Внебюджетные денежные фонды. Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов. Расходы Пенсионного фонда

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом .

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от . Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 35. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные , т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые , которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные . Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.

Внебюджетные фонды - одна из форм организации финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении возникает, когда ресурсы ограничены. Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

Внебюджетные фонды являются одной из форм организации финансовых ресурсов, заключающейся в их перераспределении и использовании для финансирования определенных общественных потребностей.

Потребность в перераспределении бюджетных ресурсов возникает, когда данные ресурсы ограничены, особенно при сложном финансовом состоянии экономики . Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

Однако в такой ситуации существует опасность урезания расходов на социальные потребности, поэтому достаточно важным является определение наиболее значимых участков и обеспечить их целевым направлением и использованием поступающих средств.

Одним из способов решения данной задачи является создание внебюджетных фондов с конкретным назначением: расширить источники государственного финансирования социальных нужд для обеспечения реализации конституционных прав граждан.

В зависимости от своего назначения, внебюджетные фонды могут быть экономическими – с целью аккумулирования средств для финансирования хозяйственных нужд, и социальными – для формирования страховых, пенсионных и прочих резервов с целью осуществления социальной защиты населения. По уровню управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов осуществляется:

  • Влияние на процесс производства посредством финансирования, кредитования, субсидирования отечественных предприятий;
  • Обеспечение природоохранных мероприятий;
  • Оказание социальных услуг населению (выплата пенсий, пособий, финансирование социальной инфраструктуры;
  • Предоставление займов, включая партнеров за рубежом.

Формирование и функционирование внебюджетных фондов находится в ведении органов власти государства: центральных, республиканских, местных, и регламентируется законодательством. Источники формирования внебюджетных фондов в основном обуславливаются характером и масштабом поставленных перед ними задач, а так же экономическим и финансовым положением государства.

Имеется два пути создания внебюджетных фондов: выделение из бюджета расходов, имеющих особое значение, либо формирование внебюджетного фонда для определенных целей с собственными источниками доходов. Цель создания фонда обычно отражается в его названии.

Важнейшим материальным источником для большей части государственных внебюджетных фондов является национальный доход. С целью его перераспределения, в качестве способа мобилизации используются налоги и сборы, бюджетные средства и займы. Налоги и сборы устанавливаются законодательством. Доходы внебюджетных фондов поступают из следующих источников:

  • Налоги и сборы целевого характера, устанавливаемые законодательной властью;
  • Средства госбюджета в форме безвозмездных субсидий или отчислений;
  • Отчисления от прибыли предприятий и организаций;
  • Прибыль от коммерческой деятельности фондов и отдельных лиц;
  • Займы, предоставляемые фондам от коммерческих банков или Центрального банка России;
  • Прочие виды доходов, предусмотренные законодательством.

Поступление доходов в фонды обеспечивается органами исполнительной власти, осуществляющими сбор налогов в федеральный бюджет. Особенности государственных внебюджетных фондов:

  • Строгая целевая направленность и планирование органами государственной власти;
  • Финансовые средства из внебюджетного фонда могут использоваться для покрытия расходов государства, не включенных в госбюджет.
  • Внебюджетные фонды в качестве источника формирования используют обязательные отчисления физических и юридических лиц;
  • Взносы поступают в виде обязательных налоговых платежей, установленных государством;
  • Средства фонда не подлежат изъятию для использования в целях, отличных от назначения данного фонда;
  • Учет расходов фонда производится по распоряжению Правительства РФ или правления фонда.

На территории России действуют следующие внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Прочие внебюджетные фонды.

Для наглядности рассмотрим более подробно функционирование некоторых социальных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации является важнейшим социальным внебюджетным фондом, который предназначен для произведения выплат пенсий гражданам в соответствии с действующим законодательством.

Фонд выплачивает трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим и их семьям, различные пособия и выплаты определенным категориям лиц. Средства в данный фонд поступают из следующих источников:

  • Страховые взносы работодателей и граждан;
  • Средства федерального бюджета;
  • Суммы различных финансовых санкций;
  • Добровольные взносы юридических и физических лиц:
  • Доходы от инвестирования свободных финансовых средств фонда;
  • Иные источники, не запрещенные законодательством.

Пенсионный фонд РФ – это самостоятельная финансово-банковская система, являющаяся органом государственного управления в области финансов пенсионного обеспечения.

