информационные письма по классификации на таможнях и постах должностными лицами исполняются так же, как любой приказ, тем более что характер изложения этих рекомендаций напоминает Сборник решений и разъяснений о классификации товара, изложенный в вышеуказанном Распоряжении ФТС России от 19.01.2011 N 6-Р.
Проанализируем выдержку из одного таких многочисленных писем: "Устройства, представляющие собой беспроводные Wi-Fi-адаптеры связи, устанавливаемые на PCI-шину расширения компьютера, а также беспроводные Wi-Fi-адаптеры, оснащенные интерфейсами CardBus (PCMCIA), Express Card/34, USB, получающие питание от компьютера и предназначенные для организации беспроводного доступа по беспроводному каналу связи, в соответствии с ОПИ 1,6 подлежат классификации в подсубпозиции 8517 62 000 1 ТН ВЭД ТС, как устройства вычислительных машин.
Беспроводные Wi-Fi-маршрутизаторы, беспроводные интернет-центры, беспроводные Wi-Fi-принт-серверы, являющиеся устройствами, обеспечивающими подключение беспроводных устройств к проводным системам связи и совмещающие в себе возможности использования как в проводных системах связи, так и в беспроводных сетях, в соответствии с ОПИ 1, 3в, 6 подлежат классификации в подсубпозиции 8517 62 000 9 ТН ВЭД ТС.
Прошу усилить контроль при оформлении данных товаров".
Во-первых, можно предположить, что должностное лицо таможенных органов (имеющее, как правило, базовое экономическое или юридическое образование), читая данное разъяснение, не сразу поймет, о каком товаре идет речь. А если поймет, то это должно ввести его в недоумение, поскольку в цитируемом письме приводится терминология: "беспроводной доступ по беспроводному каналу связи", "беспроводные устройства к проводным системам связи", "беспроводные сети" и пр. А в рекомендуемой в письме подсубпозиции 8517 62 000 1 ТН ВЭД наименование включает в себя только: "устройства вычислительных машин и аппаратура проводных систем связи".
Во-вторых, в терминах, приведенных в письме, может разобраться только специалист, имеющий специальные познания. Для должностного лица такие разъяснения должны сопровождаться комментариями по каждому специальному термину, содержащему отсылки на техническую литературу, к заключениям вышестоящих органов и пр.
В-третьих, стиль изложения, на наш взгляд, должен быть рекомендательным. Повелительное наклонение в тексте письма свидетельствует о превышении своих полномочий таможенным органом, создавшим и разославшим по таможенным постам такое информационное письмо. В письме может быть приведена последовательность (алгоритм) действия лиц при решении вопроса отнесения к той или иной подсубпозиции классифицируемого товара.

Таможня нарушает закон

Специфика ТН ВЭД заключается в том, что изменение одного на первый взгляд незначительного параметра (критерия, признака) влечет за собой изменение классификационного кода ТН ВЭД. А в данной описанной ситуации могут быть различные комбинации, поэтому однозначная фиксация конкретных устройств в какой-либо товарной позиции неправомерна.
Авторы статьи отнюдь не отрицают важность таких информационных писем с разъяснениями трудных вопросов классификации как для должностных лиц таможенных органов, так и для участников ВЭД. Особое внимание привлекает тот факт, что эти рекомендации не для свободного доступа всех заинтересованных лиц, что противоречит всем таможенным нормам права (национальным и международным). Практика показывает, что участники ВЭД "добывают" эти информационные письма по классификации у подразделений Товарной номенклатуры и происхождения товаров, используя свои личные отношения.
И это в то время, когда согласно п. 6 ст. 52 ТК ТС "таможенные органы, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию" (); п. п. 2, 3 ст. 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров"; "Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает бесплатный свободный доступ любых заинтересованных лиц на территории Российской Федерации к информации о предварительных решениях и разъяснениях, принятых таможенными органами в соответствии со ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза" (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Информационные письма ФТС России по классификации товара не являются нормативно-правовым актом. Более того, решения по классификации товара, не прошедшие обсуждение и процедуру принятия решения Комиссией Таможенного союза, не являются легитимными. Рассылать таможенными органами России юридически значимые решения о классификации товаров было бы нарушением требования таможенного законодательства Таможенного союза.
В соответствии с Приказом ФТС России от 17.03.2010 N 500 возможность направления разъяснений по классификации представлена в разд. VI Приказа: "...классификация товаров таможенными органами в соответствии с обращениями органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры, нижестоящих таможенных органов" (Приказ ФТС России от 17 марта 2010 г. N 500 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности").
