Цилиндрические печати месопотамии. Цилиндрическая печать староаккадского времени. Староаккадский период (XXIV — XXII вв. до н.э.) Цилиндрические печати в Месопотамии

Цилиндрические печати

Цилиндрическая печать - выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилинцрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Распространение

Цилиндрические печати были обнаружены археологами в

  • Месопотамии, относящиеся к шумерскому , аккадскому и вавилонскому периодам;
  • в Анатолии, относящиеся к Хеттскому царству , Митанни и Урарту ;
  • в Иране, относящиеся к Эламу и к Ахеменидам ;

Подавляющее большинство таких печатей было обнаружено именно в Месопотамии в связи с тем, что сырая глина, использующаяся там как писчий материал, была наиболее приспособлена для использования цилиндрических печатей.

Применение

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущесвенно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глинянных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Цилиндрическую печать человека после его смерти обычно клали вместе с ним в могилу вместе с его другими личными ценностями.

Цилиндрические печати как исторический источник

Цилиндрические печати являются важным источником для изучения истории государств Древнего мира . Это связано с тем, что множество таких печатей, будучи изготовлеными из камня, хорошо сохранились и содержать много уникальных сцен из религиозных обрядов. Изучением изображений на печатях занимается наука сфрагистика .

Литература

  • Nijhowne J.D. Politics, religion, and cylinder seals: a study of Mesopotamian symbolism in the second millennium BC. - Oxford, England: Archeopress, 1999. - 126 с. - ISBN 0860549984

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Цилиндрические печати" в других словарях:

    Ассирийская цилиндрическая печать из известняка и современный гипсовый слепок её изображения, содержа … Википедия

    Историко региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока. Искусство государства Урарту испытало сильное влияние мастеров соседней Ассирии, ведущей державы того периода. Расцвет урартского искусства пришёлся на VIII век до н … Википедия

    Культура народов, населявших в древности, в 4 1 м тыс. до н. э., Месопотамию Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства Шумер, Аккад, Вавилонию (См.… …

    - (греч. glyptike, от glypho вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности) … Большая советская энциклопедия

    - (от греч. σφραγις печать), или сигиллография (от лат. sigillum печать) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики,… … Википедия

    Держава ← … Википедия

    Вавилоно ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4 1 м тыс. до н. э., Месопотамию Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства Шумер … Википедия

    Координаты: 40°09′14″ с. ш. 44°27′04″ в. д. / 40.153889° с. ш. 44.451111° в. д. … Википедия

    Координаты: 32° с. ш. 44° в. д. / 32.717° с. ш. 44.779° в. д. … Википедия

    - (греч. glyptike, от glэpho вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками… … Художественная энциклопедия

Роберт Б. Мейсон (Robert B. Mason)

Перевод - 2009 г.

Введение

Печати представляют интересный материал для исследований изменений техники и материалов во времени. Начало любого понимания используемых материалов - их твердость. Твердость может быть измерена по шкале твердости Моха от 1 до 10 (см. рис.1.) Любой камень будет состоять из определенных минералов определенной твердости. Чтобы обрабатывать минерал или камень, необходимо пользоваться материалом равной или, что предпочтительнее, большей твердости.

Особого внимания заслуживает группа минералов - кварцы, диоксид кремния, с твердостью 7 по шкале Моха. Они делятся на два основных типа: макрокристаллический - горный хрусталь, дымчатый кварц, молочный кварц, аметист и розовый кварц; и разнообразные крипто- или микрокристаллические, называемые все вместе кальцедоном - агат, сердолик, тигровый глаз, кровавик (гелиотроп), яшма и сланец (в том числе кремень). Горный хрусталь находится в виде гальки в Тигре и Евфрате, поэтому относительно доступен и использовался с древнейших времен. Считается, что аметист происходит из Египта, но также есть источники в Иране и Турции. Известно о наличии розового кварца в Месопотамии. Халцедоны, сердолик, кровавик и агат импортировались из Индии и Ирана. Яшма происходит из гор Загроса (Zagros).