Средства, составляющие бюджет фонда, являются федеральной собственностью и не подлежат перераспределению в прочие бюджеты. Фонд подотчетен правительству федерации и ежегодно представляет информацию о своей деятельности в парламент.

Структура Пенсионного фонда гарантирует текущие и чрезвычайные выплаты пособий в масштабах всей страны в различных ситуациях, например, выплату пенсий при резком увеличении числа пенсионеров в результате стихийных бедствий; повышение размера выплачиваемых пенсий при резких скачках цен и т. д.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) так же является социальным внебюджетным фондом. Средства из данного фонда направляются в страховые компании, работающие на основе лицензий и подбирающие медицинские учреждения, способные оказать действительную эффективную помощь застрахованным гражданам на бесплатной основе.

Фонд производит финансирование различных медицинских программ, развитие медицины и научных исследований в этой области, оплату лечения и т. д.

Формирование средств фонда происходит за счет ассигнований и страховых взносов за своих работников организаций любых форм собственности и видов деятельности, а так же органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих лиц (детей, пенсионеров и т. д.). В результате все граждане получают гарантированный объем медицинских услуг, включая скорую помощь.

Кроме социальных, могут создаваться и действовать государственные внебюджетные фонды иного назначения – экономического.

Экономические внебюджетные фонды создаются федеральными, региональными либо местными органами власти для финансирования расходов государства по отдельным бюджетным статьям и консолидируются в составе бюджета государства для обеспечения более полного контроля за поступлением и целевым использованием средств данных фондов.

Состав экономических внебюджетных фондов непостоянен и связан с необходимостью финансирования развития определенных направлений и секторов экономики, социальной сферы, а так же охраны окружающей среды. За последние годы в состав бюджетов входили следующие фонды:

  • Федеральный фонд сохранения биологических ресурсов;
  • Экологические фонды разных уровней (федеральные, территориальные);
  • Фонд развития таможенной системы РФ;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью.

Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты налогов и пошлин по основным направлениям своей деятельности.

Реформирование системы государственных финансов России в 1990-е гт. связано с появлением внебюджетных фондов. Их создание необходимо для решения ряда жизненно важных задач экономического и социального характера. Так, в частности, речь шла прежде всего о формировании устойчивой системы пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного и прогнозируемого на длительный период источника денежных средств для финансирования конкретных социальных потребностей общества. Для них характерно четкое закрепление доходных источников, строго целевое использование средств.

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных (централизованных) финансов. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Средства государственных социальных внебюджетных фондов предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения детей и в других случаях социального обеспечения, охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются в основном за счет обязательных платежей по единому социальному налогу. В состав государственных внебюджетных фондов входят:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд социального страхования;
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

С 1993-го по 2000 г. в российской Федерации существовал также Государственный фонд занятости РФ. Средства этого фонда предназначались для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в области занятости населения. Основным источником доходов этого фонда были взносы работодателей, исчисляемые в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям. Однако с 1 января 2001 г. данный фонд прекратил свое существование. В связи с этим расходы на мероприятия, связанные с профессиональной подготовкой и переподготовкой безработных граждан, организацией общественных работ, выплатой пособий по безработице, содержанием служб занятости и т.п., осуществляются из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. Фонды обязательного медицинского страхования созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период. Они представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов по представлению правительства принимаются в форме федеральных законов. Если они имеют дефицит, то утверждают источники финансирования дефицита бюджета. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов должны содержать показатели доходов и расходов. Проекты направляются Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Государственная Дума направляет проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в профильный комитет. Эти проекты должны быть рассмотрены в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении. Расходы распределены по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ во втором чтении в течение 35 дней после их принятия в первом чтении и в течение 15 дней - в третьем чтении. Далее они передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются на рассмотрение законодательных органов власти субъектов Федерации одновременно с проектами законов о бюджетах субъектов. Счетная палата РФ, органы государственного финансового контроля проводят экспертизу проектов данных бюджетов.

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством. Кассовое обслуживание исполнения их бюджетов осуществляется органами Федерального казначейства.

Таким образом, государственные внебюджетные фонды - это государственные фонды денежных средств, образуемые вне средств бюджетов, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для финансирования конкретных социальных нужд обще федерального либо территориального назначения.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Правда, эта самостоятельность имеет свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности предприятий и организаций различных правовых форм и форм собственности.

