Результат профориентационных мероприятий. Выбор адекватных форм и методов проведения профориентационного мероприятия. Организация и проведение профориентационных мероприятий среди абитуриентов

1

Изменения в условиях оплаты труда учителей школ приводят к конкуренции за выпускников 9-х классов между школами и учреждениями среднего профессионального образования. Централизованное вовлечение учащихся в систему профориентационных мероприятий, проводимых в учреждениях среднего профессионального образования, становится затруднительным. Необходим поиск эффективных методов, которые в рамках одного мероприятия позволяли бы заинтересовать учащихся и давали бы им возможность оценить свои способности в том или ином направлении. В статье предложена технология модерации как способ организации групповой работы, где участники в ходе дискуссии и совместной деятельности, в процессе взаимного обучения формируют новые представления о мире профессий. В статье приводятся примеры применения технологии модерации на профориентационных мероприятиях для учащихся школ и для студентов учреждений среднего профессионального образования, на этапе профессионального самоопределения, представлены положительные результаты профориентационных мероприятий с применением технологии модерации.

профориентация в колледже

профессиональная ориентация

профессиональное самоопределение

технология модерации

групповая работа

модератор

1. Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 5. – С. 100–110.

2. Жолован С.В. Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ibl.ru/konf/021210/index.shtml (дата обращения: 02.10.2012).

3. Карелова Р.А. Взаимодействие с работодателем в рамках профориентационной деятельности // Перспективы развития профессионального образования в социально-экономических условиях современной России: сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Екатеринбург, 23 апреля 2013 г.). – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – С. 175–178.

4. Пасечникова Т.В. Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению: методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2010. – 59 с.

5. Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 80 с.: ил.

6. Психология: учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.: ил.

7. Neuland M. The World of Moderation / Michele Neuland. . – Kunzell: Neuland Verl. Fur lebendiges Lernen, 1998.

Профессиональная ориентация как «система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии» является частью процесса деятельности учреждений среднего профессионального образования (далее - СПО), обеспечивающей набор студентов согласно государственному заказу.

Выбор будущей профессии адекватно способностям и интересам учащегося определяет успешность освоения профессиональных дисциплин и приобретения опыта профессиональной деятельности. Выбор, продиктованный желаниями родителей, мнением друзей или другими факторами, снижает мотивацию к обучению, что впоследствии ведет к неуспеваемости студентов по дисциплинам, а иногда и отчислению из учебного заведения. Поэтому перед педагогическим коллективом учреждений СПО стоит задача по проведению профессиональной ориентации с учащимися таким образом, чтобы они могли адекватно соотнести свои желания с возможностями и сделать осознанный выбор будущей профессии.

Профориентационная дидактика представляет достаточно обширный круг форм и методов работы: дни открытых дверей, экскурсии, встречи со специалистами различных профессий, тематические классные часы, уроки профориентации, деловые игры и тренинги, конкурсы, викторины, беседы, профессиональные пробы . В Нижнетагильском горно-металлургическом колледже имени Е.А. и М.Е. Черепановых профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учебных учреждений ведется систематически в нескольких направлениях: дни открытых дверей, профориентационные мероприятия и профессиональные пробы, экскурсии для школьников в Геологический и Исторический музеи колледжа. Работники библиотеки проводят конкурсы и викторины для школьников и студентов, организуют выставки изданий, в том числе редких книг по профессиям. Учащиеся 9-х классов приглашаются на конференции, где студенты колледжа выступают после прохождения производственной практики на предприятиях города и рассказывают об особенностях работы по той или иной профессии. В рамках социального партнерства совместно с Горно-металлургической школой разработан факультативный курс «Отрасли общественного производства» для учащихся 9-х классов в объеме 34 часов. Учителя школы и преподаватели колледжа проводят беседы о различных специальностях, подготовка по которым осуществляется в колледже, учащиеся выполняют элементы лабораторных работ. В последнее время возобновились кинолектории, заключен договор с одним из кинотеатров города, стали активно разрабатываться мероприятия с элементами профессиональных проб, где учащиеся могут испытать свои силы в решении задач, и пр.

Эффективность проведения дней открытых дверей самая высокая (52 %), но недостаточная, т.к. используется систематически, но в традиционной форме. Активные формы профориентационной работы, несмотря на ограниченность их использования, подтверждают свою эффективность (профориентационные игры, викторины, фестивали - 45 %, профессиональные пробы - 33 %, мастер-классы - 30 %) .

Однако с переходом на новую систему оплаты труда учителей школы между школами и учреждениями СПО появилась конкурентная борьба за выпускников 9-х классов. Школам выгоднее, чтобы учащиеся продолжали обучение в 10 и 11-х классах, а учреждения СПО заинтересованы в том, чтобы выпускники 9-х классов пришли приобретать профессию. Поэтому эффективность таких мероприятий, как презентации образовательного учреждения (далее - ОУ) в школах, экскурсии в ОУ СПО, достаточно низкая, поскольку обусловлена незаинтересованностью школ города в совместной с учреждениями НПО и СПО профориентационной работе . Отсюда трудности в организации систематических мероприятий с одной и той же группой школьников по ознакомлению с профессиями и содействию в выборе. Хотя эффективность отдельного мероприятия значительно возрастает, если оно является логическим продолжением предыдущей работы.

Требуется подбор таких форм и методов организации профориентационной работы, которые позволяли бы в сжатые сроки, в ограниченных временных рамках и представлять особенности профессии, и оценить свои возможности учащимся (хотя бы частично).

Используя в учебно-воспитательном процессе при подготовке специалистов среднего звена технологию модерации, мы нашли способ ее применения и в профориентационной работе.

Модерация - это метод работы в группе и с группой. Сама идея модерации активно разрабатывалась с середины 1960-х годов как средство нахождения компромисса между руководителем и подчиненным, заказчиком и исполнителем. Это было связано с общественными волнениями, вызванными политическими событиями, когда люди захотели активно участвовать в принятии решений, которые касались их прав, и требовали внимания к своим нуждам .

