Как Питерская ГИТ Дискредитирует Центральную Власть! Готовимся к проверке ГИТ: чек-лист для кадровика Гит что проверяет по охране труда

ГИТ уже сформировала план проверок на 2019 год. Среди проверяемых компаний вы можете увидеть и свою организацию. Что нужно знать кадровику о плановых проверках ГИТ? Скачайте план для своего округа.

В статье:

Скачайте документы по теме:

Как определить периодичность плановых проверок для своей компании

Введение риск-ориентированного подхода позволяет работодателям самостоятельно просчитать, как часто их будут проверять в плановом порядке. В этом нам поможет «Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, с изменениями 2017 года).

Положение определяет критерии, по которым всем работодателям присваивается категория риска нарушения трудовых прав. Критериев три:

  1. Устойчивость добросовестного поведения работодателя . Если ГИТ не имеет сведений о нарушениях в вашей компании, то этот показатель равен нулю. Он увеличивается, если в организации задерживали зарплату, были случаи травматизма в предыдущем году или постановление об административном наказании (штрафы или предупреждения) в трех предыдущих годах.
  2. Потенциальный вред . На этот показатель работодатель повлиять не может. Он зависит от численности пострадавших работников в отрасли в целом и рассчитывается Рострудом статистически. Раз в три года этот показатель пересматривается.
  3. Масштаб распространения негативных последствий . Этот показатель зависит от размера компании. Чем больше численность работников, тем выше указанный коэффициент.

Частота плановых проверок напрямую зависит от присвоенной категории:

Периодичность плановых проверок гит на 2019

Высокий риск

1 раз в 2 года

Главный инспектор ГИТ РФ

Значительный риск

1 раз в 3 года

Главный инспектор ГИТ в субъекте РФ

Средний риск

1 раз в 5 лет

Умеренный риск

1 раз в 6 лет

Низкий риск

Проверки не проводятся

Если не уверены в своих знаниях, пройдите курс в Высшей Школе Кадровика:

Скачать план проверок ГИТ на 2019 в своем регионе

На сайтах территориальных ГИТ публикуются в открытом доступе планы проверок юридических лиц и ИП. Чтобы не искать на сайте свой регион, воспользуйтесь сводной таблицей от редакции.

Если вашу организацию неправомерно включили в план проверок, работодатель имеет право написать заявление об исключении из реестра проверок.

Одного заявления недостаточно. Если работодатель считает, что его необоснованно включили в ежегодный план проверок гит на 2019 год, ему нужно собрать целый пакет документов. Эксперт «Системы Кадры» расскажет, какие бумаги необходимы и что делать после подачи документов

Если вы не согласны с присвоенной категорией риска, можно подать заявление об изменении категории. Более того, если в текущем году вашу компанию не наказывали за нарушения ТК РФ, то можно ходатайствовать о понижении группы риска на одну категорию.

Характеристики плановой проверки

Первая плановая проверка может случиться не раньше чем через три года после регистрации юридического лица или ИП (либо через три года после уведомления о начале новой деятельности).

Плановая проверка гит в 2019 может быть выездная, когда инспектор приезжает в офис компании, или документарная, когда вы привозите в ГИТ необходимые документы. Второй вариант более щадящий.

Характеристика плановой проверки

Документарная проверка

Выездная проверка

Место проведения

По местонахождению ГИТ

По месту нахождения организации или месту фактического осуществления деятельности

Срок проведения

Общее правило: Не более 20 рабочих дней

Срок проверки по каждому филиалу, представительству или обособленному подразделению организации устанавливается отдельно, но не более 60 рабочих дней

Для малого предприятия - не более 50 часов в год

Для микропредприятия - не более 15 часов в год

Документы - основания проверки, которые предъявляет инспектор

Запрос о предоставлении документов для проверки

Служебное удостоверение инспектора

Заверенная копия распоряжения о проведении проверки

Порядок проведения мероприятия по контролю (по просьбе проверяемого лица)

В «Системе Кадры» вы найдете список проверочных листов, и описание всех важных моментов – от периодичности до обязательных документов. Загляните в материал , чтобы подготовиться к проверкам в 2019 году.

Как узнаеть о начале проверки?

В плане проверки ГИТ на 2019 год не указываются конкретные даты проверки. Определен только месяц, на который проверка запланирована. Как же узнать точную дату?

О точном дне проведения проверки ГИТ должна известить работодателя за три дня до начала проверочных мероприятий путем направления в адрес организации распоряжения о проведении плановой проверки.

Обычно копия распоряжения высылается по почте письмом с уведомлением о вручении. И тут хитрость «не получу письмо - избегу проверки» не проходит. Потому что «…лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом».

