Учебная мотивация презентация. Презентация "Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития". мотивах, смысле, целях учения


Г. Розенфельд выделил несколько факторов мотивации учения: 1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. 2. Обучение без личных интересов и выгод. 3. Обучение для социальной идентификации. 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.


5. Обучение по принуждению или под давлением. 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. 8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.


Существует множество научно- исследовательских работ, связанных с выявлением компонентов мотивационной структуры в сфере обучения, с классификацией мотивов учения. И практически отсутствуют исследования о том, как эти мотивы соотносятся с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, с учётом возраста и пола учащихся, ситуации в семье, социального происхождения и др.


Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения 1. Мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Имеются ввиду побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам


2. Мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах: 2а. Такая мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Это - наиболее ценная мотивация. Однако, если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.


2б. Эта форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. 3. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).




Познавательные мотивы включают: 1. Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявления этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене.


Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть: а) интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо б) интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо в) интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.


2) Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;


3) Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).


Социальные мотивы включают: 1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных.


2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе. Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.


3) Мотивы социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявления: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.


А. К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов. 1. Содержательные мотивационные характеристики прямо связаны с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. 2. Динамические характеристики характеризуют форму, динамику выражения этих мотивов.


Содержательными характеристиками мотивов являются следующие: 1) наличие личностного смысла учения для ученика; 2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельность возникновения и проявления мотива; 5) уровень осознания мотива; 6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.


Динамические характеристики мотивов: 1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться. 2. Модальность мотивов их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д.




Д/З Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Глава 13, п (Формирование мотивов учебной деятельности школьников). В параграфе выделены основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Приведите по 1 примеру на каждый фактор, используя свой собственные школьный опыт или материалы литературы или кино. Помните о необходимости обозначать перед примером, о каком факторе идёт речь, и аргументировать уместность примера.

Cлайд 1

Cлайд 2

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. *

Cлайд 3

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. *

Cлайд 4

Учебная деятельность - это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". *

Cлайд 5

МОТИВЫ учебно-познавательные социальные позиционные быть полезным обществу желание выполнить свой долг понимание необходимости учиться чувство ответственности овладение новыми знаниями интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний самостоятельное совершенствование способов добывания знаний рациональной организации собственного учебного труда определенную позицию в отношениях с окружающими оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе самоутверждение заслужить авторитет *

Cлайд 6

Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса. *

Cлайд 7

Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения (после школы продолжать учиться или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с 1) неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с 2) некритичным отношением к себе и часто - завышенной самооценкой. *

Cлайд 8

Узколичные мотивы (позиционные) выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы). *

Cлайд 9

Cлайд 10

МОТИВЫ внутренние внешние самостоятельной познавательной работе при оказании помощи взрослым Интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию развитию каких-либо своих качеств, способностей осуществляется в силу долга ради достижения определенного положения среди сверстников из-за давления родных, учителя *

«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития»