Использовалось три основных техники вырезания печатей. Первая - ручная, когда резец держали в руке. Мурей (Moorey) (1994 рис. 6) показывает острые инструменты из кремня 3000-2600 г.г. до н.э. из Киша (Kish), которые, вероятно, использовались непосредственно или будучи насаженными на деревянные рукоятки и прекрасно подходили для обработки других камней. Вторая техника - сверление при помощи лучковой дрели, в которой сверло вращалось сначала в одну сторону, потом - в другую в зависимости от движения «смычка» вперед и назад. Резчик мог располагать дрель вертикально, держа ее, или горизонтально - тогда он должен был держать обрабатываемый образец. Третья техника - обработка производилась вращающимся точильным камнем, который до самого последнего времени вращали при помощи «смычка». В каждом из случаев резец, сверло или точильное колесо должно было быть сделано из материала, по крайней мере, той же твердости, что и обрабатываемый образец, или покрыто абразивом из материала той же или большей твердости.

Коллон (Collon) (1987 рис. 452) приводит оттиск печати древне-вавилонского периода (Old Babylonian period), который показывает образец в процессе создания, с предварительной обработки при помощи колеса, затем сверление, и, наконец, окончательная обработка вручную. Подробное исследование техники производства можно сделать при помощи мощного микроскопа или сканирующего электронного микроскопа (scanning electron microscope (SEM)). Исследование при помощи SEM в Британском Музее (British Museum) произвело сравнение влияния обработки на особенности, обнаруженные на печатях из кварца. Например, сверление при помощи кремня, который держали в руке; медного сверла с закрепленным корундом и изношенного медного сверла также с корундом в качестве рабочего тела, были подвергнуты сравнению со сверлением на древних артефактах.

Порядок - сначала сверление цилиндра, а потом украшение его - был необязательным. Иногда находят готовые цилиндры, которые не были украшены, иногда - украшенные, но разрушенные в процессе просверливания отверстия. Отклонение просверленных отверстий показывает, что они были сделаны с противоположных концов.

Есть также отдельные образцы пробных экземпляров, которые обычно создавались на ненужных кусках мягкого камня (см. Collon 1987 Fig 450).

История и развитие

Сельскохозяйственная революция эпохи неолита привела к образованию оседлых общин на Ближнем Востоке. Такие общины обеспечили беспрецедентные возможности для владения материальными благами, и появилась необходимость развития системы маркировки, кто чем владеет. Это простые печати-оттиски. Печати из коллекции ROM изготовлены из мягкого зеленого камня, известного под названием хлорит, и может датироваться 3500 г. до н.э. (рис.2.) При использовании более твердого камня, такого, как кремень, на таком материале легко делается простое линейное изображение. Подобные изображения, называемые буллами (bullae), были обнаружены на глиняных лампах из раскопа в Ниневии (Nineveh) в северном Ираке. Буллы имеют отпечатки плетеных изделий на обороте. Каменный сосуд из Сирии примерно 5200 г. до н.э. был запечатан глиной с оттиском на ней (Fortin 1999). Продолжающееся развитие оседлого образа жизни привело к дальнейшему развитию торговли и коммерции. Примерно к 3500 г. до н.э. впервые наблюдается развития техники записей для управления торговлей. Это керамические жетоны, различной формы глиняные комочки, которые предназначались для обозначения различных товаров. Они запечатаны внутри глиняного шара, знаки, изображающие отдельные товары были вырезаны или отпечатаны на внешней стороне глиняного шара, и печать была прокатана по поверхности.