Надлежащим извещением считается и направление электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, если адрес электронной почты проверяемого лица содержится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Пункт 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ допускает иные доступные способы уведомления. В качестве таких способов может рассматриваться вручение копии распоряжения непосредственно представителю организации с получением расписки, а также направление письма по каналу факсимильной связи.

Бывает, что проверка гит в 2019 проводится позже, чем указано в плане. Если это происходит в том же году, а уведомление пришло вовремя, то такая проверка законна.

К сожалению, ответ неверный. Ищите подсказки в готовом решении Как трудовая инспекция проводит плановую проверку.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке, подробно расскажем в этом материале, а также разъясним, как формируется план проверок ГИТ, где с ним ознакомиться и какие полномочия имеются у проверяющих.

Нормативное регулирование плановых проверок трудовой инспекции

Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:

  • конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
  • глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
  • Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);
  • Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
  • Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).

Что проверяет ГИТ при плановой проверке?

Надзорная деятельность трудовой инспекции направлена на обнаружение любых нарушений законодательства о труде и привлечение виновных в них лиц к ответственности. Для этого законом как раз и предусмотрена такая форма надзора, как проведение плановых и внеплановых проверок (ст. 356 ТК РФ).

Методические рекомендации (подп. 2.6 п. 2) выделяют комплексные и тематические плановые проверки ГИТ. Предмет первых — соблюдение трудового законодательства в целом (по основным институтам трудового права). Тематические проверки могут касаться определенного аспекта трудовых отношений, например:

  • их надлежащего оформления;
  • оплаты труда;
  • заключения коллективного договора;
  • рабочего времени и времени отдыха;
  • предоставления гарантий и компенсаций;
  • обеспечения средствами индивидуальной защиты;
  • оформления и расследования несчастных случаев на производстве;
  • соблюдения трудовых прав женщин и т. д.

На практике в планах в качестве цели проверки указывается «соблюдение законодательства о труде и об охране труда». Предугадать заранее, что именно будет интересовать инспекторов, вряд ли возможно.

ГИТ также вправе проверять выполнение предписаний об устранении нарушений и проведении мероприятий по их предотвращению, выданных по результатам ранее проведенных проверок.

Соблюдение работодателем условий локальных нормативных актов (ЛНА), коллективных и трудовых договоров прямо не включено в предмет проверок ГИТ. Но обязанность по их исполнению установлена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Поэтому проверки проводятся и в этой части.

Как узнать, когда будет плановая проверка ГИТ в 2018 году?

Как узнать, когда будет проверка трудовой инспекции? Сделать это можно 2 способами:

  • Во-первых, трудовые инспекции по субъектам РФ обязаны публиковать планы на официальном сайте в интернете (ч. 5 ст. 9 закона 294-ФЗ). Обычно план размещается в виде файла в формате Excel. Среди прочих сведений указывается и месяц начала проверки. Срок размещения — до 1 декабря года, предшествующего году проверки (п. 40 Регламента).
  • Во-вторых, в срок до 31 декабря каждого года сведения о проверках на будущий год включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 закона 294-ФЗ).

На сайте Генеральной прокуратуры РФ имеется сервис, позволяющий выяснить наличие запланированных в отношении предприятия проверок (причем не только со стороны ГИТ). Для этого достаточно ввести хотя бы ИНН организации или предпринимателя. В результате будут показаны:

  • проверяющие органы;
  • предмет проверки;
  • месяц начала проверки;
  • срок проверочных мероприятий.

Конкретную дату начала проверки заранее узнать невозможно. Однако, согласно ч. 12 ст. 9 закона 294-ФЗ, о начале контрольных мероприятий предприятие уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения путем направления копии соответствующего приказа.

Периодичность планового контроля трудовой инспекции

Ранее проверки ГИТ проводились не чаще, чем 1 раз в 3 года. С февраля 2017 года при осуществлении надзора в сфере труда применяется риск-ориентированный подход (п. 17 Положения). Планы проверок на 2018 год были сформированы уже с учетом этого подхода.

Суть подхода в том, что всем организациям и предпринимателям присваивается определенная категория риска. Порядок ее присвоения урегулирован Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В зависимости от категории риска устанавливается частота проверок:

  • высокий — 1 раз в 2 года;
  • значительный — 1 раз в 3 года;
  • средний — 1 раз в 5 лет;
  • умеренный — 1 раз в 6 лет.

ВАЖНО! Плановые проверки предприятий с низким риском не проводятся. Если категория риска не была присвоена, предприятие считается обладающим низким риском.

