Типологии социальных технологий. Понятие социальной технологии; виды социальных технологий Сущность и классификация социальных технологий

Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий.

Социальная технология . Понятие ʼʼсоциальная технологияʼʼ в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с крайне важно ­стью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

В данный период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и при­менения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал ʼʼКакими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделатьʼʼ. Далее он писал: ʼʼЧем больше усложняются виды человеческой деятель­ности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, крайне важно, чтобы она была со­знательно и планомерно расчленена на элементы, реализующие­ся в определœенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не бывают установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционированияʼʼ.

В это же время появились и первые отечественные исследова­ния по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уде­ляли Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, А. К. Зайцев, Л. Г. Ионин и др.
Размещено на реф.рф
Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущ­ности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:

· социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенный способ осуще­ствления человеческой деятельности по достижению обществен­но значимых целœей. Сущность социальной технологии состоит по сути в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процес­са) на процедуры и операции;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение производится на базе и с использованием научных знаний и передового опыта;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

· социальная технология выступает в двух формах: как про­грамма, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама дея­тельность, построенная в соответствии с этой программой, ᴛ.ᴇ. как ʼʼживаяʼʼ (живущая) технология;

· социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

· социальная технология является элементом (формой трансля­ции) человеческой культуры. Она ʼʼвырастаетʼʼ в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.

Вместе с тем, под социальными технологиями принято понимать так­же развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная (ʼʼвыращеннаяʼʼ) и реально действующая социальная система, созданная с определœенными целями, напри­мер система контроля исполнения принятых управленческих ре­шений. То есть социальная технология - ϶ᴛᴏ откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определœе­нию Ю.М. Резника, социальная технология - ϶ᴛᴏ ʼʼспециально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объекта­ми (их диагностике, проектированию и регуляции)ʼʼ.

М.В. Шакурова определяет социальные технологии следующим образом: ʼʼСистема знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессовʼʼ. Специалистами в области социальных технологий определœены следующие условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

‣‣‣ объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;

‣‣‣ должны быть выделœены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;

‣‣‣ должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определœенных операций, процедур, показателœей;

‣‣‣ должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателœей в новых условиях.

Р.В. Овчарова под социальной технологией понимает ʼʼсовокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населœенияʼʼ. По е мнению признаками социальной технологии являются:

– наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема;

– алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;

– наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;

– непрерывность контакта с клиентом социальной работы;

– динамизм содержания, форм и методов социальной работы.

Систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные:

– социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;

– социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;

– социальная технология т это специально разработанная про­грамма исследования социальной проблемы.

Социальные технологии разделяются на различные типы исходя из оснований, в числе которых бывают сферы применения, виды деятельности, объекты и т.д. Рассмотрим это с помощью таблицы.

Типы социальных технологий

Основания выделœения типов Типы социальных технологий
1. Сферы применения 2. Объекты 3. Характер решаемых задач 4. Область заимствования методов 5. Направления социальной работы 1. Глобальные Универсальные Региональные 2. Групповые Общинные Индивидуальные 3. Организационные Обучающие (информационные) Инновационные (поисковые) Социальное моделирование Социальное прогнозирование 4. Социально-медицинские Социально-психологические Социально-педагогические 5. Собственно социально работы: – социальная диагностика (экспертиза); – социальная профилактика; – социальный контроль (надзор); – социальная реабилитация; – социальная адаптация; – социальный патронаж (опека); – социальное обеспечение; – социальная терапия; – социальное консультирование

Как видно из таблицы, разновидностью социальных технологий выступают социально-педагогические технологии.

Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий." 2017, 2018.

Человек – как объект в сфере социальной работы

Человек становится личностью в процессе социализации, адаптируясь к социокультурному пространству, при этом «чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он представляет». Однако не только количество усвоенной информации определяет уровень развития личности, но и то, каким образом эта информация выстраивалась в соответствующие структуры в человеческом сознании и как интерпретировалась. Имеет значение и сам контекст становления личности, а именно социокультурное пространство. Например, если общество, в котором формируется личность, пребывает в состоянии кризиса, существует большая вероятность возникновения проблем уже на ранних этапах становления последней.

Кроме того, самая развитая личность может сталкиваться с внутренними проблемами. Обычно это осознаётся как ощущение потери целостности и проявляется в непоследовательном поведении, подверженности сиюминутным факторам. Желаемым состоянием любого человека является состояние внутреннего равновесия, к которому он стремится, но который он сам же периодически нарушает.

