Основная деятельность нко. Принципы и функции финансов некоммерческих организаций Принципы функционирования некоммерческих организаций

Вступая в различные виды финансовые отношений, предприятия и организации взаимодействуют с несколькими другими или различными элементами финансовой системы в соответствии с основными принципами экономики рынка.

Данные по принципам рыночной системы представлены на Рисунке 2, после которого будут даны определения каждого из представленных принципов

Рисунок 2-Принципы рыночной системы

1) Принцип экономической и юридической самостоятельности.

Предприятие, независимо от формы собственности,самостоятельно определя-ет свои расходы, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Для получения дополнительной прибыли предприятия могут кроме основной своей деятельности, осуществлять финансовые инвестиции долгосрочного и краткосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других компаний, государства, участия в создании уставного капитала других предприятий, хранения денежных средств на депозитных счетах банков.

2) Принцип самофинансирования.

Это означает необходимость полной окупаемости затрат на производство и реализацию, на инвестирование и развитие производства за счет собственных или заемных источников финансирования. Прежде чем осуществлять инвестиции, предприятие должно учесть все связанные с ними затраты, включая цену кредита, инфляции и другое, сопоставить их с возможными доходами от инвестиций. Без превышения доходов от инвестиций над затратами принцип самофинансирования не работает или инвестиции нецелесообразны.

3) Принцип материальной заинтересованности.

Определяется основной целью предпринимательской деятельности получением прибыли. Заинтересованность в получении предприятием прибыли касается государства, коллектива предприятия, инвесторов, каждого работника, а также других предприятий, с которыми у данного предприятия имеются договорные отношения. Реализация этого принципа обеспечивается стимулирующей системой налогообложения, высоким уровнем оплаты труда, процентов и дивидендов по ценным бумагам уровнем банковского кредита, соразмерным с действительной эффективностью использования кредитных ресурсов, и т. д.

4) Принцип материальной ответственности.

Это наличие определенной системы ответственности за результаты финансовой деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа не одинаковы для предприятий, их руководителей и отдельных работников. Для предприятий принцип реализуется в форме штрафов, пений, неустоек, взимаемых при нарушении договорных обязательств, несвоевременности возврата долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, погашения векселей, при нарушении налогового законодательства.

В более широком смысле материальная ответственность состоит в том, что ухудшение финансового состояния автоматически приводит к невозможности бесперебойной деятельности, нормального кругооборота средств и порождает целый ряд проблем, без решения которых продолжение работы предприятия вообще ставится под угрозу. Такова и материальная ответственность в широком смысле руководителей предприятий и его учредителей. Ответственность отдельных работников реализуется через штрафы, лишение премий и т.д. В широком смысле формой ответственности работников является нарушение предприятием сроков выплаты заработной платы.

5) Принцип обеспеченности рисков финансовыми резервами. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с разного рода риска. Последствия рисков сказываются на финансовых результатах деятельности предприятия.

Финансы некоммерческих организаций основываются на следующих принципах:

1) внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований); 2) целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов); 3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости); 4) открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации; 5) подотчетность лицу - источнику финансирования; 6) реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами; 7) моральная и социальная ответственность участников некоммерческих организаций за результаты деятельности.

Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают по следующим основаниям, которые представлены в Таблице 1

Таблица 1-Финансовые отношения некоммерческих организаций

1)Некоммерческая организация

1)Учредители, члены, участники

По поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов

2)некоммерческая организация

2)грантодатели, пожертвователи, спонсоры

По поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования

3)некоммерческая организация

По поводу уплаты налогов и сборов

4)некоммерческая организация

По поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа

5)некоммерческая организация

5)сотрудники

По поводу выплаты заработанной платы и социального обеспечения

6)некоммерческая организация

6)коммерческий банк

По поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования

7)некоммерческая организация

7)коммерческая организация

В связи с осуществлением предпринимательской деятельности

Как видим из таблицы, отношения некоммерческих организаций различны: коммерческие банки, коммерческие организации, грантодатели, пожертвователи, различные спонсоры и т.д. и их соединяют различные вопросы по сотрудничеству.