Крупнейшим из внебюджетных фондов и одним из значимых социальных институтов России является Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ был образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. При этом решались две принципиально важные задачи: 1) средства пенсионной системы выводились из состава консолидированного бюджета; 2) они становились сферой самостоятельного бюджетного процесса.

Основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые осуществляют работодатели. В результате источником выполнения государством своих обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Механизм пенсионной реформы в стране изменился в 2002 г. (законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ).

До 2002 г. в нашей стране действовала распределительная пенсионная система, в рамках которой все средства, направляемые на пенсионное обеспечение, перечислялись работодателем в Пенсионный фонд РФ. При этом они не участвовали в процессе инвестирования, а сразу распределялись на всех граждан.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов социальной системы.

Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами:
созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
созданием информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных и трудовых пенсий застрахованным лицам.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальньш лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

В результате пенсионной реформы сама пенсия стала состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть пенсии гарантируется государством и устанавливается в твердой сумме, одинаковой для всех. Повышенная базовая часть трудовой пенсии назначается по достижении 80 лет, при наличии иждивенцев, а также гражданам, являющимся инвалидами I группы. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, перечисляемых в федеральный бюджет.

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

Страховая часть пенсии напрямую зависит от стажа и заработной платы, а с 2002 г. - от объема поступивших страховых взносов в Пенсионный фонд на лицевой счет конкретного лица. Пока человек работает, на основании ежемесячных отчислений на финансирование страховой части формируется сумма так называемого расчетного пенсионного капитала - значение, используемое для расчета страховой части пенсии.

Страховая часть трудовой пенсии = Расчетный пенсионный капитал / Количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии.

Но физически эти деньги не аккумулируются на счете конкретного человека, а идут на выплаты другим пенсионерам. Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством Российской Федерации, исходя из уровня роста цен за соответствующий период, и не может превышать коэффициента индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период. В зависимости от темпов инфляции отчисления, зачисленные на страховой счет, могут индексироваться от одного до четырех раз в год.

Накопительная часть пенсии зависит от заработной платы и дохода от инвестирования накопленных средств. В отличие от распределительной части пенсии ее накопительная часть не идет на выплаты текущим пенсионерам, а аккумулируется на специальной части индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ. Эти деньги в зависимости от сделанного человеком выбора находятся под управлением государственной или частной управляющей компании, которые инвестируют их на рынке ценных бумаг с целью увеличения пенсионного капитала. От того, какую управляющую компанию гражданин выберет сегодня, зависит накопительная часть пенсии и насколько вырастет пенсионный капитал конкретного человека.

Пенсионный фонд имеет вертикально интегрированную структуру и состоит из управлений Пенсионного фонда по федеральным округам и отделений Пенсионного фонда на конкретных территориях (районах, городах) субъектов РФ. Руководство Пенсионным фондом России осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Правление возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности правительством.

Правление фонда отвечает за выполнение его функций, определяет перспективные и текущие задачи, структуру штатов, составляет проект бюджета, смету расходов фонда и его органов, формирует отчеты об их исполнении Правление Пенсионного фонда назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений, участвует в разработке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий.

Пенсионный фонд обеспечивает:
целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование соответствующих расходов;
капитализацию средств Пенсионного фонда, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц;
организацию и ведение индивидуального учета застрахованных лиц;
организацию и ведение банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд;
межгосударственное и международное сотрудничество;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования и др.

Денежные средства и иное имущество фонда являются государственной собственностью РФ. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодными федеральными законами.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет следующих источников:
налоговых доходов, распределяемых органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
сумм пеней и других финансовых санкций;
доходов от размещения временно свободных денежных средств Пенсионного фонда;
добровольных взносов физических и юридических лиц;
иных поступлений.

ЕСН предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Среди плательщиков ЕСН:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам организации; индивицуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
При этом максимальные (базовые) ставки отчислений ЕСН в Пенсионный фонд РФ (при сумме выплат до 280 тыс. руб. за календарный год) установлены в размере:
для организаций-работодателей - 20% от налогооблагаемой базы;
для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов - 15,8%;
для индивидуальные предпринимателей - 7,3%;
для адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой, - 5,3%;
для индивидуальных предпринимателей - 29 080 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.

