Класс Головоногие моллюски. Многообразие головоногих моллюсков. Открытый урок по биологии «Осьминоги, кальмар, каракатицы. Особенности их строения. Роль в биоценозе и практическое значение Слайды и текст этой презентации

Средняя общеобразовательная школа № 16

Открытый урок на тему:

« »

Подготовила: Учитель биологии Казмуканова Б.Е.

Дата проведения: 23.11.2015 год

Уральск-2015

Тема: « Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. »

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с многообразием головоногих моллюсков.

2.Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности головоногих моллюсков.

3.Показать их значение в природе и жизни человека.

Образовательные:

Изучить особенности строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков.

Раскрыть роль головоногих моллюсков в природе и практическое значение для человека.

Развивающая:

Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать особенности строения головоногих моллюсков в связи со средой их обитания.

Воспитательная:

Воспитывать любовь ко всему живому через раскрытие роли головоногих моллюсков в природе и жизни человека.

Структура урока

    Организационный момент 1 мин

    Психологический настрой 1 мин

    Актуализация знаний 7 мин

    Изучение новой темы 10 мин

    Закрепление новой темы 15 мин

    Вторичное закрепление (лист обратной связи) 5 мин

    Сообщение учащихся 5 мин

    Рефлексия 1 мин

    Домашнее задание 1 мин

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин)

Эпиграф к уроку:

Друзья мои! Я очень рад!

Войти в приветливый ваш класс

И для меня же награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю; в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок.

2.Приветствие (психологический настрой)

Ребята чтобы настроится наурока, разрешите мне подарить частичку своего тепла. Я желаю чтобы сегодня на уроке у вас было хорошее настроение. Далее дети друг другу говорят пожелания на урок.

Ребята прошу вас разделится на группы. В самом начале ученики садятся по своим рядам в большие группы из парт. Далее при помощи жребия происходит деление на группы.

Для этого прошу вас подойти к парте и взять листы с указанными рисунками, образуются три группы Кальмары, Каракатицы, и Осьминоги. (В коробочке жребий)

1.Как называется сладка кожи тела у моллюсков?

Ответ: Мантия

2. Между телом и мантией находится?

Ответ: Мантийная полость

3.Какие особенности появились в пищеварительной системе моллюсков?

Ответ: Ротовая полость – глотка с языком (покрытая острыми зубчиками-терка ) – пищевод – желудок с железой (печень)– средняя и задняя кишка – анальное отверстие.

4.У моллюсков впервые появляется особая железа?

Ответ: Печень

5.Особенности кровеносной системы у моллюсков?

Ответ: Кровеносная система открытого типа, имеют двухкамерное (у брюхоногих) и трехкамерное (у двустворчатых) сердце. У большинства кровь бесцветная, только у головоногих кровь голубого цвета.

6.Как осуществляется дыхание у моллюсков?

Ответ: Моллюски обитающие на суше дышат легкими, моллюски которые обитают в воде дышат жабрами находящимися под мантией.

7.Виды брюхоногих моллюсков?

Ответ: Горошинка, шаровка, лужанка, прудовик, катушки, виноградная улитка, голый слизень

8.Нервная система моллюсков?

Ответ: Сложное скопление нервных узлов образует мозг, узлового типа.

9.Виды двустворчатых моллюсков?

Ответ: Мидии, беззубки, устрицы, морские гребешки, жемчужницы

10.Главная функция и значение двустворчатых моллюсков?

Ответ: Фильтраторы воды. Устрица за час отфильтровывает 10 л воды, также пища для многих рыб, деликатесы, объекты промысла (пуговицы, бусы, украшения, кормовая мука), ракушечник – пористый известняк в строительстве.

11. Какие классы входят в тип Моллюски.

Ответ: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

3.Изучение новой темы

Задача нашего урока: выяснить не только строение головоногих моллюсков на примере трех видов, но и поговорить о том, также какую роль они играют в природе и в жизни человека. Сообщаю цель и тему урока: Тема: « Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. »

Ученик: Легенда о «Кракене» морском чудовище с щупальцами (сообщение учащегося, опережающее задание по новой теме)

В фольклоре скандинавских народов с незапамятных времен известна легенда о кракене - огромном чудовище, живущем в море и держащем в своих щупальцах всю землю. В минуту плохого настроения он занимается тем, что губит мореплавателей, втягивая их в свои владения вместе с судном. Легенды о морском чудовище гигантских размеров бытовали среди моряков несколько столетий. В октябре 1873 года трое рыбаков – двое взрослых и двенадцатилетний мальчик – ловили сельдь в районе острова Ньюфаундленд. Вдруг они заметили огромный предмет, проплывающий мимо. Решив, что это обломок корабля, рыбаки стали грести к нему, и один из них ударил его багром. «Обломок» ожил, выбросил над водой две гигантские руки – щупальца и обхватил ими баркас. Затем чудовище стало погружаться в воду, увлекая за собой лодку.

