Типы высшей нервной деятельности человека презентация. Типы высшей нервной деятельности. Презентация на тему: Физиология высшей нервной деятельности

Данная презентация, применяется при изучении темы- высшая нервная деятельность человека, на уроках биологии в 8 классе. Она включает в себя основные понятия связанные с данной темой, а также тесты на определение различных видов памяти и внимания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Высшая нервная деятельность Цели урока: - дать определение высшей нервной деятельности человека и рассмотреть её проявления - охарактеризовать различные проявления высшей нервной деятельности (мышление, речь, память и т.д.) и установить их роль в жизни человека - провести тесты позволяющие оценить характеристики различных видов памяти и устойчивость внимания

Высшая нервная деятельность человека – это деятельность мозга связанная с его психикой. Основные проявления высшей нервной деятельности: Мышление Речь Память Внимание Эмоции Воля

Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающей связи и отношения между познавательными процессами. Виды мышления: По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. По характеру задач: теоретическое, практическое По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

Мыслительные операции: Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целое. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи: В общении: Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств. Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена. В мышлении: Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Виды речи: Внешняя Общение между людьми при помощи разговора. Внутренняя Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер. Устная Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией Письменная Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Аффективная Нет замысла. Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!». Диалогическая Речь при которой активны в равной степени все её участники. Монологическая Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти: По длительности сохранения: долговременная, кратковременная оперативная. По преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная. По уровню организации: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная

Опыт №1 Выявление объёма кратковременной памяти В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. В течении 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке. Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл. Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Определение характеристик объёма памяти Число баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память. 7-12 Объём памяти чуть ниже среднего. 13 - 17 Объём памяти хороший. 18 - 21 Объём памяти отличный. Свыше 21 Ваша память феноменальна

Опыт №2 Определение объёма зрительной памяти Определите объём своей зрительной памяти: в течении 1 минуты изучите фигуры на рисунке №1, а затем найдите их на рисунке №2. Подсчитайте процент фигур названных правильно.

Рисунок №1

Рисунок №2

Проверка

Показатели зрительной памяти 90 – 100 % - отлично 70 – 90 % - очень хорошо 50 – 70 % - хорошо 30 – 50 % - удовлетворительно 10 -30 % - плохо 0 -10 % - очень плохо

Опыт №3 Изучение устойчивости внимания Внимательно присмотритесь к рисунку на котором изображена проекция усечён- ной пирамиды в течении 30 секунд. При каждом изменении восприятия не глядя в тетрадь делаете штрих. После оконча – ния опыта результат удваиваете и сравниваете с таблицей.

Оценка характера устойчивости внимания Частота изменения изображения Характеристика внимания Не более 11 раз Очень устойчивое 12 -20 раз Средней устойчивости Более 20 раз Недостаточно устойчивое


Тема: «Высшая нервная деятельность»