Сведения о компаниях с первыми двумя категориями риска публикуются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости. Кроме того, любое предприятие может узнать свою категорию риска по письменному запросу в Государственную инспекцию труда. Ответ направляется в течение 15 рабочих дней с момента поступления запроса. Имеется возможность подать заявление об изменении категории риска.

В отношении предприятий, ведущих деятельность в сферах здравоохранения, электроэнергетики, образования и некоторых других, установлены особые сроки проверок вне зависимости от категории риска (см. ч. 9 ст. 26.1 закона 294-ФЗ; Перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944). Их могут проверять даже чаще, чем 1 раз в 2 года.

Принципы формирования плана проверок ГИТ

Исчерпывающий перечень оснований для проведения плановых проверок трудовой инспекции установлен в ч. 8 ст. 9 закона 294-ФЗ. Ими являются истечение обозначенных выше сроков со дня:

  • Регистрации организации или предпринимателя.
  • Окончания предыдущей плановой проверки.
  • Начала ведения предприятием определенных видов предпринимательской деятельности.

В случае проведения безосновательных проверок одновременно наступают следующие последствия:

  • результаты их недействительны;
  • виновные должностные лица подлежат административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.1 закона 294-ФЗ плановые проверки до конца 2018 года не проводятся в отношении субъектов малого бизнеса. Есть 2 исключения:

  1. Компании, для которых установлены особые сроки проверок (о них мы упоминали ранее).
  2. Предприятия, которые по итогам предыдущей плановой проверки, проведенной в течение 3 предшествующих лет, привлекались к административной ответственности за грубые нарушения законодательства либо понесли наказание в форме приостановления/отзыва лицензии, дисквалификации, приостановления деятельности.

Необоснованно включенные в план проверок субъекты малого предпринимательства имеют право подать заявление об исключении из этого плана.

Отметим, что наличие оснований для плановой проверки еще не означает, что компанию непременно включат в план. И если она не попала в утвержденный план, то включение ее туда в последующем не допускается. Исчерпывающие основания для корректировки плана содержатся в п. 41 Регламента. Касаются они лишь исключения из плана и изменения сведений о проверяемых.

Полномочия инспекторов при проведении проверок

Права государственных инспекторов труда закреплены в ст. 357 ТК РФ. Так, в рамках проверки они могут:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать территорию любых работодателей (в том числе и физических лиц);
  • запрашивать у работодателей документы, объяснения и иную информацию;
  • отбирать для анализа образцы обрабатываемых и используемых веществ и материалов и т. д.

Кроме того, на основании ст. 12 Конвенции МОТ инспектора ГИТ могут задавать вопросы непосредственно персоналу предприятия.

Вместе с тем проверяющие должны неукоснительно соблюдать требования закона (ст. 358 ТК РФ). Работодателю необходимо изучить, какие обязанности и ограничения установлены для инспекторов. В случае нарушений следует обжаловать их действия. Так, пройти на территорию работодателя инспектора могут только при предъявлении служебных удостоверений и приказа о проверке (п. 47 Регламента).

Ограничения для проверяющих установлены в ст. 15 закона 294-ФЗ. Например, запрещено:

  • проводить проверку в отсутствие руководителя предприятия, предпринимателя, другого должностного лица или уполномоченных ими представителей;
  • запрашивать сведения, не относящиеся к предмету проверки;
  • распространять полученную в ходе проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну;
  • предлагать оплатить контрольные мероприятия;
  • требовать информацию до начала проверки и т. д.

Безосновательное воспрепятствование проверяющим или уклонение от проверки грозит работодателю штрафами по ч. 1 ст. 19.4 и/или ст. 19.7 КоАП РФ.

Какие документы может потребовать ГИТ?

Представители трудовой инспекции вправе требовать от работодателя любые документы, относящиеся к предмету проверки. Среди них:

  1. Устав организации, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговой инспекции, положение о филиале и т. д.
  2. Кадровые документы: трудовые и коллективные договоры, трудовые книжки, приказы, штатное расписание, табели учета рабочего времени и др.
  3. Локальные нормативные акты: об оплате труда, о персональных данных, командировках, правилах внутреннего трудового распорядка, об охране труда и т. д.
  4. Бухгалтерские документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы: платежные ведомости, лицевые счета, расчетные листки и т. д.
  5. Журналы инструктажей по технике безопасности, по учету несчастных случаев и пр.

ВАЖНО! Инспектора не имеют права запрашивать сведения, которые они могут получить в рамках межведомственного взаимодействия: сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, данные о состоянии расчетов по страховым взносам и т. д. (п. 8 ст. 15 закона №294-ФЗ, п. 51.1 Регламента).