Вскоре глиняные шары сменили глиняные дощечки с надписями клинописью на шумерском языке (Рис.3.) Помимо дощечек и оттисков на керамических сосудах, корзинах, мешках и даже дверях есть другие документы, для заверения которых использовались печати. Фортин (Fortin) (1999) приводит отпечатки детской ноги из ракопа в Тель Мескене (Tell Meskene), древнем Эмаре (Emar) в верховьях Евфрата (Euphrates), датируемый примерно 1200 г. до н.э. Отец был обязан продать этих детей, но владелец счел их слишком маленькими и оставил с родителями, пока не достигнут подходящего возраста. Между тем, он взял отпечаток ноги каждого ребенка, как доказательство отсроченного владения, вместе с печатями свидетелей.

В конце четвертого тысячелетия до н.э. видно заметное рассеяние шумерской материальной культуры в Месопотамии. Она включала в себя керамику, особенно печально известные чаши со скошенным краем, глиняные шары и таблички и цилиндрические печати. Этот период назван в честь великого города Урук (Uruk), увековеченного позднее в качестве столицы Гильгамеша (Gilgamesh). Цилиндрические печати из Урука очень крупные, обычно они изготовлены из известняка или гипса с добавлением ляпис-лазури. В отличие от более поздних цилиндрических печатей они не просверлены по длине. Форма могла происходить от деревянных или костяных прототипов. Доказательство использования таких непрочных материалов в то время - хотя наиболее распространенный тип печатей т.н. «царь первосвященник» "priest king" (см. Collon 1987 рис 807), наиболее распространенные оттиски - геометрические (см. Collon 1987 рис 9), значит, что более поздние печати сгнили.

В культуре Джемдет Наср (Jemdet Nasr) того же периода печати были короткими и толстыми цилиндрической формы (Рис.4.). Они были широко распространены - их находят в Египте и Сирии. Преимущественно используется мягкий темный камень типа хлорита или кальцита, в основном обрабатываемый сверлом. Очень редко обнаруживаются более твердые экземпляры из горного хрусталя. Их могли обрабатывать при помощи корунда - оксида алюминия, минерала корунд. Он был найден на раскопках в Уре (Ur), а также известен из шумерских текстов, где упоминается, что он был вставлен в свинец. Корунд мог происходить с острова Наксос (Naxos) или из Индии, хотя источники его также известны в верхнем течении Евфрата. Наиболее распространенные сюжеты - работающие люди и идущие животные. К концу 4-го тысячелетия до н.э. цилиндрические печати упростились, рельефное изображение наносилось вращающимся колесом. Такие печати были широко распространены, их находят от Египта до Ирана.

Конец четвертого тысячелетия приблизительно совпадает с началом Раннего Бронзового века (Early Bronze Age). Исходя из названия, период может быть ошибочно определен использованием бронзы, сплава меди и олова, тогда как основным используемым сплавом в это время была мышьяковая медь. В это период торговля ценными медными товарами и позднее оловянными становится существенной, поскольку они не были общедоступными материалами. Эта торговля, а также другие формы обмена стали контролироваться правящей элитой. Таким образом, материальная культура этого периода зачастую определяется правящей элитой - от пирамид Египта, циклопической архитектуры Греции и до гигантских памятников Европы. Для осуществления этого контроля в Месопотамии развивается сложная бюрократия, которая использует клинопись на глиняных табличках и отметки о принадлежности при помощи цилиндрических печатей. Таким образом, Бронзовый век становится эпохой расцвета цилиндрических печатей.

Влияние культуры Месопотамии может быть проиллюстрировано печатями из Египта, которые датируются примерно 3100-2686 г.г. до н.э. (Рис.5.)

Некоторые из самых ранних печатей третьего тысячелетия сделаны из очень мягкого материала - талька, the hydrous magnesium silicate, часто называемого стеатитом, который достаточно мягок, чтобы на нем можно было оставить след ногтем. Длинные тонкие вырезанные при помощи колеса геометрические цилиндрические печати (см. Collon 1987 рис. 41) из северной Месопотамии сделаны из этого мягкого камня, а затем обожжены до enstatite, the anhydrous magnesium silicate. Похожий экземпляр из Шумера есть в коллекции ROM (Рис. 6). Он изготовлен из ляпись-лазури.