  • Задачи:
  • 1. Дать характеристику безусловным и условным рефлексам.
  • 2. Показать, что ВНД человека основана на образовании и торможении рефлексов
  • Павленко С.Е
  • Высшая нервная деятельность - еще одна, важнейшая, функция нервной системы.
  • Р. Декарт. Основоположником учения о высшей нервной деятельности является И.М.Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.
  • Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах.
  • Для безусловных рефлексов характерно:
  • 1. Это врожденные рефлексы, передаются по наследству (глотание, слюноотделение, дыхание);
  • 2. Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида;
  • 3. Имеют постоянные рефлекторные дуги;
  • 4. Относительно постоянны;
  • 5. Осуществляются в ответ на определенное раздражение;
  • 6. Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы . При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • К безусловным рефлексам относятся пищевые, дыхательные, оборонительные, половые, ориентировочные рефлексы.
  • Для условных рефлексов характерно:
  • 1. Приобретаются организмом в течение жизни;
  • 2. Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта;
  • 3. Не имеют готовых рефлекторных дуг, дуги формируются при определенных условиях;
  • 4. Непостоянные, могут исчезать (тормозиться);
  • 5. Формируются на основе врожденных рефлексов в ответ на любое раздражение;
  • 6. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Образование условного рефлекса происходит при сочетании по времени безразличного раздражителя с безусловным .
  • Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным .
  • Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения в одном нервном центре коры, затем в другом нервном центре возникает возбуждение под действием безусловного раздражителя и между ними возникает временная связь.
  • При повторных сочетаниях эта связь становится более прочной, вырабатывается условный рефлекс на данный раздражитель.
  • Примером является выделение слюны в ответ на вид пищи, ее запах, на время кормления, на любой условный пищевой раздражитель.
  • Торможение рефлексов
  • В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения - внешнее и внутреннее.
  • Внешнее торможение. Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Характерно не только для коры, но и для низших отделов ЦНС, поэтому второе название - безусловное торможение . Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.
  • Торможение рефлексов
  • Внутреннее торможение развивается только в коре. Отсюда второе название - условное торможение . Непременное условие - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает.
  • В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых . Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.
  • Торможение рефлексов
  • Другой вид внутреннего торможения - дифференцировка . Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел - свои или чужие.
  • А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте – преобладающей системе связанных между собой центров, временно определяющих характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант. У кошек во время течки любой звук ….
  • ВНД человека и животных
  • Высшая нервная деятельность присуща как человеку, так и животным. У животных высшая нервная деятельность зависит от сложности нервной системы, чем она сложнее, тем меньшую роль играют инстинкты, тем большую роль играет обучение.
  • Например, потомство паука-крестовика появляется весной, когда родители уже умерли, но молодые паучки умеют строить ловчую сеть, их поведение достаточно жестко запрограммировано.
  • Определенную последовательность безусловных рефлексов, определяющую некоторые формы поведения, называют инстинктом . Примером инстинктивной деятельности является построение ловчей сети пауком-крестовиком, плотины бобрами.
  • ВНД человека и животных
  • ВНД человека и животных
  • Важную роль в обучении играет импритинг – запечатлевание . У животных проявляется в реакции следования новорожденных за первым движущимся объектом. Например, К Лоренц и гуси….
  • У человека проявляется в возрасте от 6 недель до 6 месяцев, связан с матерью и чувством комфорта и безопасности, возникающих при кормлении, гигиеническом уходе, общении матери и ребенка.
  • ВНД человека и животных
  • Человеческие дети, воспитанные животными, никогда не станут полноценными людьми из-за отсутствия должного воспитания.
  • В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.
  • ВНД человека и животных
  • И главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи - второй сигнальной системы по И.П.Павлову.
  • Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. « Слово, - писал И.П.Павлов, - сделало нас людьми».
  • Мышление . Одна из главных функций мозга, связана с работой ассоциативных зон, особенной лобной коры. Позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в ответ на поступающую информацию. Выбор основывается на личном опыте или уже имеющейся информации, обеспечивает рассудочную деятельность человека .
  • Защитное приспособление организма от переутомления, охранительное торможение коры головного мозга. Во время сна клетки мозга восстанавливают работоспособность. Центр сна находится в среднем мозге, медиатор, вызывающий развитие сонного состояния – серотонин . Разрушение центра сна приводит к уменьшению количества серотонина и человек лишается возможности засыпать.
  • Бодрствование зависит от ретикулярной формации продолговатого мозга, моста и передних ядер гипоталамуса, аксоны которых поддерживают возбуждение коры головного мозга.
  • ЭЭГ (электроэнцефалограмма) показывает, что процесс сна разбивается на несколько циклов, продолжительность которых примерно 90 минут. 70-80 минут продолжается медленноволновой сон, когда мозг более заторможен, отдыхает.
  • В коре мозга появляются медленные и крупные электрические волны. Затем 10-15 минут быстроволновой , парадоксальный сон, который сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев, мимической мускулатуры, усиливается обмен, учащается пульс и дыхание. Именно в эти периоды человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны.
  • В течение 6-8 ч сна фазы быстрого сна появляются 4-5 раз, делаясь все более продолжительными. В целом быстрый сон занимает около 20% времени.
  • Человек обычно просыпается в фазе быстрого сна, пептидом, прерывающим сон, является тиреотропный гормон.
  • Интересные факты: Наполеон и Эдисон спали по 2 ч в сутки.
  • Повторение
  • Заполните таблицы:
  • Повторение
  • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса.
  • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса.
  • Повторение
  • Верные суждения:
  • Для образования условного рефлекса необходим безусловный раздражитель.
  • Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре.
  • Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы безразличный раздражитель начал действовать на несколько секунд раньше безусловного, через несколько повторений он становится условным раздражителем.
  • Условные рефлексы образуются на всю жизнь.
  • Условные рефлексы передаются по наследству.
  • Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым.
  • Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга.
  • Безусловное (внешнее) торможение связано с угасанием условного рефлекса без его подкрепления безусловным.
  • Повторение
  • Верные суждения:
  • Внутреннее торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни.
  • Внешнее торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире.
  • Реакция учеников на звонок с урока - пример внутреннего торможения.
  • Кто из Российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах?
  • Какой Российский ученый создал учение об условных рефлексах?
  • Какие рефлексы называются безусловными?
  • Какие рефлексы называются условными?
  • Что такое инстинкт?
  • Дайте определение высшей нервной деятельности.
  • Присуща ли высшая нервная деятельность животным?
  • Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются всю жизнь?
  • Повторение
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Дуги каких рефлексов формируются в процессе жизнедеятельности и могут угасать?
  • Как называется нервная связь, возникающая между различными центрами при образовании условного рефлекса?
  • Какие условия необходимы для образования условного рефлекса?
  • Какие два вида торможения рефлексов вам известны?
  • В ответ на звуковой сигнал автомобиля, пешеход остановился. Какой это вид торможения?
  • У собаки выработан пищевой рефлекс на звук погремушки. Впоследствии он перестал подкрепляться пищей и затормозился. Какой это вид торможения?
  • Какую информация человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы?
  • Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?
  • Повторение
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Что такое доминанта?
  • Кто разработал учение о доминанте?
  • Основные термины темы:
  • Безусловные рефлексы.
  • Условные рефлексы.
  • Временные связи.
  • Безусловный раздражитель.
  • Условный раздражитель.
  • Безусловное торможение.
  • Условное торможение.
  • Принцип доминанты А.А.Ухтомского.
  • Вторая сигнальная система.
  • Импринтинг.