Закон не устанавливает ограничений по периоду, за который проводится проверка. Вместе с тем возможно, что срок хранения документов истек и они были уничтожены. Тогда работодатель может не предоставлять эти документы, направив письменные объяснения о причинах их отсутствия. Отметим, что сроки хранения кадровых документов и прочих документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в перечне, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.

Плановые контрольные мероприятия ГИТ направлены на выявление, пресечение нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности. Проверка может быть посвящена как общим институтам трудового права, так и специфическим. Узнать заранее, какие документы заинтересуют надзорный орган, невозможно. Работодателю рекомендуется ежегодно знакомиться с планом проведения проверок, чтобы встретить инспекторов во всеоружии.

Как проходят плановые проверки ГИТ в 2019 году, что проверяют инспекторы, а также о штрафах, налагаемых на работодателя при выявлении нарушений – расскажем в статье.

Читайте в статье:

Проверки ГИТ в 2019 году: что проверяют

В 2019 году Роструд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с базой ФГИС.

Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только те предприятия, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки. Организации, которые по истечении срока не проведут СОУТ, как и те, кого будут проверять в общем порядке, получат штраф по части 2 статьи 5.27.1 КоАП

Если вашей организации в 2019 году предстоит проверка ГИТ, к ней стоит подготовиться заранее: выявить и устранить все недочеты.

Служба ОТ должна быть на предприятии при количестве работающих свыше 50 человек (). Соответственно, должны быть оформлены и положение о службе охраны труда. Специалисты по ОТ должны соответствовать критериям профстандарта " ", утвержденного , и иметь действующее удостоверение.

Если численность штата компании менее 50 человек, руководитель вправе возложить обязанности ответственного по ОТ на себя или на одного из работников. В этом случае необходим приказ о возложении обязанностей.

В соответствии с нормами законодательства и в предусмотренных им ситуациях сотрудники должны направляться на медосмотры. Для подтверждения требуется копия заключения медицинской организации о состоянии здоровья каждого работника, справка о прохождении психиатрического освидетельствования и заключительный акт по итогам медосмотра.

Также в компании должны иметься:

  • договор с медицинской организацией на проведение медосмотров;
  • направления работников на медицинские осмотры;
  • календарный план прохождения работниками медосмотров;
  • список контингента и поименный список работников, подлежащих медосмотрам, который в 10-дневный срок после утверждения следует направить в Роспотребнадзор ().

Нередко именно отсутствие списка контингента становится поводом для наказания компании.

Обеспечение работников сертифицированными и декларированными СИЗ является обязанностью работодателя. в соответствии с типовыми нормами и по результатам СОУТ. Уход и хранение следует осуществлять по правилам, установленным нормативными актами. Нужно быть готовым представить испектору всю информацию по учету выдачи, хранения и уходу за СИЗ.

При проведении СОУТ важно правильно оформить всю требуемую законодательством документацию: отчет о проведении, карты СОУТ и т.д.

В организации надлежит вести . Все НС на производстве должны быть расследованы, разработаны мероприятия по устранению их причин, итоги расследования должны быть оформлены документально. Самый важный процесс по результатам расследования – проведение внеочередного тестирования знаний по ОТ руководителей и специалистов.

Риск-ориентированный подход при проверке трудовой инспекции

Концепция риск-ориентированного подхода была разработана с тем, чтобы освободить от излишних нагрузок предприятия, чья деятельность не представляет опасности для окружающей среды и людей, и усилить контроль за теми работодателями, чьи нарушения трудового права и правил производственной безопасности могут иметь серьезные последствия.

При этом учитываются два критерия:

1. Тяжесть негативных последствий в случае нарушения компанией нормативных требований.

2. Вероятность того, что нарушение будет допущено компанией.

При определении только класса опасности рассматривается лишь первый критерий.

С 1 июля 2018 года плановые проверки проводятся по чек-листам для всех предприятий, независимо от категории риска. За нарушение, выявленное по проверочному листу, инспектор выпишет уже не предупреждение, а предписание и штраф. Чтобы избежать таких последствий, следует хорошо подготовиться к к визиту инспектора. Для этого в разработан новый удобный сервис самопроверки, в котором собраны все чек-листы ГИТ К каждому чек-листу приложены шаблоны и образцы документов, которые должны быть в наличии в вашей организации. и воспользуйтесь этой возможностью.

Плановая проверка трудовой инспекции на 2019 год: порядок проведения

Порядок проведения проверок предприятий установлен федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008 г., а также административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда России №354н от 30.10.2012 г.