После примерно 2750 г. до н.э. ляпис-лазурь обнаруживается в Месопотамии в больших количествах. Это Раннединастический период Шумера, время Царских могил Ура, где предметы из ляпис-лазури богато украшены. Ляпис-лазурь настолько многозначительна, что в литературе ей отводят метафорическую роль как синониму благосостояния и блестящей роскоши. Она была принадлежностью богов и героев. Хотя есть небольшие источники ее в Иране, в основном предполагается, что она была привезена из Бадахшана в Афганистане. Это скорее камень, чем минерал. Это настоящий мрамор, трансформировавшийся известняк, состоящий в основном из карбоната кальция минерала кальцита. Синий цвет обусловлен минералом лазулитом, hydrous magnesium aluminium silicate. Ляпис-лазурь, таким образом, содержит кальцит и лазулит, часто вместе с другими минералами, такими, как сульфид железа, пирит. Fortin (1999 рис?) публикует фото необработанного куска, найденного в Тель Мардихе (Tell Mardikh), древнем Эбла (Ebla), неподалеку от Алеппо (Aleppo) в Сирии, в контексте, датируемом 2300 г. до н.э. Ляпис часто продавался необработанным.

Фигурные печати из Шумера изображают два основных сюжета: сцены поединков и сцены пиров. Сцены поединков изменяются от более ранних, где сражающиеся расположены горизонтально (см. Collon 1987 рис. 61) до более поздних, где они расположены вертикально (см. Collon 1987 рис. 522). С 2600 г. до н.э. есть хорошо датируемая последовательность царских печатей, таких, как печать Мес-ане-пада (Mes-ane-pada), первого царя Первой династии Ура (см. Collon 1987 рис. 522). На шумерских цилиндрических печатях из второй группы изображены сцены пиров (см. Collon 1987 fig. 93).

Аккадский (Akkadian) период, примерно с 2334 до 2193 г.г. до н.э., является первым образцом главной семитской культуры в Месопотамии. Он был заложен Саргоном (Sargon) из Аккада (Akkad), города, который, как считают, находился неподалеку от более позднего Вавилона. Саргон и его наследники, такие, как внук Нарам-Син (Naram-Sin), создали империю, которая протянулась от побережья Средиземного моря до Персидского залива. Аккадские печати обычно представляют из себя крупные цилиндры с выпуклыми сторонами. Обычно на них присутствуют два сюжета. В сценах поединков продолжают изображать более рельефную мускулатуру и меньший беспорядок (Рис.7). Сцены пиров сменяют богато украшенные сцены подношений божествам семитских аккадов (Рис.8.) Основным материалом является змеевик (серпентин), темный метаморфный камень, образовавшийся из океанического осадка и пробившийся в Иран и Турцию во время образования гор Загрос (Zagros) и Таурус (Taurus). Другие печати из низкокачественного ляписа, нефрита, диорита, cores of large shells, зеленой и красной яшмы и горного хрусталя.

В III периоде Ура, между 2192 и 2004 г.г. до н.э. хлорит становится преобладающим материалом. Он немного тверже змеевика и также происходит из Ирана и Турции. Сцены поединков продолжают изображаться, но преобладающими становятся стандартные сцены подношений, на которых божество обращено влево, а Лама (Lama), присутствующая при подношениях богиня, произносит молитву.