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности. Ива н Петро вич Па влов (1849-1936)

5 слайд

Отличие ВНД человека от ВНД животных У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система. Сигнальная система - система условно- и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы.

6 слайд

Первая сигнальная система условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий, связанная с восприятием через рецепторы непосредственных конкретных раздражителей (сигналов) внешнего мира (свет, цвет, звук, t°…).

7 слайд

И. П. Павлов писал: Это 1-ая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».

8 слайд

9 слайд

10 слайд

вторая сигнальная система (сигнал сигналов). условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий, связанная с восприятием сигналов любого свойства (речь, жесты), причём каждый из этих сигналов имеет соответствие в I сигнальной системе и способен замкнуть рефлекс. По И. П. Павлову, чрезвычайной прибавкой к механизмам нервной деятельности является II сигнальная система, которая возникла в результате трудовой деятельности человека и появления речи.

11 слайд

Деятельность II сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Слово слышимое, произносимое (речь), видимое (письмо, азбука глухонемых), осязаемое (азбука слепых) является условным раздражителем, сигналом о конкретных раздражителях среды, т. е. «сигналом сигналов».

12 слайд

«Слово, - пишет И. П. Павлов, - составило 2-ую, специальную нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом 1-ых сигналов».

13 слайд

14 слайд

15 слайд

В образовании рефлексов II сигнальной системы участвуют лобные доли и мозговые центры речи.

16 слайд

Со II сигнальной системой связана специальная человеческая особенность ВНД – способность отвлечения и обобщения сигналов, поступающих через 1-ую сигнальную систему. Сигнальное значение слова связано не с простым звукосочетанием, а с его смысловым содержанием. II сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде умозаключений, понятий, суждений.

17 слайд

Особенности II сигнальной системы. 1) Имеется только у человека. 2) Образование условных рефлексов на базе I сигнальной системы на основе речевой деятельности. 3) Обеспечивает восприятие информации в виде символов (слов, знаков, формул, жестов). 4) В образовании речевых рефлексов участвуют лобные доли. 5) Обеспечивает абстрактное мышление человека.

18 слайд

У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: мыслительный художественный средний (смешанный).

19 слайд

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы) ; непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.



















1 из 18

Презентация на тему: Физиология высшей нервной деятельности

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯФизиология высшей нервной деятельности (ВНД) исследует основные закономерности поведения животных и человека; механизмы функционирования мозга, лежащие в основе психической деятельностиПоведение – это ответные реакции индивида на внешние и/или внутренние сигналы, обусловленные работой ЦНС и способствующие адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды.Зарождение физиологии мозга как науки связано с именем Р. Декарта.

№ слайда 3

Описание слайда:

ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, Ren, латинизированное имя –Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естество-испытатель.Создал представление о рефлекторном принципе работы организма, согласно которомуповедением управляет головной мозг;мышечная реакция порождается изменениями в примыкающем к мышце нерве;процессы, происходящие в сенсорных нервах, отражаются на двигательных нервах.