Таким образом, заинтересованные лица сталкиваются с трудностями при реализации своих конституционных прав на получение информации по конкретному вопросу. Каждое решение таможенных органов должно быть обосновано и регламентировано, к тому же сопровождаться выдачей информации о том, в каком состоянии находится процесс администрирования.
На практике в разъяснительных письмах приводятся разъяснения по классификации товаров, как правило, только уже прошедших таможенную очистку. В этих письмах нет конфиденциальной информации (номер таможенной декларации, таможни, таможенного поста и пр.). В них изложены возможные подходы к решению вопросов классификации тех или иных товаров и предназначены для облегчения работы должностных лиц таможенных органов.
Все письма-разъяснения должны содержать алгоритм классификации, заложенный в Основных правилах классификации, то есть в строгой последовательности их применения. Применение правил 2а, 2б, 3а, 3б, 3в может быть только при невозможности применения правила 1. Практика показывает, что большое количество ошибок при классификации товаров кроется в не исследованных до конца возможностях правила 1.
В связи с перспективой введения в таможенную сферу информационных технологий, в том числе электронного декларирования, большая нагрузка и ответственность ложатся на околотаможенные структуры (консалтинговые, логистические и декларантские сообщества). При этом таможенная служба заинтересована в достоверном, правильном заявлении кода ТН ВЭД участником ВЭД, и логика подсказывает, что эти разъяснительные письма должны быть доступны декларантам в первую очередь. Поскольку в соответствии с таможенным законодательством именно декларант (участник ВЭД или его представитель) заявляет код ТН ВЭД и несет ответственность за его достоверность, а таможенный орган выполняет только контролирующую функцию.
Следует отметить, что информационные письма с разъяснениями по классификации отдельных видов товаров имеют рекомендательный характер, то есть не несут никакой иной смысловой нагрузки, кроме как методической и вспомогательной, а следовательно, могут приводиться по любым товарам, которые вызывают трудность у участников ВЭД и таможенных органов в настоящее время или могут вызвать в перспективе. Современные технологии производства товаров совершенствуются и изменяются бурными темпами. Поэтому риски возникновения проблемных ситуаций при классификации отдельных видов товаров в большей или меньшей степени можно спрогнозировать.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в части классификации товаров в нашей стране основные положения Киотской конвенции об упрощении таможенных процедур и содействии международной торговле нарушаются. Большое количество нормативно-правовых актов лишь только декларируют некие права, но на практике они не работают. Вышеуказанное содействие международной торговле декларируется в Таможенном кодексе Таможенного союза и Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российском Федерации" пока только с позиции подачи текста (статьи закона на бумаге), но не с позиции правоприменения.
Код товара заявляет участник ВЭД. Классифицировать товар подчас очень трудно даже эксперту с большим опытом работы. Но если имеются мнения опытных специалистов ФТС России по классификации конкретного товара или группы однородной продукции и они изложены в информационном письме для практического применения должностными лицами таможен и таможенных постов, то почему они не могут быть доступны всем заинтересованным лицам?
В такой ситуации напрашивается не совсем здоровый вывод о том, что таможня заинтересована в том, чтобы участник ВЭД не разбирался в вопросах классификации и, как результат, либо платил штрафы (выполняя план по контрольным показателям таможни), либо предлагал взятки должностным лицам таможни.
Если письма - рекомендации ФТС не имеют законной силы, поскольку они только рекомендательные, то ничто не мешает их опубликовывать на сайте под специальной рубрикой, например "Мнение эксперта".
Заинтересованные посетители сайта будут знать, что это субъективные мнения о классификации товаров опытных экспертов и юридической силы эти мнения не имеют. Участник ВЭД принимает решение о классификации каждого конкретного товара и несет за него ответственность либо обращается с запросом за предварительным решением. Таким образом, учредитель сайта снимает с себя ответственность за юридически значимые последствия, а существенная помощь - как участнику ВЭД, так и должностному лицу таможенных органов, осуществляющему контроль достоверности заявленного кода ТН ВЭД.
В заключение следует отметить, что Рамочные стандарты ВТО стоят, как известно, на двух "опорах": системе соглашений между таможенными администрациями, партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом.
Установление партнерских отношений между таможней и участниками ВЭД - это одно из главных рекомендаций Киотской конвенции упрощения таможенных процедур и содействия международной торговле.
В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, положительное решение вопроса об обеспечении доступности информационных писем таможенных органов с разъяснениями по классификации товаров для участников ВЭД - это еще один шаг на пути по минимизации рисков недостоверного заявления кода ТН ВЭД и содействия международной торговле.