Значение экспозиции. Основы теории экспозиции для начинающих. Эффект боке и подручные материалы

Что такое экспозиция в цифровой фотографии? Каждый раз, когда вы думаете о создании художественной фотографии, вы сразу же должны думать о экспозиции. Экспозиция – важнейший элемент, определяющий, что будет зафиксировано пленкой или сенсором цифровой камеры. Существуют три основных параметра, влияющих на экспозицию: ISO, выдержка и диафрагма.

Значение ISO определяет чувствительность сенсора камеры к свету, падающему на него, и соответствует «стопу» света (удвоению или уменьшению вдвое количества света – прим. ). Каждое последовательное значение шкалы ISO означает удвоение (при повышении значения ISO), либо сокращение вдвое (при понижении значения ISO) чувствительности сенсора к свету.

Параметр «» контролирует диафрагму объектива, регулирующую количество света, проходящего через объектив к плоскости фотопленки или сенсора камеры. Значение диафрагмы обозначается f-числом, которое, по сути, также представляет собой «стоп» света.

Указывает на скорость, с которой открывается и закрывается затвор камеры. Каждое значение выдержки, по аналогии с ISO и диафрагмой, представляет собой «стоп» света. Выдержка измеряется в долях секунды.

При объединении этих трех параметров, они дают значение экспозиции (EV) для заданных условий. Любое изменение в одном из трех параметров будет иметь ощутимое и вполне конкретное воздействие на то, как будут взаимодействовать два оставшихся параметра, и, как в итоге будет выглядеть изображение.

Например, при увеличении значения диафрагмы, вы уменьшите физические размеры отверстия в диафрагме объектива, тем самым уменьшив количество света, падающего на сенсор камеры, и, одновременно с этим, увеличив глубину резкости изображения.

Уменьшение выдержки влияет на захват движения, в том плане, что это может привести к размытости движущегося объекта. В свою очередь, увеличение времени выдержки увеличивает количество света, попадающего на сенсор камеры, что позволяет увеличить яркость изображения.

Увеличение ISO, позволяет снимать в условиях низкой освещенности, но, практически, всегда ведет к повышению на изображении уровня цифрового шума.

Невозможно изменить один из указанных выше параметров, не изменив влияния на изображение остальных, и, в итоге, не изменив EV.

Значение диафрагмы объектива указывает на физический размер отверстия в диафрагме, определяющий количество света, проходящего через объектив. При широкой диафрагме, например, f/2 через объектив даже за долю секунды проходит огромное количество света, в то время, как при значении f/22 даже при более длинной выдержке объектив пропустит небольшое количество света.

Примечательно, что диафрагма и f-число не зависят от фокусного расстояния объектива, при условии, что диафрагменное число остается неизменным. То есть при одном и том же значении диафрагмы и выдержки через 35-мм объектив пройдет столько же света, сколько и через 100-мм. Размеры диафрагмы в этих объективах, безусловно, различны, но количества света, проходящего за один и тот же промежуток времени – одинаково.

Выдержка, как мы упоминали выше, измеряется в долях секунды, и указывает, насколько быстро открывается и закрывается затвор камеры. Выдержка определяет как долго на сенсор камеры или пленку будет падать свет, проходящий сквозь объектив.

Выдержка помогает запечатлеть окружающий мир всего за долю секунды, но она, также может достигать значений в 3-4 секунды или, вообще, длиться до тех пор, пока фотограф не решит опустить затвор.

Регулировка выдержки также позволяет вам контролировать то, как будет запечатлен движущийся объект. Если скорость открытия/закрытия затвора выше скорости движения объекта или фона, то вы получите резкое изображение, а если ниже – размытое.

Например, при выдержке в 1/30 с капли дождя на фотографии образуют сплошные светлые полосы, но уменьшив выдержку до 1/250 с, вы сможете запечатлеть зависшие в воздухе капли воды.

Что такое «Автоматическая экспозиционная вилка»?

Автоматическая экспозиционная вилка (или брекетинг экспозиции) – это техника, гарантирующая вам получение оптимальной экспозиции, представляющая собой последовательную съемку, например, трех кадров одной и той же сцены: первый – с установленным значением EV, второй – с уменьшением EV на 1/3 стопа, третий – с увеличением EV на 1/3 стопа.