Перед началом мероприятия начальник подразделения трудовой инспекции, ведущего плановую проверку, издает по форме, утвержденной Распоряжение содержит информацию о разновидности проверки, цели и сроках. Проинформировать руководство компании инспектор обязан не позже, чем за 3 дня до начала. Плановые по большей части бывают выездными.

Копии всех затребованных документов, с печатью и подписью руководителя компании или уполномоченного им представителя, необходимо отправить в трудовую инспекцию в течении 10 дней с момента получения запроса (). Допускается предоставление в электронном виде, если у руководителя имеется квалифицированная .

В случае, когда инспектор увидит какие-либо несоответствия или ошибки в представленных материалах, он потребует предъявить пояснения в письменном виде, на это отводится 10 рабочих дней. Если предоставленные дополнительные данные не удовлетворят инспектора, он назначит выездную проверку, выпустив соответствующий приказ. Такой порядок устанавливает Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и пункты , утвержденного приказом Минтруда России № 354н. В случае непредоставления запрошенных трудовым инспектором данных работодатель понесет .

При выездной форме прежде всего инспектор должен предъявить руководству компании служебное удостоверение и распоряжение о проведении данного мероприятия. Инспектор вправе привлечь экспертов, но при условии, что у них нет трудовых или гражданско-правовых взаимоотношений с проверяемой организацией. Работодатель должен предоставить инспектору все необходимые материалы и доступ во все здания, помещения, к оборудованию, транспортным средствам и т.п.

Инспектор не имеет права осуществлять проверочные мероприятия, когда руководителя предприятия или его уполномоченного нет на месте. Работодатель же должен обеспечить присутствие при всех мероприятиях руководителя. В случае неисполнения этой обязанности он привлекается к ответственности по КоАП РФ.

Сроки проведения проверки Рострудом 2019

Общий срок

Продление срока

Вид проверки, при проведении которой возможно продление срока

Допустимый срок продления

Основание продления сроков

Порядок продления

Микропредприятие

не более 15 часов в год

Плановая выездная

не более чем на 15 часов

Необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований

Мотивированное предложение, подготовленное инспектором, проводящим проверку, подается руководителю трудовой инспекции, который принимает решение о продлении срока проверки.

Малое предприятие

не более 50 часов в год

не более чем на 50 часов

Работодатели, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства

не более 20 рабочих дней

не более чем 20 рабочих дней

Работодатели, осуществляющие свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации

не более 60 рабочих дней

Устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению

Права и обязанности работодателя и инспектора

Права и обязанности

Основание

Права работодателя

– Присутствовать при проведении проверки;

– давать объяснения по вопросам, относящимся к её предмету;

– получать от инспектора информацию, которая относится к предмету;

– знакомиться с результатами;

– подтверждать в акте факт своего ознакомления с результатами и согласие (несогласие) с ними;

– отражать в акте свое согласие (несогласие) с действиями инспектора;

– обжаловать его действия (бездействие) в административном или судебном порядке;

– привлекать к участию федерального или регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Обязанности инспектора

– Соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей;

– хранить государственную (служебную, коммерческую и т. п.) тайну, которая стала известна в ходе проверочных мероприятий (в т. ч. после увольнения);

– сохранять конфиденциальность источника жалобы на недостатки или нарушения трудового законодательства;

– воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе (если заявитель возражает против такого сообщения);

– своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения обязательных требований, установленных законодательством;

– проводить проверку на основании распоряжения (приказа) о ее проведении и в соответствии с ее назначением;

– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;

– проводить выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения (приказа) о её проведении, копии документа о согласовании с прокуратурой (если такое согласование необходимо);

– не препятствовать работодателю присутствовать при всех мероприятих и давать разъяснения по его вопросам;

– предоставлять работодателю всю информацию и документацию, которые относятся к проверяемой теме;

– знакомить работодателя с результатами;

– учитывать, что мера ответственности должна соответствовать тяжести нарушения в зависимости от его потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и работодателей;

– доказывать обоснованность своих действий при обжаловании их работодателем;

– соблюдать сроки проверочных мероприятий;

– не требовать от работодателя материалы, представление которых не предусмотрено законодательством;

– перед началом проведения выездного мероприятия по просьбе работодателя ознакомить его с административным регламентом (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

– вносить в журнал учета проверок запись о проведенной.

Проверки ГИТ нередко проходят с нарушениями. Как следствие — штрафы и предписания нельзя оспорить по формальным основаниям. Мы расскажем, как использовать ошибки ГИТ в свою пользу.

Отдельные элементы порядка проверок прописаны в законе нечетко. Это позволяет работодателям повернуть в свою пользу ситуацию, где инспектор вроде бы действовал в рамках закона. Например, в судебной практике есть позиция, согласно которой инспектор не имеет права сразу проводить выездную проверку. Сначала надо организовывать документарную. Если инспектор это правило нарушит, суды проверку отменяют.