Такое идеальное состояние вполне может быть выражено следующей формулой: «адаптированность + удовлетворённость + самореализация». Личность, успешно адаптированная к социальным условиям, самореализованная и удовлетворённая жизнью, практически не является клиентом социальной работы, но данная формула должна стать конечным, желаемым результатом работы социальных служб, или, другими словами, идеальной моделью. Рассмотрим три составляющих идеальной модели. Если адаптированность означает в данном случае успешный характер взаимодействия между личностью и внешним миром, а самореализация описывается в понятиях деятельности, удовлетворённость – это психологическое состояние, или реакция психики на первые два обязательных условия. Конечно же, удовлетворённость можно рассматривать как ситуативное явление, однако в случае идеального состояния, о котором идёт речь, это – больше, чем реакция. Удовлетворённость здесь – устойчивое чувство и основа жизненной стратегии, ориентированной на успех и содержащей внутренний локус-контроль.

Если личность – динамическая система и каждая следующая минута вносит поправки в понимание своего «Я», состояния адаптированности, самореализации и удовлетворённости не могут иметь постоянный характер. Они относительны, что указывает на постоянную скрытую угрозу внутреннего равновесия. Изменения хотя бы в одной из составляющих выведенной формулы влечёт за собой необходимость изменений в других. Таким образом, человек обречён в своём стремлении к регулярному возвращению к идеальной модели и постоянному приближению к ней.

Соответственно, любые более или менее постоянные отклонения от идеальной модели могут и должны восприниматься как тревожный сигнал, как потребность в помощи. Самые большие расхождения при этом наблюдаются у социально незащищённых групп людей, где проблемы с адаптацией влекут за собой проблемы самореализации и очень часто полную неудовлетворённость жизнью. Разумеется, в данных условиях изменения внешних условий играют большую роль, но очень часто и они не приносят облегчения, так как неудовлетворённость превращается в жизненную стратегию, ориентированную на заранее предопределённую неудачу. Разрушение целостности своего «Я» в самом деле болезненно ощущается личностью и приводит, с точки зрения гуманистической концепции, к утрате позитивной «Я»-концепции и изменениям в поведении. Но оптимистическая позиция гуманистической психологии возвращает нас к уважительному отношению к человеку. Основная идея, заложенная в этой позиции: проблемы разрешимы, если этого хочет сам человек, и разрешение проблемы начинается с самого человека.

Технология в системе педагогической деятельности

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.

В современной лексике, как научной, так и повседневной, обыденной, термин «технология» используется достаточно часто и широко. При этом мы не всегда отдаём себе отчёт в том, насколько корректным и оправданным является употребление данного термина в каждом конкретном случае.

Можно утверждать, что термин «технология» - это синтез древнегреческих слов «techne – умение, мастерство и lоgоs – знание, учение. Таким образом, самое простое определение, которое можно дать понятию «технология» будет звучать следующим образом: это мастерство, искусство, умение делать “искусственные” вещи и связанные с этим знания. Из этого определения можно вывести такие важные элементы технологии как приёмы деятельности, пути и способы деятельности, необходимые знания. Иначе говоря, технология – это умение воздействовать на предмет в какой-либо деятельности, где техника – это пути, способы и действия, помогающие точно, быстро, рационально достигать избранных целей. По мере развития педагогической деятельности существенным образом изменяются и представления о том, что есть технология.

Для того, чтобы какой-либо из процессов современной деятельности можно было охарактеризовать как технологический, необходимо выполнение следующих условий:

1) наличие соответствующей степени сложности процесса педагогической деятельности, т.к. без этого невозможно его расчленение на относительно самостоятельные этапы;

2) наличие соответствующих средств осуществления педагогической деятельности, позволяющих получить максимальный результат при минимальных затратах.

Характерными признаками технологии являются следующие:

1. Расчленение конкретного процесса пед.деятельности на внутренне связанные между собой этапы, упражнения, операции, процедуры. Это позволяет точно определить границы требований к субъекту, использующему данную технологию, т.е. чётко указать, что должен и чего не должен делать субъект на каждом из этапов. Наиболее простым примером может служить кулинарный рецепт, в котором указывается последовательность приготовления блюда. В результате, даже самый неопытный кулинар в целом справляется с поставленной задачей.

2. Координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого педагогического результата. Это позволяет установить внутреннюю логику функционирования и развития преображаемого объекта, что, в свою очередь, даёт возможность субъекту выстроить собственные действия таким образом, который позволяет получить максимально эффективный педагогический результат.

3. Однозначность выполнения операций, включённых в технологическую цепочку. Это решающее и обязательное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Безусловное выполнение всех технологических требований позволяет субъекту получить «на выходе» именно тот результат, который планировался либо предполагался. И наоборот, чем значительнее будут отклонения в действиях субъекта от предписанных технологией параметров, тем реальней и серьёзней опасность деформировать весь процесс.

Можно утверждать, что для современного педагогического знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция – это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура – это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия «технология» - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.

Таким образом, технология – это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс педагогической деятельности в различных условиях. При этом, технология выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций:

Регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;

Контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.;

Гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий;

Обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.

Будучи необходимым элементом педагогической деятельности, технология отвечает на вопрос «как это сделать», предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде пед. деятельности, Вместе с тем, существуют и такие виды педагогической деятельности, которые имеют нетехнологизируемый характер. Прежде всего, к ним относятся:

Аффективные действия, состоящие из неуправляемых актов и операций

(действия под влиянием испуга, экстаза, массового психоза и т.п.);

Деятельность, осуществляемая без применения технических средств или не ориентированная на создание конечного продукта в виде материальных или духовных объектов (привычные, неосознаваемые действия – ритмичное постукивание пальцами, хождение по комнате и т.п.).

Являясь частью материального мира и основным пространством существования и жизнедеятельности человека, общество, безусловно, может и должно рассматриваться как одна из важнейших сфер реализации различных технологий. Именно особенности и важнейшие характеристики общества позволяют говорить о существовании социальных технологий, как одной из разновидностей этого феномена.

Сам термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы ХХ века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной педагогики и создающих возможности для рациональной пед. деятельности.

Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. При этом, исходный пункт рассуждений Поппера состоял в том, что к середине ХХ века многие макросоциальные теории, а также различные социально-утопические теории и созданные на их основе проекты по внесению изменений в существующие социальные системы, доказали свою несостоятельность в качестве факторов принципиального и глобального переустройства общества. По мнению К. Поппера, социальная жизнь не нуждается в тотальном преобразовании и в сопровождающем его тотальном насилии. Совершенствование социальной системы возможно в процессе постепенной, «частичной» работы, т.е. социальной технологии, направленной на устранение конкретных пороков социальной жизни. Исходя из такого понимания, К.Поппер определил социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях и указал на существование таких разновидностей этого феномена как, утопические, для которых характерно стремление к тотальным преобразованиям социальной системы революционным путём, и частичные, т.е. представляющие собой методологию деятельности по решению конкретной социальной задачи.

Сопоставляя эти виды технологий, К. Поппер выделил и основные преимущества частичных технологий, по сравнению с утопическими.

По его мнению, к ним относятся:

1) трезвость и взвешенность в постановке целей;

2) учёт возможных отрицательных последствий;

3) осторожность и постепенность в преобразованиях;

4) постоянный контроль за их протеканием;

5) возможность своевременно ликвидировать непредвиденные последствия собственных действий;

6) возможность корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений.

Именно эта часть воззрений К.Поппера, дальнейшее развитие социопедагогической исследовательской деятельности стало основой для современных разработок в области социальных технологий.

Результатом этих исследований является, в том числе, и выработка современных определений понятия «социальная технология».

Применительно к современному социальному знанию можно говорить о существовании двух основных подходов к решению этой задачи. Первый рассматривает социальные технологии как специфическую систему знаний, исследующей процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, обосновывающей и разрабатывающей эффективные способы и приёмы такого воздействия. При этом, в качестве социального объекта могут выступать самые разные явления: социальная группа или социальный институт, социальное отношение или социальная организация и т.п. Второй подход можно определить как «практически ориентированный». В его рамках понятие «социальные технологии» трактуется следующим образом: это совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата.

Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация. Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся:

1. По масштабам решаемых социальных проблем:

Универсальные социальные технологии;

Частные социальные технологии.

К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.

2.По уровню социальной деятельности:

Глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;

Региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

Национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

Государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;

Муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

Функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

Инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;

Технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы:

Формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

Стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

Сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

Разрушающие соц. технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

Организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

Социально-правовые технологии;

Медико-социальные технологии

Психологические технологии;

Педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

Социальные технологии, ориентированные на созидание;

Социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса;

Социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.

Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии.

Служить средством достижения социальной цели – в этом состоит основная

функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.

При определении целей конкретных социальных технологий нбх как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии. В качестве основных целей социальных технологий могут выступать:

Изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии);

Изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии);

Изменения в системе субъект-объектных отношений (макроэкономические преобразования).

Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой.

Основные понятия педагогической деятельности в сфере социальной работы

Адаптационное поведение - процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации.

Адаптация социальная - процесс взаимодействия субъекта соц. средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Вторичная система ограничений жизнедеятельности ребёнка - совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка.

Дети безнадзорные - дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых.

Дети беспризорные - дети, не имеющие родительского или гос. попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, нбх ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Дети дезадаптированные – дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, соц. функционирования и социального развития.

Диагноз социальный - чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.

Диагностика социальная – выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.

Изменения социальные – сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности, ведущая к исчезновению старых и появлению новых социальных характеристик, как системы в целом, так и отдельных её элементов, а также, результаты этой деятельности.

Инвалид - любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей

Консультирование социальное - метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи;

Особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают выявить соц. проблемы клиента, проанализировать их, дают рекомендации по их решению и, при необходимости, содействуют выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

Обеспечение социальное - участие государства в содержании своих граждан (в том числе и инвалидов), когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве.

Обслуживание социальное - деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах.

Операция – конкретные действия, направленные на решение определённой задачи.

Первичная система ограничений жизнедеятельности ребёнка - совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка, его зависимости от взрослых членов общества.

Поддержка социальная – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения.

Помощь социальная - единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций.

Помощь социальная – деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций.

Проблема социальная - несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.

Профилактика социальная – сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Процедура – набор определённых и нбх действий, связанных между собой.

Реабилитация социальная – комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта.

Ребёнок - лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.

Социальные технологии - система специализированных средств и методов, использующихся в соц. педагогике, создающих возможности для рациональной деятельности.

Терапия социальная – комплекс процедур, мероприятий и действий, направленных на решение соц. проблем различного уровня организации.

Технологии социальной работы - система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Технологии социальные - совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата.

Технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных и взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно с целью эффективного достижения поставленной цели.

Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Социальные технологии для различных областей социальной сферы -- медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания -- обладают своей спецификой.

Любая социальная технология, будучи конкретно направленной, на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий.

Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.

Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:

· обширностью социальных отношений и видов социального действия;

· системным, сложным характером объектов социальных технологий;

· разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

· различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

· степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, "трудовой коллектив);

· масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

· сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

· степень зрелости социальных объектов; инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

· область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

· уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно- прикладной);

· цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

По нашему мнению, технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами. Таким образом, возникновение ряда глобальных проблем современного общества требует разработки новых технологий их решения с привлечением все более многочисленных групп специалистов.

Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.

Понятие «технология» (от греч. tekhne -- искусство, мастерство, умение) включает «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки; систему знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Что касается понятия «социальное», анализу которого посвящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, широко употребляется в значении «общественное», «отличающееся, противостоящее природному». С другой стороны, используются различные контексты «узкого» понимания социального (социально-бытового, микросоциального, т.е. того, что окружает индивида, обеспечивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, специфически окрашивает, определяет содержание и объем понятия «социальные технологии», которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы.

В этой связи можно говорить о различных основаниях дифференциации, группировки социальных технологий. Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений.

Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату: технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

По характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.

Особенно важной и ценной, на наш взгляд, является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.

Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, сформированных под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и социологоориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.

Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной трате сил и средств.

Технологизация социальных процессов подразумевает:

· разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

· поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата;

· однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.

Технологизация как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, социальная технологизация -- на социальных технологиях.

Социальные технологии обычно можно трактовать с учетом двух точек зрения:

· Как способ применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки, прежде всего решают практические задачи, связанные с функционированием и совершенствованием социальных объектов (в данном случае под социальными объектами понимаются не только группы, слои отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы);

· Как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем. Это более конкретная характеристика социальных технологий, связанная, естественно, с первой точкой зрения.