Рыбаков сковал ужас. Лодка быстро наполнилась водой. Еще несколько секунд, и они бы пошли на дно. Но двенадцатилетний мальчик – его звали Том Пикот – оказался более смелым, чем взрослые мужчины. Он схватил топор и обрубил оба щупальца. Лодка выпрямилась. Кальмар выпустил из своего тела какую-то темно-фиолетовую жидкость, от которой вода вокруг лодки сразу потемнела. Мальчик был готов продолжать борьбу, но чудовище, не возобновив атаки, стало погружаться в воду и скрылось.

Перепуганные рыбаки изо всех сил гнали лодку к берегу. Они привезли домой два обрубка щупалец. Эти щупальца – одно из самых ценных приобретений зоологической науки того времени. С этого момента началось действительно научное изучение кракена.

Вот такая легенда известна нам издавна, которая гласит о появлении чудовищ в море с щупальцами.

Рассказ учителя:

И как обычно мы переходим к систематике. Составляем систематику вместе с детьми по головоногим моллюскам. И проверяем по слайду.

Надцарство Клеточные

Империя Эукариоты

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Моллюски

Класс Головоногие моллюски

Род Кальмар

Вид Тихоокеанский кальмар

Род Осьминог

Вид Обыкновенный осьминог

Род Каратица

Вид Лекарственная каракатица

Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях.

Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

Нервная система головоногих так же более совершенна, чем у других моллюсков. Нервные узлы слились образовав окологлоточную нервную массу – мозг, от которого отходят два крупных нерва.Органы чувств головоногих очень хорошо развиты. Например, глаза так же совершенны, как и глаза позвоночных животных. Так же имеются органы химического чувства, равновесия, а в коже расположены осязательные, светочувствительные и даже вкусовые клетки.

Дышат головоногие с помощью жабр, расположенных в мантийной полости.

Кровеносная система головоногих почти замкнутая, а сердце состоит из 3 камер (1 желудочка и двух предсердий).

У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга.

Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно убегает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры . Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого .

После оплодотворения самка устраивает в норе или пещерке гнездо и откладывает в нем несколько тысяч яиц, которые при помощи слизи прикрепляет к потолку и стенам норы связками-гроздьями. И с этого момента уже неотлучно находится при яйцах, постоянно перебирая их, омывая свежей водой и отгоняя от гнезда хищников. «Высиживание», в зависимости от вида, может продолжаться 12 и более месяцев. Все это время самка ничего не ест, рационально используя запас питательных веществ, накопленных в печени. А к моменту вылупления осьминожков самка может и вовсе погибнуть.

Теперь вы самостоятельно в группах пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой запишите в постер особенности внутреннего строения головоногих.

Закрепление новой темы (10 мин)

Первая группа – Кальмары, вторая группа – Каракатицы и третья группа – Осьминоги. Далее на слайдах высвечиваются задания по группам. На подготовку – 5 минут, выступление – 3 минуты.

Взаимооценивание между группами (карточки, либо стикеры)

№ 1 группу оценивает № 3

№ 2 группу оценивает № 1

№ 3 группу оценивает № 2

Задание №1 группе

1.Особенности строения Кальмаров

2.Передвижение, питание, поведение кальмаров.

Задание №2 группе

1.Особенности строения Каракатиц.

2.Передвижение, питание, поведение каракатиц.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Задание №3 группе

1.Особенности строения Осьминогов.

2.Передвижение, питание, поведение осьминогов.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Учитель: Вывод по данной работе в группах

5.Сообщение учащихся по новой теме (опережающее задание)

Творческое задание

1.Самый необычный моллюск на всей планете

2.Интересные факты о головоногих моллюсках

6.Вторичное закрепление

Лист обратной связи

1.Мы сегодня на уроке изучили …

2.Мы справились хорошо …

3.Мы хотим больше узнать о?