  • Важная статья:

Без документарной проверки выездная незаконна

Проверки ГИТ бывают двух видов: плановые и внеплановые. О том, включена ли ваша компания в план проверок, можно узнать на сайте Генпрокуратуры РФ, Роструда или местной инспекции труда. Основания внеплановых проверок устанавливает ст. 360ТК РФ. Самое популярное — жалоба работника.

По формам проверки делятся на документарные и выездные. При документарной инспектор направляет на адрес компании распоряжение о проведении проверки. Если запланирована выездная проверка, то инспектор посетит компанию лично. Распоряжение он отдаст представителю работодателя на руки.

Закон не ограничивает инспектора в выборе формы проверки (ч. 4ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ; далее — Закон № 294-ФЗ). В зависимости от конкретных обстоятельств он может провести либо документарную, либо выездную проверку.

Выездные контрольные мероприятия обычно организуют, когда без этого нельзя установить факт нарушения. Например, инспектору необходимо проверить наличие специальных ограждений в местах, где трудятся работники.

Есть мнение, что инспектор не вправе проводить выездную проверку, если до этого не провел документарную. Сторонники этой точки зрения ссылаются на ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ. Норма устанавливает, что выездную проверку проводят, если во время документарной инспектор не смог:

  • убедиться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в документах работодателя, представленных в инспекцию, или
  • оценить соответствие деятельности работодателя требованиям закона.

Получается, что выездная проверка незаконна, если ей не предшествовала документарная. Есть пример решения, которое подтверждает этот вывод.

    Судебная практика

    Инспектор ГИТ проверял работодателя по заявлению работницы. Она посчитала, что ей недоплатили за последний месяц работы. Инспектор решил провести выездную проверку, но работодатель не пустил его на территорию. Затем представители работодателя обратились в суд и потребовали признать распоряжение на проверку незаконным.

    Суд удовлетворил требования работодателя. Инспектор не имел права сразу проводить выездную проверку. Сначала он должен был организовать документарные контрольные мероприятия (ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Инспектор обжаловал решение. Он утверждал, что закон не ограничивает его в выборе формы проверки ГИТ. Коллегия нашла аргумент инспектора неубедительным. Работница жаловалась только на невыплату зарплаты. Чтобы проверить это обстоятельство, проводить выездную проверку было не обязательно (постановление 10ААС от 07.02.2017 по делу № А41-55897/16).

Получается, что у компании есть шанс оспорить выездную внеплановую проверку, если ей не предшествовала документарная. Но с плановыми проверками такой способ не сработает. Во-первых, форма проверки указывается в плане проверок, который утверждает Генеральная прокуратура РФ. Во-вторых, суды указывают, что плановая проверка сразу может быть выездной (определение ВАС РФ от 29.07.2014 по делу № А40-108344/2013, решение ВС Республики Карелия от 21.09.2015 по делу № 21-345/2015).

Проверку не засчитают, если инспектор не передаст распоряжение

Перед тем как начать контрольные мероприятия, трудовой инспектор вручает работодателю заверенную копию распоряжения на проверку (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Копию может получить директор или иное уполномоченное лицо.

При документарных проверках инспектор не обязан лично передавать распоряжение. Он вправе направить его почтой или иными способами. Например, по факсу или на е-маil компании. Оригинал распоряжения инспектор отдаст работодателю, когда тот посетит инспекцию. Такой способ не противоречит закону.

Также некоторые инспекторы до проверки ГИТ звонят работодателям. Они сообщают, какие документы надо подготовить и куда их принести. Распоряжение обещают отдать позже. Работодатель не обязан идти навстречу инспектору, пока не получит распоряжение. А если инспектор впоследствии забудет передать его работодателю, суд вовсе признает проверку незаконной.

    Судебная практика

    Инспектор позвонил в компанию и сообщил, что будет проверка по жалобе работника. Затем попросил представить документы по списку и принести их в этот же день. Компания просьбу исполнила. Но инспектор не отдал представителю компании распоряжение на проверку. Не отправил он документ и по почте. Компания оспорила проверку в судебном порядке и выиграла дело. Суд указал, что инспектор не имел право проводить проверку, так как не передал компании распоряжение (решение Московского городского суда от 12.12.2016 по делу № 33-25385/2016).

Таким образом, проверка ГИТ незаконна, если инспектор не передал работодателю распоряжение. Факт передачи распоряжения инспектор может подтвердить несколькими способами. Они зависят от варианта доставки. Если он лично передал распоряжение, то достаточно подписи представителя работодателя на экземпляре инспектора. Если же распоряжение направлялось по почте, то факт доставки подтвердит карточка-уведомление о вручении письма.