К основным направлениям расходования средств Пенсионного фонда РФ относят следующие выплаты: государственные пенсии по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца, по инвалидности, а также компенсации пенсионерам, материальную помощь престарелым и инвалидам; пособия на детей в возрасте от полутора до шести лет; осуществление единовременных денежных выплат и т.п. Кроме перечисленного в расходы фонда включают финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Рассмотрим основные понятия пенсионной системы РФ.

Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица от заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой или государственной пенсии, социального пособия.

Средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи в бюджет Пенсионного фонда с персональным целевым назначением, что обеспечивает права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Стоимость страхового года - это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения.

При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

Фонд социального страхования образован в нашей стране в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 882 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Как и в случае с Пенсионным фондом РФ, Фонд социального страхования РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:
региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда по согласованию с председателем фонда.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют счета в банках.

Для обеспечения деятельности Фонда социального страхования создан центральный аппарат, а в региональных отделениях (филиалах) - аппараты органов фонда. Основными задачами Фонда социального страхования являются:
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда; ведение учета страховых взносов, платежей и др.;
организация работы по подготовке и переподготовке кадров для системы социального страхования.

Основными источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются налоговые доходы (единый социальный налог; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единый сельскохозяйственный налог).

В данный фонд поступают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также доходы от размещения временно свободных средств фонда, безвозмездные поступления, межбюджетные трансферты из федерального бюджета и иные поступления (недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС).

Максимальная ставка (2,9%) отчислений единого социального налога в Фонд социального страхования применяется, если начисленная заработная плата не превысит 280 тыс. руб. за календарный год. Это базовая ставка. Минимальную ставку отчислений в Фонд социального страхования применяют, если величина заработной платы будет выше 600 тыс. руб. за календарный год, она равна 11 320 руб. (2008).

При этом налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Средства Фонда социального страхования РФ используются только на целевое финансирование в соответствии с теми задачами, которые он призван решать. Зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных не допускается.

Средства Фонда социального страхования идут на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня - за счет средств фонда. При этом максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности ограничен нормативной величиной. В 2008 г. максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 руб., максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц составляет сумму, равную 17 250 руб. Расчет пособия зависит от среднего дневного заработка за предыдущие 12 календарных месяцев и от количества календарных дней, в течение которых работник болел, а также от страхового стажа. Если стаж работы составляет более 8 лет, то оплата равна 100%, если от 5 до 8 лет, то оплата равна 80% от среднего заработка, а если стаж менее 5 лет, то оплата равна 60% от среднего заработка. Кроме стандартных вариантов есть исключения для ряда лиц.

Средний дневной заработок зависит от начисленной оплаты труда за предыдущие 12 месяцев до болезни. Эта сумма делится на количество календарных дней, в течение которых человек работал и не имел среднего заработка.

На 2008 г. планируют дох оды бюджета Фонда социального страхования в сумме 305,6 млрд руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, - в сумме 27,2 млрд руб. и получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - в сумме 16,6 млрд руб. Общий объем расходов бюджета фонда в 2008 г. составит 323,8 млрд руб.

Прогнозируемый объем доходов бюджета фонда на 2009 г. равен 346,4 млрд руб., а на 2010 г. - 389,9 млрд руб., На 2009 г. утвержден общий объем расходов бюджета фонда, равный 356 млрд руб., а на 2010 г.-389,4 млрд руб.

Установлен норматив оборотных денежных средств фонда на начало каждого календарного года в размере не менее 25% среднемесячных расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, на оздоровление детей, оплату стоимости путевок и другие расходы.

Фонды обязательного медицинского страхования являются неотъемлемой частью системы государственного страхования граждан Российской Федерации в условиях рыночной экономики. Такое страхование призвано обеспечить населению равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах, определенных целевыми программами в рамках государственной социальной политики.

Введение обязательного медицинского страхования для государственного здравоохранения означало переход к смешанной модели финансирования - бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование неработающего населения (пенсионеров, домохозяек, учащихся и т.п.), а внебюджетные средства - работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы власти различных уровней и хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели), а также адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности системы государственного обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Фонды обязательного медицинского страхования занимают значительное место в структуре социальных государственных внебюджетных фондов. Они были образованы в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Фонд расходует средства на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, выполнение целевых программ, оказание медицинской помощи по обязательному страхованию, в том числе на охрану материнства и детства. Структурно Фонд обязательного медицинского страхования состоит из федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Бюджет фондов обязательного медицинского страхования формируется за счет единого социального налога и единого налога на вмененный доход, доходов от размещения временно свободных средств, межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета, а также в результате безвозмездных поступлений.

