Стратегическое планирование развития территории включает в себя. Территориальное и стратегическое планирование: основные проблемы и тенденции развития законодательства. Планирование: основные понятия

1.2 Стратегическое планирование в городах России.

Стратегическое планирование в России в последние годы переживает своеобразный кризис. С одной стороны, расширились права местного самоуправления в регулировании развития города. Муниципалитеты получили права самостоятельно решать многие вопросы городской жизни. С другой стороны, старые методики отраслевого и территориального планирования не подходят для современных условий, а новые подходы не успели найти широкого применения. Но ряд обстоятельств как у нас в стране, так и во всем мире повышают значимость городского планирования. Местные власти приходят к пониманию того, что без детальных и качественно разработанных планов развития города обойтись невозможно.

Многие регионы и города в России начинают возвращаться к практике разработки концепций комплексного социально-экономического развития, используя элементы стратегического подхода, особенно в части определения целей и их ранжирования по степени значимости.

Несмотря на то, что применимость зарубежного опыта в ряде случаев ограничена, тем не менее, ряд элементов стратегического планирования можно успешно использовать в российских условиях

Во-первых, стратегическое планирование было нацелено на выживаемость города, во многом связываемую с экономической реструктуризацией. Многие города за рубежом в начале процесса реструктуризации обладали достаточно схожей с российскими городами структурой экономики. В них также наблюдалась концентрация тяжелой промышленности (особенно устаревших отраслей первичного и вторичного секторов экономики). В этих городах, как и в сегодняшних российских, была недостаточно развита транспортная, инженерная инфраструктура, сфера услуг.

Во-вторых, стратегический план города в большинстве случаев органически вписывается в планы развития окружающей территории. В данном контексте города рассматривались как точки экономического роста, развитие которых позволило бы распространить экономические импульсы на окружающую территорию. Многие региональные центры определялись как ключевые полюса развития.

Таким образом, взаимоотношения центр - периферия также принимались во внимание, что является актуальным и для наших городов и регионов. Города стали играть новую роль во взаимоотношении с другими городами и с окружающей их территорией.

Возрастание роли стратегических принципов в мировой практике планирования развития регионов и городов вызвано несколькими причинами, среди которых наиболее важными являются:

Процессы глобализации и усложнение внешней среды;

Усиление неопределенности и риска в предпринимательской и иной деятельности;

Усиление экономической конкуренции среди городов;

Возрастание роли регионального и местного уровней принятия решений;

Кризис теории и практики планирования и управления территориями.

В России возможность и насущность применения стратегического подхода в планировании определяется следующими обстоятельствами:

Меняется философия, принципы, цели развития городов. Ранее при планировании, несмотря на декларирование приоритета социальных целей, проводился принцип "производство ради производства". Именно поэтому города развивались как города-заводы, часто моно специализированные, неотъемлемым качеством которых была гигантомания. В настоящее время город все чаще рассматривается как среда обитания человека, как место ведения предпринимательской деятельности. Поэтому целями развития города являются устойчивое развитие, создание благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе и предпринимательской среды;

Структурные изменения в городе вошли в качественно иную фазу. Задачей местных властей становится смягчение последствий падения производства и сокращения занятости, поддержание новых видов деятельности. Усиливается динамичность и неопределенность развития городов;

Меняется роль самого города в системе планирования своего будущего, а именно: планирование социально-экономического развития города передается в ведение местных органов власти. К тому же круг факторов, на которые может воздействовать и влиять городская власть, качественно изменился;

Городские власти большинства российских городов решают насущные проблемы зачастую без их увязки. В ответ на остро встающие проблемы разрабатываются разнообразные программы, но они не имеют под собой единой изначально разработанной и принятой городским сообществом стратегии общего развития города. Хотя, реализуя программы, администрации городов выполняют главные задачи (миссию) местных органов самоуправления: благоустройство города, безопасность граждан, социальная защита горожан и т.д.; но была бы максимальная польза от этих программ, если бы шло их комплексное развитие в рамках единого стратегического плана социально- экономического развития города;

Усиливаются разногласия и противоречия между различными ведомствами, предприятиями и организациями в городе; расширяются конфликты между городами (особенно крупными и крупнейшими) и окружающими их территориями. Все это требует выработки механизма разрешения таких противоречий. Такой механизм, как показывает зарубежный и отечественный опыт, успешно создается и функционирует в рамках стратегического планирования;

Меняется роль горожан в процессе принятия решений о развитии города. Интересы людей не должны только формулироваться и учитываться городскими органами власти. Горожанин постепенно становится полноправным участником системы планирования, активно выступая в защиту своих интересов. Процедура стратегического планирования позволяет реализовывать принципы согласования интересов различных групп населения в процессе составления и реализации планов.

Задачей выбора стратегии является поиск такой линии развития, при которой цели развития города и его собственные ресурсы совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой. Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования.

Конкретная стратегия выбирает путь развития, в котором должен развиваться данный объект. Стратегия должна обеспечить направляющие принципы, базу принятия управленческих решений для разрешения определенных проблем, т.е. стратегия является одним из элементов управления, его неотъемлемой составной частью.

2. Развитие стратегического планирования

г. Горячий Ключ

2.1 Анализ особенностей планирования развития г. Горячий Ключ

21 февраля 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Горячий Ключ был отнесен к городам краевого подчинения. С 6 августа 1996 года г.Горячий Ключ является муниципальным округом, а с февраля 2004 года – городским округом, на территории которого осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет.

Особенности планирования развития г. Горячий Ключ можно представить в виде трех направлений:

Социально-экономическое развитие;

Развитие промышленности и инфраструктуры;

Развитие санаторно-курортного комплекса.

Социально-экономическое развитие

На душу населения в 2008 году поступления с территории города во все уровни бюджетов составили 23 959 рублей. В 2007 году было 15 755 рублей, в 2006 году – 11 253 рубля. Это подтверждает рост экономики в городе.

Численность населения занятого в экономике города к концу 2008 года составила 16 271 человек (30% процентов от общей численности населения муниципального образования). Реальные доходы на душу населения составили 103,8% к соответствующему периоду 2007 года. Среднемесячная заработная плата составила 5 945 рублей, что на 25,2% больше 2007 года.

Работа образовательных учреждений города в 2008 году была направлена на практическую реализацию концепции модернизации российского образования.

Реформирование здравоохранения города регламентировалось муниципальным заказом, в основе которого был анализ кадрового потенциала, медико-демографических показателей, заболеваемости населения, инфраструктуры здравоохранения и медицинского обеспечения, расходов на здравоохранение.

Основными направлениями деятельности Администрации города по социальной защите населения в 2009 году были:

Реализация решений, направленных на достижение максимальной эффективности социальной защиты ветеранов, инвалидов, семей с детьми;

Поддержка малоимущих и остронуждающихся граждан;

Защита интересов и прав работающего населения, охрана их труда.

Для дальнейшего эффективного социально-экономического развития города необходимо реализовать следующие направления:

Своевременная выплата заработной платы, увеличение минимальной заработной платы, уделение максимального внимания вопросам охраны труда и трудовых отношений;

Закрепление сотрудников Администрации за налоговыми территориями города, что позволит увеличить доходную часть бюджета;

Поддержание достаточного количества рабочих мест для жителей города в соответствии с развитием их квалификации;

Поддержание устойчивой в экологическом аспекте экономики города;

Повышение качества образования;

Работа с предприятиями города по оказанию шефской помощи ветеранам войны и детям-инвалидам;

Развитие первичной медико-санитарной помощи с сохранением объемов и качественным изменением структуры стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.

Развитие промышленности и инфраструктуры

В настоящее время в число крупных и средних предприятий города входят три организации:

ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»;

ЗАО «Завод минеральных вод «Горячеключевской»;

ООО «Ручеек».

По объему производства и отгрузки эти предприятия занимают лидирующее место в промышленном комплексе города.

