Тендеры по 223. Что должен знать участник тендера. Изменение условий - п.8 ст.448 ГК РФ

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

ФЗ 223 был принят в 2011 году и обязал все компании осуществлять закупки прозрачнее и отчитываться по их результатам. В частности, разработать положение о закупках, разрабатывать и вовремя публиковать извещения и планы.

На какие компании распространяется действие 223 ФЗ?

Одни компании руководствуются 223-ФЗ для проведения закупок с 2012 года, другие — с 2014. Это зависит в первую очередь от размера компании и ее типа:

Важно помнить, что:

    223 ФЗ регулирует все закупки, осуществляемые компанией, вне зависимости от их цены;

    договор мены по 223 ФЗ является закупкой и должен соответствовать требованиям закона;

    сайт организации НЕ считается официальным ресурсам, где можно размещать положение о закупке: оно обязательно должно быть на сайте zakupki.gov.ru.

Требование к публикации положения на официальном ресурсе не относится к закупкам, предмет которых — государственная тайна и закупкам стоимостью до 100 или 500 тысяч рублей (в зависимости от годовой выручки компании).

Какие закупки НЕ регулирует 223 ФЗ?

    Купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей;

    приобретение биржевых товаров на товарной бирже;

    закупки в соответствии с 44-ФЗ;

    закупки в области международного военно-технического сотрудничества;

    международные договоры РФ;

    договоры, обязательные для субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии или мощности;

    осуществление кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.

Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах по 223-ФЗ, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения . Для поиска торгов по 223-ФЗ можете использовать нашу .

Разъяснения по закупочной документации в рамках 223 ФЗ

Согласно Федеральному закону, документация может быть предоставлена в любой форме - бумажной или электронной. Более того, заказчик может потребовать плату за предоставление информации в бумажном виде: сроки и условия взимания платежа указываются в документации. Каждый потенциальный участник тендра может запросить разъяснения по документации: такое право за ним оставляет п. 10 ч. 10 ст. 4 ФЗ 223.

Итак, заказчик должен публиковать следующую информацию:

    в течение 15 дней после утверждения — положение о закупке;

    план закупки — не менее, чем на 1 год;

    документы закупки (извещение, проект договора, протоколы и т.д.);

    ежемесячные отчеты не позднее 10-го числа месяца;

    изменения в договорах.

Разъяснения по плану закупок в рамках 223 ФЗ

Средний срок плана закупок - 1 год. но для отдельных видов “товаров” установлен другой, более длительный период. Например, для инновационной, высокотехнологичной и лекарственной продукции — 3 года, а с 2015 г. — 5-7 лет. Как правило, договор имеет поквартальную разбивку и выглядит в виде простой таблицы:

Как провести закупку по 223 ФЗ?

Способ и форма закупки по 223 ФЗ может быть любой: право выбора остается за заказчиком:

    у единственного поставщика (прямая);

    торги (аукцион, конкурс или электронные закупки);

    запрос котировок и предложений;

    другие способы, обозначенные в положении о закупке.

Чтобы выбрать правильно способ проведения закупки, например аукцион по 223 ФЗ, нужно знать, какие из них используются для разных товаров и услуг.

Совет: только в электронной форме проводятся закупки полиграфии и канцелярии, медицинской аппаратуры, автомобилей и ремонт оргтехники и т.д. Исключение — закупки, предмет которых имеет отношение к государственной тайне, прямые и закупки для устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

Ответственность за нарушение 223 ФЗ

За нарушение 223 ФЗ о закупках и участники, и заказчики несут ответственность. Какую — регламентирует ст. 7. В частности, согласно ч. 9 ст. 3, участник закупки может обжаловать действия или бездействие заказчика в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных в ч. 10 ст. 3.

Поводы для жалобы в ФАС:

    неразмещение в единой информационной системе информации о закупке, о годовом объеме закупки, нарушение сроков публикации или недостоверность информации;

    требования предоставить документы, не предусмотренные документацией;

    осуществление закупки без утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения.

После рассмотрения жалобы ФАС выдаст виновнику предписание устранить нарушения или привлечет его к административной ответственности. Худший вариант развития событий для участника закупки — занесение компании в реестр недобросовестных поставщиков. Решение ФАС принимает на основании 135 ФЗ.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур , которые прописывают в Положении о закупке ;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50% .
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50% . А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения - в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты , а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап . Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru .
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается , то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя . Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей . А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей . С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить - необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС . Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент - соблюдать все установленные сроки . Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение - 3 дня ;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения ;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней ;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня ;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней ;
  • - не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год - до 1 февраля года, следующего за отчетным - заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Любому предпринимателю, желающему увеличить свой портфель заказов, следует обратить свое внимание на сектор коммерческих закупок. Данная сфера регламентируется федеральным законом № 223. Следует отметить, что общий объем коммерческих закупок за 2017 год составляет 17,37 трлн. рублей.

Кто может участвовать в тендере?

  • Юридические лица (ООО, ЗАО, АО)
  • Индивидуальные предприниматели

Кто из заказчиков уполномочен проводить тендер ?