Несмотря на то, что технология модерации «разрабатывалась как технология групповой работы, в которой с помощью рабочих техник создаются условия для принятия эффективных решений в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой, зачастую различными взглядами на рассматриваемую проблему…» , обобщенной целью модерации является организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников, в то время как гибкость модерации, которая включает не один метод или конкретный набор приемов, а совокупность различных методов, приемов, техник и их вариаций, имеет потенциал для применения не только в сфере профессиональной подготовки, переподготовки или тренингов, но и в образовательной деятельности учебных заведений различного уровня.

Если кратко, то модерация подразумевает организацию группового взаимодействия для решения общей проблемы таким образом, что руководитель мероприятия (тренер, ведущий или преподаватель) становится модератором, и его задача - сглаживать возможные конфликты, умерять работу команд, но не руководить процессом. Решение проблемы происходит за счет внутреннего потенциала группы, в том числе за счет холистической концепции (при объединении частей в целое появляется некий групповой потенциал, который каждой части по отдельности не присущ).

Модерация включает в себя визуализацию материала, мнений, решений, выводов, постоянную коммуникацию, обратную связь.

Далее будет описан элемент профориентационной работы, который может быть включен в различные мероприятия: лекции-беседы со специалистами, кинолектории, профессиональные пробы, серию уроков в рамках факультативных занятий и т.д.

Профессиональная ориентация не должна включать исключительно рекламу той или иной профессии, как это зачастую происходит на лекциях, беседах, проводимых преподавателями ОУ, специалистами с предприятий или на днях открытых дверей в ОУ. На сегодняшний момент в программах общего среднего образования отсутствует обязательная составляющая начального профессионального образования, организуемая учебно-производственными комбинатами, что лишает учащихся возможности знакомиться с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях. Поэтому у школьников практически нет возможности оценить свои, способности и пригодность к той или иной профессии.

В рамках такой ситуации становится актуальным проведение профессиональных проб, моделирующих элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующих сознательному, обоснованному выбору профессии. Подготовка сценариев профессиональных проб и самих заданий, которые были бы под силу школьникам, требует больших временных затрат и в данный момент находится на начальной стадии разработки в колледже.

Однако важна и собственная оценка учащихся относительно своих способностей и возможностей.

Профориентационные мероприятия. Ход элемента

Учащиеся разделяются на группы по 3‒5 человек случайным образом (например, вытягивая номер своей команды). Каждой команде выдаются листы формата А2 (или А1), разноцветные самоклеящиеся стикеры, маркеры.

Командам предлагается создать модель специалиста по рассматриваемой на мероприятии профессии.

Учащимся необходимо в группах составить модель того специалиста, которого они представляют. То есть актуализировать те знания, понятия, догадки, которые у них есть, объединить это в один образ и продемонстрировать другим командам.

У школьников такое задание, конечно, может вызвать затруднения, поэтому в задачи модератора входит помочь им, подсказать, в каких направлениях следует действовать.

Необходимый инструментарий: листы формата А2 или А1 по количеству сформированных команд, самоклеящиеся стикеры различных цветов или форм, маркеры разных цветов.

Модератор дает следующие комментарии для учащихся: отразить на своей модели следующие аспекты специалиста по выбранной профессии: «Что делает? С чем делает? Какой должен быть человек? Возможно, какие у него могут быть увлечения? Должен ли он общаться с другими людьми? Как общаться? Где он должен учиться? Какие предметы знать? Нужно ли ему узнавать что-то новое? Почему? Должен ли он быть сильным?»

Каждая команда представляет модель своего специалиста для остальных команд, перечисляя то, что, по их мнению, является важным. Обычно команды изображают на своем листе образ человека и располагают вокруг него перечень качеств. Качества, относящиеся к разным категориям, учащиеся выделяют разными цветами маркеров или записывают на стикеры разного цвета.

Другие команды по ходу выступлений могут добавлять на свою модель те пункты, которые по каким-либо причинам не были отмечены ранее.

На модель вносятся кратко мнения участников команды относительно своих ощущений, могли бы они работать по этой специальности или нет, в чем их плюсы и минусы.

Модель фотографируется, распечатанные модели вручаются участникам мероприятия в качестве памятки.

Учащиеся могут чувствовать себя скованно. Поэтому задача модератора состоит в том, чтобы направить деятельность команды на совместное обсуждение темы, сгенерировать идеи, выбрать наиболее подходящую, создать образ, заполнить его необходимым материалом.

Оценка эффективности мероприятия

Оценка эффективности профориентационного мероприятия имеет сложность, вызванную невозможностью быстро и достоверно получить ответ на вопрос, насколько выбор, сделанный самоопределяющейся личностью, является правильным и точным .

Оценивать можно как мероприятие в целом, так и его отдельные части и аспекты. Мы рассматривали часть мероприятия, которая проводилась с применением технологии модерации. Оценка эффективности мероприятия проводилась на уровне непосредственных впечатлений, то есть фиксировались субъективные мнения, суждения и оценки участников мероприятия. Оценка мероприятия на уровне усвоения и поведения проблематична, требует больших временных затрат , так как подразумевает длительный систематический контакт с группой учащихся (что в сложившихся условиях маловероятно).

В модерации обязательным условием является наличие обратной связи, которая проводится с использованием визуализации и вербализации. Получение обратной связи организуется методом опроса. Каждой команде задается схема отзыва: каждому участнику необходимо для себя ответить на ряд вопросов и отметить ответы на своей модели (галочками, дополнительными стикерами). Вопросы для отзыва участников: «Что нового я узнал о профессии? Какие качества нужны, чтобы стать успешным специалистом по рассматриваемой специальности? Какие качества есть у меня? Каких качеств не хватает?» Количество ответов на вопросы рефлексии со стороны группы подсчитывается. В случае, если участников немного и временные рамки позволяют, можно заслушать мнения учащихся вслух.