Сфера потребительского рынка города включает в себя 429 магазинов и торговых павильонов, 59 объектов общественного питания, три рынка, 223 хозяйствующих субъекта, которые предоставляют 36 видов бытовых услуг.

В 2009 году была проведена работа по совершенствованию схемы водоснабжения города и сельских населенных пунктов, строительству и ремонту дорожного полотна, развитию газификации муниципального образования.

Развитие промышленности и инфраструктуры нуждается в реализации ряда мероприятий, а именно:

Увеличение объемов производства на 20%;

Участие в международных выставках и конкурсах;

Разработка проекта охраны Псекупского месторождения минеральных вод;

Развитие сети придорожного сервиса;

Повышение качества реализуемых в муниципальном образовании товаров и услуг;стратегического планирования развития города . Гарантом этого являются... инвестиционных возможностей города ). Вопрос 3 Система стратегического планирования в администрации муниципального образования Стратегическое планирование – ...

  • Стратегическое планирование и сущность генплана города

    Реферат >> Государство и право

    И сущность стратегического планирования 4 1.2. Сущность стратегического планирования развития города 6 1.3. Содержание стратегического плана развития города . 6 1.4. Система планов и процесс планирования 7 Глава 2. Стратегическое планирование ...

  • 2.1Основные принципы разработки стратегического планирования

    Разрабатывая собственные проекты, направленные на содействие российским городам в современном планировании экономического развития, Фонд “Институт экономики города” исходит из того, что городу необходимо, прежде всего, самому определить стратегию своего развития и разработать совокупность практических мер по реализации этой стратегии. Основные положения такого плана экономического развития (или другого документа - название принципиального значения не имеет) должны, на наш взгляд, быть следующими:

    План должен создаваться с учетом социально-экономической и политической ситуации в конкретном городе и обеспечивать эффективное использование ресурсов, которыми располагает, или которые может реально привлечь город для достижения цели своего развития. Поэтому составлению плана должен предшествовать серьезный аналитический этап, в ходе которого необходимо рассмотреть несколько сценариев развития города и при планировании ориентироваться на наиболее вероятный из них. Аналитический отчет с оценкой условий и ресурсов развития, а также предложениями по направлениям развития должен быть обязательным приложением к плану экономического развития.

    Работа над планом должна исходить из требования повышения демократичности процессов управления городской экономикой. Работа над планом должна производиться с учетом позиций всех представителей городского сообщества (местные власти, бизнес, представители общественности, научные и учебные заведения и пр.), с использованием их интеллектуального и организационного потенциала. Структуры городского управления, которые действуют от имени городского сообщества, должны привлекать к процессу развития компетентных представителей городского сообщества и взаимодействовать с административными структурами более высокого уровня (региональными и федеральными).

    План должен представлять собой прогностический документ, соответствующий современной экономической реальности, и быть рассчитан на средне/долгосрочную перспективу. План должен включать в себя концепцию развития города и краткое изложение намечаемых к разработке и исполнению целевых программ. При разработке программ необходимо учитывать их влияние на все компоненты развития города: экономическое, социально-культурное, градостроительное, экологическое и прочие.

    Важнейшей чертой плана экономического развития должна быть гибкость. Процесс реализация плана подразумевает его периодическую конкретизацию, в частности, в форме более жестких годовых планов. Кроме того, по мере необходимости и сам стратегический план должен меняться и уточняться в соответствие с изменениями социально-экономической ситуации и взглядов городского сообщества на развитие города.

    Важнейшим условием качественной разработки плана является лидерство городского руководителя, а залогом его успешного исполнения - поддержка всем городским сообществом, для чего план должен пройти процедуры общественного обсуждения и принятия городским органом представительной власти.

    В настоящее время в большинстве российских городов работа по планированию экономического развития обычно ведется самой администрацией города, чаще всего комитетом по экономике или отделом социально-экономического развития. Планирование развития города силами городской администрации имеет ряд минусов, связанных с большим объемом текущей оперативной работы, забюрократизированностью процесса принятия решений, недостаточно высоким уровнем оплаты труда, нередко недостаточной квалификацией специалистов.

    Как правило, работа этих подразделений имеет мало общего с разработкой плана развития города в его современном понимании. Подготовка сегодняшних планов социально-экономического развития обычно заключается в механическом сведении различных, мало связанных между собой программ, подготовленных отраслевыми департаментами администрации. Эта работа проводится “снизу вверх”, без разработанной концепции развития города, без обоснованных приоритетов очередности выполнения и финансирования отдельных программ.

    Десятилетиями складывавшиеся стереотипы кулуарной работы чаще всего не позволяют учитывать реалии новых экономических процессов, в частности - формирование новой активной группы субъектов городской социально-экономической жизни. К ним относится частный хозяйственный сектор (производственные и торговые предприятия, банки, предприятия сферы услуг и др.), а также активно развивающиеся общественные структуры самого различного профиля (политические, профсоюзные, экологические, ветеранские и прочие организации). Действенность управления администрации зависит от того, насколько точно учтены интересы этих структур в принимаемых решениях, насколько точен просчет эффекта принимаемых решений для сообщества в целом, и для бизнеса в частности. Зачастую городская администрация не считает для себя необходимым делать подобные расчеты, и, соответственно, не располагает в своем штате специалистами соответствующего профиля.

    Задачи организации современного планирования экономического развития, решаемые в условиях перехода к рыночным отношениям, практически полного отсутствия административных директив вышестоящих уровней власти и необходимости принятия самостоятельных экономически обоснованных решений, требуют выполнения ряда условий.

    Во-первых, процесс работы над планом городского развития должен быть инициирован городским руководителем (мэром). Прежде всего, городской лидер должен убедить городское сообщество в необходимости принятия и реализации плана городского развития, преодолеть противодействие оппонентов. Впоследствии, функции практического организатора работы по планированию могут быть переданы другому лицу, например, сотруднику городской администрации достаточно высокого ранга, получившему соответствующее официальное поручение. Однако в любом случае необходимо сохранение всесторонней и постоянной поддержки главы города, обладающего реальной властью. Зарубежный, в частности американский, опыт показывает, что наиболее часто именно недостаток политической поддержки являлся причиной провалов программ экономического развития муниципалитетов.

    Во-вторых, к процессу выработки концепции развития города и подготовки плана экономического развития необходимо подключить городскую общественность. В работе по планированию должны участвовать городские организации или отдельные горожане, которые:

    а) сами являются субъектами городской социально-экономической жизни и, соответственно, имеют свои цели, которые необходимо учитывать в ходе разработки плана развития города;

    б) могут профессионально сформулировать свои предложения о путях развития городской экономики;

    в) обладают интеллектуальным, кадровым, организационным, материально-финансовым потенциалом, который может быть использован в ходе работы по планированию.

    Кроме того, в работе по планированию обязательно должны участвовать представители вышестоящей власти (федеральной, региональной), которая, во-первых, имеет свои интересы в ходе развития территорий, во-вторых, обладает достаточными рычагами (административными, правовыми, финансовыми) для влияния а ситуацию в городе.

    Для того чтобы выполнить данные условия и обеспечить баланс интересов разных представителей города, необходимо найти соответствующие схемы их привлечения к планированию. Схемы могут быть разными и зависят от многих факторов, включая размер города, экономическую ситуацию в нем, цели экономического развития, степень заинтересованности частного и общественного секторов в экономическом развитии, финансовые и кадровые ресурсы города.

