Профессиональная этика в нашей жизни. Профессиональная этика. Кодекс профессиональной этики

а) профессиональную солидарность;

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики какой-либо профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, ᴛ.ᴇ. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики , такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли ʼʼчеловеческого фактораʼʼ в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)

Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника – фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях - аксиологию .

Впервые в России требования профессиональной этики нашли свое отражение в Аптекарском уставе 1789 ᴦ. В частности, в нем отмечалось: "Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинœен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв. Прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий звание свое всœеобщему благу соответственно".

Руководствуясь принципами гуманизма и милосœердия, основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, документами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерации (FIP - Federation International Pharmaceutical), а также осознавая высокую роль и моральную ответственность специалистов фармацевтической профессии перед обществом за свою деятельность, Российская фармацевтическая ассоциация приняла в 1995 ᴦ. Этический кодекс российского фармацевта. Кодекс включает 12 статей, определяющих главную цель, условие и принципы профессиональной деятельности фармацевтического работника, основными из которых являются:

· соответствие деятельности требованиям профессионального долга и этики, интересам пациентов и потребностям защиты жизни и здоровья каждого человека вне зависимости от пола, возраста͵ расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных и политических убеждений;

· поддержание высокого профессионального уровня;

· ответственность за качество лекарственной помощи, информирование врачей и больных об истинной ценности лекарств;

· профессиональная независимость;

· содействие в выборе, назначении и применении лекарственных средств;

· корректное поведение по отношению к коллегам;

· сохранение уважения, благодарности и обязательств по отношению к тем, кто научил избранной специальности;

· консолидация фармацевтического сообщества;

· несовместимость с избранной профессией злоупотреблений знаниями и положением.

В 1997 ᴦ. на совещании ВОЗ с участием представителœей FIP по проблеме "Подготовка будущих фармацевтов: выработка учебных программ" (Ванкувер, Канада) были сформулированы современные требования к специалистам отрасли, получившие название "Фармацевт 7 звездочек", которые также отражают значимость личностных характеристик. Согласно этим требованиям фармацевт (провизор):

· работник системы здравоохранения, член команды;

· способен принимать ответственные решения;

· специалист по коммуникации, посредник между врачом и пациентом;

· готов к лидерству в интересах общества;

· руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;

· готов учиться всю жизнь;

· наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов (провизоров).

Вопросы:

  1. Что такое профессионально-важное качество личности? Какие виды ПВК вы знаете?
  2. Что такое профессионализация? Опишите фазы развития профессионала.
  3. Что такое профессиональная этика? Для чего она нужна?
  4. Дайте определœение фармацевтической этики. Что такое этический кодекс фармацевта?
  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр ʼʼАкадемияʼʼ, 2006.
  2. Копасова В.Н. Справочник фармацевта: эффективные техники продаж / В.Н. Копасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Профессиональная этика. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Профессиональная этика." 2017, 2018.

  • - .

    Профессиональный кодекс этики аудиторов был утвержден аудиторской палатой России 4 декабря 1996 года. В нем определены моральные и нравственные ценности, а также обязательные к исполнению этические нормы поведения аудитора. Цель кодекса – установить основные принципы,... .


  • - Профессиональная этика аудитора

    Правила поведения аудиторов России и основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности, устанав­ливает Кодекс этики аудиторов России. Кодекс профессиональной этики аудиторов - это свод правил поведения, обя­зательных... .


  • - Профессиональная этика аудитора

    Отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или... .


  • - В. 4. Профессиональная этика аудиторов

    Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-то общественной или профессиональной группы. Фундаментальные этические принципы, которые должны соблюдать все профессиональные бухгалтеры, приобретают в сфере аудита особое значение ввиду большого... .


  • - Профессиональная этика журналиста.

    Журналистская этика - это не юридически фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания. Журналистская мораль возникает как естественный ответ профессиональной группы на стремление общества оградить... .


  • - ТЕМА. Бухгалтерская профессия и профессиональная этика

    IV III II Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них. Признаками, отличающими одну... .


  • В современных условиях, когда формируются рыночные отношения, развивается гражданское общество и правовое государство, рост свободного саморегулирующегося истока в труде, усиление моральных факторов в системе ее стимулов, гуманизация различных сфер труда приводит к постоянному расширению круга профессий, претендующих на формирование собственных моральных кодексов.

    Кроме традиционно известных - медицинской, педагогической и юридической, рядом с дипломатической и военной этикой, решительно заявляют о себе административная и депутатская этика, милицейская и спортивная, этика ученого и журналиста, инженера и работника сферы обслуживания. Возникает вопрос: любая профессия требует специфической профессиональной этики? Все более очевидным становится то, что прогрессивное развитие современного общества, всех сторон общественной жизни зависит от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей культуры, нравственных качеств работников - активных и мыслящих участников исторического творчества.