  • Государственные корпорации с долей участие РФ более 50%
  • Субъекты естественных монополий (перечень утвержден приказом № 75/16 ФАС от 28.012016 г.)
  • Компании занимающиеся регулируемыми видами деятельности (электро- и газоснабжение, водоснабжение, теплоснабжения, утилизации и обезвреживанию отходов)
  • Государственные бюджетные и унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет своего бюджета в соответствии с планом-графиком, опубликованным в начале года;
  • Хозяйствующие общества, где доля РФ в уставном капитале более 50% (например, ЖКХ)

Несмотря на большой объем закупок, опытные компании, участвующие в тендере , знают о сложностях и тонкостях такого участия.

Для того, чтобы принять участие в тендере и добиться положительного результата необходимо знать основные подготовительные этапы.

Как начать участвовать в тендере новичку?

  1. Выпустить электронную подпись для коммерческих площадок. Стоимость электронной подписи на рынке составляет порядка 6000 рублей
  2. Найти закупки, используя информационно-аналитические системы по поиску закупок. На рынке можно выделить несколько хороших поисковых систем. Более подробно с ними Вы можете ознакомиться в нашем обзоре .
  3. Пройти аккредитацию на электронных площадках, где размещены интересные лоты. На данный момент количество электронных площадок на данный момент более 500, из которых можно выделить реально интересных порядка 100.
  1. Провести анализ (одна из важнейших и ключевых задач)
  • Требования заказчика, предъявляемые к участникам закупки. Как правило, данные требования установлены в документации к закупке, а также в Положении о закупках заказчика – главный документ, регламентирующий закупочную деятельность. Главный вопрос, который Вы должны себе задать: «Соответствует ли компания этим критериям?»
  • Экономической составляющей. Вам необходимо оценить свою норму рентабельности по конкретному лоту. В этом Вам помогут сметы или спецификации продукции, в которых отображены объемы выполняемых работ, услуг или поставляемых товаров.
  1. Подготовить и подать заявку на тендер. Пожалуй, это самая ответственная и сложная задача на подготовительном этапе, требующая внимательности, скурпулезности и ответственности.

Очень часто заказчик отклоняет заявку участников или начисляет меньшее количество баллов по 2 причинам:

  • Неправильное заполнение документов
  • Отсутствие или частичное предоставление документов

Какие требуются документы для участия в тендере ?

Подготовка заявки на тендер по 223-ФЗ является весьма трудоемкой работой и подразумевает под собой заполнение пакета документов и грамотное их формирование. Требования к документам могут быть различными, исходя из ряда факторов:

  • Способ определения поставщика (аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок)
  • Заказчики. У каждого заказчика могу быть установлены различные требования к документам и потенциальным поставщикам.
  • Нормативно-правовые акты, регламентирующие ту или иную сферу деятельности. Это может быть как и требование к наличию разрешительных документов (лицензии, допуски СРО), так и наличие опыта выполнения аналогичных работ и квалификации персонала.

  • Открытый конкурс
  • Запрос предложений
  • Электронный аукцион
  • Запрос котировок

В заключение, хочется отметить, что организации, участвующие в тендере должны знать:

  1. основные этапы участия в тендере
  2. ключевые этапы подготовки заявки на тендер

даже несмотря на тот факт, что 1 ноября 2017 года Комитетом Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству был внесен законопроект № 301878-7, устанавливающий требования по стандартизации состава заявки для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2011 году Госдумой Российской Федерации был утвержден федеральный закон, регулирующий закупки товаров, работ и других видов услуг юридическими лицами. Данный законодательный акт получил номер 223-фз и начал действовать с 2012 года. Смысл принятого закона заключается в регламентации порядка проведения покупок разнообразных товаров и услуг юридическими организациями определенных категорий.

223-фз о закупках, в отличие от 44-ФЗ, дает юридическим лицам определенную свободу в условиях проведения тендеров и выборе вариантов закупок. Данный закон направлен на развитие тендерной системы, поддержку малых предприятий, искоренение коррупционных схем и вывод новых игроков на рынок госзакупок.

Скачайте текст федерального закона 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с последними изменениями и комментариями .

Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ

Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:

  • Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
  • Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
  • Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
  • Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.

Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.

Структура федерального закона № 223

Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:

  1. Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
  2. Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
  3. В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
  4. Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
  5. Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
  6. Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
  7. Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
  8. Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
  9. Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
  10. Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
  11. Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
  12. Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
  13. Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
  14. Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
  15. Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
  16. Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.

Закон 223-фз: кого это касается

Законодательный документ определяет деятельность следующих групп юридических лиц:

Государственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.

Предприятия-дочки вышеназванных предприятий.

Бюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.

Исключением, выходящим за рамки регулирования 223-фз, является купля и продажа ценных бумаг, драгметаллов и прочего.

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223

Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:

  1. Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
  2. Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
  3. Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.

Ключевые требования к банковским гарантиям по 223-фз

Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:

  1. Безотзывными.
  2. С определенным сроком действия.
  3. С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
  4. Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
  5. С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.