    Первый вариант привлечения к разработке плана экономического развития “внешних” специалистов - создание на основе городской администрации расширенной рабочей группы. Основу группы составляют специалисты администрации города, кроме того, в состав группы могут быть приглашены представители различных городских, а также региональных, организаций, заинтересованных в ходе создания плана и способных оказать реальную помощь. Представители этих организаций могут привлекаться к работе в качестве экспертов (возможно - на платной основе), либо - в ходе обсуждений проектов документов, подготовленных более узким составом группы (главным образом на общественной основе). Примером может быть организация такой группы в городе Пскове в ходе выполнения проекта Фонда “Институт экономики города”. В нее, кроме сотрудников городского комитета по экономике, вошли сотрудники независимого псковского Центра регионального планирования и развития территорий, Псковского политехнического института и некоторых других организаций. Работа по организации рабочих групп в российских городах сталкивается с определенными трудностями, в частности с привлечением к данной работе представителей городского бизнеса, а также высших городских чиновников. Видимо, по мере развития практики городского экономического планирования участие компетентных лиц города в такой работе получит большее распространение.

    Другим распространенным вариантом является сотрудничество администрации с существующей в городе организацией, чаще всего какой-либо городской исследовательской организацией, консалтинговой фирмой, ВУЗом и т. д. Работа с такой организацией осуществляется путем заключения с ней договора на выполнение работ разового или долговременного характера. Так, в Нижнем Новгороде к такой работе привлекались Нижегородский институт менеджмента и бизнеса и Нижегородский институт экономического развития, в Хабаровске - Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка.

    Относительно новой схемой привлечения всех реально работающих по данной или смежной проблематике городских структур к решению задач планирования экономического развития является создание в городе новой специализированной организации, например Агентства экономического развития (АЭР). В этом случае город может выступить как один из учредителей такого Агентства, используя в качестве уставного фонда собственные интеллектуальные, информационные ресурсы, передавая создаваемой организации объекты недвижимости или другое имущество. Практическая реализация такой формы пока отмечается в основном за рубежом. В США она распространена в виде различных корпораций местного развития. Есть удачные примеры реализации этой концепции и в Европе, например, в испанской Барселоне.

    Планирование экономического развития города имеет сходство со стратегическим планированием в бизнесе и включает в себя несколько классических этапов. Существуют разные варианты обозначения этапов по созданию плана городского экономического развития, однако их различия не носят принципиального характера. Эти этапы могут быть обозначены следующим образом.

    Инструментарий стратегического планирования социально-экономического развития территорий довольно обширен, учитывая, что он все активнее пополняется за счет внедрения частных практик коммерческого менеджмента в систему публичного управления. Модернизация принципов муниципального управления, грамотное применение инструментов стратегического планирования в публичном управлении может не только существенно повысить результативность использования денежных средств, но и сделать более эффективными самих субъектов стратегического планирования.

    Стратегическая программа социально-экономического развития может рассматриваться не только как элемент стратегического полипроектного плана, но и как основной инструмент стратегического планирования программно-целевого характера, причем характерный именно для сферы публичного управления. В этом случае программа и собственно метод программирования как инструменты стратегического планирования обеспечивают баланс целей, задач, ресурсов. Данный инструмент позволяет осуществить многоуровневое бюджетное финансирование, а также привлечение внебюджетных средств заинтересованных в реализации мероприятий программы участников. Результативность и эффективность программы оценивается на основе системы показателей и индикаторов, позволяющей проводить мониторинг и оценку приближения (достижения) запланированных целей и задач посредством сравнения поэтапных результатов с базовым (стартовым) значением установленных показателей/индикаторов.

    В основе программ социально-экономического развития лежат взаимоувязанные по целям, задачам, ресурсам, срокам и исполнителям мероприятия; все они должны содержать механизм эффективного управления результатами и специально разработанную систему индикаторов (показателей) измерения достижения запланированных целей Падилья Сароса Л.Ю. Планирование экономического развития муниципальных образований: Постановка проблемы в современных условиях // Управление развитием территории. 2008. № 1. С. 25..

    В некоторых случаях для построения структуры концепции социально-экономиечского развития крупного города полезно применять методы системной декомпозиции Чистяков В.М. Прогнозно-аналитические исследования и проектирование сценариев при разработке концепции социально-экономического развития крупного города / Методические материалы. URL: http://www.citystrategy.leontief.ru (дата обращения: 03.03.2011).. В их совокупности, пожалуй, наиболее высокой конструктивной мощью обладает подход к декомпозиции системы «большой город», основанный на использовании предложенного Л.Г. Шатихиным метода структурных матриц Шатихин Л. Г. Структурные матрицы и их применение для исследования систем. М.: Машиностроение, 1991. 256 с..

    Такой подход в начале 90-х годов активно использовалась автором этого метода и его учениками при формировании концепции развития города Киева. Традиционным в системной декомпозиции задач перспективного развития городов, применяемым в концептуальном проектировании для разработки стратегических направлений и оценки их приоритетности, является метод построения «дерева целей». Применение этого метода, прежде всего, требует четкого определения генеральной цели развития системы «большой город» и выбора принципов выделения подцелей. В качестве генеральной цели стратегии развития городов, как в России, так и за рубежом, чаще всего принимается ориентация сообщества на улучшение качества жизни городского населения. Как правило, это общие «лобовые» формулировки типа «Стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения города», но иногда цель ставится очень узко, например, повышение средней зарплаты горожан за n лет до уровня m тысяч рублей. В ряде городов генеральная цель при формировании концепции развития определялась как преодоление иммиграции жителей и рост населения за счет мигрантов (например, в 70-х годах в Балтиморе, США), структурная перестройка экономики (80-е годы, Дортмунд, ФРГ), привлечение капиталов (80-90 гг., Мюнхен, ФРГ), реконструкция центральной части города (70-е годы, Миннеаполис, США) и т.п..

    Применение метода построения сценариев в процессе прогнозирования социально-экономического развития территории - еще один часто применяемый инструмент. Прогнозирование - система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития. Метод сценариев - это метод декомпозиции задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (т.е. сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо. Чаще применяются сценарии по трем возможным вариантам будущего развития: оптимистический, реалистический и инерционный.

    Возможность подобной декомпозиции не очевидна. Этапы прогнозирования лишь частично формализуемы. Существенная часть рассуждений проводится на качественном уровне, как это принято в общественно-экономических и гуманитарных науках. Одна из причин заключается в том, что стремление к излишней формализации и математизации приводит к искусственному внесению определенности там, где ее нет по существу, либо к использованию громоздкого математического аппарата Орлов А.И. Сценарии социально-экономического развития России на период до 2007 года и в XXI веке. URL: http://www.thewalls.ru (дата обращения: 18.05.2011). .

    Все чаще для постановки сценариев используют аналитические системы, использующие компьютерное моделирование социально-экономического развития территорий. Такие системы включают комплексы имитационных моделей, разработанных на основе методов системной динамики и высокотехнологичных решений в области компьютерного моделирования и позволяют:

    • * прогнозировать основные показатели социально-экономического развития регионов, включая финансовые и экономические, в территориальном разрезе, проводить комплексный анализ рыночного равновесия, анализ и прогноз уровня и качества жизни населения региона;
    • * производить многовариантные сценарные расчеты на основе имитационных моделей с учетом параметров налоговой, инвестиционной, бюджетной, структурной и денежно-кредитной политики, социальной и тарифной политики,
    • * анализировать сценарии и социально-экономических последствия реформирования в таких сферах, как жилищная, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение,
    • * планировать муниципальные заимствования при различных стратегиях управления муниципальным внешним и внутренним долгом Лычкина Н.Н. Системы поддержки принятия управленческих решений и инструменты сценарного планирования социально-экономического развития территорий. URL: http://www.mbiprogram.ru (дата обращения: 18.05.2011)..

    Стратегические планы социально-экономического развития городов (в тех случаях, когда они вообще разрабатываются) рассматриваются иногда как некоторые однажды принятые статичные документы, над которыми не ведется постоянная работа по их обновлению, дополнению, уточнению и корректировке. Важно регламентировать не только процессы разработки, принятия и реализации концепции и планы стратегического комплексного социально-экономического развития города, но и порядок их обновления и корректировки. Это значит, что необходим хорошо разработанный инструмент диагностики реализации планов. Именно он позволит понять изменения во внешней и внутренней ситуации, выявить ошибки и в конечном счете осуществить «обновления и корректировки». Нам кажется необходимым, изучая и осмысливая возможности реализации стратегий, обратить внимание на тот факт, что важнейшим инструментом стратегического планирования следует считать мониторинг выполнения стратегических планов, который даст реальное представление о выполнении или продвижении к выполнению целей и задач плана.