«Автоматическая вилка» (брекетинг экспозиции) представляет собой функцию, в которой вы устанавливаете значение EV, нажимаете на кнопку спуска затвора, а камера снимает несколько кадров, автоматически внося корректировки, увеличивая и уменьшая ЕV. В результате у вас получается несколько снимков, из которых вы сможете выбрать наиболее удачный.

Техника экспозиционной вилки стала популярной в период пленочной фотографии, поскольку возможности коррекции фотографии в темной комнате были ограничены. Эта техника не утратила актуальности и сегодня, и многие фотографы используют ее для получения именно того результата, который им необходим.

Наличие нескольких изображений с различными значениями EV значительно снижает затраты времени на пост-обработку фотографий.

Как вы можете определить передержку или недодержку, если мы сказали, что корректировка экспозиции – абсолютно субъективна? Элементарно, Ватсон! О передержке можно говорить, когда информация в области светов становится нечитаемой и восстановить ее при помощи, например, Лайтрума не представляется возможным. С недодержкой все аналогично с той лишь разницей, что при ней информация теряется в области теней.

ЭКСПОЗИЦИЯ ЭКСПОЗИЦИЯ (от латинского expositio - изложение, описание), подбор и размещение экспонатов по определенному принципу (тематический, хронологический и т.п.) в музеях, на выставках.

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЭКСПОЗИЦИЯ" в других словарях:

    экспозиция - и, ж. exposition f., нем. Exposition <лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС 1. || Собрание выставляемых предметов, расположенных в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (лат.). выставление, разъяснение, изложение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКСПОЗИЦИЯ 1) выставление на свет; 2) выдерживание перед фотографич. аппаратом снимаемых предметов. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    ЭКСПОЗИЦИЯ, экспозиции, жен. (лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. предметов,… … Толковый словарь Ушакова

    - (количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Эквивалентное определение произведение освещённости Е на… … Физическая энциклопедия

    Размещение, выставление, пролог, освещенность, облучение, выставка, экспонирование, выдержка, положение, расположение Словарь русских синонимов. экспозиция выдержка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

    - (от лат. expositio выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических… … Художественная энциклопедия

    ЭКСПОЗИЦИЯ - (1) фотографическая количество освещения, сообщаемое светочувствительному материалу при фото и киносъёмке млн. печати; величина экспозиций определяется (см.); (2) Э. энергетическая энергия излучения, приходящаяся на единицу площади поверхности… … Большая политехническая энциклопедия

    Экспозиция - (от лат. expositio изложение, описание) внешняя, полуколичественная и количественная оценка концентрации, частоты и продолжительности воздействия вещества на организм. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской… … Экологический словарь

    экспозиция - Процесс, при котором излучение регистрируется на системе получения изображения. [Система неразрушающего контроля. Виды (методы) и технология неразрушающего контроля. Термины и определения (справочное пособие). Москва 2003 г.] экспозиция Параметр … Справочник технического переводчика

    экспозиция - Ориентировка склонов гор и любых форм рельефа по отношению к странам света и к преобладающим воздушным течениям. Syn.: экспозиция склона … Словарь по географии

Книги

  • Экспозиция. Практическое руководство. Простая и эффективная система выбора идеальной экспозиции , Фриман Майкл. Экспозиция. Практическое руководство. Простая и эффективная система выбора идеальной экспозиции для фотоснимка - в любых условиях и при любом освещении. В этой книге: Простая и эффективная…

Как объяснить в двух словах что такое экспозиция? Сегодня, подобным вопросом, один коллега меня поставил в тупик. Большинство объяснений для понятия экспозиции, найденные в сети — пестрят техническими терминами, каждый из которых требует отдельного объяснения. А описание из Википедии, вообще способно взорвать мозг неподготовленного читателя.

Поэтому задача данной заметки, попытаться «в двух словах», по простому, объяснить, что такое экспозиция и экспопара.

Новичков слово «экспозиция» часто ставит в тупик, хотя на самом деле все достаточно просто. И разобраться с ней нужно, потому что иначе вы просто не сможете продвинуться дальше, как фотограф.