Между тем средства Фонда обязательного медицинского страхования формируются главным образом за счет отчислений от обязательных платежей по единому социальному налогу организаций-работодателей, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой.

Ставки взносов по обязательному медицинскому страхованию установлены раздельно для федерального и территориальных фондов. Если годовая сумма заработной платы работающего не превысит 280 тыс. руб., то максимальная ставка составляет 1,1% в федеральный и 2% - в территориальные фонды от начисленной заработной платы. Минимальные ставки отчислений в фонды обязательного медицинского страхования применяются при сумме заработка более 600 тыс. руб. за календарный год.

На 2008 г. планируется объем доходов бюджета фонда в сумме 123,2 млрд руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, - в сумме 45,6 млрд руб. Общий объем расходов бюджета фонда составит 123,2 млрд руб, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ, равны 16,6 млрд руб.

Ежегодно отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за отчетный финансовый год представляются в Счетную палату РФ для их внешней проверки. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда представляется в исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.

Совокупность денежных фондов, которые не входят в государственный бюджет страны и предназначены для оплаты медицинских расходов граждан, начисления пенсий, пособий по безработице, инвалидности.

Структура российский внебюджетных фондов включает более сорока организаций, которые используют до 60% доходов страны.

В зависимости от контролирующего органа, такие организации разделяются на местные (например, природоохранные), региональные (например, по подготовке региона к олимпийским соревнованиям), федеральные (например, ПФР).

Виды государственных внебюджетных фондов федерального значения

Независимо от муниципальных и региональных бюджетов, федеральные внебюджетные фонды обеспечивают поддержку населения по всей стране в четырех направлениях.

  1. Пенсионное обеспечение. Государственный пенсионный фонд (ПФР) выплачивает населению пособия, применяя единую минимальную ставку, условия надбавок и анализируя установленный перечень документов. Пенсионеры, работавшие в тяжелых условиях, имеющие правительственные награды, принадлежащие к военнослужащим и (или) имеющие инвалидность, получают дополнительные надбавки.
  2. Социальное обеспечение. Государственный фонд социального страхования выплачивает гражданам страны пособия по временной потере трудоспособности, получению инвалидности, поддерживает многодетные семьи, компенсирует часть затрат на обучение, покупку жилья.
  3. Медицинское обслуживание. Фонд обязательного медицинского страхования содержит государственные больницы, поликлиники, санатории, профилактории для лечения и поддержания здоровья населения. Гражданам выдается полис ОМС, по которому бесплатно оказывается неотложная медицинская помощь, проводятся плановые и экстренные операции.
  4. Поддержка безработного населения. Фонд занятости населения учитывает количество безработных, выплачивает им пособия, предлагает программы по смене (повышению) квалификации, предоставляет рабочие места.

Функции внебюджетных фондов

Государственные программы финансовой поддержки направлены на стабилизацию экономики, обеспечение справедливого распределения товаров и услуг.

  • Поддержка населения в момент экономического кризиса, стагнации в производстве, при резком повышении инфляции, росте государственного долга. Например, деньги граждан в обанкротившихся банках возмещают по системе страхования вкладов.
  • Оперативное решение острых социальных разногласий при трудных жизненных ситуациях. Например, лечение наркомании и алкоголизма, выдача социального жилья многодетным семьям.
  • Финансирование местных социальных нужд. Например, выплата пособий пострадавшим в результате стихийных бедствий или пожаров.

Работа внебюджетных фондов направлена на преодоление расслоения в обществе, которое возникает в условиях рыночной экономики, большого разрыва доходов, естественном старении и оттоке рабочей силы из отдельных городов (регионов).

Финансирование внебюджетных фондов

Затраты таких организаций покрываются из общего национального дохода, внешних источников (пожертвований), а также за счет размещения государственных заказов на строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов. Например, при возведении социального жилья часть квартир реализуется на рынке, окупая расходы строительной компании.