Сам термин «социальные технологии» является в отечественном обществоведении сравнительно новым. Однако это не означает, что социальными технологиями в стране вообще не занимались. Технологические выводы общественных наук применялись в решении широкого круга социальных проблем, использовались (и сейчас используются) апробированные приемы, методы и воздействия для достижения целей социального развития общества. Иными словами, социальными технологиями, так же как и социальной работой (профессиональной и непрофессиональной), занимались, но они обозначались другими терминами.

На наш взгляд, необходимо также обратить внимание на особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, разработки программ социологического исследования социальной проблематики, и в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть -- это не что иное, как совокупность, во-первых, приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Классификация социальных технологий базируется на дифференциации, как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий -- это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых -- решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии -- это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий -- инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой -- активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д..

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем: позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво; демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса; компромисс, взаимные уступки; односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.); ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Таким образом, социальные технологии можно классифицировать в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с уязвимыми слоями населения, то в первом -- о технологиях социальной зашиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы. Иначе говоря, технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. Которые способствуют не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач
технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий - это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа
которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.

В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

  1. позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;
  2. демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;
  3. компромисс, взаимные уступки;
  4. односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);
  5. ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Литература:

1. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с

2. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 185 с..

3. Технологии социальной работы в различных сфеpax жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 596 с.

4. Технологии социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. М.: Издательство РГСУ: Издательство «Омена-Л», 2011. – 388 с.

5. Технологии социальной работы: учебник для бакалавров / под общ. ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 503 с.

6. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

7. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие. Уфа, 1997

8. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

9. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. -Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 400 с.

10. Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. О.В. Заяц. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004

11. Технология социальной работы: учебное пособие / В. А. Филатов, М.В. Станкова, Т. В. Щитова, Е. М. Кузнецова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 124 с

12. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов (Материалы семинарских и практических занятий) / Под. ред. П.Я, Циткилова.- Новочеркаск – Ростов-на-Дону: Пегас, 1998г.

13. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов. - М.: Академический Проект, 2007. - 432 с.

14. Технология социальной работы: Учебное пособие/ П.Я. Циткилов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 448 с.

15. Энциклопедия СР. Перевод с англ. В 3 тт., М., 1994

16. Российская энциклопедия социальной работы. М. 1997г.

17. Социальные технологии. Толковый словарь. М. – Белгород, 1995г

Сущность и классификация социальных технологий

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.



Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологии – главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление.

Термин «технология» происходит от греческих слов «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука. Первоначально его использовали в системе техничес­кого знания.

Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объект технологии выступали природные материалы. В современном языке содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.

В русском языке понятие технологии используется в 2-х значениях:

1. Технология – это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию социальной реальности.



2. Технология – эта практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использование инструментария с целью достижения качественных конечных результатов.

Неоднозначность термина «технология» стала причиной того, что одни исследователи понимают под технологией на­уку о способах, процессах и методах многоразового получе­ния конечного результата; другие акцентируют внимание на организации и цели деятельности; третьи считают, что техно­логия - это использование научного знания для определения эффективных путей и способов выполнения какой-либо рабо­ты. В современной научной литературе насчитывается свыше 40 определений этого понятия.

Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства актуализировала вопрос об определении сущности социальных тех­нологий как общественного явления. Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX в.

Понятие «социальная технология» стало использоваться в на­уке только в 40-х гг. XX в. Это и привело к появлению во второй половине XX столетия нового термина - «социальная техно­логия», который ввел в научный оборот английский социолог Карл Поппер.

Основу данного понятия составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, связанном с машинами, механизмами, а в более широком - за­трагивающем и социальную сферу.

Многозначность трактовки термина «социальная техно­логия» еще больше, поскольку существуют различные оп­ределения категории «социальное». В узком смысле слова это понятие охватывает лишь те технологии, которые отно­сятся исключительно к социальной сфере общества. В ши­роком смысле слова к этому понятию относятся не только собственно социальные технологии, но и экономические, по­литические, социокультурные, информационные, управлен­ческие и др.

Сам термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы ХХ века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной инженерии и создающих возможности для рациональной деятельности

К началу 80-х гг. активно обсуждается проблема разработки и внедрения социальных технологий, хотя первые социальные тех­нологии появляются в середине 70-х гг.

Характерной особенностью этого периода является стремление ученых разобраться в сущности самого понятия «социальная тех­нология», его содержании и механизмах реализации. При этом воз­никли разные подходы к определению сущности данного социаль­ного феномена.

Начиная со II пол 70-х гг. продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Исходным пунктом научного исследования социальных технологий является определение ее сущности.