В табл. 1 представлены результаты обратной связи с учащимися после мероприятия с применением технологии модерации. Создание модели специалиста апробировалось на трех различных группах школьников 9-х классов.

Таблица 1

Результаты опроса учащихся после проведения мероприятия

Из результатов опросов видно, что учащиеся были активны на этапе рефлексии. Цель этапа мероприятия с применением технологии модерации была достигнута: участники сопоставили имеющиеся у них качества и интересы с теми, которые необходимы для успешного осуществления профессиональной деятельности по рассматриваемой специальности.

Применение технологии модерации в профессиональном самоопределении

Применение технологии модерации возможно и на этапе профессионального самоопределения, то есть в ориентировании студентов на добросовестное получение профессии, на стремление к построению карьеры по выбранному направлению и т.д.

Здесь преподаватель перестает быть наставником, и студенты становятся субъектами деятельности.

Технология модерации может применяться и в работе по профессиональному самоопределению, то есть со студентами колледжа, уже выбравшими будущую профессию.

Примером профориентационного мероприятия для студентов СПО, проводимого в Нижнетагильском горно-металлургическом колледже с применением технологии модерации, является мероприятие «Моя будущая профессиональная карьера» .

Студенты предварительно делятся на несколько команд, каждая из которых получает задание по поиску информации из различных источников. Это информация о предприятиях города, где могут осуществлять свою профессиональную деятельность будущие выпускники по своей специальности (команда «Предприятия»), информация о необходимых условиях устройства на работу (команда «Отдел кадров»), сведения об образовательных учреждениях, где могут быть получены дополнительные квалификации работника для продвижения по карьерной лестнице (команда «Учебные заведения»), информация об особенностях той или иной должности по выбранной специальности («Соискатели»). По окончании сбора информации команды собираются в аудитории, обсуждают результаты своей работы, формулируют основные моменты. Модератор фиксирует всю представленную студентами информацию на доске в виде пирамиды карьерного роста. То есть обсуждаются должности, на которых могут поработать выпускники колледжа, устроившись на то или иное предприятие, какие им нужны навыки и опыт, какова ответственность, где они могут получить дополнительное образование, какие документы нужно предоставить для трудоустройства и т.д. После завершения построения пирамиды производится оценка эффективности мероприятия в виде опроса. Студентам предлагается высказаться, какие из рассмотренных должностей им интересны, на каких они смогли бы работать, какие качества предстоит для этого в себе развивать, какие знания, опыт приобретать.

Таблица 2

Активность участников во время итогового опроса

При апробации мероприятия была зафиксирована активность всех его участников в обсуждении, в формулировании перспектив своего дальнейшего профессионального развития. В завершение мероприятия свое мнение высказали все члены команд и отметили, что узнали что-то новое для себя, определили набор навыков, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности и продвижения по карьерной лестнице. Результаты рефлексии представлены в табл. 2.

Результаты опроса, демонстрирующие высокую активность участников мероприятия, свидетельствуют о том, что технология модерации может быть применена и на этапе профессионального самоопределения студентов колледжа.

Профориентация - это не только знакомство с миром профессий, но и содействие в выборе будущей профессии. Рассмотренная технология модерации может быть использована как одна из форм проведения этапов различных профориентационных мероприятий. Это могут быть беседы-лекции, профессиональные пробы, игры и викторины. Данная технология позволяет сделать участников субъектами процесса. При групповой работе происходит взаимное обучение, передача друг другу знаний и опыта.

Рецензенты:

Лапенок М.В., д.п.н., к.т.н., доцент, директор института математики, информатики и информационных технологий, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург;

Попов С.Е., д.п.н., доцент, профессор кафедры естественных наук и физико-математического образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, (филиал) Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Нижний Тагил.

Библиографическая ссылка

Карелова Р.А. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-21. – С. 4755-4759;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38064 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Мероприятия

При выборе форм и методов проведения профориентационного мероприятия важно не отклоняться от общей цели профориентационной работы - подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности.

В этом случае наиболее важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся будет являться профессиональное просвещение – сообщение учащимся сведений о содержательной стороне различных профессий, способах и путях их получения, о их значении в экономике региона и страны; об особенностях регионального рынка труда, потребностях в кадрах; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, об уровне оплаты труда и т.п.

Поэтому выбранные формы и методы должны способствовать доходчивому , достоверному и наглядному информированию учащихся о мире профессий и специальностей, обеспечивать тем самым информационную поддержку процесса самоопределения.

В профориентационной дидактике имеется широкий диапазон форм и методов работы. Классификация их по разным основаниям не является задачей пособия. В данном случае приводится перечень мероприятий профориентационного характера в единстве форм и методов.

Мероприятия профориентационной работы:


  • дни открытых дверей;

  • ярмарки профессий;

  • профориентационные экскурсии (на предприятия, в фирмы, организации, в учреждения довузовского профессионального образования, в учреждения высшего профессионального образования);

  • тематические классные часы;

  • тематические родительские собрания;

  • встречи со специалистами различных профессий и работодателями;

  • уроки профориентации;

  • профориентационные тренинги;

  • предметные недели;

  • недели прикладного творчества;

  • ярмарки - выставки творческих работ, выступления художественной самодеятельности;

  • деловые игры, конкурсы, викторины, спортивные мероприятия;

  • конкурсы рисунков, сочинений;

  • беседы (справочно-информационные, профориентационно – профилактические, профдиагностические);

  • профессиональные пробы;

  • трудоустройство учащихся в каникулярное время;

  • субботники, генеральные уборки, трудовые десанты;

  • летний лагерь труда и отдыха;
а также такие направления работы, как:

  • профессиональная диагностика;

  • индивидуальные и групповые консультации профориентационного характера;

  • работа школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам, факультативов и предметных кружков;

  • работа профориентационного клуба;

  • научно-исследовательская работа учащихся;

  • работа сайтов учреждений профессионального образования;

  • создание/применение мультимедийных презентаций, видеороликов, учебных фильмов, компьютерных информационно-справочных систем;

  • публикация рекламных объявлений, имидж-статей об учебных заведениях в газетах и справочниках;

  • издание информационных материалов (буклеты, проспекты, информационные листки и т.п.);

  • оформление уголков профориентации.
Некоторые профориентационные мероприятия можно проводить в разной форме в зависимости от поставленной цели и возрастных особенностей учащихся. Например, профориентационно – профилактическая беседа возможна и в индивидуальной форме, и в форме классного часа, и в форме общешкольного мероприятия. На практике чаще всего используется групповая форма мероприятий (класс, учебная группа, подгруппа), реже индивидуальная и массовая.