Основные функции финансов предприятия представлены на Рисунке 3


Рисунок 3- Основные функции финансов предприятия

1) воспроизводительная- обеспечение сбалансированности стоимостного выражения материальных и трудовых средств и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства; 2) распорядительная- тесно связана с воспроизводственным финансовым механизмом распорядительных отношений и включает в себя: а)зависимость зарплаты от сбыта производимой продукции и поступления платежей за нее; б)эффективное ведение хозяйства и экономия от снижения себестоимости продукции; в)обоснованность нормативов распределения прибыли между предприятием и бюджетом; г) обоснованность отчислений на экономическое стимулирование и т. д. Важное место в этой функции занимает вопрос о распределении денежн -ых доходов и прибыли; д) контрольная- реализация контроля рублем за денежным оборотом, формирование фондов денежных средств. Также с основными функциями существует еще несколько дополнительных функций: 1)планирование состоит в распределении ограниченного объема финансовых ресурсов; 2)организация - взаимосвязь с бюджетами; 3) стимулирование - деятельность, направленная на реализацию целей фирмы; 4) функции форматирования денежных доходов обеспечение предприятия денежными средствами.

Некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Организационн правовые формы некоммерческих организаций многообразны, и включают общественные и религиозные учреждения, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как: внешнее финансирование, целевой характер расходования денежных фондов на основоутвержденной сметы, затратность, открытость финансов, общественный контроль,отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации, подотчетность источнику финансирования и т.п.

Некоммерческие организации (НКО)представляют собой организации, созданные с целью производства товаров и услуг. Статус НКО не позволяет им служить источником прибыли для их учредителей. Так, в Гражданском кодексе РФнекоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей.
Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются:

  • фонд;
  • учреждение;
  • общественная организация (объединение);
  • потребительский кооператив;
  • некоммерческое партнерство;
  • автономная некоммерческая организация;
  • объединение юридических лиц (ассоциация и союз).
Федеральный закон от 12 ноября 1996г. «О некоммерческих организациях»применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ постольку, поскольку иное не установлено иными федеральными законами. Этим федеральным законом определены формы НКО.
Федеральный закон от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях»определяет общественное объединениекак «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», и приводит ее следующие организационно-правовые формы:
Учредительными документами НКО являются:
  • устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;
  • учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.
Для регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются:
  • заявление;
  • учредительные документы;
  • решение о создании организации;
  • сведения об учредителях;
  • документ об уплате государственной пошлины.
Исполнительный орган НКО может быть коллегиальным и (или) единоличным. Высшими органами управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются:
  • коллегиальный высший орган управления для автономной НКО;
  • общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).
К компетенции органов управления НКО относятся:
  • изменение устава;
  • образование исполнительных органов;
  • утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, финансового плана.
Особенностью иностранной некоммерческой неправительственной организации является то, что она создана за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, и ее учредителями (участниками) не являются государственные органы.
Среди НКО выделяются также автономные, частные, бюджетные учреждения.
Частным учреждениемпризнается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Особенности правового положения бюджетных учреждений определены Бюджетным кодексом РФ. Так, ст.161 Бюджетного кодекса определяет, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, оно не имеет права получать кредиты (займы), самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования идет процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»автономные учреждения могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Автономным учреждениемпризнается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
Особенности различных форм НКО приведены в табл.7.1.
Таблица 7.1
Формы некоммерческих организаций

Формы некоммерческих организаций

Особенности функционирования некоммерческих организаций

Общественная и религиозная организации

Участники (члены) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы

Фонд

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью

Некоммерческое партнерство

Переданное имущество является собственностью партнерства, члены вправе участвовать в управлении делами, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов

Учреждение

Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при недостаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник

Автономная некоммерческая организация

Имущество, переданное НКО ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняют прав на ее собственность

Объединение юридических лиц (ассоциация и союз)

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами

Общественное объединение (общественная организация, движение, фонд, учреждение, политическая партия)

Имущество формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведение выборов