У вас получился слишком темный снимок или слишком светлый? Значит экспозиция неверна.

Что делает фотоаппарат, когда вы нажимаете на спуск? Он передает определенное количество света через объектив на матрицу. Ну или на пленку, если вам угодно. Грубо говоря, экспозиция это и есть количество света которое попадает на матрицу вашей камеры.

За это количество света отвечает комбинация двух параметров — «f» числа (диафрагмы) и выдержки. Это и есть экспопара. Почему именно комбинация?

Например, возьмем комбинации f/4 и 1/25с, f/6.3 и 1/10с, f/8 и 1/6с. Значения разные, но вот экспозиция будет одинаковой. Почему? Потому что итоговое количество света, попавшего на матрицу — будет одним и тем же. А полученное изображение правильно экспонированным.

Поясню на бытовом примере. Вам нужно получить 1кг смеси из двух составляющих. Муки и сахара. Если вы смешаете 300гр муки и 700гр сахара, вы получите 1 кг смеси. Но если вы смешаете 200гр сахара и 800гр муки, вы все равно получите тот же самый 1кг смеси. Так и с экспозицией.

Экспозиция - это количество воды, налитой в бочку. Бочка может быть пуста, полна наполовину или доверху. Тогда выдержка - это время, которое мы льем воду в бочку через отверстие, называемое диафрагмой.

Хорошо, когда бочка полна наполовину, это правильная экспозиция. Но чтобы налить бочку наполовину, мы можем сделать отверстие для наливания больше (открытая диафрагма), тогда потребуется совсем немного времени чтобы наполнить бочку до нужного количества воды. А можно сделать наоборот, сделать маленькую дырочку и увеличить время.

Датчики света (цвета) в современных цифровых камерах как раз и являются такими «бочками» в которые «наливается» свет.

При неправильной экспозиции вы будете постоянно получать или слишком светлый или слишком темный кадр.

Возникает вопрос, а зачем тогда разные значения выдержки и диафрагмы, если экспозиция будет одинакова?

Вернемся к примеру с мукой и сахаром. Итоговый вес смеси будет одинаковый, но вот конечный вкус блюда — будет сильно отличаться.

Так и в фотографии. Правильная экспозиция отвечает скорее за техническую составляющую качественной фотографии. А вот значения выдержки и диафрагмы — за художественную.

Посмотрите на пример ниже.

значения разные — экспозиция одинакова

И на том и на другом кадре, экспозиция одна и та же, но значения диафрагмы и выдержки разные, и эффект мы так же получили разный.

Почему так? На первом кадре диафрагма открыта пропуская много света, поэтому, чтобы не «засветить» кадр, нужно поставить очень короткую выдержку, тем самым ограничив избыток света. Результат — замороженная застывшая вода. На втором — диафрагма предельно зажата, пропуская мизерное количество света. Чтобы это компенсировать, нужно увеличить выдержку (время в течении которого открыт затвор). Результат — тягучая размытая вода, успевшая «протечь» в кадре за 1/4 секунды.

То есть резюмируя объяснение в двух словах.
Правильная экспозиция — это когда мы выбрали оптимальное сочетание выдержки и диафрагмы, при котором на матрицу попало достаточное количество света. Не слишком много, не слишком мало.

Чтобы при помощи фотоаппарата с полуавтоматическими или ручными настройками съемки научиться делать четкие, привлекающие внимание красотой снимки, нужно понимать основы процесса фотографирования. Основная забота хорошего фотографа – выбор правильной экспозиции, иначе красивые кадры не получатся. Три взаимосвязанных параметра экспозиции в руках умелого фотографа превращаются в эффективные художественные инструменты.

Понятие экспозиция в фотоаппарате означает количество света, попадающего на чувствительный элемент (матрицу) в момент съемки . От правильно выставленных значений параметров съемки зависит четкость и яркость объектов на фотоснимке.

Если света на матрицу попадает недостаточно, то фотография получается затемненной. В таком случае говорят, что экспозиция была выбрана малой. При большом количестве светового потока, напротив, изображение получается очень светлым. Тогда говорят о выборе неоправданно большого значения. В обоих случаях на изображениях отсутствуют полутона, качество таких фотографий страдает.