  • Налоговые платежи и другие сборы, выплачиваемые физическими и юридическими лицами согласно законам. Например, отчисления крупнейших налогоплательщиков переводятся на счет пенсионного фонда РФ.
  • Прямое субсидирование из государственного бюджета для покрытия целевых расходов. Например, финансовая поддержка населения, оставшегося без работы из-за природных катаклизмов, промышленных катастроф.
  • Заемные средства Центрального банка РФ или коммерческих банков. Например, кредитование медицинских учреждений для покупки нового оборудования.
  • Доходы, связанные с коммерческой деятельностью внебюджетных фондов. Например, фонды содействия инновационной деятельности получают доход от продажи интеллектуальной собственности (технологий, изобретений).

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: 1) социальное обеспечение по возрасту; 2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; 3) социальное обеспечение в случае безработицы; 4) охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Государственными внебюджетными фондами в РФ являются с 01 января 2001 года: 1. Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); 2. Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ); 3. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – Федеральный фонд (ФФОМС) и Территориальные фонды (ТФОМС) по субъектам РФ.

Каждый социальный внебюджетный фонд имеет законодательно утвержденный бюджет, имеет установленные доходы и расходы. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: 1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ; 2) добровольных взносов физических и юридических лиц; 3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходы государственных внебюджетных фондов

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ - крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-L Бюджет Пенсионного фонда сегодня в России - второй по величине после федерального. Основной источник доходов Пенсионного фонда РФ - страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждает Правительство РФ.

Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в фонд устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению его правления.

В доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, кроме обязательных взносов, поступают также: средства федерального бюджета, направляемые через ПФ РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий; средства ФСС РФ; свободные средства Государственного фонда занятости населения РФ; средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам; доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками; пени и финансовые санкции; добровольные взносы юридических и физических лиц.

Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату: государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим в аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств ПФ РФ финансируются также различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты.

В данный момент в РФ проходит пенсионная реформа, которая предусматривает переход от распределительной системы социального обеспечения к системе накопительного финансирования пенсий. Пенсионная реформа в первую очередь ориентирована на лиц 1967 года рождения и моложе. Длительное время в РФ действовала распределительная систе­ма пенсионного обеспечения, но ее нельзя признать эффективной, осо­бенно в условиях сложившейся демографической ситуации – роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих. Пенсионная реформа в РФ стартовала с 01.01.2002 г. и в настоящий момент в стране действует смешанная система пенсионного обеспечения, но постепенно в ходе реформы РФ перейдет к накопительной системе, при которой роль Пенсионного фонда в финансовой системе государства будет иной. При распределительной системе денежные средства от работающего населения перераспределялись посредством ПФ РФ в пользу неработающего населения, а при накопительной системе каждый работающий зависит в первую очередь от средств, накопленных в течение своей трудовой жизни.

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования РФ. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда,

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – это централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для оказания социальной помощи и социальных услуг. Это второй по значению внебюджетный социальный фонд РФ. Фонд создан в соответствии с указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. ФСС обеспечивает граждан РФ социальными гарантиями, на случай наступления страховых рисков, предусмотренных законодательством РФ. Видами социальных страховых рисков финансируемых ФСС РФ являются : 1. временная нетрудоспособность; 2. трудовое увечье и профессиональное заболевание; 3. материнство; 4. инвалидность; 5. потеря кормильца; 6. смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Основные задачи Фонда : обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования. ФСС РФ, как и ПФ РФ, является автономным и строго целевым. ФСС существует для решения социальных проблем при наступлении тех или иных страховых рисков у граждан. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: пособий по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособий в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, пособий на погребение, пособий по беременности и родам, пособий при рождении ре­бенка и других. Пособие по временной трудоспособности выплачивается ФСС РФ с 01.01.2005 г. не в полном объеме, а за исключением первых двух дней больничного листа, поскольку первые два дня больничного листа оплачиваются работодателями за счет собственных средств.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ – это централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования. ФОМС РФ занимают значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

ФОМС подразделяются на Федеральный и Территориальный фонды:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 нюня 1991 г. ФФОМС – реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансовo-кредитным учреждением. ФФОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - создаются в соответствии с законами субъектов РФ. ТФОМС являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. ТФОМС являются юридическими лицами, подотчетными соответствующим органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств программ обязательного медицинского страхования. ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. Страхователями при ОМС являются: для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) – органы государственной власти всех уровней; для работающего населения – работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи, в рамках ОМС, является страховой полис. Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». «Гарантированный объем» – это как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО – это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.