Первая монография по проблемам тех­нологий в социальной сфере «Общественные науки и социальная технология» вышла в свет в 1976 году. Она написана болгарским ученым Н. Стефановым, положившим начало соци­ально-философскому исследованию соци­альных технологий. Н. Стефанов предлагает широкую трактовку термина. Он утверждает, что везде, где возможно активное и целенап­равленное отношение человека к социальной среде, в принципе возможна технология. Дру­гой болгарский ученый - М. Марков - пони­мает под социальной технологией последова­тельность технологических операций, направ­ленных на совершенствование социального объекта. Сторонники противоположной точки зрения, как например, В.Г.Афанасьев, сводят социальную технологию до социального уп­равления.

А. Зайцев определяет их как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти дей­ствия, позволяющие достичь поставленной цели».

В. Иванов представляет социальные технологии как инновацион­ную систему методов выявления и использования скрытых потен­циалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социаль­ного результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.). Соци­альная технология - важнейший элемент механизма управления».

Именно широкий смысловой контекст социальных техно­логий дает все основания представить понятие «социальная технология» в следующих положениях.

1. Социальная технология - это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность данного способа состоит в рациональном расчленении деятельности на про­цедуры и операции с их последующей координацией и син­хронизацией. Это расчленение выполняется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта, а также с учетом специфики той области, в которой осуществляется человеческая деятельность.

2. Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (спосо­бы и средства деятельности), и как сама деятельность, по­строенная в соответствии с этой программой. Специфика про­граммы состоит в том, что она существенным образом предо­пределяет направленность и содержание технологизируемой деятельности.

3. Социальная технология является элементом культу­ры и возникает двумя путями: вырастает в социокультурной среде эволюционно или строится по ее законам как искусст­венное образование.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – 1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновление общественных процессов;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией, синхронизацией и выборе оптимальных средств, методов их выполнения (определение Данакина)

3) Метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства. Социальные технологии – элемент культуры. Возникает эволюционно либо создается искусственно.

4) Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные про­цессы и социальные системы.

5) Область знания, рассматривающая вопросы создания, исполь­зования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дис­циплиной. Например, общественные науки связаны прежде всего с решением практических задач, обусловленных функционировани­ем и совершенствованием социальных объектов.

6) Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирова­ния объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоя­тельно требует использования технологического подхода к управ­лению социальной деятельностью.

Разработка социальных технологий - это особое научно-прикладное направление управленческой деятельности, вы­ражающееся в трансформации знаний с целью диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реализации решений по их изменению и развитию.

Условия, необходимые для технологизации любого про­цесса, и признаки любой технологии были обстоятельно рассмотрены известным болгарским ученым М. Марковым . По его мнению, технологизация любого процесса возможна, по крайней мере при выполнении двух условий.

Во-первых , сам процесс должен иметь такую степень сложности, чтобы можно (и нужно) было расчленить его на относительно обо­собленные части. Следовательно, потребность в создании технологии диктуется, прежде всего, самим объектом, степе­нью его сложности. Во-вторых , должны быть средства, кото­рые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы достичь максимального эффекта при минимуме уси­лий.

Первым признаком любой технологии является разграни­чение, разделение, расчленение данного процесса на внут­ренне связанные между собой этапы, фазы, операции.

Второй признак - координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата.

Третий признак , весьма существенный, состоит в том, что каждая технология предполагает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, не­пременное условие достижения результатов, адекватных по­ставленной цели.

Отсюда вытекает определение - социальная технология - способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем расчленения его на систе­му последовательно взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности.

Объектом социальных технологий и технологии социальной работы являются люди, их вза­имодействие, малые и большие социальные группы, а также различные институты и организации.

Основными характеристиками социальных технологий являются:

универсальность, предполагающая возможность применения социальной технологии на различных по численности и спе­цифике объектах для решения частных однородных задач;

конструктивность, т.е. нацеленность на решение конкрет­ных проблем проверенными и обоснованными способами;

результативность, т.е. ориентация на конечный, проверяе­мый результат;

оперативность, т.е. возможность реализовать технологию в оптимальные сроки;

относительную простоту, т.е. социальная технология дол­жна содержать промежуточные этапы, операций и быть доступной для специалиста определенной квалификации;

надежность, т.е. наличие некоторого запаса прочности, дуб­лирующего механизма;

гибкость, или способность к адаптации в изменяющихся ус­ловиях;

экономичность, или экономическая целесообразность, так как технология может быть эффективной, но не экономич­ной; -

удобство в эксплуатации.