    Мониторинг - процесс непрерывного наблюдения за внедрением намеченных мероприятий и анализа причин их невыполнения Гранберг А.Г., Львов Д.С., Обозов С.А. Стратегическое управление: Регион, город, предприятие: Учебное пособие. М.: Экономика, 2004. С. 337.. Целью мониторинга является решение проблем на основе организованного контроля выполнения плана в условиях заданных ограничений по времени и ресурсам.

    Мониторинг базируется на сбалансированной системе показателей (далее - ССП), которая включает как финансовые показатели, так и нефинансовые: отношения с потребителями, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие (навыки и знания). По существу, ССП - это инструмент для перевода стратегии территории в исчерпывающий набор показателей. Этот набор представляет основу системы стратегического управления развитием организации. Показатели реализации стратегии - важнейший механизм обратной связи, необходимой для ее динамической настройки и улучшения. Для конкретизации показателей учеными была разработана так называемая карта стратегии. Это - визуальное представление стратегии организации, а также процессов и систем, необходимых для ее воплощения. Карта стратегии используется для разработки ССП, которая, строго говоря, является инструментом мониторинга осуществления стратегического плана.

    Европейский опыт развития территорий с использованием программных методов показал, что одной из важных акций в процессе стратегического планирования является оценка качества этого процесса. Она позволяет определить, что было сделано хорошо и качественно, а в какой сфере требуется дополнительная работа. Оценка, кроме этого, позволяет провести анализ, сопоставив эффект от осуществления стратегического плана с теми целями и задачами, которые планировалось решить.

    Инструментом, позволяющим оценить качество стратегического планирования в конкретной территории и указать на направления, по которым оно может быть улучшено, являются различные методики оценки реализации стратегических планов. Для этого задается некоторый набор признаков (индикаторов), которым должны удовлетворять процесс стратегического планирования и стратегический план, и формулируются критерии, позволяющие оценить степень выраженности данных признаков.

    В данном исследовании проведена оценка качества стратегического планирования в городе Екатеринбурге с применением методики, подготовленной в 2001 г. МЦСЭИ «Леонтьевский центр»Жихаревич Б. С., Яновский А.Э. Как оценить качество стратегического планирования: Практическое пособие: Территориальное стратегическое планирование. Т 2. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2002. 43 с..

    Данная методика оценки качества стратегического планирования позволяет оценить:

    • - процесс стратегического планирования и систему стратегического партнерства;
    • - непосредственный результат стратегического планирования - стратегический план (содержание и форма);
    • - конечные результаты стратегического планирования - улучшения в экономике и качестве жизни населения города, происходящие вследствие реализации стратегического плана.

    Оценка качества стратегического планирования представляет собой набор процедур, выполнение которых позволяет получить формализованную оценку - в виде набора баллов и неформальную оценку - заключение эксперта, который проводил оценку.

    Глобальная цель оценки - содействовать распространению на муниципальном уровне эффективного стратегического планирования, как средства достижения существенных положительных изменений в жизни населения территорий.

    Применение методики оценки результативности стратегического планирования может позволить городам решить их локальные задачи, связанные с организацией стратегического планирования.

    В отдельных территориях оценка позволяет:

    • * определить направления совершенствования процесса стратегического планирования (для городов, продолжающих работу над планом);
    • * определить необходимость и направления доработки стратегического плана в текущем или следующем цикле стратегического планирования (для городов, подготовивших текст стратегического плана);
    • * оценить ход реализации и сделать выводы о необходимости корректировки плана или укреплении механизма реализации (для городов, где стратегический план реализуется).

    В применяемой в данном исследовании методике оценка результативности стратегического планирования определяется как вектор из четырех оценок следующих составляющих:

    процесс стратегического планирования и система стратегического партнерства;

    оформление и продвижение стратегического плана;

    результаты процесса стратегического планирования и реализации стратегического плана.

    Таким образом, на основе разработанной методологии и изученных нормативно-правовых основ стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования, в следующей главе мы осуществим оценку данного процесса в муниципальном образовании город Екатеринбург.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Всероссийский заочный финансово-экономический институт

    Контрольная работа

    Дисциплина «Прогнозирование и планирование в условиях рынка»

    Планирование территориального развития

    Выполнила

    Студентка 5 курса день

    Специальность ГМУ

    Преподаватель доц. Грачев А.Б.

    Брянск 2010

    Введение

    1. Факторы и тенденции территориального развития. Региональная экономическая дифференциация в РФ

    2. Организация прогнозирования и стратегического планирования в регионах и муниципальных образованиях РФ

    3. Программы социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления в РФ

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.

    Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально- экономического развития, в профильности и специализации территории и т.п. Без научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы по проекту невозможны.

    В данной контрольной работе необходимо раскрыть тему «Прогнозирование и планирование территориального развития РФ». Для этого подробно рассмотрим следующие вопросы Факторы и тенденции территориального развития, региональная экономическая дифференциация в РФ, организация прогнозирования и стратегического планирования в регионах и муниципальных образованиях РФ, программы социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления в РФ.

    1. Факторы и тенденции территориального развития. Региональная экономическая дифференциация в РФ

    Основными показателями измерения региональных различий на территории Российской Федерации являются следующие факторы:

    · экономико-географическое положение;

    · природно-климатические условия;

    · природно-ресурсный потенциал;

    · демографический потенциал;

    · структура населения;

    · структура и специализация хозяйства;

    · финансовая обеспеченность;

    · экологический потенциал;

    · технологические ресурсы.

    Во все времена существовали как благоприятные, так и неблагоприятные факторы регионального развития. Современная социально-экономическая ситуация в регионах складывается различно. Это зависит от уровня развития и размещения производства, транспортного обеспечения, уровня доходов населения и т.д. Так же существует и такая проблема как нерациональное использование ресурсов региона. Существует несколько типов регионов с точки зрения социально-экономического развития: бедные регионы, регионы малой и высокой обеспеченности, регионы относительного благополучия.

    Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает большое влияние на структуру и эффективность экономики, стратегию социально-экономической политики и т. д. Потому вопрос о дифференциации регионов имеет важное значение.

    С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро усиливаться. Это было связано со следующими причинами:

    1. Действие рыночной конкуренции.

    2. Неодинаковая адаптация регионов к рынку.

    3.Ослабление регулирующей роли государства (сокращение государственной финансовой поддержки).

    4. Фактическое неравенство регионов Федерации в экономических отношениях с центром.

    Одним из показателей растущей дифференциации является величина ВВП на душу населения. Это происходит на фоне снижения общего уровня производства в стране. Экономическое положение ухудшается в большинстве регионов, а отсталые регионы отстают еще больше.

    Также дифференциация происходит по величине среднедушевого дохода. До начала рыночных реформ различие среднедушевых доходов населения сглаживались. С начала 90х г.г. усиливается отраслевая, профессиональная и другая дифференциация по денежным доходам (сфера услуг и сфера производства). Еще одним показателем является соотношение денежного дохода прожиточного минимума жизни, т.е. стоимости жизни. Здесь различия не очень велики и они несколько сглаживают региональную дифференциацию доходов на душу населения.

    Быстрый переход от административно-плановой к рыночной экономике в любой из стран, выбравших этот путь, всегда приводил к социально-экономическим потрясениям различной продолжительности. В России данный переходный процесс усложняется и удлиняется из-за неоднородности ее экономического пространства, сильных различий регионов по возможностям адаптации к рыночным условиям. По этой причине особенно уязвимыми оказались три группы регионов.