При выборе форм и методов мероприятия следует учитывать некоторые общие принципы , не зависящие от возрастных особенностей учащихся.


  1. Используемые формы, приемы и методы должны соответствовать заявленной цели.

  2. В течение одного мероприятия необходимо чередовать виды деятельности учащихся.

  3. Принцип наглядности актуален для учащихся всех возрастов.

  4. Профориентационное мероприятие должно быть органически «вплетено» в учебный процесс, а не «стоять обособлено» от учебной деятельности учащихся. Примером может служить проведение словарного диктанта по профессиям или знакомство с историческим аспектом профессии.

  5. Принцип активности и вовлеченности актуален для учащихся всех возрастов.
Для сравнения:

или

или

Учащиеся заучивают наизусть стихотворение о профессии

и

Учащиеся сами сочиняют стихотворение о профессии

  1. В большинстве случаев профориентационная информация является для учащихся новой и требует разъяснения и времени на усвоение. Поэтому необходимо на одном мероприятии раскрывать один аспект темы и не перегружать его целями и задачами.

  2. Весь материал мероприятия должен излагаться на доступном учащимся языке. Следует избегать профессионального сленга и сложных терминов.

  3. Присвоению информации будет способствовать выполнение учащимися предварительно полученного задания, связанного с темой мероприятия. Чем старше учащиеся, тем больше внимания нужно уделять их самостоятельной предварительной подготовке материала.

  4. Закреплению результата мероприятия будет способствовать нечто, что учащиеся смогут «унести с собой»: результаты диагностики, рисунок, домашнее задание, награда, диплом, информационный буклет, визитка и т.п.

  5. Применение рисуночных методик требует значительных временных затрат.

  6. При проведении профориентационных экскурсий следует не отклоняться от их основной цели - показа существенных характеристик профессии, условий труда специалистов.

  7. При посещении массовых мероприятий – выставок, ярмарок и т.п. – необходимо разъяснить учащимся их общий смысл, нацелить на осознанное восприятие.

  8. При прочих равных условиях следует отдавать предпочтение мероприятиям, проводимым вне стен учебного кабинета (в частности, экскурсиям), и мероприятиям с участием приглашенных специалистов (например, работник - представитель профессии или специальности, врач-профпатолог, специалист Центра занятости населения, специалист Центра профориентации и психологической поддержки населения, профориентаторы-волонтеры учреждений профессионального образования и др.). В подобных случаях срабатывает эффект новизны, эффект наглядности, эффект практической деятельности, эффект статусности/авторитетности, что оказывает значительное положительное воздействие на учащихся.

  9. По возможности нужно увеличивать долю совместной деятельности учащихся. Важно помнить, что на степень включенности учащихся в групповую работу сильно влияет их расположение в пространстве помещения.
При классической схеме расположения учащихся в кабинете каждый из них способен взаимодействовать преимущественно с педагогом , только с ним он может иметь полноформатный визуальный и речевой контакт. Такой вариант размещения учащихся не предполагает их активного взаимодействия.

Для организации полноценной совместной деятельности учащихся лучше прибегнуть к другому их взаимному расположению.

Выбор подходящего для конкретной группы учащихся варианта расположения будет зависеть от:


  • цели и характера проводимого мероприятия;

  • количества участников;

  • наличия необходимого оборудования.
Различные схемы размещения учащихся имеют свои достоинства и недостатки, с которыми можно ознакомиться в нижеприведенной таблице (- участники,

Ведущий).


Схема расположения

Преимущества использования

Ограничения использования

Квадрат


Все места воспринимаются равными по статусу. Применимо для большого количества участников

Трудно удерживать контакт глазами со всеми участниками. Непригоден для неформального взаимодействия

«Сплошной» квадрат


Увеличивает вовлеченность участников в процесс групповой работы

Непригоден для неформального взаимодействия. Для эффективного применения требуется большое пространство

Прямоугольник


Позволяет разместить большое количество участников

Трудность обзора. Короткие стороны прямоугольника создают «позицию власти», что может привести к положению неравенства участников

Ряды


Официальность

Трудность обзора. Снижает вовлеченность участников в процесс работы

«Ёлочка»




Позволяет взаимодейство-

вать между «столами» и «рядами». Создание «командного» чувства



Может привести к противостоянию, возникновению соревновательно-

го настроя



U-образное и V- образное расположение


Позволяет педагогу передвигаться внутри группы, давать индивидуальные консультации и рекомендации

Подходит только для малых и средних групп

«Бистро»




Подходит для неформального взаимодействия, для ситуаций, когда за столами решаются разные задачи

Могут возникнуть трудности с контролировани-ем деятельности групп. Не подходит для программ, требующих контакта глаз всех участников

Круглый стол


Равенство всех участников. Хороший обзор. Высокий уровень вовлеченности

Отсутствие явного лидера.

Для эффективного применения требуется большое пространство

Введение

За время прохождения учебно-ознакомительной практики с 06.07 по 19.07 с вопросом о поступлении в ВУЗ ко мне обратилось около 70 человек, из них около 25 человек на факультет «Иноватики и Организации производства». На специальность, на которой я обучаюсь «Организация работы с молодежью» 2 человека. Специальность «Организация работы с молодежью» было создана около 8 лет назад Министерством образования и науки Российской Федерации. Главная цель при создании нашей специальности - это подготовка высококлассных специалистов по работе с молодежью, молодежными организациями, работой в государственных и общественных организациях занимающимися проблемами социального конструирования.