4.Больше всего мне понравилось …

7.Рефлексия (Сигнальные карточки либо стикеры на уроке)

Оценки за урок, оценивание учащихся.

8.Домашнее задание

1.Творчесое задание «Рисунок-моллюск моими глазами»

2.Составление кроссворда, ребуса по теме «Моллюски».

Артюшина Ю.А.

учитель биологии







Класс головоногих

моллюсков



Задачи

  • сформировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков; происхождение моллюсков; их значение;

- развивать знания учащихся о многообразии животного мира;

-воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к изучению естественных дисциплин.


Происхождение головоногих моллюсков

белемниты

аммониты



Система органов

Особенности

Пищеварительная

Кровеносная

Органы чувств

Дыхательная система

Половая система


Система органов

Особенности

Пищеварительная

Роговые челюсти, чернильный мешок

мозг

Кровеносная

почти замкнутая, состоит из артерий, капилляров, вен и сердца. Сердце состоит из двух предсердий и желудочка, гемоцианин

Органы чувств

Хорошо развиты глаза, органы равновесия и химического чувства, светочуствительные клетки

Дыхательная система

Одна пара жабр, расположенных в мантийной полости, они же обеспечивают газообмен в организме животного.

Половая система

Раздельнополые. Выражен половой диморфизм. Развитие прямое




Автотомия, т.е. самокалечение .

При случае прочные щупальца сокращаются с такой силой, что сами себя разрывают. Щупальце отваливается, словно отрезанное ножом и хищник получает его в виде выкупа за жизнь .


У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого.

Мастера маскировки




Выберите те слова, которые относятся к теме «Головоногие моллюски»:

половой диморфизм, мантия, фильтратор,

голубая «кровь», развитый головной мозг, жемчуг, соленость вод 33%, нога с широкой мускулистой подошвой, легкие, сперматофоры, дыхательное отверстие, чернильная железа, аргонавт, роговые челюсти, биссус, беззубка, реактивный способ движения, мускул – замыкатель, ядовитые слюнные железы .


половой диморфизм , мантия, фильтратор,

голубая «кровь», развитый головной мозг , жемчуг, соленость вод 33%, нога с широкой мускулистой подошвой, легкие, сперматофоры , дыхательное отверстие, чернильная железа, аргонавт,

роговые челюсти , биссус, беззубка, реактивный способ движения , мускул – замыкатель , ядовитые слюнные железы


Домашнее задание

§ 23, составить кроссворд по теме головоногие

творческое задание:

- найти художественные произведения, где говорилось бы о головоногих,

-интересные факты о головоногих моллюсках .


Учитель биологии ГБОУ СОШ №1022 Криулина И.В.

Тема: «Класс Головоногие моллюски»

Цель:Познакомить учащихся с разнообразием, образом жизни, строением головоногих моллюсков

Задачи:

  • сформировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков;
  • развивать знания учащихся о многообразии животного мира;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Запись на доске новых понятий: «гемоцианин», «статоцисты», «половой деморфизм», «автотомия», «хроматофоры», «амбра».

Тип урока: изучение новой темы

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей, приветствие).

2.Опрос домашнего задания : «Что было задано на дом?», «Какие вопросы возникли по домашнему заданию?». Выполнение заданий по карточкам с учетом индивидуального подхода.

1 вариант

1) Моллюски обитают:

А – только в море;

Б – только в пресных водоёмах;

В – в море, пресных водоёмах и на суше ;

Г – только на суше

2) Мантия представляет собой:

А – кожную складку, расположенную под раковиной ;

Б – орган передвижения;

В – защитную раковину;

Г – отдел тела моллюска.

3) Двустворчатые моллюски – обитатели воды имеют :

А – жабры ;

Б – легкое;

В – не имеют органов дыхания;

Г – не дышат, так как створки плотно закрыты.

4) Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят :

А – виноградную улитку ;

Б – беззубку;

В – устрицу;

Г – осьминога.

5) К органам выделения большого прудовика относят :

А – печень;

Б – почку ;

В – кишечник;

Г – анальное отверстие.

6) Раковину, образованную двумя створками, имеют :

А – перловицы, беззубки, мидии ;

Б – кальмары, каракатицы, осьминоги;

В – прудовики, катушки, рапаны;

Г – слизни, виноградные улитки.