    К первой группе относятся регионы с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или внезапно потерявших покупательский спрос на свою продукцию (такими являются города, насыщенные предприятиями ВПК лишившимися госзаказов, промышленные районы с предприятия, производившими потребительские товары, которые стали неконкурентными на свободном рынке).

    Вторую группу образует часть периферийных регионов. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, вследствие чего многие транспортно-экономические связи с внутренними регионами страны стали неэффективными.

    К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из федерального бюджета значительные средства на инвестирование и дотирование производства и лишившиеся этих источников финансового существования (например, многие северные регионы). Ряд регионов одновременно входят в две-три указанные группы. Общее их свойство -- объективно ограниченные возможности саморегулирования и саморазвития в рыночной среде.

    Преимущества перехода к новым экономическим условиям сумели использовать главным образом регионы, сконцентрировавшие торгово-посредническую и финансовую деятельность (в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург), а также регионы экспортной ориентации.

    Многие региональные напряженности в экономике переходного периода являются проявлением противоречия между инерционностью размещения материальных элементов национального богатства (природных ресурсов, основных производственных и непроизводственных фондов) и возросшей динамичностью экономических условий производства, труда, жизнеобеспечения. По этой причине возникают диспропорции между спросом и предложением на региональных и межрегиональных рынках товаров, услуг, факторов производства; между размещением производителей и потребителей. Острота региональных проблем усиливается также несбалансированностью рыночных преобразований в разных сферах. Например, рыночному саморегулированию занятости в регионах препятствует отсутствие гармоничного рынка жилья (способствующего мобильности рабочей силы) и медленное развитие малого и среднего бизнеса, поглощающего высвобождающуюся рабочую силу из стагнирующих или реконструируемых крупных предприятий.

    Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть территорий России в настоящее время -- это проблемные регионы. Основными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные.

    К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднероссийского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (северокавказские, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности.

    Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.

    К экологически опасным относятся регионы, испытывающие по различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря.

    В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.

    2. Организация прогнозирования и стратегического планирования в регионах и муниципальных образованиях РФ

    Актуальность внедрения системы прогнозирования и стратегического планирования в регионах и муниципальных образованиях России обусловлена следующими причинами:

    стратегическое планирование - признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;

    в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства;

    процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.

    В процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих принципов:

    стратегический план - короткий документ, нацеленный на повышение конкурентоспособности города. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях;

    стратегический план разрабатывается и реализуется публично, на основе частно-общественного партнерства. Стратегический план - это свод согласованных заинтересованными участниками действий, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах экономики и населения;

    в стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер;

    стратегическое планирование - непрерывный процесс: этапы разработки и реализации стратегического плана объединяются в непрерывном цикле посредством системы мониторинга и корректировки на основе механизма стратегического партнерства.

    В разработке и реализации прогнозов и стратегических планов участвуют городские власти, наиболее крупные и влиятельные организации, предприятия, объединения, общественность и население.

    Предприятия и организации, включающиеся в процесс разработки и реализации прогнозов и стратегических планов, получают возможность аргументировать приоритетность представляемых ими сфер и, соответственно, рассчитывать на совместные действия с Администрацией города. Кроме того, разработка и реализация стратегического плана для предприятий становится также средством диалога со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими в городе и регионе.

    Городская администрация посредством стратегического плана получает механизм регулярного открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.

    Население, общественность получают возможность непосредственного участия в разработке стратегического плана в рамках системы профессионального и общественного обсуждения, что позволяет им, как влиять на выбор приоритетов и направлений развития, так и реализовать свой творческий и гражданский потенциал.

    Этапы разработки стратегического плана:

    В соответствии с процедурой, в год разработки стратегического плана действует следующий примерный график работ:

    январь-февраль - аналитический этап,

    март-апрель - этап выбора целей и стратегических направлений развития;

    апрель - общегородская конференция и заседание Совета по стратегическому планированию для утверждения результатов анализа, формулировок главной цели, основных стратегических направлений и целей, а также структуры и состава тематических комиссий по планированию,

    май-июль - этап планирования,

    июль - заседание Исполнительного Комитета для рассмотрения первой редакции стратегического плана и принятия решения о начале расширенного профессионального и общественного обсуждения плана в целом,

    август-ноябрь - публикация первой редакции стратегического плана, сбор замечаний и дополнений, проведение секционных заседаний Общегородской конференции в форме открытых заседаний тематических комиссий для обсуждения поступивших поправок и утверждения фрагментов второй редакции текста стратегического плана,

    декабрь - компоновка второй редакции стратегического плана, рассылка его для рассмотрения членам Совета; принятие стратегического плана на заседании Совета.

    В процессе разработки стратегического плана выполняются следующие содержательные этапы:

    анализ (диагностика состояния города, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ),

    целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей),

    планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер, распределение ответственности за реализацию плана).

    Анализ становится основой для последующего выбора небольшого числа приоритетных направлений и проектов, поэтому он очень важен. Базой для стратегического анализа являются: традиционный статистический анализ, сравнительный анализ, опросы экспертов, социологические опросы. Эти методы используются на предварительной стадии для накопления и систематизации первичной информации.

    Суть стратегического анализа - анализ конкурентоспособности города по отдельным факторам в сравнении с аналогами, соседями.

    Необходимыми элементами анализа являются:

    Анализ внешней среды, в которой проходит развитие города, (экономические и социальные тенденции регионального, российского и мирового уровня),

    Анализ экономико-географического положения,

    Анализ межбюджетных отношений и возможностей воздействия на их изменение,

    Анализ ресурсов, в том числе организационных,

    Анализ социального потенциала, психологической готовности к переменам,

    Анализ интересов основных действующих лиц - отраслевых группировок, отдельных групп населения, кланов, элит; нужно понимать, кто конкретно способен поддержать стратегический план, чьи интересы могут быть затронуты и реализацией отдельных направлений и проектов плана.

    Инструментом стратегического анализа является SWOT-анализ. Сущность этого метода отражается в его названии. Аббревиатура SWOT образована начальными буквами английских слов, означающих - сила, слабость, возможности, опасности.

    SWOT-анализ может рассматриваться как средство представления, агрегации результатов детальных обследований и обоснований, итогом которых становятся четкие суждения относительно сравнительных преимуществ или недостатков города. Идеология SWOT-анализа позволяет при этом не упустить из виду конечную цель всех расчетов и обоснований - дать ответ на вопросы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей.

    В рамках анализа особое внимание необходимо уделить оценке хозяйственного климата, поскольку политика создания благоприятного хозяйственного климата является непременной частью экономической стратегии. Каждый город имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих определенным отраслям производства. Полный набор этих факторов, определяющих привлекательность города как места для ведения бизнеса, достаточно велик и может различным образом детализироваться и группироваться (налоговое законодательство и его применение; правила регистрации, лицензирования; экологические ограничения на производство; развитость и качество общих услуг для бизнеса (банки, информация); доступность финансовых ресурсов, в том числе льгот и дотаций от властей; наличие программ поддержки бизнеса; криминализованность бизнеса, в том числе коррумпированность властей; открытость местного бизнес-сообщества, наличие клубов, ассоциаций предпринимателей, кодекса деловой этики; доступность местных властей, менталитет населения, его отношение к работе).

    В рамках этапа анализа полезно использовать сценарный подход.

    Возможны сценарии двух типов:

    · Сценарии развития внешних условий. Строятся на основе гипотез о полярном развитии ряда внешних факторов, находящихся вне контроля города. Например, падение цен на уголь, прокладка нефтепровода или федеральной дороги, изменение отношений с пограничной страной и т.п.

    Такие сценарии позволяют:

    а) более продуктивно формировать представление о поле возможностей и угроз для развития города;

    б) проверять в дальнейшем выдвигаемые проекты и приоритеты на устойчивость, и рискованность при различных вариантах развития внешних условий.