Принципы социальных технологий

К теоретическим проблемам, возникающих в связи с проектированием социальных технологий относится обоснование его принципов:

I. Принцип вариантности и адаптивности социальных технологий к меняющимся условиям.

II. принцип саморегуляции выражает способность социальных технологий к самонастраиванию, самокоррекции.

III. Принцип дополнительности означает, что социальные технологии не исключают, а дополняют друг друга.

IV. Принцип умеренности направлен против традиции рассчитывать на наилучшее стечение обстоятельств, т.е. наименее вероятным.

Таким образом, социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация.

Многообразие социальных технологий обусловлено:

Обширностью социальных отношений и видов социального действия;

Системным, сложным характером социальных технологий

Разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

Различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

В реальной жизни используются самые разнообразные технологии. Практика и теория выработки для каждого вида человеческой деятельности, для каждого социального процесса различные технологии.

Можно выделить следующие шесть основных видов социальных технологий:

технологии обеспечения социального функционирования общества (технологии социальной работы);

политические технологии;

технологии информационного обеспечения функционирования общества;

технологии экономического функционирования общества и развития собственности;

технологии правового обеспечения функционирования общества;

технологии духовно-культурного развития.

Анализ показывает, что в современной социологической науке нет системного видения всего многообразия социаль­ных технологий. Поэтому можно предложить такую классифи­кацию социальных технологий (табл. 1).

Классификация социальных технологий (Сурмин Ю.П)

Основание классификации Разновидности социальных технологий и их характеристика
По типу социального процесса - Экономические , моделирующие хозяйственно-экономическую деятельность - экологические , ориентированные на моделирование взаимодействия человека с природой - собственно социальные , регулирующие социальную сферу общества; - политические , оперирующие политическими процессами; - культурологические , представляющие явления и процессы в сфере культуры - духовно-идеологические, моделирующие идеологические и духовные процессы; - информационные, отражающие информационные процессы; - управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов; - комплексные , отражающие явления во всех сферах их проявления
По масштабу объекта технологизации - Глобальны е, направленные на регулирование глобальных проблем современной цивилизации; - континентальные , ориентированные на решение проблемы континента; - национальные, решающие проблемы в пределах страны; - технологии обновления общественной системы , ориентированные на изменение социально-экономической системы общества; - технологии трансформации подсистем общества , моделирующие изменение конкретных подсистем; - технологии трудовой ассоциации , регулирующие различные аспекты жизнедеятельности трудового коллектива; - технологии человеческого капитала , ориентированные на развитие личности, человеческих ресурсов
По степени новизны - Инновационные (новаторские), представляющие собой нововведения; - традиционные , представляющие собой известные апробированные и устоявшиеся формы деятельности; - ретро (рутинные), т. е. заимствованные из прошлого
По типу выполняемой функции - Познавательные , представляющие собой некоторые алгоритмы познания; - диагностические , обеспечивающие диагностику социальных проблем; - информационные , ориентированные на получение, передачу, хранение и переработку информации; - обучающие, осуществляющие процесс обучения в аспекте той или иной педагогической доктрины; - игровы е, являющиеся средством имитации реальной деятельности; - управленческие , осуществляющие процесс управления; - деятельностные , представляющие собой модели тех или иных видов деятельности; - технологии противоборства , обеспечивающие победу в борьбе; - миротворческие , ориентированные на мирное решение социальных проблем.
По характеру воздействия - Формирующие , направленные на формирование оп­ределенных социальных процессов; - стимулирующие , ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов; - сдерживающие , или препятствующие, задающие оп­ределенные границы социальных процессов; - деструктивные , или разрушающие, направленные на подрыв и устранение определенных процессов
По степени жесткости и способности к саморазвитию - Жесткие, детерминистские , схемы которых пред­ставляются однозначными; - адаптивные , т. е. приспосабливающиеся к изменя­ющимся условиям; - развивающиеся , т. е. обладающие способностью к саморазвитию, кардинальному обновлению структур и функций
По типу целевой ориентации - Стратегические , ориентированные на достижение дальних целей на относительно длительных этапах развития; - тактические , ориентированные на достижение ближ­них целей в конкретных ситуациях; - оперативные , ориентированные на достижение текущих целей и решение возникающих при этом задач

Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.