Современная цифровая фототехника оснащается рядом автоматических режимов и ручной настройкой экспозиции. Для начинающих пользователей важно разобраться в принципах ручной настройки, научиться пользоваться гистограммой, которая дает понять, насколько равномерно свет распределяется по кадру.

Взаимосвязь параметров

Параметры съемки в фотоаппарате настраиваются по трем взаимозависимым направлениям: диафрагма, выдержка и чувствительность (ISO). Фотографу важно понимать взаимосвязь этих выставляемых на фотоаппарате значений, их влияние друг на друга.

  1. Диафрагма представляет собой механически регулируемый «зрачок» объектива и отвечает за интенсивность подачи света. Посредством разной величины этого параметра можно изменять интенсивность светового потока, попадающего на матрицу фотоаппарата.
  2. Выдержка характеризует временной отрезок воздействия света на матрицу при открытом затворе. Снимок получается более ярким при длительной выдержке.
  3. Значение ISO определяет степень восприимчивости элементов матрицы к свету.

Графически взаимосвязь этих параметров представляется в виде треугольника.

В большинстве моделей современных цифровых фотоаппаратов есть режим программного выставления параметров экспозиции . Когда автоматически выставленная экспопара не удовлетворят (кадр на взгляд пользователя чуть затемнен или напротив, чуть светлее), можно сделать коррекцию экспозиции. Понять, в каком направлении вносить поправку поможет гистограмма кадра.

Использование гистограммы в оценке экспозиции

Гистограмма – это графическое представление динамического диапазона распределения света по кадру. График отражает уровни яркости и контрастности изображения.

Ось графика по горизонтали отражает плавность тональных переходов от темных до светлых деталей. Вертикаль представляет количественные характеристики определенного тона. Чтение гистограммы осуществляется слева направо. Размер и форма графика определяет контраст кадра, правильность выбора экспозиции.

Совет! Посмотреть гистограмму в целях оценки экспозиции можно в фотоаппарате в процессе съемки в режиме Live View (пиктограмма)

Приведем примеры графиков с отсутствием полутонов.

Экспокоррекция выполняется посредством выведения ползунка настройки на 0.

Важно! Механизм реализации этого процесса у разных моделей может отличаться, поэтому желательно изучить инструкцию к конкретной модели.

Шкала экспозиции и прием брекетинга в фотографии

Чтобы эффективно пользоваться зеркальным фотоаппаратом, важно разбираться и в таких понятиях, как шкала и брекетинг экспозиции. Шкала экспозиции используется во всех моделях фотоаппаратуры с поддержкой полуавтоматической и ручной настройки параметров съемки. Это тот самый ползунок, демонстрирующий уровень настройки. Оптимальным уровнем считается нулевое значение .

Сэкономить время на подборе оптимальных параметров съемки можно при помощи приема брекетинг.

Суть метода состоит в последовательной съемке нескольких кадров (от 3 и более) с разными значениями экспозиции. Делаются подряд снимки с нулевой экспокоррекцией и симметричными значениями по шкале в плюсовом и минусовом направлениях. Более удачные кадры фотограф сможет выбрать позже.

Прием актуален при съемке в условиях плохой освещенности, когда сложно подобрать оптимальные параметры съемки. Профессиональные фотоаппараты, зеркалки премиального класса обычно оснащаются ручным функционалом брекетинга экспозиции. Цифровая техника бюджетного класса имеет встроенный режим AEB , позволяющим сделать серию снимков с заданным шагом коррекции при одном нажатии на кнопку пуска затвора.

Механизм замера величины экспозиции

Экспозамер осуществляется по одному из трех алгоритмов.

  1. Интегральный , он же матричный замер параметров производится по всей матрице, и данные усредняются. Выставляемые программой значения диафрагмы и выдержки представляют собой среднее арифметические параметры.
  2. Точечный замер производится в небольшой области по центру кадра, а освещенность по краям матрицы не влияет на расчетные показатели диафрагмы и выдержки.
  3. Средневзвешенный замер определяет параметры экспозиции по взвешенному принципу: наибольшее влияние на расчет оказывают центральные и близлежащие к центру кадра точки.