Необходимость данной работы была поставлена в «Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ». По словам Президента»… воспитание и работа с подрастающим поколением России одна из важнейших задач современного государства»

Работа с молодежью - достаточно новая профессия, немногие еще о ней знают, но она уже приобретает популярность.

В подготовке специалиста по работе с молодежью учебно-ознакомительная практика занимает важное место, так как она позволяет применить систему знаний полученную студентом на первом курсе.

Учебно-ознакомительная практика позволяет выработать определенные компетенции (учебного плана бакалавров - socis.ucoz.ru)

Цель практики: познакомится с методами общения, коммуникативной деятельностью в молодежной среде и технологией организации молодежных мероприятий и управления работы с молодежью;

Задачи практики:

Углубление и закрепление на практике теоретических знаний, ранее полученных в ходе изучения таких учебных дисциплин, как «Волонтерство как вид социальной деятельности», «Социальная педагогика, «Введение в специальность», «Педагогическое обеспечение работы с молодежью», «Правовые основы работы с молодежью», «Организация досуга молодежи», и др;

Получение навыка работы с абитуриентами и их родителями;

Ознакомление на практике с уставными документами, нормативно - правовой базой

Изучение особенностей информационного отдела при приемной комиссии.

Организация и проведение профориентационных мероприятий среди абитуриентов

Цель, задачи, методы и план организации профориентационной работы

абитуриент профориентационный комиссия приемный

Профориентационная работа - это помощь абитуриентам в выборе правильной и востребованной специальности.

Цель профориентационной работы: провести профориентационное собеседование, обеспечить осознанный выбор абитуриентом будущей специальности и научится устанавливать коммуникацию в групповой и межгрупповой работе.

Сформировать умения коллективного взаимодействия и коммуникативных навыков в процессе организации профориентационной деятельности;

Обсудить важность межгруппового взаимодействия и выработки корпоративной культуры поведения.

Работа информационного отдела проводилась двумя группами студентов, которые состояли из трех студентов и преподавателя. Часы работы с 8.00 до 12.00 и с 12.00 по 16.00.

Методы работы с абитуриентами:

Проведение разъяснительной беседы среди абитуриентов;

Раздача информационного материала для абитуриентов;

При необходимости абитуриентов провожать в приемные комиссии;

План организации профориентационной работы:

Проведение беседы среди абитуриентов и их родителей по интересующим специальностям;

Оказать помощь по адаптации абитуриентов в вузе;

Провести анализ результатов работы.

Выбор специальности считается одной из главных задач, которые приходится решать в юном возрасте. Определиться в этом вопросе помогают мероприятия по профориентации.

Статистика

Человека, который выбирает специальность, называют оптантом (от латинского слова optacio - "избрание, желание"). В результате его действий должно сформироваться достаточно четкое и реалистичное представление о профессиональной общности, к которой он себя отнесет в будущем. Как показывают результаты разнообразных исследований, детям в юном возрасте, к примеру, известно только 20-25 специальностей. В этой связи профориентация подростков зачастую отличается стихийным характером. Исследование мотиваций выбора той или другой специальности показало, что существенная роль в этом принадлежит окружающим. Так, порядка 25 % отдают предпочтение профессии под влиянием более самостоятельного друга, 17 % руководствуются советами взрослых, 9 % - сведениями из СМИ. Выбор еще 9 % обуславливается разными несущественными факторами (например, незначительная удаленность вуза от дома). Только 40 % школьников ориентируются на содержание будущей работы.

Актуальность проблемы

Выбирая специальность, человек в юном возрасте обычно в первую очередь учитывает собственные интересы, склонности. Однако вместе с этим во внимание не принимается соответствие личных качеств требованиям той либо другой В частности, не учитывается психофизиологические возможности и пр. Для многих детей ситуация, в которой необходимо делать такой выбор, становится стрессовой. Это обуславливается главным образом тем, что, с одной стороны, подростку еще тяжело брать на себя ответственность за свои действия. С другой же стороны, он попросту не знает, как ему правильнее поступить, как сделать так, чтобы специальность полностью совпадала с его целями и интересами.

Решение проблемы

Для правильного выбора необходимо изучить наиболее распространенные, востребованные специальности. Кроме этого, нужно ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к кандидатам. Также важно изучить собственные особенности, специфику мышления, характера, темперамента, нервной системы. Полученные выводы следует сопоставить и с требованиями той или иной сферы деятельности. Необходимо отметить, что чем раньше будет проделана работа по профориентации, тем результативнее она будет в итоге.

Что такое специальность?

Она представляет собой необходимую для общества ограниченную (ввиду разделения труда) сферу приложения духовных и физических сил человека. Она дает возможность получать средства для существования и развития. Профессия представляет собой группу родственных специальностей. К примеру, существуют токари-расточники, токари-универсалы и пр. Эти специальности объединены в группу, именуемую "токарная профессия".

Классификация

Сегодня существует огромное количество специальностей. Чтобы стала полезной для детей, необходимо четко разграничить направления их возможной деятельности в будущем. Классификация осуществляется по различным критериям. Например, это может быть разделение по отраслям, уровню квалификации, психологическим требованиям и пр. Определить направленность интересов можно, пройдя тест на профориентацию. В настоящее время разработаны самые разные опросные листы. Тест на профориентацию поможет выявить способности человека в той или иной области, приоритет конкретной сферы деятельности. Довольно распространенным является разделение на типы взаимодействий человека с:

  1. Природой.
  2. Техникой.
  3. Человеком.
  4. Художественными образами.
  5. Знаками.

В каждой из этих сфер присутствуют конкретные специальности, из которых ребенок может выбрать наиболее подходящую.