Споры по зарплате вне компетенции ГИТ

Пока работники состоят в трудовых отношениях, они редко жалуются в трудовую инспекцию. Мало кто хочет портить отношения с работодателем. Поэтому работники ждут увольнения, и уже потом подают жалобы.

Возникает вопрос, вправе ли бывший работник жаловаться в ГИТ? Ведь в трудовых отношениях он уже не состоит. При этом вопросы о законности увольнения и выплате расчета суды повсеместно относят к индивидуальным трудовым спорам (ст. 391 ТК РФ). Их инспекция рассматривать не вправе. Если инспекция все же вмешается в конфликт, где речь идет об увольнении или деньгах, суд с большой долей вероятности признает предписание ГИТ незаконным.

Тем не менее работник может пожаловаться в ГИТ на иные нарушения. В этом случае инспекция имеет право прореагировать на обращение и провести проверку. Предписание и штрафы гарантированы работодателю, если инспектор найдет очевидные нарушения.

    Судебная практика

    После увольнения работник пожаловался в трудовую инспекцию на нарушение своих прав. Инспектор подтвердил факт нарушений в ходе проверки ГИТ и оштрафовал компанию по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Компания обжаловала штраф в суд. Она утверждала, что бывший работник хотел ее оговорить. Суд отказал компании в удовлетворении требований. Во-первых, закон не запрещает бывшему работнику пожаловаться в ГИТ. Во-вторых, нарушения, на которые указал работник, подтвердились (решение Московского городского суда от 02.12.2016 по делу № 7-15403/16).

Следовательно, ГИТ вправе проверять работодателей на основании жалоб любых работников: действующих или уволенных.

План проверок на 2019 год трудовая инспекция разработала еще до конца 2018 года. В нашей статье мы расскажем, где можно найти упомянутый план проверок, а также познакомим читателя с основными правилами его составления и коснемся иных важных вопросов, относящихся к данной проблеме.

Проверки трудовой инспекции на 2019 год: основные сведения

Федеральный госнадзор за исполнением трудового законодательства производится государственной трудовой инспекцией (далее — ГИТ) согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

Данная функция реализуется ГИТ посредством осуществления проверок работодателей — плановых и внеплановых (ст. 9 закона «О защите прав юрлиц...» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон № 294-ФЗ; п. 7 положения..., утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, далее — постановление № 875).

Срок осуществления проверок ограничен 20 днями (п. 12 постановления № 875). Для субъектов малого бизнеса предусмотрены более короткие сроки: не более 50 и 15 часов для малых и микропредприятий соответственно.

Круг полномочий инспекторов ГИТ регламентирован п. 13 постановления № 875.

Важно! Является обязательным использование уполномоченными сотрудниками ГИТ при произведении проверок специальных проверочных листов, содержащих ряд определенных контрольных вопросов (постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080).

Данный перечень вопросов является исчерпывающим, и выходить за его рамки сотрудникам ГИТ запрещено. Содержание таких чек-листов для проверок трудовой инспекции на 2018 — 2019 год можно в приказе Роструда от 10.11.2017 № 655.

График проверок трудовой инспекции на 2019 год: правила формирования

Выделяются следующие основные этапы составления, согласования и утверждения графика проверок в течение года, за которым непосредственно следует период проверок (ст. 9 закона № 294-ФЗ, п. 29-42 административного регламента..., утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н):

  • С 1 июня проводится анализ практики и формирование перспективных планов осуществления надзора на следующий год, включая подготовку плана проверок. При этом учитываются результаты проверок и риск-ориентированный подход (о нем см. ниже).
  • В срок до 1 сентября проверки на 2018 — 2019 год планируются Рострудом и направляются на проверку в органы прокуратуры (п. 6 ст. 9 закона № 294-ФЗ).
  • С 1 октября по 1 ноября проводится корректировка плана в соответствии с замечаниями прокуратуры.
  • В срок до 1 декабря информация передается в Генеральную прокуратуру для составления сводного плана проведения плановых проверок.
  • До 31 декабря Генпрокуратура публикует сводный план проверок на своем официальном сайте для ознакомления с ним неограниченного круга лиц. Для поиска по нему информации о том или ином субъекте на сайте государственного органа имеется специальный сервис .