  • Педагогический совет
  • Заместитель директора Ю.Н. Толстихина
Основная цель
  • Через проживания в активных процессах поисково- познавательной деятельности способствовать систематизации знаний педагогов о ключевых понятиях «Мотивация учебной деятельности» и получению представлений о формировании мотивационной сферы обучения.
Задачи:
  • 1. Систематизация теоретических положений о ключевом понятии «Мотивация учебной деятельности»
  • 2. Разработка структурной схемы «Мотивационная сфера ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида.
  • 3. Знакомство с приёмами формирования мотивационной учебной деятельности.
План проведения
  • 1. Сообщение о теме педсовета, его целях и задачах.
  • 2. Обоснование выбора темы.
  • 3. Краткие теоретические сведения по проблеме.
  • 4. Создание структурной схемы «Мотивация учебной деятельности и обеспечение условий для её развития»
  • 5. Принятие решения.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
  • Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию.
МОТИВ
  • Приводить в движение, толкать
  • Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося)
МОТИВАЦИЯ
  • Побуждение, вызывающее активность и определяющее её направленность.
МОТИВАЦИЯ СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям (к учению);
  • развитие собственной активности ребенка;
  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
  • формирование и развитие целенаправленных действий;
  • развитие планирования и контроля деятельности;
  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
СМЫСЛ УЧЕНИЯ
  • Внутреннее отношение школьника к учению, сложное личностное образование, которое включает в себя два момента:
  • 1. Осознание ребёнком объективной значимости учения.
  • 2. Понимание ребёнком субъективной значимости учения.
УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ:
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий без боязни ошибиться
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения. (ПРИМЕР)
  • Ф. И.
  • ученика
  • Таблица умножения
  • Решение примеров
  • Решение задач
  • ______
  • Итого
  • Алексеев Н.
  • -----
  • Иванов А.
  • Петров Д.
  • Сидоров В.
  • Фролов К.
МОТИВ УЧЕНИЯ
  • Побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его завершении.
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  • Создание ситуации успеха
  • Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
  • Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
  • Это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.
  • ЧЕРЕЗ ПОСТАНОВКУ ЦЕЛЕЙ ВОПЛОЩАЮТСЯ МОТИВЫ УЧЕНИЯ.
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ
  • Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию целей предстоящей деятельности и постановки учебных задач
  • Выбор средств адекватных цели
  • Учет возрастных и психофизических особенностей
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
ЭМОЦИИ
  • Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они зависят от особенностей учебной деятельности, сопровождают процесс учения и предшествуют ему.
  • __________________________________
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ ЭМОЦИЯМИ ПРОТЕКАЕТ НАМНОГО УСПЕШНЕЕ!
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
  • Нестандартная форма проведения уроков
  • Создание ситуации успеха
  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
  • Эмоциональная речь учителя
  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  • Вера учителя в возможности ученика
ИНТЕРЕСЫ
  • Познавательно- эмоциональное отношение школьника к учителю.
  • _________________________________
  • ДЛЯ УЧИТЕЛЯ- ЭТО СООТНОШЕНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРА МОТИВОВ, ЗРЕЛОСТИ ЦЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИЙ
Проект решения педагогического совета по вопросу:«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития»
  • 1. Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировать теоретические основы по проблеме мотивации учения
  • 2. Взять за основу в практической деятельности каждого учителя схему формирования мотивационной сферы обучающегося
  • 3. Обобщить опыт учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме
  • 4. Обобщённый опыт учителей- предметников рассмотреть на методических объединениях (январь- февраль 2010 года)
Список рекомендованной литературы:
  • 1. Г.Ю. Ксензова
  • «Перспективные школьные технологии»
  • 2. Д.Г. Левитес
  • «Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит»
  • Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001
  • 3. В.И. Петрушин
  • « Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя»
  • М.: Педагогический поиск, 2001
  • СПАСИБО
  • ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 2

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.

Д.Г. Левитас

Слайд 3

На заседании №3 МК преподавателей ООД 29.11 2010г были рассмотрены вопросы:

Что такое результат на уроке? Взаимосвязь цели и результата на уроке? Взаимосвязь содержания и результата на уроке? Учёт особенностей учащихся и их влияние на результат урока?

Слайд 4

Были выявлены проблемы работы со слабоуспевающими учащимися. Обсуждены методы и формы обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся. Познакомлены с разработками дополнительных мер, направленных на создание условий для обучения детей, имеющих различные способности.

Слайд 5

Дифференциация обучения

Дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создаётся комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

Слайд 6

Индивидуализация обучения

взаимодействие учителя с группой учащихся или с одним учеником по индивидуальной модели с учётом личных способностей и особенностей.

Слайд 7

Значение уровневой дифференциации

учебные возможности ученика; его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала; опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.

Слайд 8

Положительные стороны дифференциации

исключение уравниловки и усреднения учащихся; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение учащихся в группы равных по способностям детей для облегчения учения и усвоения предметного материала; создание щадящих условий для слабых учащихся.

Как развить у учеников интерес к предмету? Какие способы повышения работоспособности на уроках вы используете? Какие формы организации обучения работает на развитие личности ребёнка? Как индивидуализировать обучение на уроке?

Слайд 10

Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.

Слайд 11

Мотивационная сфера ученияучащихся определяется следующими понятиями:

это внутреннее отношение учащихся к учению. Психологи отмечают, что смысл учения - это сложное личностное образование, которое включает два момента: 1.Осознание ребенком объективной значимости учения; 2.Понимание ребенком субъективной значимости учения. это побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересован- ность в его совершении; это направленность учащихся на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения; это реакция учащихся на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности учащихся, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Смысл учения Мотив учения Постановка целей Интересы Эмоции это познавательно- эмоциональное отношение учащихся к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Слайд 12

Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.