7) Наземные улитки питаются преимущественно :

А – растительной пищей ;

Б – различными беспозвоночными животными;

В – моллюсками других видов;

Г – перегнивающими растительными остатками.

1) Моллюски имеют двухстороннюю симметрию тела.

2) Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих сидячий или малоподвижный образ жизни.

3) Кровеносная система моллюсков незамкнутая.

2 вариант

№1: в каждом задании выберите один верный ответ:

1) Раковина моллюсков состоит из:

А – извести;

Б – только из рогоподобного вещества;

В – из извести и рогоподобного вещества;

Г – из рогоподобного вещества, извести и перламутра .

2) Единую раковину, в виде башенки, завитка или другой формы имеют :

А – «корабельные черви»;

Б – жемчужницы, морские гребешки, устрицы;

В – осьминоги, кальмары, каракатицы;

Г – катушки, прудовики, виноградные улитки.

3) Тело у моллюсков :

А мягкое, не разделенное на членики ;

Б – мягкое, заметно разделенное на членики;

В – имеет плотный покров из слизи;

Г – имеет плотный хитиновый покров.

4) Тело двустворчатых моллюсков разделено на :

А – голову, туловище и мускулистую ногу;

Б – голову, щупальца и туловище;

В – туловище и мускулистую ногу ;

Г – голову и туловище.

5) Прудовики, живущие в пресных водоёмах :

А – фильтруют воду, очищая её от одноклеточных водорослей;

Б – способствуют очищению водоёмов от нитчатых водорослей ;

В – являются хищниками;

Г – служат промежуточными хозяевами различных ленточных червей.

6) Беззубки и перловицы в водоёмах:

А – очищают воду от различных взвешенных в ней мелких организмов и остатков ;

Б – сокращают численность мелких ракообразных;

Г – способствуют распространению нитчатых водорослей.

7) Моллюски произошли от древних :

А – кишечнополостных;

Б – плоских червей;

В – круглых червей;

Г – кольчатых червей.

№2: вставьте в предложения пропущенные слова:

1) В отличие от кольчатых червей, тело моллюсков не сегментировано.

2) Тело моллюска покрыто кожной складкой – мантией.

3) Между мантией и телом находится мантийная полость .

3. Изучение новой темы Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Это своего рода приматы среди беспозвоночных обитателей моря. Внешне, на первый взгляд, головоногие моллюски ничем не напоминают своих родичей – улиток и ракушек. . Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях. Особенно многочисленны они в тропической и субтропической области и в умеренных широтах. Моллюски, как и многие рыбы, свободно плавают в толще воды, другие предпочитают прятаться на дне.

Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

Внутреннее строение головоногих моллюсков представлено различными системами органов. Рассмотрим его на примере осьминога.

Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, в нем имеются роговые челюсти, изогнутые как клюв попугая. В глотке расположен язык, а на нем – терка, при помощи которой животное измельчает пищу. В глотку же впадают протоки ядовитых слюнных желез. От глотки к желудку тянется тонкий пищевод. По пути он насквозь пронзает мозг. Есть печень и поджелудочная железа. Пищеварительные соки, которые они выделяют, за четыре часа переваривают пищу. Длинная кишка, следующая за желудком оканчивается анальным отверстием.

Основная пища головоногих моллюсков – рыбы, крабы и ракушки. Но многие виды едят и падаль. Едят они и друг друга. И не всегда голод служит причиной каннибализма. Поэтому еще Аристотель, раздумывая над такими дурными обычаями решил, что моллюски едят друг друга, чтобы поддерживать в себе жизненную силу: осьминог, не отведавший осьминожьего мяса, будто бы хиреет и умирает.

Дыхательная система моллюсков представлена одной парой жабр, расположенных в мантийной полости, они же обеспечивают газообмен в организме животного.

Кровеносная система у головоногих моллюсков почти замкнутая, состоит из артерий, капилляров, вен и сердца. Сердце состоит из двух предсердий и желудочка и бьётся 30 – 36 раз в минуту. Кровь у моллюсков необычная – голубая. Вместо гемоглобина (как у млекопитающих животных) кровь головоногих моллюсков содержит гемоцианин. Медь, входящая в состав гемоцианина, и придает их крови синеватый цвет.

Почка – это орган выделения головоногих моллюсков, расположена она в непосредственной близости с половой железой.