    · Сценарии развития города при преобладании тои или иной функции или отрасли. Такие сценарии позволяют лучше понять социально-экономические последствия реализации проектов, нацеленных на развитие определенных видов деятельности.

    Для каждого сценарии должны быть указаны: преимущества, недостатки, риски.

    Конечный результат этапа анализа:

    · формулировка гипотез, относительно возможных направлений развития города, позволяющих максимально использовать сильные стороны, определение желаемого будущего города;

    · выявление наиболее острых проблем, сдерживающих развитие;

    · выдвижение нескольких формулировок стратегической цели развития на ближайший период.

    Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется Главная цель или перспектива.

    Главная цель (перспектива) должна включать следующие четыре элемента:

    1. Временное измерение;

    2. Оригинальное «продаваемое» предложение (продвижение брэнда, сделанного в городе);

    3. «Движущие силы»;

    4. Флагманские проекты.

    Под перспективой подразумевается ясная генеральная цель или картина желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.

    Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое количество направлений - 3-6, целей - 10-15, проектов - 20-40. Обычно формируются следующие направления:

    Улучшение общих условий для бизнеса,

    Развитие определенных групп отраслей и производств,

    Развитие инфраструктуры,

    Реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).

    Чем более специфичны применительно к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений и проектов, реально дающих сильный импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.

    При разработке стратегического плана целесообразно двигаться от направлений к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.

    Оценка и последующий отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет средств бюджета города и заемных средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих:

    социальную эффективность расходования средств;

    бюджетную эффективность расходования средств;

    эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.

    Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может быть общегородская конференция, в ходе которой участникам предоставляется возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация такой конференции позволяет участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что дает объективные основания для формирования экспертами итоговых текстов.

    Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности стратегического плана.

    В ходе мониторинга стратегического плана решаются следующие задачи:

    стимулировать реализацию плана в целом и отдельных программ и проектов,

    оценить степень достижения главной цели и целей Стратегического плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей,

    оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер,

    поддержать в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.

    Мониторинг Стратегического плана включает в себя три составные части:

    Мониторинг внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города.

    Мониторинг общих результатов реализации Стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три подблока - мониторинг достижения главной цели, мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, мониторинг достижения целей. Мониторинг осуществляется группой аналитиков. Итоги мониторинга подводятся два раза в год в аналитических отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки Стратегического плана.

    Мониторинг процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов).

    Ответственными исполнителями по основным мероприятиям комплексной программы социально-экономического развитиягорода Брянска на 2008-2022 годы являются органы управления администрации города Брянска, учреждения и организации городского округа.

    Координатором реализации мероприятий программы выступает комитет экономики администрации города Брянска. К функциям координатора относятся:

    Мониторинг реализации программы;

    Подготовка отчетов о реализации программы;

    Формирование годового плана социально-экономического развития на очередной финансовый год на основании бюджетных заявок, предоставленных органами управления администрации города Брянска, ответственными за реализацию основных направлений программы;

    Координация работы по подготовке изменений и дополнений в Программу.

    Реализация долгосрочного и среднесрочного планов социально-экономического развития города Брянска предполагает выполнение мероприятий, направленных на достижение поставленных в них целей и задач, посредством выполнения годового плана.

    Годовой план социально-экономического развития города Брянска формируется координатором на основе бюджетных заявок, предоставляемых по каждому направлению социально-экономического развития городского округа исполнителями Программы, ответственными за реализацию ее основных направлений. Сроки предоставления и форма бюджетных заявок утверждается администрацией городского округа. Годовой план социально-экономического развития города Брянска рассматривается на заседании Коллегии администрации города Брянска и утверждается Думой города Брянска одновременно с бюджетом города Брянска на очередной финансовый год.

    Финансирование мероприятий среднесрочного плана из бюджета города Брянска осуществляется через его ответственных исполнителей, являющихся бюджетополучателями.

    Мероприятия и индикаторы Программы могут ежегодно корректироваться с учетом результатов достижения поставленных целей и задач и выделяемых на ее реализацию средств. В течение периода реализации Программы в нее могут быть внесены изменения, дополнения, принято решение о досрочном прекращении выполнения. Ответственные исполнители программных мероприятий предоставляют документы, необходимые для вынесения на рассмотрение Думы в установленном порядке, координатору Программы на согласование.

    Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Дума города Брянска, Контрольно-счетная палата города Брянска в порядке, установленном нормативно-правовыми актами города Брянска. Текущий контроль за исполнением Программы осуществляется ее координатором.

    Финансовый контроль за целевым использованием средств в ходе реализации Программы осуществляется комитетом по финансам администрации города Брянска.

    Отчет об исполнении Программы разрабатывается и предоставляется в Думу города Брянска в порядке, установленном Положением «О комплексной программе социально-экономического развития города Брянска.

    3. Программы социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления в РФ

    Решение задач повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности на основании устойчивого экономического роста необходимо осуществлять с использованием преимуществ федеративного устройства государства, его децентрализованной структуры, а также с учетом ограничений, накладываемых на экономическую политику особенностями территориального устройства России.

    При разработке системы мер в рамках региональной политики необходимо учитывать, что децентрализованная система принятия решений в государстве, наличие нескольких уровней власти и управления, ответственных перед собственными избирателями за проводимую политику в рамках законодательно определенных сфер компетенции, является преимуществом, эффективное использование которого позволит создать стимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории страны.

    Процесс разграничения полномочий между уровнями государственной власти, реформа местного самоуправления должны привести к укреплению этого преимущества путем четкого определения по возможности непересекающихся сфер ответственности каждого уровня власти, увеличения самостоятельности региональных и местных властей при принятии решений, а также установления стабильных и формализованных правил взаимоотношений между уровнями власти и управления.

    В среднесрочной перспективе необходимо сосредоточиться на следующих основных направлениях федеральной политики в области создания стимулов для решения общенациональных задач на региональном и местном уровнях:

    1. Развитие человеческого капитала, предполагающее мониторинг и изучение основных тенденций миграционных процессов внутри страны, содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответу на вызовы новых экономических условий, создание системы образовательных проектов, направленных как на подготовку кадрового потенциала, ответственного за эффективное проведение реформ на региональном и местном уровне, так и на кадровое обеспечение экономического роста (инвестиционных проектов).

    2. Обеспечение единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции - устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков, устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развитию малого бизнеса на региональном и местном уровне.

    3. Содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне - создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях.

    Достижение целей, поставленных в рамках региональной политики в среднесрочной перспективе, обеспечивается решением следующих задач:

    1. Эффективное выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления.

    2. Создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей, выявления и распространения лучшей практики 3. Содействие социально-экономическому развитию регионов и муниципальных образований

    4. Содействие развитию независимых выборных органов местного самоуправления как уровня власти, ближайшего к населению и напрямую ответственного перед избирателями за предоставление ключевых общественных благ.

    5. Содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики.

    6. Проведение политики по выявлению и развитию экономических кластеров на территориальном уровне.

    Обеспечение устойчивого экономического роста на базе повышения конкурентоспособности экономики страны в общенациональном масштабе связано с набором ограничений территориального и геополитического характера, которые потребуют принятия особых мер федерального регулирования с учетом особенностей отдельных территорий.

    Цели повышения благосостояния населения, снижения уровня бедности, обеспечения устойчивого экономического роста на базе роста конкурентоспособности российской экономики необходимо достигать с активным использованием преимуществ экономической и финансовой децентрализации. Именно на региональном и местном уровнях управления зачастую сосредоточены ключевые рычаги воздействия на эффективность мер, предполагаемых к реализации в рамках среднесрочной программы. При этом стремление к решению общенациональных задач на всей территории страны не должно подменяться централизацией всех властных и финансовых полномочий на федеральном уровне. Разумный баланс прав и обязанностей, полномочий и ответственности уровней власти и управления является важнейшим условием успешного проведения реформ в государстве с высокой степенью межтерриториальных различий и большой территорией, каким является Российская Федерация.