Государственная корпорация

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации

Из табл.7.1 видно, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций многообразны, и включают общественные и религиозные учреждения, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Так, фондпредставляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Финансовые ресурсы фонда создаются за счет добровольных имущественных взносов в денежной форме, а также доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Попечительский совет фонда, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда.
Государственная корпорация- это организационно-правовая форма, не имеющая членства, утвержденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и других общественно полезных функций (ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»). Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям» (ст.7.1 ФЗ «Об автономных учреждениях»).
Некоммерческое партнерство- это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Особенностью этой организационно-правовой формы является то, что члены некоммерческого партнерства при выходе из него имеют право получить часть имущества за исключением членских взносов. Кроме этого, при ликвидации некоммерческого партнерства часть имущества, оставшаяся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами в соответствии с внесенной долей.
Автономная некоммерческая организацияпредставляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, которая учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является ее собственностью. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
НКО могут добровольно объединяться в ассоциации(союзы) некоммерческих организаций. Члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза.
При выходе из союза член несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
Добровольные взносы и пожертвования характерны для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. При этом законодательство запрещает получать финансовую и иную материальную помощь политическим общественным объединениям на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

Некоммерческие организации отличаются от целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками .

Организационной-правовые формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов . Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать или участвовать в них.

Учреждение

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

  • координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций;
  • защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;
  • координации защиты интересов.

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

«НКОкоординаты» (Основные принципы деятельности НКО в Российской Федерации) - документ, разработанный в 2007 году при участии 660 некоммерческих организаций (770 человек) из 21 региона России.

Документ направлен на содействие в самоопределении и самоорганизации некоммерческого сектора в РФ и консолидацию некоммерческих организаций вокруг идей ответственности и прозрачности. «НКОкоординаты» могут быть расценены как первый шаг на пути саморегулирования НКО, создания «системы координат», «точек опоры» для развития и широкого применения механизмов саморегулирования, а также продвижения НКО в обществе.

Предлагаемые в документе принципы деятельности НКО - базовые, они предназначены для широкого круга некоммерческих организаций. Данные принципы не регулируются законом, договорами с донорами, обязательствами перед властями. Это те самоограничения, которые организации устанавливают, и будут соблюдать самостоятельно и добровольно, поскольку это помогает им быть понятными для окружающих, а в перспективе позволит и более эффективно выполнять свою миссию. Следование этим принципам - вклад конкретной организации в развитие третьего сектора в России и изменение отношения общества к деятельности НКО.

«НКОкоординаты» уже подписали 34 организации из разных регионов страны. С 15 февраля Документ открыт для дальнейшей поддержки общественностью. Вы можете подписать или поддержать курс третьего сектора на усиление ответственности и прозрачности в режиме он-лайн на сайте «Закон и НКО» www.nkozakon.ru/nko_transparency .

Присоединяйтесь!

Основываясь на том, что реализация общественных интересов находится в поле общей заботы и ответственности органов власти, бизнеса и объединений граждан;

Считая некоммерческие организации важнейшим механизмом участия граждан в решении общественно значимых проблем, осуществлении общественного контроля и эффективного взаимодействия граждан с властью и бизнесом;

Учитывая, что внимание к деятельности некоммерческих организаций растет, при этом понимание принципов их деятельности явно не достаточно;

Отвечая растущей потребности в самоопределении, самоорганизации и консолидации некоммерческого сектора, повышении прозрачности некоммерческих организаций,

мы заявляем о приверженности следующим основным принципам деятельности.

Принцип общественной пользы

Миссия некоммерческой организации заключается в реализации общественных интересов, в том числе интересов участников (членов) организации, привлечении внимания органов власти, средств массовой информации и граждан к проблемам и обстоятельствам, имеющим общественное значение.

Принцип свободы деятельности

Деятельность некоммерческой организации основывается на самоуправлении. Некоммерческая организация свободна в выборе содержательных направлений деятельности и методов их реализации, может открыто выражать собственную точку зрения на любую общественную проблему и отстаивать свою позицию.

Многообразие некоммерческих организаций обусловлено многообразием общественных интересов.

Принцип сотрудничества

Некоммерческая организация открыта к диалогу и взаимодействию с заинтересованными сторонами, развивает сотрудничество и партнерские отношения в целях реализации общественных интересов. Проявляя солидарность с другими НКО, некоммерческая организация в случае необходимости готова оказать им поддержку вне зависимости от сферы их деятельности.

Принцип верховенства права

Деятельность некоммерческой организации не противоречит ее уставу. Некоммерческая организация предпринимает необходимые меры, чтобы выполнять требования законодательства, и, в соответствии со своими возможностями, содействует его совершенствованию.