К концу третьего тысячелетия в обращение входит гематит, оксид железа, и цилиндрические печати преобладают первые четыре века второго тысячелетия (т.е. 2000-1600 г.г. до н.э.), что соответствует началу Среднего Бронзового века (Middle Bronze Age). Гематит твердый, тяжелый, плотный минерал, требует тщательной обработки. Основные источники располагаются в восточной Турции, хотя химический анализ выявил, как минимум, пять отдельных групп. Другие материалы - горный хрусталь, дымчатый кварц, аметист, обсидиан, красную и белую яшму, сердолик из Индии и амазонит, синий полевой шпат из Кашмира или Уральских гор. Это период Старой Ассирийской империи (Old Assyrian Empire), сегодня более часто считаемой торговой зоной, покрывающей территорию богатой ресурсами восточной Анатолии, источника гематита (Рис.9.) В Южной Месопотамии он известен под названием периода Исин-Ларса (Isin-Larsa period). Теперь в сценах подношения на молящемся надет головной убор, добавлены т.н. «заполняющие пространство» объекты, тогда как богиня Лама изображена с поднятыми руками (Рис.10, см. также Collon 1987 рис. 153, Collon 1987 рис. 538).

В 1763 г. до н.э. Хаммурапи (Hammurabi) объединяет центральную и южную Месопотамию и основывает Вавилонскую империю (Old Babylonian empire). Возможно, наиболее известный памятник того периода, черная стелла со сводом законов, украшенная сценой подношения. Старо-вавилонский период возвещает о возвращении аккадских и раннединастических сцен поединков (Collon 1987 рис. 158) и поединков с божествами (Collon 1987 рис. 165). Сцены подношений видоизменяются - изображаются богиня Лама и бородатый царь, богиня напротив царя (Collon 1987 рис. 1, 166, 167). После смерти Хаммурапи в 1750 до н.э. большая часть печатей носят явные следы сверления и обработки колесом (Collon 1987 рис. 193).

В западной части Большой Месопотамии находится богатое и могущественное царство Ямхад (Алеппо) (Yamhad (Aleppo)). Цилиндрические печати этого региона часто влияют на более поздние стили, особенно мотив гильошей и способы изображения верховного божества (Collon 1987 рис. 209, 219). На востоке в эламитской (Elamite) части Ирана цилиндры делались из битума (Collon 1987 рис. 225). В Hittite Anatolia будут цилиндрическими, но не просверленными по центру и имеющими пломбу на нижней части (Collon 1987 рис. 841; 835). Примерно в 1500 г. до н.э. расположен еще одно темное пятно в древней истории, которое отмечает начало Позднего Бронзового века (Late Bronze Age). Печати этого периода изначально делались из твердого камня группы кварцев. Сюда входят различные крупнокристальные кварцы такие, горный хрусталь, и микрокристальные - такие, как серый халцедон и агат. В Месопотамии есть две основных культурных области. В Вавилоне это Касситы (Kassites) в 1155 г. до н.э., два основных стиля, изобилующими надписями, обычно длинная молитва (Рис. 11, см. также Collon 1987 рис. 239; 240). В северной Месопотамии и Сирии - Митанни (Mitanni). Появляются два новых материала: спеченный кварц или фаянс (Рис.12). Вырезанные печати представляют смешение старых стилей. Например, печать царя Идрими из Алалаха, Сирия (King Idrimi of Alalakh) весом 1500 карат изображает вавилонскую богиню с сирийским гильошем (Collon 1987 рис. 546).

В 14-13 в.в. до н.э. происходит расширение Ассирийской империи (Middle Assyrian Empire). Около 80% ассирийских печатей изготовлены из твердого камня, а из фаянса - ни одной. Цилиндрические печати сделаны с использованием всех преимуществ эффекта оттиска нужной длины, например длинный ряд животных (ср. Collon 1987 рис. 279; 282).

В 1000 г. до н.э. начинается Железный век - мир более легкого получения металлов. Торговля, организованная правительством, и бюрократическая элита станут частью прошлого.

В 9 в. до н.э. происходит расширение Ново-Ассирийской империи (Neo-Assyrian empire) - более ранние печати из змеевика и известняка и более поздние из кварца в основном тоньше и длиннее бочкообразной формы с круглыми концами (ср. Collon 1987 fig. 340). Охота и пиры являются основными мотивами, некоторые могут быть связаны с настенными рельефами середины 8 в. до н.э. (ср. Collon 1987 рис. 656). В конце 8 в. рост использования для письма алфавита вместо клинописи на материалах, отличных от глины, приводит к росту использования плоских печатей. В 612 г. до н.э. Ассирия покоряется Медесу (Medes) из Ирана и вавилонянам. Печати нововавилонской империи продолжают оставаться цилиндрическими, в качестве материала для них используется твердый камень (Рис.13), при этом увеличивается использование плоских печатей (Рис. 14).