    Одним из условий повышения уровня конкурентоспособности российской экономики является развитие человеческого капитала. Решение этой задачи в среднесрочной перспективе необходимо осуществлять с учетом ее территориальных аспектов.

    Устойчивый экономический рост, повышение конкурентоспособности экономики России, развитие человеческого капитала возможны лишь при обеспечении единства экономического пространства страны. Антиконституционные барьеры на пути межтерриториального перемещения трудовых ресурсов, капитала, товаров и услуг по-прежнему существуют.

    Создаваемые препятствия осуществлению предпринимательской и инвестиционной деятельности в различных регионах и муниципальных образованиях приводят к снижению темпов экономического роста, падению благосостояния широких групп населения.

    Политикой федеральных властей в среднесрочной перспективе будет не столько выравнивание социально-экономического развития и благосостояния регионов, сколько обеспечение единства экономического пространства и создание условий для добросовестной конкуренции между регионами и муниципальными образованиями за привлечение ресурсов.

    Успешное осуществление программы социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе по ряду направлений невозможно без принятия мер по интенсивному проведению реформ на субфедеральном уровне. В частности, речь идет о проведении бюджетной и административной реформы - внедрении инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования. Помимо этого, региональные и местные власти играют ключевую роль в области построения новой системы предоставления жилищно-коммунальных услуг, обеспечении населения объектами транспортной и социальной инфраструктуры, образовании, здравоохранении.

    В среднесрочной перспективе целью федеральной политики будет являться активное содействие эффективной реализации важнейших реформ на уровне органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Проведение такой политики не будет сводиться к централизации полномочий на федеральном уровне и применению инструментов принуждения нижестоящих органов власти к принятию тех или иных решений. Напротив, приоритетом Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе является создание системы стимулов для субфедеральных властей к осуществлению приоритетных социально-экономических реформ.

    Среди основных механизмов, направленных на создание подобной системы стимулов, необходимо выделить следующие:

    Реализация существующих механизмов финансового поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ;

    Софинансирование усилий региональных и местных властей в области проведения социально-экономических реформ из федерального бюджета;

    Выявление и распространение лучшей региональной и муниципальной практики в области проведения социально-экономических реформ;

    Принятие в рамках собственной компетенции федеральными властями иных мер, направленных на создание стимулов для органов власти регионального и местного уровня по проведению приоритетных социально-экономических реформ.

    Одной из целей политики социально-экономического развития страны будет являться установление долгосрочных приоритетов территориального развития. Решение этой задачи должно быть направлено на более полный учет территориальных аспектов и проблем социально-экономического развития для принятия Правительством Российской Федерации решений в области экономической политики.

    Ближайшие несколько лет будут характеризоваться проведением масштабной реформы в области разграничения полномочий между уровнями государственной власти, реформы федеративных отношений, местного самоуправления, региональных и муниципальных финансов, межбюджетных отношений. Законодательное оформление этой реформы в общих чертах завершено, в ближайшее время предстоит принятие необходимых подзаконных актов, а также обеспечить практическое осуществление положений реформы. В итоге, должен произойти отказ от избыточного вмешательства федеральных властей в решение вопросов регионального и местного значения, снижение степени федерального регулирования на территориальном уровне, построена новая система органов муниципальной власти. Масштабность преобразований в этой области и их важность для реализации мер, предусмотренных к реализации в среднесрочной перспективе, обусловливает особое внимание Правительства Российской Федерации к этой проблеме в ближайшее время.

    4. Задача

    Определить прогноз спроса на товар «А» на региональном рынке при коэффициенте эластичности спроса от цены 2,12. Число покупателей в регионе может составить 600 тыс. человек. Сложившийся уровень продажи товара составляет 5,5 кг на человека за период. Намечается снижение цены товара на 6%.

    1. Определим рост спроса на товар «А» при снижение его цены на 6 %:

    Q = 2,12 * 6% = 12,72%.

    2. Определим уровень продаж товара «А» одним покупателем после уменьшения цены:

    5,5 * 1,1272 = 6,1996 (кг).

    3. Определим общий объем продаж на товар «А»:

    6,1996 * 600000 = 3719760 (кг).

    После снижения цены на товар «А» спрос на данный товар возрастет.

    5. Тесты

    1. Распределите ниже приведенные факторы экономического роста по двум группам:

    Экстенсивные

    Интенсивные

    1.Рост численности занятых работников

    2.Ввод новых мощностей по производству того же вида продукции

    3.Повышение фондоотдачи

    4.Повышение производительности труда

    2. Развитие агропромышленного комплекса в настоящее время сдерживается следующими причинами (назовите два основных из перечисленных):

    1. Нерешенность проблемы собственности на землю

    2. Незащищенность внутреннего рынка от иностранных поставщиков продовольствия

    3. Слабость материально-технической базы производства

    4. Неэффективность государственного регулирования АПК

    Ответ: 3, 4.

    3. Документом программно-целевого планирования является:

    1. Плановое задание

    2. Прогноз

    3. Целевая комплексная программа

    4. Включение в региональные программы и проекты отдельных мероприятий федеральных программ:

    1. Допускается

    2. Не допускается

    5. Государственный заказ:

    1. Способен вызвать мультипликативный спрос

    2. Служит формой поддержки отечественных товаропроизводителей

    3. Ограничивает экономическую свободу поставщика

    Заключение

    Российская Федерация - государство с существенными межтерриториальными различиями в уровне экономического развития, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, инвестиционных возможностях общественного и частного сектора. В этой связи основой федеральной политики в области социально-экономического развития территорий должно стать выравнивание условий для обеспечения экономического роста на всей территории страны с одновременным сокращением межтерриториальных различий в уровне благосостояния населения.

    Усилия федеральных властей по созданию условий для максимально полного использования возможностей роста благосостояния населения и экономического роста на базе роста конкурентоспособности в регионах должны основываться на реализации механизмов партнерства между уровнями государственной власти и сконцентрированы на следующих направлениях:

    Содействие процессу разработки на уровне субъектов Федерации программ социально-экономического развития (разработка нового типового макета программ, методических рекомендаций по их составлению), способствующих в том числе решению задач федеральной программы социально-экономического развития;

    Содействие внедрению в регионах системы программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, встраивание регионов в систему достижения целей исполнительной власти (Правительства);

    Разработка с участием федеральных властей модельных законов и нормативных актов для регионов и муниципальных образований, направленных на создание в регионах и муниципалитетах благоприятного предпринимательского климата;

    Изучение и распространение лучшей региональной практики по стимулированию экономического роста на региональном и муниципальном уровнях;

    Разработка и введение дополнительных мер поддержки инвестиций в отдельных регионах путем создания технико-внедренческих зон с федеральным участием.

    России предстоит усовершенствовать систему мер федеральной политики в отношении отдельных регионов и территорий - Северного Кавказа, Калининградской области, Дальнего Востока. В ближайшее время федеральные целевые программы регионального развития будут сосредоточены исключительного на поддержке перечисленных территорий с одновременным коренным пересмотром механизмов федеральной поддержки развития территорий даже при наличии особых условий геополитического характера. Помимо оказания федеральной поддержки на указанных территориях необходимо применение особых мер в области миграционной политики, международных и внешнеэкономических отношений и т.д.

    Список использованной литературы

    управление прогнозирование стратегический планирование

    1. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардерика, 2009.

    2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дашков и К», 2004.

    3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

    4. Прогнозирование и планирование экономики / Под ред. В.И. Борисевича. - Мн.: Экоперспектива, 2011.

    5. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. - С-П, 2010.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Принципы стратегического планирования. Характеристика элементов стратегических планов. Практические вопросы осуществления стратегического планирования в муниципальных образованиях. Сравнительный анализ планов развития городов Екатеринбурга и Тюмени.