Человек и природа

Если анкета по профориентации показала приверженность ребенка к этому направлению деятельности, то, скорее всего, у него есть определенные успехи в таких предметах, как биология, анатомия, зоология, ботаника, физиология. Особенностью категории специальностей "человек-природа" считается то, что все они нестандартны, изменчивы и имеют определенную сложность. Их трансформация подчиняется внутренним законам естественной среды. В этой связи занятие по профориентации в этом случае должно включать в себя задания на выявление инициативности, самостоятельности при решении конкретных поставленных задач. Специалист в этой сфере должен не только много знать, но и обладать способностью предвидеть те или иные изменения. Здесь, кроме прочего, важны творческие навыки, отзывчивость, заботливость. Специалист должен помнить, что многие изменения в организмах могут стать необратимыми.

Специфика деятельности

Профориентация учащихся в определенной степени должна подготовить их к возможным сложностям в той или другой сфере. Например, говоря о специальностях типа "человек-природа", необходимо сказать, что многие из них связаны с техникой. Например, растениеводы, агрономы используют разнообразное оборудование. Сложная техника присутствует и в работе микробиологов. Аналогичная ситуация и с животноводческими специальностями. В настоящее время они все больше переводятся на индустриальную основу. В рамках коллектива они также занимаются установлением межличностных отношений. Кроме того, зачастую им приходится вникать в тонкости учета, анализировать экономические результаты собственной деятельности. Некоторые специальности требуют художественных навыков. Например, это характерно для таких профессий, как флористы, озеленители.

Важный момент

Когда проводятся мероприятия по профориентации, дети должны видеть не только положительные, но и отрицательные стороны той или иной профессии. Необходимо, чтобы они поняли и оценили свое личное, действительное отношение к будущей деятельности. Например, для специальностей типа "человек-природа" важно отграничивать обычную любовь к окружающей среде от стремления внести в нее что-то важное, нужное, решить какую-то проблему, улучшить состояние системы. Выбирая такую профессию, нужно знать, что для специалиста природа - это не место отдыха. Она выступает как мастерская, где он будет отдавать свои силы и время.

Техническое направление

В нем труд специалистов связан с механизмами, машинами, энергией в разных ее видах. Это направление подойдет для детей, успешных в физике, математике, черчении, химии. Техническое направление следует рассматривать широко, не сводить его к одним "железкам". Специальности могут быть связаны и с неметаллическими объектами. Например, это может быть пищевое сырье, ткани, пластмасса, полуфабрикаты. Особенностью объектов труда является то, что их можно точно измерить, охарактеризовать по многим признакам. Соответственно, при их перемещении, обработке, изменении от специалиста потребуется определенность действий.

Особенности технической сферы

Профориентация молодежи должна показывать возможности той или иной области деятельности. Например, техническое направление - это огромное поле для изобретательства и новаторства. Следовательно, ключевым условием успеха в этой сфере является наличие тяги к моделированию, способности разъединять и соединять объекты и их элементы. При этом изобретать можно не только инструменты и прочие предметы труда, но и технологии, способы выполнения операций. Еще одним важнейшим условием успеха в данной области выступает наличие высокой дисциплинированности.

Сфера "человек-человек"

Специальности в этой области связаны с воспитанием, обучением, руководством, обслуживанием. Такую деятельность, как правило, выбирают те дети, которые успешны в таких предметах, как литература, история, обществознание и пр. Ключевой особенностью этой сферы является то, что суть труда в ней заключается во взаимодействии между людьми. Еще одна немаловажная особенность состоит в том, что от специалиста требуется двойная подготовка:

  1. Необходимо уметь формировать и поддерживать взаимоотношения с людьми, разбираться в их психологии, понимать их.
  2. Нужно иметь подготовку в тех или иных областях искусства, техники, производства, науки и пр.

Категория специальностей "человек и знаковая система"

Эта сфера деятельности связана с обработкой данных, представленных в виде формул, цифр, текстов. Неотъемлемыми элементами современного мира считаются разнообразные знаковые системы. Сегодня ежедневно активно используются всевозможные чертежи, топографические карты, схемы, таблицы, условные сигналы, формулы и так далее. От специалистов, занятых в сфере знаковых систем, требуются особые умения и склонности. В процессе работы необходимо выполнять контроль, учет, обработку информации. От специалистов часто требуется разработать новые знаковые системы.

Человек и художественный образ

Все специальности в этой сфере условно разделяются на несколько категорий. Критериями выступают исторически обособившиеся виды художественного изображения реальных событий. Так, выделяют профессии, связанные с:

  1. Изобразительным искусством.
  2. Литературой.
  3. Музыкой.
  4. Актерско-сценической деятельностью.

Эти категории не имеют четких границ, они находятся в том или ином взаимодействии. В качестве одной из особенностей специальностей этой сферы выступает то, что большая часть трудозатрат работников скрыта от посторонних. Во многих случаях даже предпринимаются специальные меры для создания эффекта непринужденности, легкости результата деятельности. К примеру, выступление артиста на сцене может длиться несколько минут. Но чтобы оно состоялось, он каждый день по нескольку часов совершенствует свое мастерство, репетирует, соблюдает режим.

Программа профориентации для старшеклассников - что это такое?

Как выше было сказано, сегодня существует множество руководств и методических материалов как для детей, так и для взрослых. Между тем их изучение далеко не всегда приносит желаемый результат. У многих детей не только не формируется ясное представление о специальностях и возможных сферах деятельности, но и, наоборот, проблема выбора только усугубляется. Именно поэтому в образовательных учреждениях проводится День профориентации. Внеклассная деятельность по разъяснению детям специфики трудовых отношений в той или иной сфере сегодня недостаточно развита. Профориентация для школьников является мощным и эффективным инструментом, способствующим решению актуальной для них проблемы. Ее целью является содействие в формировании у детей устойчивой потребности в саморазвитии и реализации своего потенциала в трудовой сфере. В качестве одной из ключевых задач выступает создание необходимых условий для самостоятельной деятельности каждого ребенка. Профориентация для школьников позволяет детям выявлять свои индивидуальные особенности, склонности, предрасположенность к какой-либо деятельности.