Совет! Какой выбрать режим замера — зависит от условий съемки. Если освещенность в кадре относительно равномерная, объекты не выбиваются из общей тональности, то экспопару рекомендуется выставлять посредством матричного замера. Для портретных съемок больше подходят два других метода.

Для каждого механизма замера величины экспозиции используется своя пиктограмма.

Чтобы вручную правильно ставить экспопару, важно разобраться в значениях EV в фотоаппарате. Далеко на все знают, какое понятие кроется за сокращением EV. Расшифровывается аббревиатура как «Exposure Value», что на русский язык переводится «величина экспозиции ». Понятие «Exposure Value» определяет освещенность, по которой выставляется экспопара. Для каждого значения чувствительности матрицы рекомендуется различная величина EV (значение зависит от условий съемки). В инструкциях и тематической литературе можно найти таблицы рекомендуемых значений EV. Разобравшись во взаимосвязи параметров экспозиции, владелец цифрового фотоаппарата сможет творчески подходить к процессу съемки.

Целью данной статьи дать понять людям, что экспозиция, или как ещё её называют экспопара – это ПРОСТО!

Когда новичок слышит слово «экспозиция» он сразу пугается его, и старается обходить 10-й дорогой всё что его касается. Не нужно боятся экспозиции, она не кусается, наоборот, если правильно обращаться с ней – она вам поможет. Начнём с того что экспозиция – это количество света которое попадает на матрицу вашего цифрового аппарата. Понятно? Если нет, то скажу совсем просто, экспозиция – это сочетание «f/» числа () и . Пример: f/4 и 1/25с, f/6.3 и 1/10с, f/8 и 1/6с – и разные, а вот экспозиция во всех замерах одинакова.

На плёночных фотоаппаратах, приходилось замерять экспозицию с помощью экспонометра, выставлять нужную нам и и при этом видеть в последствии результат после проявки плёнки, а если кадр получился засвеченным или слишком тёмным, со скрипом на зубах «а ну его в… задолбало», бежать на то же место и делать всё заново. В эру цифровой технологии всё намного проще. Всё это делается в три шага:

– фотографируем, смотрим на экран фотоаппарата.

– если кадр получился слишком тёмный, находим на фотике функцию – «коррекция экспозиции» (на многих фотоаппаратах есть даже спецовая кнопка, обозначается «+/-») и загоняем экспозицию в «+», если сильно светлый, то в «-».

– смотрим на экран, оцениваем нашу фотографию, если снова не устраивает – возвращаемся к шагу 2. И так до тех пор, пока мы не получим отличную карточку.

Как видите всё очень просто. Далее вам предстоит научиться в какой ситуации и когда нужно корректировать экспозицию, чтобы делать всё быстро и постоянно не смотреть на экран. Большинство моих знакомых так и не умеют этого делать, и поэтому портят хорошие кадры. Почему? Всё очень просто, они используют фотоаппарат в качестве музейного экспоната, достают его только на праздники или когда выпьют. А ведь здесь нужно пристреляться. Да-да, именно пристреляться, когда вы только учитесь стрелять из воздушки по мишени, вы сразу попадаете в десятку?

Нет, нужно почувствовать оружие, привыкнуть, сделать сотню выстрелов, и только тогда у вас будет получаться. Тоже самое и с фотоаппаратом, нужно привыкнуть к нему, и тогда вы 100% будете попадать в десятку с первого раза!

Ну и последнее на что бы я хотел обратить внимание в этой статье, это – «замер экспозиции» . В каждой цифровой камере он есть. Бывает три вида замера экспозиции: матричный, точечный, и центрально-взвешенный. Я не стану объяснять, что каждый из них делает, это если интересно можете прочитать в википедии. Скажу Вам совет профессионала, я всегда использую матричный режим, а всё остальное дорабатываю с помощью коррекции экспозиции.

Чтобы было наглядно, показываю на конкретных фотографиях:

Вот здесь я фотографировал в тени, мне не нужна была коррекция экспозиции, соответственно она 0.00 eV.

А вот в этом месте солнце было очень сильное, стояло практически над головой, поэтому пришлось скорректировать экспозицию в -1.00 eV, в противном случае я бы получил засвеченные лицо и половину стола.