№ слайда 4

Описание слайда:

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)основоположник отечественной физиологии Изучал центральную иннервацию, нервное торможение, сформулировал рефлекторную теорию работы мозга: Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы.«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению»

№ слайда 5

Описание слайда:

И.М. Сеченов: «Рефлексы головного мозга» (1863)Психическая деятельность человека имеет рефлекторный характер и реализуется по схеме 2. Любая рефлекторная реакция в организме в конце концов завершается двигательным актом. “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение…” Существуют невольные (врожденные) и произвольные (приобретенные) рефлексы. Последние являются результатом обучения и могут изменяться под влиянием внешней среды.Рефлекс лежит в основе памяти и мышления. “Мысль есть первые две трети психологического рефлекса”5. В мозге существует как процесс возбуждения, так и процесс торможения. Взаимодействие этих процессов приводит либо к усилению, либо к ослаблению рефлексов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Выводы И.М Сеченова получили подтверждение после создания И.П. Павловым объективного лабораторного метода исследования поведения. Хирургическое выведение наружу протоков слюнных желез позволило количественно оценить выделение слюны в ответ на попадание пищи в рот (врожденный рефлекс), а также в ответ на исходно незначимый сигнал - звук, свет и т.д. (приобретенный рефлекс). «Психическое слюноотделение» - результат обучения животного с соблюдением определенных условиях – условный рефлекс. При этом в коре головного мозга формируются новые нервные связи между сенсорными центрами, возбуждаемыми индифферентным сигналом, и центрами, связанными с текущими врожденными рефлексами.ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904).

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Выработка условного слюноотделительного рефлекса на звуковой сигналБезусловный (врожденный) рефлекс: при попадании пищи в рот начинается слюноотделение.Индифферентный (не имеющий отношения к слюноотделению) сигнал не вызывает слюноотделения. После многократного одновременного воздействия индифферентного (звук) и врожденного (пища) раздражителей у животного вырабатывается условный рефлекс – выделение слюны только на звуковой сигнал (до попадания пищи в рот).Нервную связь, образующуюся при формировании условного рефлекса, И.П.Павлов назвал временной связью, т.к. приобретенные рефлексы могут блокироваться в определенных условиях.

№ слайда 9

Описание слайда:

Формирование временных связей – фундаментальный принцип работы мозгаИсходно незначимый стимулВрожденно определенный стимул (подкрепление)Условная (временная) связь1,4 – сенсорные нейроны; 2 – релейный (передающий) нейрон в коре головного мозга; 3 – двигательный/вегетативный нейронУсловия формирования условных рефлексовсовпадение по времени возбуждений, вызванных условными и безусловными раздражителями;повторяемость сочетаний условного и безусловного стимулов;оптимально-работоспособное состояние ЦНС (отсутствие утомления или перевозбуждения)отсутствие посторонних раздражителей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Тормозные процессы в ЦНСНаряду с возбуждением в мозге существует активный тормозный процесс. На клеточном уровне он проявляется выбросом тормозных медиаторов, передающих сигналы от нейрона к нейрону; на поведенческом – ослаблением или прекращением двигательных реакций.ВИДЫ ТОРМОЖЕНИЯ БЕЗУСЛОВНОЕ (ВРОЖДЕННОЕ)УСЛОВНОЕ (ПРИОБРЕТЕННОЕ) ВНЕШНЕЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЬНОЕ) УГАСАТЕЛЬНОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ УСЛОВНЫЙ ТОРМОЗ ЗАПАЗДЫВАТЕЛЬНОЕ

№ слайда 11

Описание слайда:

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСвойства нервной системыСила нервных процессов (возбуждения и торможения) – способность нервной системы работать без утомления.2. Уравновешенность нервных процессов – соотношение возбудительных и тормозных процессов в мозге.3. Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Классификация типов ВНД

№ слайда 12

Описание слайда:

ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫСИЛА ВОЗБУЖДЕНИЯСИЛА ТОРМОЖЕНИЯПОДВИЖНОСТЬЖивотныеРеакция на очень сильный условный раздражитель (трещотка)Сильные – выработка условного рефлекса;Слабые – запредельное торможение.Удлинение процедуры дифференцировочного торможенияРазвитие невроза у животных-холериковПеределка прочного двигательного навыка (динамического стереотипа)Развитие невроза у животных-флегматиков.ЧеловекТеппинг-тестРеакция следования за ритмом (холерики с трудом воспроизводят медленный ритм)Реакция следования за изменяющимся ритмом (вызывает затруднение у флегматиков

№ слайда 13

Описание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКАХОЛЕРИК (сильный, неуравновешенный, подвижный) – в нервных процессах возбуждение преобладает над торможением. Быстрый, порывистый, с сильными, бурно проявляющимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах. Нередко вспыльчив. Склонен к бурным эмоциональным вспышкам. Смелость сочетается с отсутствием выдержки. Характерно самозабвенное увлечение каким-нибудь делом, однако не умеет планировать нагрузку. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.МЕЛАНХОЛИК (слабый) – застенчивый, нерешительный, болезненно реагирующий на сильные раздражители. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. От всякого нового явления в жизни ждет одних неприятностей. При изменении ситуации впадает в панику, тоску и уныние. Часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. Настроения меняются медленно. Переживания отличаются глубиной и силой, хотя и протекают внешне спокойно. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности.