Ключевые элементы

Профориентация в 9 классе предполагает поэтапное ознакомление с разными областями трудовой деятельности. В форме теоретических знаний, игр, творческих упражнений развивается самосознание детей. В ходе взаимодействия с преподавателями и другими специалистами формируется устойчивая система ценностей. Дети начинают моделировать свое будущее. Это основные задачи, которые выполняет профориентация. 11 класс - период, когда дети вплотную подходят к вопросу выбора. К этому времени большинство из них должны уже иметь четкие представления о своем будущем, составить "идеальный образ" специалиста.

Введение

На первом этапе проводится подготовка к ознакомлению с материалом, касающимся трудовой сферы. Она включает в себя этапы формирования профессиональной деятельности, способы выбора специальности. Дети знакомятся с ключевыми понятиями, определениями, с источниками информации о будущей трудовой сфере.

Основные стадии

Темы по профориентации не сводятся исключительно к описанию тех или других специальностей. Процесс включает в себя:

  1. Развитие понятий и представлений, связанных с миром трудовой деятельности.
  2. Активизацию самосовершенствования и самопознания.
  3. Формирование умений определять ключевые качества для той или другой профессии.
  4. Развитие представлений о специальном образовании.

План

Профориентация старшеклассников предполагает, что к концу года дети освоят ключевые образовательные навыки. К ним, в частности, относят умения познавать себя, особенности эмоционально-волевой сферы, характера, темперамента. Учащиеся составляют план по самоконтролю, развитию воли, регулированию эмоций. Это позволит им сформировать умения строить свою жизнь по своему усмотрению и желанию. На следующем этапе профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с требованиями, предъявляемыми той или иной трудовой деятельностью, квалификационными характеристиками, наличие которых позволит овладеть специальностью и добиться определенных успехов в выбранной сфере занятости. На третьем этапе принимается конкретное решение, изучается информация о путях и возможностях получения соответствующего образования.

Профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с психологией труда в той или иной сфере. Это обусловлено физиологическими и возрастными особенностями детей. В процессе ознакомления с основными направлениями деятельности учащиеся усваивают суть работы по той или иной специальности. В результате дети осознают, что такое взаимное соответствие человека его будущей специальности.

Нормативная база

Профориентация старшеклассников проводится по плану, разработанному в соответствии с:

  1. Положением о порядке госаккредитации и аттестации.
  2. ФЗ "Об образовании".
  3. Типовым положением об учреждении дополнительного обучения.

При разработке плана принимаются во внимание Минобрнауки и Требования к оформлению и содержанию учебных программ по доп. образованию детей.

Разделы плана

В рамках программы по профориентации детям предлагается изучение следующих понятий:

  1. Потребности, мотивы, цели и смысл деятельности.
  2. Неуспех и успех в работе, оценка, уровень достижений.
  3. Движения и действия человека, умения, навыки, знания.
  4. Виды деятельности, социальные мотивы, особенности труда.
  5. Профессии, специальности занятий, их психологические характеристики.

Детям также разъясняются особенности общения в рамках трудовой деятельности. Дополнительно описываются психологические характеристики работы в экстремальных условиях. В заключение предполагается подведение итогов внеклассной деятельности, обобщение результатов, доведение их до детей, родителей и педагогов.

Условия реализации

Для проведения занятий по профориентации в образовательном учреждении должно быть выделено просторное помещение, в котором дети смогли бы получать теоретические знания. Кроме этого, обустраивается комната для творческой деятельности. В образовательном учреждении должна быть библиотека с читальным залом, где можно найти всю необходимую литературу по интересующим темам, а также компьютерный класс, помещение для просмотра видеозаписей. Детям предлагается участие на добровольной основе. Как показывает практика, желающих посещать занятия по профориентации достаточно много. Дети приводят своих друзей и единомышленников, что способствует свободному общению, увлеченности и совместной деятельности.

План рассчитан на последовательное прохождение этапов и получения необходимых знаний. Такая практика позволяет детям усвоить социально-значимые аспекты. В частности, они получают навыки и умения в прикладном творчестве, исследовательской работе. Дети изучают особенности межличностного общения в психологическую специфику той или иной деятельности. В результате старшеклассники расширяют свой кругозор в сфере профессий, получают информацию об учебных заведениях своего города или района.

Несомненно, многое будет зависеть от педагога. Поэтому он должен быть подготовленным к выполнению самых разных задач, предъявлять к себе соответствующие четкие требования. Основная его задача - увлечь детей, вызвать у них желание разобраться в мире профессий, выявить свой потенциал, оценить его применительно к той или другой специальности. Планомерная внеклассная деятельность позволит изучить трудовую сферу с самых разных сторон. Наличие этих знаний позволит старшекласснику без проблем выбрать ту профессию, в которой он сможет себя полностью реализовать.

Заключение

Должна приносить человеку удовлетворение. Для этого необходимо воспитать в себе реалистичное представление об уровне притязаний на признание в обществе. Проще говоря, не стоит рассчитывать на большую похвалу, чем человек заслуживает по фактическим результатам своей деятельности. Зачастую молодые специалисты получают несоразмерное их навыкам и умениям признание. Это может крайне негативно отразиться на их дальнейшей деятельности. Так, человек, у которого развито нереалистичное представление о притязаниях, отодвигает мысль о том, что громкий успех отсутствует по причинам, скрытым в нем самом. Такой человек начинает объяснять неудачи действиями других (вокруг все мешают, завидуют, замедляют деятельность и пр.). Во избежание таких ситуаций, в рамках программ по профориентации детям разъясняются все стороны той или другой трудовой деятельности.

Выбирая должен быть готов не только к успеху, но и к трудностям, с которыми ему придется столкнуться. Он должен обладать соответствующими навыками, умениями, знаниями, психологическими качествами. Когда выпускник поступает в институт или иное профильное учреждение, у него должно быть сформировано четкое представление о своем будущем. Занятия по профориентации помогают смоделировать события своей жизни. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит взрослым. Профессия оказывает значительное влияние на жизнь человека вне трудового коллектива. Это воздействие должно быть положительным.