В 539 г. до н.э. Кир Великий (Cyrus the Great) покоряет Вавилон, и в 5 в. империя Ахеменидов (Achaemenid) простирается от Нила до Инда. Царские архивы записаны при помощи клинописи на глиняных дощечках и запечатаны цилиндрическими печатями, так видно возрождение цилиндрических печатей. Ахемениды быстро развили новый стиль цилиндрических печатей на заготовках бочкообразной формы из агата и халцедона (Рис.17. и 18.). К концу 5 в. цилиндрические печати вышли из употребления.

Печати Древнего Востока

Сегодня никто не может представить хоть сколько-нибудь важный документ без печати - оттиска на бумаге, сделанного с помощью голубой или синей краски и подтверждающего подлинность этого документа. Но как давно появились первые печати и какие функции они первоначально выполняли?

Оказывается, наиболее старинные образцы появились ещё на Древнем Востоке! Они были хорошо известны в Месопотамии, Египте, Индии и Китае. Все великие древние цивилизации имели печати в общем похожие, существуют между ними и различия характерные для каждого народа и времени.

Так например печати шумер, жителей древней Месопотамии, имели цилиндрическую форму, от этого и получили свое название. Вдоль продольной оси цилиндра просверливалось отверстие, которое позволяло прокатывать его по сырой глине, оставляя на ней уникальный оттиск. Цилиндрические печати вырезались из твердого камня и часто содержали сложные сюжеты, которые отличались богатством и точностью деталей, высокой художественностью исполнения. Шумеры использовали эти их для идентификации любой собственности и при заключении сделок. Считалось также, что этот важнейший атрибут каждого жителя Месопотамии обладает магическими свойствами.

Древние египетские печати более напоминали современные, хотя являются самыми ранними - наиболее широкое применение они имели в 3 - 2 тысячелетии до нашей эры. Они, также вырезались из природных минералов и камня, и известны под названием «печатей-скарабеев», потому что одну сторону их неизменно украшала фигурка скарабея, считавшегося священным в Древнем Египте. Другая сторона содержала иероглифы с именем - для маркировки имущества, или заклинания, если печать использовалась в религиозных ритуалах. Их использовали нанося на них краску и прикладывая к папирусу, на котором оставался цветной отпечаток, либо выдавливая оттиск в сырой глине. По мере ослабления влияния Египта, скарабей постепенно исчез с печатей, но их овальная форма и функции остались прежними.

В Китае печать была не просто средством идентификации владельца имущества и подлинности документов, но также всегда прекрасным произведением искусства. Та часть, которая использовалась для держания печати, как правило была украшена фигурками животных, драконов, или стилизованного бамбука. Вырезая печати из полудрагоценных и драгоценных камней и минералов, например нефрита, китайцы добивались такого эффекта, что фигурки оказывались окрашены разными оттенками и узорами благодаря природной неравномерности окраски самого камня и неизбежным вкраплениям другой породы. Большое значение китайские художники-резчики придавали каллиграфии и композиции. Им удавалось на небольшой площади разместить несколько иероглифов так, что они не только отлично читались, но представляли собой сложную, красивую и изящную композицию.
Ещё одна интересная особенность китайской печати в том, что постепенно она становиться неотъемлемым атрибутом любого чиновника, и более того - предметом удостоверяющим его положение и власть, а потеря чиновничьей печати строго каралась. Печати высокопоставленных китайских чиновников стали выполнять из драгоценных металлов. Например императорская печать была сделана из золота высочайшей пробы.