Размер гарантированных средств по 223-фз

Сумма, предоставляемая под банковские гарантии, является индивидуальной в каждом отдельном случае.

В соответствии с законом 223-фз, банковские гарантии не могут превышать 10% от общего показателя капитала банка.

Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.

Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.

Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ

Для осуществления закупок по закону 223-фз нужно сделать следующие шаги:

  1. Оформление цифровой подписи.
  2. Прохождение регистрации на официальном сайте государственных услуг.
  3. Регистрация на сайте о закупках, находящимся по адресу zakupki.gov.ru
  4. Составление положений о закупках.
  5. Осмысление, составление и размещение документации плана проведения закупок.
  6. Полная настройка личного профиля на сайте государственных закупок.
  7. Предоставление документации всем задействованным сторонам.
  8. Проведение конкурса.
  9. Заключение контракта с победителем.

Внешний вид личного кабинета на сайте zakupki.gov.ru показан на рисунке ниже:

Тонкости заполнения положения о закупках по 223-фз

Положение по 223-фз в обязательном порядке содержит следующую информацию:

  • необходимые способы осуществления закупочных мероприятий;
  • предполагаемые порядки проведения торгов;
  • способы отбора актуальных поставщиков;
  • предполагаемые сроки выполнения контракта и перечисления денежных средств;
  • порядок подписания контракта между сторонами;
  • особенности приема и оплаты предоставленных работ;
  • возможные штрафные санкции;
  • способы разрешения спорных ситуаций.

Исключения

Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:

  • договор связан с государственной тайной;
  • контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
  • предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.

Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.

Сроки по 223-фз

Ключевые сроки, которыми оперирует федеральный закон 223-фз удобнее всего разместить в таблице:

Вид документации Срок подачи Соответствующая ссылка на закон
Статья Часть
Положение о предполагаемых покупках До пятнадцати дней с момента подписания. 4 1
Внесенные изменения в первоначальный документ. До пятнадцати дней с даты утверждения. 4 1
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. 3 2
Скорректированное извещение. С течение трех дней. 4 11
Данные о необходимых покупках. Подается вместе с извещением. 3 2
Толкование особенностей договора. В течение трех суток с момента запроса. 4 11
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. Не более трех суток после подписи. 4 12
Конечный протокол. На протяжении трех дней с момента его составления. 4 12
Подписанный контракт. Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. 4.1 2
Изменения в договор. До десяти дней с момента принятия решения. 4.1 2
Отчет. До десятого числа следующего за отчетным месяца 4 19

Обратите внимание! В случае возникновения технических неисправностей во время публикации документов в ЕИС, сроки подачи документов сдвигаются на один рабочий день с момента решения техпроблем.

Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018

В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

  • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
  • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
  • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
  • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
  • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
  • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
  • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
  • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
  • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
  • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

Более полный перечень ключевых изменений 2018 года можно узнать, изучив 223-фз с последними изменениями который доступен по ссылке:

Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий

Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:

  • Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
  • Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
  • Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
  • Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.

Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:

  • Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
  • ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
  • Заказчик обращался в судебные органы.
  • Суд выносил вердикт в пользу заказчика.

После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:

  • Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
  • Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
  • К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
  • Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.

Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.

В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.

Реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.

Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:

  • Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
  • Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
  • Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.

Полный перечень организаций, входящих в реестр недобросовестных поставщиков можно найти на сайте http://www.zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html .

Как видно из скриншота сайт, посвященный госзакупкам, располагает удобным поиском. При составлении договоров с организациями заказчикам рекомендуется проверить своего контрагента по данному списку, чтобы убедиться в его надежности. Если при поиске вдруг обнаружится, что партнер находится среди недобросовестных поставщиков по 223-фз, то, возможно, следует поискать другую организацию для проведения закупок.

Информация, содержащаяся в реестре

После принятия контролирующим органом решения о внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков публикуются следующие сведения:

  • Название юридического лица либо полное имя, фамилия и отчество физического лица.
  • Информация о месте расположения юрлица или о месте жительства физлица.
  • Идентификационный номер налогоплательщика.
  • Данные о дате проведения сделки либо дата признания сделки несостоявшейся.
  • Информация о контракте, включающая наименования товаров, классификационный код, валюту проведения сделки, стоимость и сроки исполнения договора.
  • Дата разрыва договора с указанием соответствующей причины.

Таким образом можно сделать вывод, что исполнение договора по 223-фз – это необходимость. При грубых нарушениях условий контракта организация или физическое лицо рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков и надолго покинуть рынок государственных закупок.

Выход из реестра

На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.

Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.

Итоги

Фз 223 о госзакупках регламентирует порядок проведения закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц. Ключевыми особенностями данного закона 223-ФЗ стали прозрачность производимых сделок, эффективное расходование финансовых средств и возможность участия всех субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, тендерах.

Федеральный закон под номером 223 – это отличная возможность для небольших предприятий поучаствовать в закупках крупных корпораций. Относительно простые правила участия в конкурсах и несложная система подачи электронных заявок позволяет с легкостью побороться за поставку товаров или услуг.