Порядок подготовки такого плана, его направления в органы прокуратуры, процесс согласования и типовая форма регламентированы правилами подготовки..., утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

Плановые проверки трудовой инспекции на 2019 год: где скачать график

Плановые проверки на 2019 год трудовая инспекция будет проводить по графику, который можно найти по следующим ссылкам:

  • Сводный план проверок Роструда на 2019 год. В данном разделе на официальном портале названного госоргана в регламентированные законом сроки (см. выше по тексту) будет размещен график на 2019 год.
  • Сводный план проверок субъектов предпринимательства на сайте Генпрокуратуры РФ. Здесь размещен сервис для поиска данных о субъекте экономической деятельности, внесенном в ежегодный сводный план проведения плановых проверок (необходимо выбрать соответствующий период).
  • Сводный план плановых проверок для Москвы. Схему для иных субъектов РФ можно найти по аналогии на сайте территориальных органов Роструда по соответствующему региону.

Обратите внимание! С помощью данных ресурсов можно также посмотреть графики проверок на текущий период или получить сведения о контрольных мероприятиях за прошедшие годы.

План проверок Роструда на 2019 год: кто будет в него внесен

В график плановой проверки на очередной год по общему правилу подлежат включению юрлица и индивидуальные предприниматели (ИП) (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ):

  • срок с момента регистрации которых составляет не менее 3 лет;
  • последняя плановая проверка которых производилась более 3 лет назад;
  • начавшие более 3 лет назад предпринимательскую деятельность по одному из направлений, по которым требуется уведомление о ее начале (подробности читайте в статье на сайте Уведомление в Роспотребнадзор о начале предпринимательской деятельности (образец)).

План проверок включает указание названия (Ф. И. О.) и адреса проверяемых лиц, сроки и цели проверок.

Важно! В ежегодный график проверок трудовой инспекции с 01.01.2019 по 31.12.2020 не могут быть включены некоторые субъекты малого предпринимательства (ст. 26.2 закона № 294-ФЗ).

Проверки Роструда 2019 года: что такое риск-ориентированный подход

Использование т. н. риск-ориентированного подхода при проверках с 01.01.2018 стало обязательным (см. закон «О внесении изменений...» от 13.07.2015 № 246-ФЗ). Его суть сводится к тому, что основные параметры проверки, включая периодичность, будут определяться исходя из того, к какой категории риска отнесен конкретный проверяемый субъект (ст. 8.1 закона № 294-ФЗ).

Отнесение работодателей (как юрлиц, так и ИП) к конкретной категории риска осуществляется согласно правилам..., утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806, и на основании такого параметра, как показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (см. приложение к постановлению № 875).

В зависимости от установленной категории риска определяется и допустимая частота реализации плановых проверок (п. 2 постановления № 875):

  • при категории высокого риска — 1 раз в 2 года;
  • значительного риска — 1 раз в 3 года;
  • среднего риска — не более 1 раза в 5 лет;
  • умеренного риска — не более 1 раза в 6 лет;
  • низкого риска — контрольные мероприятия не проводятся.

Присвоение указанных категорий происходит по решению (п. 18 постановления № 875):

  • главного госинспектора труда РФ — при отнесении к категории высокого риска;
  • главного госинспектора труда субъекта РФ — в остальных случаях.

Внеплановые проверки Роструда в 2019 году

Помимо плановых проверок, существуют также внеплановые.

Основанием для проведения последних могут выступить (п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ):

  • истечение срока, отведенного конкретному хозсубъекту на выполнение предписаний об устранении обнаруженных нарушений;
  • заявление самого юрлица или ИП, желающего приобрести определенный правовой статус или получить разрешение на ведение того или иного вида деятельности, если это недопустимо без проведения проверки ГИТ;
  • поступление жалобы от госоргана, хозсубъекта или гражданина;
  • выявление при осуществлении проверки деятельности хозсубъекта неких параметров деятельности, значение которых или отклонение от которых выступает закрепленным нормативно основанием для проведения такого вида проверки;
  • распоряжение руководителя органа структуры Роструда, изданное в соответствии с поручением президента РФ, правительства РФ или требованием прокурора. Внеплановая проверка также подлежит согласованию с органами прокуратуры (см. порядок согласования..., утв. приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93), за исключением случаев, предусмотренных абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ.

Обратите внимание! С 11.01.2018 применяется новое основание: обращения физлиц и юрлиц о фактах уклонения от оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора между работодателем и работником (п. а ч. 1 закона «О внесении изменений» от 31.12.2017 № 502-ФЗ).

Итак, проверки Роструда в 2019 году осуществляются по плану, который размещен на официальном сайте Роструда.

Кроме того можно воспользоваться специальным сервисом поиска субъектов экономической деятельности в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок на официальном интернет-портале Генпрокуратуры России.

Использование чек-листов и риск ориентированного подхода при проведении проверок ГИТ стало обязательным.