      курсовая работа , добавлен 26.06.2011

      История возникновения концепции стратегического планирования, фундаментальная цель. Этапы управления организационными системами в XX в. Фундаментальные стратегии по Портеру. Цикл стратегического планирования. Факторы внешней среды, пути прогнозирования.

      шпаргалка , добавлен 21.12.2010

      Планирование как научно предусмотренное развитие результатов общественного производства. Виды планирования экономического и социального развития страны. Функциональная задача территориального управления. Принципы управления региональным развитием.

      контрольная работа , добавлен 25.07.2009

      Принципы и задачи стратегического планирования в муниципальных образованиях. Анализ социально-экономического развития МО "Город Майкоп", слабые и сильные стороны внешней и внутренней среды. Ведение целенаправленной миграционной политики образования.

      курсовая работа , добавлен 18.01.2015

      Принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления. Понятие и назначение стратегии предприятия. Этапы стратегического планирования. Виды стратегического планирования и общий вид структуры стратегического плана.

      курсовая работа , добавлен 29.06.2010

      Сущность и теоретические основы стратегического планирования на предприятии, его принципы и основные этапы реализации. Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне на примере города Чита.

      курсовая работа , добавлен 17.10.2009

      Основы стратегического планирования деятельности организации. Виды и структура стратегического планирования. Стратегическое планирование в холдингах: практика РАО "ЕЭС России". Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации.

      курсовая работа , добавлен 16.05.2011

      Понятие "стратегия" и сущность стратегического планирования. Содержание стратегического плана развития города. Стратегический план - механизм ответственной власти. Система стратегического планирования в муниципальном образовании.

      дипломная работа , добавлен 12.06.2006

      Планирование – разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей развития. Взаимосвязь планирования и управления. Цели разработки стратегии. Нормативный метод бюджетирования. Оперативное планирование.

      курсовая работа , добавлен 26.03.2013

      Концепции стратегического менеджмента, эволюция его теорий, характерные особенности и принципы. Этапы стратегического управления. Понятие стратегического планирования, его функции и структура. Преимущества и недостатки стратегического планирования.


    Стратегическое планирование на уровне муниципального образования можно определить, как «систематический процесс, с помощью которого местные сообщества (при участии всех заинтересованных лиц) создают картину своего будущего, исходя из местных ресурсов, внешних и внутренних условий, и определяют этапы и мероприятия для достижения намеченных целей.

    Стратегический план развития можно рассматривать как представленное в документах отражение желаемого будущего состояния экономической и социальной структуры региона (цели) и способ использования имеющихся и реально возможных ресурсов для достижения этого» .

    Исходными принципами стратегического планирования развития территорий являются:

    1. Опора на имеющиеся ресурсы. Объективный учет материальных, финансовых, трудовых и научных ресурсов позволит правильно оценить конкурентные преимущества и возможности территории, определить главные направления ее развития.

    2. Учет исторических и пространственно-географических особенностей и закономерностей развития территории. Нельзя нарушать естественный экономический и социокультурный ход событий, а необходимо творчески их продолжить.

    3. Учет мировых тенденций развития, так и научно-технических и социально-экономических процессов.

    4. Поиск союзников. В одиночку территориям, а тем более отдельным муниципальным образованиям, не справиться не только с реализацией задуманного, но и с текущими проблемами. Союзников следует искать во всех инстанциях и сферах: среди вышестоящих органов власти, в предпринимательской среде, средствах массовой информации, науке. Не обойтись и без положительного общественного мнения.

    5. Исключение подражательства. Не следует стремиться стать тенью другой территории .

    Для понимания проблем, сдерживающих распространение стратегического планирования, следует иметь в виду, что оно, во-первых, не адекватно установлению обществом определенного порядка и беспрекословному выполнению мероприятий строго в соответствии с заранее выработанными заданиями, т.е. не строится на основе команд-приказов. Во-вторых, при стратегическом планировании достижение будущего реализуется не как жесткая линия поведения, а выступает как вектор движения, который может постоянно корректировать свою направленность под влиянием вновь возникающих условий и факторов. Главным здесь является реализация миссии развития территории. В-третьих, стратегическое планирование не является саморегулирующей системой, действующей под влиянием внешних условий и приспосабливающейся к ним .

    При формировании механизма стратегического планирования, следует исходить из необходимости соблюдения интересов всех участников развития территории: власти, бизнеса, общественности. Но движущей силой всегда выступает власть: она не только реализует свой интерес, но и создает условия для эффективного функционирования предприятий, улучшения инвестиционного климата территории, обеспечивает равные конкурентные возможности для всех партнеров .

    Экономисты-аграрники А.В. Мерзлов, А.Л. Новоселов и Н.В. Чепурных отмечают: «Следует обратить внимание на то, что стратегический план не является законом или указом, обязательным для соблюдения администрацией, предпринимателями и гражданами. Он обязателен настолько, насколько администрация считает его основой своей экономической политики. Грамотно разработанный стратегический план является основой для осуществления более подробных планов на каждый год. При этом следует иметь в виду, что стратегический план не представляет собой некую гарантию выполнения предусмотренных стратегий развития, а является лишь важным инструментом, помогающим в реализации выбранных направлений развития. Он всегда основывается на сведениях, которые были известны при его разработке» .

    По оценке уральского экономиста В.С. Бочко, положительными сторонами стратегических планов является:

    · системное разрешение объективных противоречий;

    · комплексное использование имеющихся на территории ресурсов;

    · целенаправленное проведение структурной перестройки на территории в направлении диверсификации экономики и услуг;

    · уход от «сырьевой» направленности развития местной экономики;

    · подчинение инвестиционной деятельности созданию для населения территорий комфортных производственных и культурно-бытовых условий;

    · постепенное приближение экономик муниципальных образований к стандартам мирового уровня развития .

    В.С. Бочко пишет: «Поскольку экономика России, а следовательно и регионов, имеет догоняющий характер, то самотеком, без специальных организационных усилий из этого состояния не выбраться. Нужны созидательные скоординированные действия власти, всех структур и социальных групп. Такую возможность представляет разработка и реализация планов стратегического развития территорий, т.е. комплексно развивающихся и решающих социальные вопросы не только по остаточному принципу, а на основе целенаправленного программного развития. В таких условиях основными результатами реализации стратегических планов станут:

    · повышение конкурентоспособности территории;

    · развитее нового образа мышления о формах и методах развития территории;

    · формирование на территории структур – локомотивов экономического развития;

    · синтез госмуниципального регулирования и рыночного саморегулирования;

    · формирование на территории нового, корпоративного типа взаимоотношений между властью, бизнесом, общественностью и иными структурами.

    Конечным результатом стратегического развития территории является достижение социального эффекта от выполняемых мероприятий, который заключается в повышении благосостояния населения, живущего на данной территории» .


    Территориальное планирование

    До недавнего времени не было нормативно-правовых документов, обязывающих органы власти регионов и муниципальных образований использовать стратегическое планирование при выборе перспектив развития территории. С введением в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны проводить территориальное планирование. Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса «Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий (курсив наш. – Авт. ), развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».

    Часть 3 статьи 9 определяет, что «документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений».

    Согласно части 4 статьи 9 «Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

    Согласно статьи 30 главы 4 Градостроительного кодекса, для «создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия», «создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства» проводится зонирование.

    Законодательство о зонировании территорий в нашей стране находится в стадии становления. Законодательные акты, непосредственно посвященные зонированию территорий, предстоит еще только принять.

    Правительством России с начала 2003 года готовится проект федерального закона о зонировании территорий. Предполагается в этом законопроекте решить проблемы зонирования территорий с учетом опыта правового регулирования соответствующих отношений в зарубежных странах.

    На сегодняшний момент зонирование территорий осуществляется в соответствии нормами, содержащимися в Земельном, Лесном, Градостроительном кодексах, федеральных законах «Об особо охраняемых природных территориях», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О связи» и др.