Нервная система головоногих моллюсков сложнее, чем у всех других беспозвоночных животных и достаточно высокоспециализированна. Клетки мозга со всех сторон плотно облегают пищевод. Поэтому моллюски, несмотря на очень хищные аппетиты, не могут проглотить добычу крупнее лесного муравья. Вот тут им на помощь и приходит терка, которой они приготавливают «пюре» из крабов и рыб.

У головоногих хорошо развиты органы чувств). Глаз осьминога мало отличается от глаза млекопитающего или даже человека. Ни у кого из обитателей моря нет таких зорких глаз, как у осьминога и его родичей. Только глаза совы, кошки да человека могут составить им конкуренцию. На одном квадратном миллиметре сетчатки глаза осьминога насчитывается около 64 тыс. воспринимающих свет зрительных элементов. И размер глаз у головоногих моллюсков рекордный. Глаз каракатицы лишь в 10 раз меньше её самой, для сравнения – у тридцатиметрового голубого кита глаз не превышает в длину 10 – 12см.

Чувство вкуса у осьминога настолько развито, что он, видимо, и врагов распознает на вкус. Вся внутренняя поверхность щупалец и каждая присоска участвуют в дегустировании пищи.

Если разрезать хрящевой череп осьминога, внутри можно найти два пузырька с заключенными в них кристалликами извести. Это статоцисты – органы слуха и равновесия.

По поводу размножения нужно сказать, что головоногие моллюски – раздельнополые животные. Присутствует тут и такое явление как половой деморфизм, т.е. различия в строении тела и размерах самца и самки. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки. Яйца у головоногих моллюсков крупные богатые желтком Насиживающие самки ничего не едят около двух месяцев, иногда и больше, пока не выведут детенышей, которых они также охраняют, чистят и обеспечивают им приток свежей воды. Обычно головоногие моллюски размножаются раз в жизни, после чего погибают.

У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок, а многих кальмаров – также и когтями как у кошек, зубов нет, но есть клюв. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга. Есть в арсенале защитных приспособлений древнейшее средство страхования жизни – автотомия, т.е. самокалечение. При случае прочные щупальца сокращаются с такой силой, что сами себя разрывают. Щупальце отваливается, словно отрезанное ножом и хищник получает его в виде выкупа за жизнь.

Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно удирает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого. Если бы кому-нибудь пришло в голову устроить состязание хамелеонов, первый приз наверняка получила бы каракатица.

Головоногие моллюски – довольно разнообразные животные. Перед вами лишь некоторые представители этих животных Немаловажно хозяйственное значение головоногих моллюсков. Их издавна употребляют в пищу. Однако из шестисот видов головоногих моллюсков объектами интенсивного промысла служат всего лишь один – два десятка. По основным показателям питательности – калорийности и белковому составу – кальмары, особенно консервированные, превосходят всех других употребляемых в пищу моллюсков и даже некоторых рыб. Они незначительно уступают говяжьему мясу и телятине.

Мелких кальмаров в Японии не выбрасывают, а используют для удобрения, корма скота и птицы.

Драгоценная амбра – воскоподобное вещество, которое используют в парфюмерии как закрепитель аромата духов, образуется из уплотненных и прошедших определенную стадию разложения клювов кальмаров.

4. Закрепление изученного .

  • Формулировка вывода к уроку: "Головоногие моллюски представляют собой немногочисленную группу высокоорганизованных животных, отличающихся наиболее совершенным среди других моллюсков строением и сложным поведением" работа в рабочих тетрадях

5. Подведение итогов урока .

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • Оценивание знаний учащихся (с комментарием).

6. Домашнее задание

Слайды и текст этой презентации

Класс Головоногие моллюски

Многообразие головоногих моллюсков

В классе головоногих, наиболее высокоорганизованных моллюсков, около 650 видов размером от 1 см до 5 м. Обитают они в морях и океанах, как в толще воды, так и на дне. К этой группе моллюсков относятся осьминоги, кальмары и каракатицы.
Головоногими этих моллюсков называют потому, что их нога превратилась в щупальца, венчиком располагающиеся на голове вокруг ротового отверстия.

Внешнее строение головоногого моллюска

Тело у головоногих моллюсков
двусторонне-симметричное.
Оно обычно разделено перехватом на туловище и крупную голову, а нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку – мускулистую коническую трубку и длинные мускулистые щупальца, расположенные вокруг рта.
У осьминогов восемь щупалец, у каракатиц и кальмаров – десять. Внутренняя сторона щупалец усажена многочисленными крупными
дисковидными присосками.
Туловище со всех сторон одето мантией.