На древние индийские печати повлияла кастовая религиозная система Индии. Так не обнаружено ни одной древней индийской печати, на которой были бы изображены сюжеты битвы. Объясняется это тем, что высшая правящая каста - брахманы это ученые и духовенство, а не воины как это бывает в других государствах. Поэтому на найденных образцах встречаются изображения мифических животных и богов. И конечно же изображения, которые указывают на торговое применение печатей в Индии, для обозначения содержимого сосудов и мешков.

Явилась цилиндрическая печать, использовавшаяся для удостоверения собственности или заключения соглашения. На этих небольших предметах из камня или раковин с дыркой по центру для удобства ношения тонко вырезались разнообразные рисунки; когда такой цилиндр прокатывали по сырой глине, на ней оставался узор. Цилиндрических печатей найдено очень много, а оттисков их на табличках и глиняных пробках для кувшинов и того больше.

Цилиндрические печати периода Джемдет-Наср: 1) печать с изображением священной ладьи; 2) печать из храма Инанны в Уруке.

Первые цилиндрические печати появляются в слоях Урук V и IV. В том не было бы ничего удивительного, если бы сохранившиеся образцы представляли собой, возможно, еще не слишком удачные опыты шумерских мастеров в этом исключительно трудном виде резьбы по камню. Но на самом деле оказалось, что хотя им и не вполне еще удавалась тонкость повторяющегося рисунка, тем не менее, для них было характерно высокое мастерство, редко достигавшееся в последующие века, о чем свидетельствует разнообразие сюжетов и изобретательность их декоративной трактовки. Энергичное моделирование и тщательная проработка отдельных фигур придают им все качества резного рельефа.

Изобразительные мотивы и мифологические символы, входящие в композицию этих рисунков, весьма тщательно изучались, и смысл их в настоящее время частично выяснен. В тематике религиозных композиций преобладает обращение к двум божествам, которые никогда сами не изображаются, но символизируются идеограммами, обозначающими их атрибуты. Один бог олицетворяет, подобно библейскому Таммузу, созидательную силу природы, графически передаваемую определенными растениями и животными. В числе символов этого бога фигурируют орел, иногда с львиной головой, и змея. Вторым божеством, играющим столь же значительную роль, является Инана, чей символ причудливой формы (который отдельные специалисты ассоциируют с «воротным столбом» тростникового храма) впоследствии, в пиктографическом письме, становится знаком для ее имени. Композиция изображения на печати может состоять из одной лишь декоративной комбинации этих символов. Время от времени, когда на печати изображают религиозный обряд (заклание или бескровное жертвоприношение), появляются фигуры людей. По-видимому, «царя» представляет бородатый персонаж в длинной юбке в складку, с тиарой и «шиньоном» на голове, которому прислуживает жрец, обнаженный или в юбке. «Царь» несет к тростниковому храму какие-то ритуальные предметы или руководит церемониальным кормлением священного скота. Часто изображаются отары и стада; их охраняют от львов такие персонажи, как «человекобык» и «львиноголовый орел» — образы, известные шумерскому искусству и в последующие эпохи. Встречаются и дикие животные: кабаны, олени, каменный козел и муфлон; из их фигур составляются геральдические эмблемы, которыми существенно пополнился набор стандартных композиций, используемых резчиками печатей. Изредка разрабатывались светские сюжеты, в том числе сцены военных или охотничьих подвигов «царя».

Многие предпочитаемые резчиками виды камней в самой Месопотамии не встречаются, что свидетельствует о торговых связях с соседними странами.

В период Джемдет-Наср искусство резьбы на печатях несколько деградировало, уже не было ни той тщательности, ни точности изображения. Раньше резчики, например, редко пользовались сверлом и следы его применения старались скрывать; теперь же всюду следы сверла бросаются в глаза, отчего моделировка фигур животных утрачивает былую завершенность. Кроме того, появилась новая форма печати: более удлиненная по отношению к диаметру и сплошь покрытая четко прочерченным геометрическим орнаментом.