Необходимо проанализировать на предмет его эффективности, т.е. нужно понять, достигнуты ли поставленные цели и ожидаемые результаты, и определить практическую ценность мероприятия – приобретение знаний и навыков, способствующих осознанному выбору профессии и эффективному поведению на рынке труда.

Результаты оценки эффективности мероприятия важны для совершенствования его программы и для дальнейшего планирования профориентационной работы в целом. Эффективность отдельного мероприятия значительно возрастает, если оно является логическим продолжением предыдущей работы. Поэтому так важно вести системную профориентационную работу.

Методики и критерии оценки необходимо разработать заранее. Оценивать можно как мероприятие в целом, так и его отдельные части и аспекты.

Оценить эффективность мероприятия можно, например, по модели Д.Киркпатрика, согласно которой оценка производится на нескольких уровнях:


  1. Уровень непосредственных впечатлений .
На этом уровне фиксируются субъективные мнения, суждения и оценки участников мероприятия – их эмоциональное состояние, интерес, внимание, их мнение о полезности , уровне сложности материала и заданий.

Оценку на этом уровне имеет смысл проводить сразу по завершению мероприятия.

Для изучения субъективных оценок участников мероприятия используются такие методы получения обратной связи, как;


  • опрос. Проводится в форме интервью, группового обсуждения, дискуссии. При групповом обсуждении, как правило, задается схема/структура отзыва – указывается, на какие моменты нужно обратить внимание при оценке. Например, участникам предлагается определить:
- самое яркое впечатление от мероприятия;

Что полезного для себя вы вынесли;

Выводы, который вы для себя сделали и т.п.


  • анкетирование. Участники заполняют заранее подготовленную оценочную анкету (образец см. в Приложении), в которую включён стандартизованный набор вопросов. С помощью анкеты можно оперативно оценить первое впечатление от мероприятия, вызванный интерес, качество содержания, полезность приобретённых знаний и навыков и т.п.

  • коллаж. Участникам предлагается, используя снимки, иллюстрации из старых журналов, открытки и другие визуальные материалы, сделать коллаж. Тему для него задает педагог или сами участники. Например
- «Этого я никогда не забуду…»;

- «Это очень важно для построения моей профессиональной карьеры…»;

- «Что я узнал и чему научился…».

В процессе работы над коллажем участники самостоятельно вспоминают все мероприятие и тем самым закрепляют полученные знания, вырабатывают к ним осознанное отношение, понимают их практическую ценность.

При работе над коллажем большую группу лучше разбить на несколько подгрупп.


  • мишень («дартс») . Хороший способ визуализировать оценки (и индивидуальные, и особенно – групповые). Оценочная шкала изображается на доске, флипчарте или листе ватмана в виде концентрических кругов – «мишени». Каждому кругу мишени сопоставлен балл оценки. Мишень разбивается на секторы, представляющие все рассматриваемые параметры: удовлетворенность формой подачи материала, практичность материала, доступность для понимания, информативность, актуальность и т.п. Каждый участник оценивает мероприятие, отмечая на мишени баллы, соответствующие его оценке каждого параметра. Можно использовать настоящую мишень для игры в «дартс», на которую участники смогут наклеивать цветные стикеры.
Эта методика экспресс-оценки достаточно эффективна тогда, когда на подведение итогов остается мало времени.

  1. Уровень усвоения.
На этом уровне оценивается, насколько усовершенствовались знания, развились умения и изменились установки участников.

Оценить произошедшие изменения можно только в сравнении с исходным уровнем знаний , умений и установок. Поэтому так важно ещё на этапе подготовки программы мероприятия параллельно разработать и чёткие методы измерения результатов.

На этом этапе традиционно используются такие методы оценки, как поведенческие тесты, тематические опросники, контрольные упражнения, наблюдение и т. д. Необходимо оценивать индивидуальный прогресс участников.


  1. Уровень поведения.
На данном уровне оцениваются практические результаты мероприятия: используются/реализуются ли приобретённые участниками знания, умения и установки в жизненных ситуациях (в отличие от учебных) и насколько эффективно они используются.

На данном этапе можно применить такие методы, как структурированное наблюдение, ведение самоотчетов и т.д.


При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным и требует больших временных затрат. Поэтому на практике чаще всего используется оценка мероприятия на уровне непосредственных впечатлений (понравилось/не понравилось, было интересно/не интересно, полезно/бесполезно и т.п.). Оценка на более высоком уровне практически не используется.
Эффективность проведенного мероприятия подтверждается и достижением запланированных результатов.

Основными результатами профориентационного мероприятия или профориентационной работы в целом являются:


  • повышение уровня осведомленности учащихся о мире профессий и эффективном поведении на рынке труда. Здесь важно учитывать какой уровень знаний о мире профессии и региональном рынке труда был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы . Например
- до мероприятия учащийся называл 10 профессий, после - 20;

До мероприятия мог рассказать о содержании 5 профессий, после – 10 и т.п.;


  • повышение уровня знаний учащихся о своих профессиональных интересах, способностях и личностных особенностях . Здесь важно учитывать, какой уровень представлений был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы, и обратить внимание на адекватность этих представлений;

  • увеличение количества учащихся, имеющих обоснованный индивидуально-профессиональный план;

  • увеличение количества учащихся, имеющих обоснованные запасные варианты выбора профессии;

  • увеличение количества учащихся, имеющих конкретную профессиональную цель;

  • и др.
В целом, оценка эффективности профориентационного мероприятия имеет неоспоримую сложность, вызванную тем фактом, что невозможно быстро и достоверно получить ответ на вопрос, насколько выбор, сделанный самоопределяющейся личностью или оптантом, является правильным и точным, поскольку главным критерием оценки здесь выступает сама человеческая жизнь, состоявшаяся или несостоявшаяся.