туловище

Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радулы. Заглотить жертву целиком и даже кусками кальмар не может из-за узкого пищевода.

Клюв гигантского кальмара достигает в длину 15 см.

Гигантский кальмар архитейтис - род океанических кальмаров.Самый крупный в мире моллюск. Каковы размеры архитейтисов? Если со щупальцами, то рекорд 17,4 м. Кальмар таких размеров был выброшен в 1887 году на берег Новой Зеландии. Чуть мельче оказался тот, которого нашли в 1878 году на берегу Ньюфаундленда: 16,8 м со щупальцами, в том числе 6,1 м - туловище с головой и 10,7 м - щупальца.

На карте мира отмечены места
находок гигантских кальмаров.

У большинства головоногих моллюсков раковина сильно редуцирована и скрыта в теле животного.
У каракатицы раковина имеет вид известковой пластинки, залегающей под покровами на спинной стороне туловища. У кальмара от раковины осталось небольшое «перышко», а у осьминогов раковина полностью отсутствует. Исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения этих животных. У головоногих моллюсков имеется особый внутренний скелет, образованный хрящом: мозг защищен хрящевым черепом, опорные хрящи имеются в основании щупалец и плавников.

Присоски на щупальцах у осьминога

Осьминог. Осьминог изобрел изощренный метод охоты на свою жертву: он охватывает ее щупальцами и присасывается сотнями присосок, целые ряды которых находятся на щупальцах. Присоски помогают ему также двигаться по скользким поверхностям, не съезжая вниз. На щупальце осьминога хорошо видны присоски, расположенные плотными рядами.

Слайд №10

Лучшая защита от врагов-это нападение или маскировка?

Головоногие не сдаются без борьбы: они отлично вооружены. Их щупальца усажены сотнями присосок, а у многих кальмаров - также и когтями, острыми и кривыми, как у кошек. Зубов нет, но есть клюв. Роговой, крючковатый, он без труда прокусывает рыбью кожу и панцири крабов, протыкает насквозь даже прочные раковины двустворчатых моллюсков.
Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие - чернильную бомбу. Вместо куска живой плоти кальмар выбрасывает перед раскрытой, чтобы сожрать его, пастью грубую подделку собственной персоны. Кальмар как бы раздваивается на глазах и недругу оставляет своего бесплотного двойника, а сам быстро исчезает.

Слайд №11

Осьминог-подражатель маскируется под ядовитую рыбу, повторяя контуры и окраску ее тела и даже способ движения – плавание параллельно дну

Слайд №12

Внутреннее строение головоногого моллюска

Слайд №13

Внутреннее строение осьминога

Слайд №14

Внутреннее строение осьминога

Слайд №15

Органы чувств

Органы чувств хорошо развиты.
По сложности строения и остроте зрения
глаза головоногих моллюсков не уступают
глазам многих позвоночных.
Среди головоногих встречаются особо
большеглазые. Диаметр глаза гигантского
кальмара достигает 40 см.
У головоногих моллюсков имеются
органы химического чувства, равновесия,
в коже рассеяны осязательные,
светочувствительные и вкусовые клетки.

Слайд №16

Размножение головоногих моллюсков

Головоногие моллюски раздельнополые животные. Во время размножения самцы головоногих моллюсков одной из рук -достают из мантийной полости упакованную в «пакеты» сперму и переносят ее на семяприемники самки. Размеры сперматофоров-от 3 мм до 115 см.

Слайд №17

Забота о потомстве

Осьминоги- матери не покидают отложенные ими яйца ни на миг. Нежно обмывают их струей свежей воды. Прогоняют любого, кто покушается на них. И так - от 1 до 4 месяцев без еды.

Слайд №18

Общие признаки головоногих моллюсков:

1.отсутствие раковины,
2.тело разделено на: голову, щупальца, воронку;
3.органы дыхания – жабры;
4.сердце 3-х камерное;
5.хорошо развиты органы чувств;
6.сложно устроенная нервная система.