Слайд 13

Слайд 14

Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; Создавать ситуации успеха; Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками; Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию; Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности. При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:

Слайд 15

Большую роль в создании мотивации играют цели урока Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока; Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока; Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков); Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления; Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся; Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить необходимые изменения Цели урока:

Слайд 16

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Слайд 17

Повышение интереса к учебному материалу

Привлекательная цель Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Лови ошибку! Практичность теории Пресс – конференция Вопрос к тексту

Слайд 18

Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке: Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма;

Слайд 19

Вывод: МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ-ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.» В.А. Сухомлинский

Посмотреть все слайды

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности младших школьников» Эпиграф Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Диагностика адаптации первоклассников У большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: - у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые мотивы), - у 1% учащихся не сформирована, - и только у 20% сформирована. 3 типа отношения к учению: положительное, безразличное и отрицательное. Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели. Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям. Отношение школьника к учению Выражается в следующей активности:- готовность выполнять учебные задания- стремление к самостоятельной деятельности- сознательность выполнения задания- систематичность обучения- стремление повысить свой личный уровень, самостоятельность: осуществление деятельности самим учащимся без помощи учителя, взрослых. Причины низкой успеваемости учащихся 1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Причины низкой успеваемости учащихся 2. Отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, друзья, центры развлечений и др.; Причины низкой успеваемости учащихся 3. Однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел;4. Авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует. Что такое мотивация? Мотивация (от латинского корня, означающего "двигать«) - внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то. Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Группы мотивов: Внутренние (познавательные) мотивы.Связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.2. Внешние (социальные) мотивы.Связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Преобладающая мотивация Для развития личности ученика наиболее благоприятным является преобладание внутренней мотивации учебной деятельности. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом. Вот почему значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам. Структура мотиваций 1. Познавательная мотивация.Ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился.2. Мотивация достижения успеха. Ребёнок проявляет желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация успеха Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации. Структура мотиваций Престижная мотивация Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей. Структура мотиваций 5. Компенсаторная мотивация Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется. Преобладающая мотивация Среди разнообразных социальных мотивов учения ведущими в начальной школе являются мотивы:- «доставить радость родителям»,«хочу больше знать»,«на уроке интересно». Мотивационная роль отметки В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку.Учащиеся 1-2 классов воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Отношение родителей к школьной отметке Что ты получил сегодня?Ничего, не расстраивайся, у нас еще есть время все исправить.Я так и знала. И в кого ты такой уродился?Марш в свою комнату! И не показывайся мне на глаза!Ты ведь умница! В следующий раз учительница в этом убедится.Сколько можно тебе это объяснять!Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?Садись и учи еще раз, а я потом проверю!Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.Знаешь, когда я была маленькой, этот материал тоже давался мне с трудом.Давай еще раз заглянем в учебник, я думаю это нам поможет.Вот так и будешь на тройках и двойках ехать?Вот придет отец, он тебе покажет за двойку!Посмотри, как я учился, а ты? Отношение родителей к школьной отметке Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок, объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда.Не заставляйте ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. Отношение родителей к школьной отметке Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать. Как поддерживать школьную мотивацию 1.Поддерживать и формировать интерес к информации «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Роль взрослых поощрять этот интерес. Младших школьников волнует, как все вокруг устроено, как все работает, собирается и разбирается. 2.Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия. Дойти до эффективного способа решения самому - это удовольствие исследователя творца. Необходимо развивать самостоятельность мышления детей. Как поддерживать школьную мотивацию 3.Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения Возможность общаться и выстраивать ценные для детей отношения с родителями и педагогом - для многих огромный стимул.4.Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации. Некоторым детям присуща такая черта, как демонстративность. Если дети лишены возможности проявлять эту особенность «законным путем», то они вынуждены устраивать представления, кривляться. Всем детям нужны ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они стимулируют к учебе. Как поддерживать школьную мотивацию Создавать ситуацию успеха и социального признания. Многие детей готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые.6. Использование мотивов избегания наказания, получение материальных выгод и преимуществ. Для многих школьников практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Такие стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения габаритов как наказания, так и поощрения. Если это единственный источник, то вряд ли мы стоит ожидать хороших учебных результатов. Заинтересованность взрослых Процесс образования - самоетрудное дело в жизни человека. А в трудном деле нельзя оставлять ребенка одного. Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Заинтересованность взрослых Как формировать отношение к учёбе младшего школьника.Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.)2. Развивайте его познавательные интересы.3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знание останется. Заинтересованность взрослых 4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её.Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.6. Учите ребёнка планировать свою деятельность.7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям. Заинтересованность взрослых Как установить контакт с ребенком?устранить все, что порождает конфликт;перестать читать нотации;не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;относиться сдержанно к школьным неудачаминтересоваться, чем живет ваш ребенок;постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;