№ слайда 14

Описание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКАФЛЕГМАТИК (сильный, уравновешенный, инертный). - медлительный, неторопливый, несколько вялый, с маловыразительной мимикой и бедной жестикуляцией. Остается внешне спокойным даже в трудных обстоятельствах. Обладает хорошей работоспособностью, умеет правильно рассчитывать свои силы и любит доводить дело до конца., меняет привычки. Хорошо сопротивляется сильным раздражителям и длительным трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях, с трудом принимает решения и приспосабливается к новым обстоятельствам. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов.САНГВИНИК (сильный, уравновешенный, подвижный) - с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, с живой мимикой и богатой жестикуляцией. Обладает хорошей скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, общителен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Легко сходится с новыми людьми. Склонен к быстрой смене настроений. Продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Темперамент и личность От темперамента зависят такие свойства личности как:Впечатлительность- это сила взаимодействия человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакций на них. Эмоциональность-скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события.Импульсивность- несдержанность реакций, в их спонтанности и появлении ещё до того,как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение.Тревожность- беспокойные эмоциональные переживания(страх, опасение, боязнь)

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Заключение Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека. Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Биология, 8 классЕмельянова О.А. Что такое внутренняя среда организма? 1 2 3 Функции крови - ? транспортная регуляторная(гуморальная) защитная терморегуляторная 1578 – 1657 гг. Уильям Гарвей Английский врачОписал большой и малый круги кровообращения; «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628) - движение по замкнутому кругу; заложил основы физиологии. Состав крови (учебник стр. 118) 1 2 плазма крови форменные элементы крови 3 4 5 5л-7%_1_13 Состав плазмы 1 2 3 вода – 90 % белки – 7 % неорганические вещества – 0,9 %углеводы, липиды, … - 2,1 % Форменные элементы крови Место образования Клетки крови Форма, особенности строения Продолжительность жизни, наличие ядра Количество в 1мм3 Значение Красный костный мозг эритроциты Двояковогнутый диск, заполнены гемоглобином (120 г/л) Ядра нет, 100-120 суток 4,5 -5,5 млн. Перенос О2 и СО2 эритроциты Количество уменьшается - ? Малокровие! Эритроциты Форменные элементы крови Место образования Клетки крови Форма, особенности строения Продолжительность жизни, наличие ядра Количество в 1мм3 Значение Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезёнка Лейкоциты:гранулоцитымоноцитылимфоциты Бесцветные различная форма, подвижны Ядро, несколько дней – несколько лет 5 – 10 тыс защитная: фагоцитоз выработка антител лейкоциты Количество увеличивается-? Воспалительный процесс!! Лейкоциты И.И. Мечников Форменные элементы крови Место образования Клетки крови Форма, особенности строения Продолжительность жизни, наличие ядра Количество в 1мм3 Значение Красный костный мозг тромбоциты Бесцветны, неправильная форма 5-7 дней, нет ядра 150 - 400 тыс. Свертывание крови тромбоциты Свертывание крови Фермент протромбин Фибриноген(растворимый белок) Фибрин(нерастворимый волокнистыйбелок) Тромб –сгусток крови Повреждение тромбоцитов ↓тромбин Ca+ Гемофилия! Заживление раны рана тромб струп Общий анализ крови Что можно рекомендовать больному? Количество эритроцитов – 3,5 млн. Количество лейкоцитов – 7 тыс. Гемоглобин – 70 г/л Общий анализ крови Что можно рекомендовать больному? Количество эритроцитов – 5 млн. Количество лейкоцитов – 14 тыс. Гемоглобин – 130 г/л Домашнее задание: Учебник – стр.118 – 121Беседа с родителями о переливании кровиИнформация о группах крови (беседа с родителями) ? Венозная кровь(гемоглобин) О2 ? Артериальная кровь(оксигемоглобин) Венозная кровь(гемоглобин) О2 О2 О2 +


Приложенные файлы