Принцип демократического управления

Руководство и управление некоммерческой организацией осуществляются на основе демократических процедур и взаимного уважения. Сотрудники, участники (члены) и другие лица, вовлеченные в деятельность некоммерческой организации, информированы о миссии, задачах, правовых условиях деятельности организации, источниках финансирования, своих правах и обязанностях, имеют возможность открыто обсуждать в организации вопросы ее деятельности.

Принцип самоконтроля

Некоммерческая организация обеспечивает внутренний контроль за своей деятельностью и регулярную оценку ее эффективности и качества.

Некоммерческая организация ответственно подходит к выбору источников финансирования своей деятельности.

Некоммерческая организация старается не допускать ситуации, при которой принятие решений обусловлено личной выгодой лиц, принимающих решения.

Принцип открытости

Некоммерческая организация принимает меры к тому, чтобы все заинтересованные стороны: знали о ее деятельности и имели ее контактную информацию; могли получить по запросу краткую актуальную информацию о ее миссии, целях, задачах, структуре расходов и доходов и основной деятельности; имели возможность ознакомиться с ее регулярным (годовым) отчетом.

Некоммерческая организация вправе ограничивать доступ к информации, разглашение которой может привести к негативным последствиям либо расценено как вторжение в личную жизнь, если такое ограничение прямо не запрещено законом.

Принцип ответственности

Некоммерческая организация ответственна, прежде всего, перед обществом и своей целевой аудиторией.

Некоммерческая организация учитывает возможные последствия своей деятельности для граждан, организаций, общества в целом и окружающей среды.

Некоммерческая организация стремится к тому, чтобы ее действия или бездействие не приводили к негативным последствиям для партнерских организаций, информирует своих партнеров о возможных рисках совместной деятельности.

Принцип равноправия

Некоммерческая организация не использует свои преимущества с целью дискриминации других НКО, не выступает от их имени без соответствующих полномочий. Некоммерческая организация самостоятельно представляет свою точку зрения или добровольно делегирует это право.

Будучи результатом коллективного обсуждения, документ открыт для присоединения организаций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Закон) некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

ЦЕЛИ НКО. ФОРМЫ НКО


НКО могут создаваться:
  • для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи;
  • в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
НКО могут создаваться в следующих формах:
  • общественные или религиозные организации (объединения);
  • некоммерческие партнерства;
  • учреждения;
  • автономные НКО (АНО);
  • социальные, благотворительные и иные фонды;
  • ассоциации и союзы.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО


НКО имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Место нахождения НКО определяется местом ее государственной регистрации. Наименование и место нахождения должны указываться в учредительных документах.

НКО считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Организация имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. НКО создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее учредительными документами.

НКО должна иметь самостоятельный баланс или смету.
НКО вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории РФ и за пределами ее территории.

Организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

НКО вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

НКО может осуществлять один или несколько видов деятельности, которые должны соответствовать целям ее деятельности и которые предусмотрены ее учредительными документами.

Законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься НКО отдельных видов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться НКО только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

НКО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются:

  • приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации;
  • приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
  • участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

Кроме того, в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, НКО может создавать другие НКО и вступать в ассоциации и союзы.

СОЗДАНИЕ НКО. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НКО


НКО может быть создана в результате:
  • учреждения (создание осуществляется по решению учредителей (учредителя));
  • реорганизации существующей НКО.
НКО, как уже говорилось выше, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом порядка государственной регистрации НКО.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, или его территориальным органом.

Документы, необходимые для государственной регистрации НКО, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через 3 месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Для государственной регистрации НКО при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом (заявителем), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы НКО в 3-х экземплярах;
  • решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с ней;
  • при использовании в наименовании НКО личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством РФ.

Уполномоченный орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации НКО не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации НКО и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней со дня их получения вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации НКО.

Орган, принявший решение о государственной регистрации НКО, не позднее 3-х рабочих дней со дня получения вышеназванной информации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

За государственную регистрацию взимается государственная пошлина в размерах, установленных в п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса : пошлина за государственную регистрацию юридического лица, за исключением ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, составляет 2 000 рублей.