Слайд №19

Слайд №20

Значение головоногих для человека

Кальмара не только консервируют, но и вялят, жарят, варят. Еще в Древнем Риме искусно приготовленный осьминог был обычной пищей. В последнее время «гастрономический» интерес человека к головоногим моллюскам резко возрос, так как их мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Кальмары же могут встречаться в море тысячными стаями, их легко добывать сетями. Спрутов ловят поодиночке – острогами или с помощью «кувшинных ловушек». В некоторых странах из чернильной жидкости головоногих моллюсков изготовляют краску, чернила.
Кроме того, головоногих используют как лабораторных животных.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КЛАСС ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ

Наиболее организованные моллюски; Численность – около 650 видов; Размеры – от 1см до 5м; Места обитания: океаны, моря (в толще воды и на дне) Головоногими этих моллюсков называют потому, что их нога превратилась в щупальца, венчиком располагающиеся на голове вокруг ротового отверстия. Класс головоногих (осьминоги, кальмары, каракатицы):

Внешнее строение 1. Тело двусторонне-симметричное. 2. Разделено перехватом на туловище и крупную голову. 3. Нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку – мускулистую коническую трубку и длинные мускулистые щупальца, расположенные вокруг рта. 4. У осьминогов восемь щупалец, у каракатиц и кальмаров – десять. 5. Внутренняя сторона щупалец усажена многочисленными крупными дисковидными присосками. 6. Туловище со всех сторон одето мантией. Головоногие моллюски способны быстро изменять окраску тела, у глубоководных видов имеются органы свечения.

Внутреннее строение осьминога

Внутреннее строение осьминога

Пищеварительная система. Ротовое отверстие окружают две толстые роговые челюсти. В сильно развитой мускулистой глотке находится язык. На нем расположена терка (для размельчения пищи). В глотку попадают протоки ядовитых слюнных желез. Далее идут длинный пищевод, мускулистый мешковидный желудок и длинная кишка, которая заканчивается анальным отверстием.

В заднюю кишку открывается проток особой железы – чернильного мешка. В случае опасности моллюск выпускает в воду содержимое чернильного мешка и под защитой этой «дымовой завесы» скрывается от врага.

Внутреннее строение кальмара

1. Хрусталик. 2. Стекловидное тело. 3. Сетчатка Органы чувств По сложности строения и остроте зрения глаза головоногих моллюсков не уступают глазам многих позвоночных. Среди головоногих встречаются особо большеглазые. Диаметр глаза гигантского кальмара достигает 40 см. У головоногих моллюсков имеются органы химического чувства, равновесия, в коже рассеяны осязательные, светочувствительные и вкусовые клетки.

Нервная система. У головоногих моллюсков она достигает высокой сложности. Нервные узлы ЦНС очень велики и образуют общую окологлоточного нервную массу – мозг. От его заднего отдела отходят два крупных тела.

Что входит в меню осьминога? Все головоногие моллюски – хищники, нападающие в основном на рыб и ракообразных, которых они хватают щупальцами и убивают укусом челюстей и ядом слюнных желез. Некоторые животные этого класса поедают моллюсков, в том числе головоногих, падаль, планктон.

Дыхательная система. Большинство головоногих имеет одну пару жабр, которые находятся в мантийной полости. Ритмические сокращения мантии служат для смены воды в мантийной полости, обеспечивая газообмен.

Кровеносная система. Замкнутая, во многих местах артерии после отдачи кислорода тканям через капилляры переходят в вены. Сердце состоит из одного желудочка и двух предсердий. От сердца отходят крупные сосуды, которые разделяются на артерии, а те - на капилляры. 4. Приносящие сосуды несут венозную кровь к жабрам. 5 . Перед вступлением в жабры приносящие сосуды образуют мускулистые расширения - венозные сердца, которые ритмическими сокращениями способствуют поступлению крови в жабры.

Сперматозоиды самцов склеиваются в пакеты, окруженные плотной оболочкой, - сперматофоры. Яйцеклетки крупные, богатые желтком. Стадия личинки отсутствует. Размножение. Головоногие моллюски – раздельнополые. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки. Копулятивный орган - одно из щупалец.

Из яйца выходит молодой моллюск, своим обликом похожим на взрослое животное. Размножение. Самки кальмаров и каракатиц прикрепляют яйца к подводным предметам, а осьминоги охраняют свои кладки и молодь. Размножаются один раз в жизни, после погибают.

Роль в нашей жизни. Использование головоногих моллюсков человеком: 1. Употребление в пищу. 2. Вырабатывание из чернильного мешка каракатиц акварельную краску сепию.

Головоногие моллюски отличаются наиболее совершенным среди других моллюсков строением и сложным поведением.