    Каждая профессия имеет свою собственную мораль. Профессия формирует в ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты лица и отношение к содержанию своей деятельности.

    Появление профессиональной этики предшествует созданию научных теорий о ней, поскольку профессиональная этика возникает как первичное явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируют в виде кодексов (писаных и неписаных), содержащие в себе не только этические требования к содержанию и результатов деятельности, но и к отношениям, возникающим в процессе деятельности, а также выводы, сделанные на основе обобщений. Таким образом, профессиональная этика - это не только наука о профессиональной морали, но и этическая самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеологиями

    Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для определенного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования этого вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, имеет специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, - то есть прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. В то же время она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, существует в профессиональной среде.

    Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образует сложную систему взаемоперехидних, взаимообусловлены моральных отношений. К этой системе относятся прежде всего:

    а) отношение специалистов к объекту труда (следователь - обвиняемый, счет

    ар - больной, учитель - ученик)

    б) отношения специалиста с коллегами;

    в) отношение специалиста к обществу.

    Эти отношения изучаются профессиональной этикой (рис. 1.4).

    Рис. 1.4. Объекты изучения профессиональной этики

    Она возникает в связи с общественным разделением труда положил начало отделению социально-профессиональных групп. С их образованием возникла необходимость в регулировании отношений между профессионалами и профессионалов с клиентами. Сначала это было небольшое круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые и новые профессии. В зависимости от конкретных исторических условий преобладала та или иная сфера профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность.

    В профессиональной этике формируется система конкретных моральных норм с сопутствующими им практическими правилами, "обслуживают" ту или иную область человеческой деятельности. В каждой из этих областей главным объектом деятельности является человек, который вправе надеяться на отношение к ней не как к объекту внешнего воздействия, а именно как к человеку, то есть рассчитывает на уважение, понимание.

    Профессиональная этика возникает с развитием каждой профессии. Она также связана с аспектами морали, однако охватывает определенный круг вопросов, ограниченное этикой поведения работников конкретной профессии. Общепринятые нормы поведения корректируются в соответствии с практикой, выполняют роль нормативного характера.

    Профессиональная этика определяет правила морального выбора, которая встает перед работниками, а также конкретизирует методы формирования конкретного морального суждения в конкретных ситуациях.

    Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, которые выполняют одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

    Нравственная оценка профессии обществом обусловлено двумя факторами:

    во-первых, тем, что эта профессия дает объективно для общественного развития;

    во-вторых, тем, что она дает человеку субъективно, а именно в плане морального воздействия на нее.

    Любая профессия, поскольку она существует, выполняет определенную социальную функцию. Представители этой профессии имеют свое общественное назначение, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, которое накладывает отпечаток на людей независимо от того, хотят они этого или нет. Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей.

    Профессиональная этика - это, прежде всего специфический этический кодекс людей определенной профессии. Каждая профессия предъявляет к людям, которые ее выбрали, соответствующие моральные требования, порождает специальные нравственные проблемы. Однако одни профессии не требуют существенных корректив обычных норм и правил поведения людей, а другие настойчиво требуют этого. Речь идет, прежде всего, о видах деятельности, в которых объектом воздействия является человек (образование, медицина, юриспруденция). Однако и отношения между людьми профессий других категорий тоже существенно зависят от их моральных отношений. Многие виды деятельности выдвигают к людям повышенные моральные требования.

    Профессиональная мораль конкретизирует общие моральные нормы и оценки, которые определяют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, а опосредованно - к людям, с которыми она взаимодействует в соответствии с своей профессии и к обществу в целом. ее содержанием является, прежде всего, соответствующие моральные кодексы - своды нравственных норм и правил, которые необходимо выполнять. Они приписывают определенный тип отношений между людьми, которые считаются оптимальными с точки зрения выполнения человеком своих профессиональных обязанностей.

    В каждой профессии есть свои нравственные "соблазна", моральные "доблести" и "потери", возникают определенные противоречия, конфликты, производятся своеобразные способы их решения. К профессиональной деятельности человек привлекается с ее субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, образом, моральных оценок.

    Среди различных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессий, ее специфическую нравственную атмосферу. А это, в свою очередь, обуславливает специфику поступков людей, своеобразие нравственных норм их поведения.

    Итак, как только профессиональные отношения приобрели качественной устойчивости, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих характеру и содержанию труда, отражают практическую целесообразность определенных отношений как между членами профессиональной группы, так и самой группы с обществом.

    Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение было слишком конкретным и связывалось с определенными действиями или предметами. И только в ходе длительного исторического развития их смысловое содержание приобретает общего, собственно нравственного значения.

    Каждая эпоха имеет свой комплекс производимых морально-профессиональных норм, которые становятся определенной духовной реальностью. Морально-профессиональные нормы могут жить своей собственной жизнью и превращаться в объект осмысления, изучения, анализа и усвоения, становятся силой, которая направляет поведение представителя той или иной профессии. Конкретизация же общих моральных принципов и норм таких отношений в соответствии с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности является "профессиональной" моралью.

    Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.

    Понятие об этикете

    Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

    Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

    Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны,спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

    По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

    Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

    Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность , обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

    Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

    Происхождение профессиональной этики.

    Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества . Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

    Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

    Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

    Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика , возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
    Профессионализм как нравственная черта личности.

    Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

    Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

    Профессиональная этика изучает:

    · отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

    · нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

    · взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

    · особенности профессионального воспитания.

    Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности . Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: "...каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".

    Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

    Во-первых , это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.

    Во-вторых , это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

    Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования . В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания) . Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой . Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.

    Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.

    В данный момент в странах бывшего Советского Союза, в том числе и в Казахстане, выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

    В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности . Все это определяет исключительную актуальность вопросов , составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

    Виды профессиональной этики.

    Каждому виду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

    Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

    Основными видами профессиональной этики являются : врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д . Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

    Необходимые профессиональные и человеческие качества.

    Соблюдение правил этикета – хороших манер должно быть нормой поведения как в обществе, так и при исполнении своих профессиональных обязанностей. Соблюдение этих негласных правил даёт каждому человеку залог успеха на работе, понимания в обществе и просто человеческого спокойствия, жизненного успеха и счастья. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности . Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность.

    В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ. Такое поведение неприемлемо для культурного и воспитанного человека как в обществе, так и на работе.

    Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного.

    Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности

    Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

    Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту - скромность

    Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь чаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же.

    Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

    Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

    В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия, сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

    Медицинская этика.

    Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.

    Например, возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия "Женевской декларации" - современного варианта Клятвы Гиппократа. "Женевская декларация" не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине , но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата.

    А.Я. Иванюшкин, доцент, доктор философских наук, кандидат медицинских наук пишет: "Этический кодекс медицинской сестры России" приобретает особую значимость в контексте истории отечественной медицины в ХХ в. С одной стороны, огромное множество медицинских сестер и врачей были в это время верны своему профессиональному долгу (например, в годы Великой Отечественной войны). С другой же стороны, нельзя забывать о следующих фактах. Еще в 20-е годы официальные руководители советского здравоохранения трактовали профессиональную медицинскую этику как "буржуазный пережиток", были убеждены, что понятие как "врачебная тайна" для советской медицины в будущем отомрет. Аналогичное отношение в эти годы было и к понятию "медицинская сестра", которое предлагалось заменить понятиями "помврача", "замврача", "медтехник" и др.: "Само слово "сестра", да и еще "сестра милосердия", как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу медработника, который нам нужен...".

    В несколько сглаженном виде такое отношение к профессиональной этике в нашем здравоохранении сохранялось в течение всего советского периода. "Присяга врача Советского Союза" была создана в 1971 г., то есть на 23 года позднее "Женевской декларации". К тому же, в их содержании имеются значительные, принципиальные различия. Например, в советской врачебной Присяге совсем отсутствует морально-этическая оценка искусственного аборта. Хотя все наши врачи в 70-80г.г. давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике запись в листке нетрудоспособности названия заболевания была обязательной вплоть до 1993 г. Иначе говоря, в течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально насаждался этический нигилизм.

    Этика бизнеса и деловых отношений.

    Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса"). Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях "Этика", "Никомахова этика", "Политика". Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли на проблемами этики бизнеса. Возникновение капитализма в Европе в XVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической идеологией, утверждавшей, что "делание денег" подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей. Так, Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются обязательно аморальными. Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждает, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры. В наше время хорошая этика означает хороший бизнес. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что моральная добродетель необходимое условие для успеха.

    Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Г. Форда. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл. суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная "деловая теория", а "нечто большее" - теория, цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время. Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику . Это - адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это - этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.

    Экономическая этика включает в себя деловой этикет , который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретному страны. Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право,

    Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:

    · он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;

    · исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать,

    · верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество,

    · признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества,

    · уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы,

    · ценит образование. науку и технику,

    Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

    Для Казахстана проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране. Если вспомнить прошлые времена, и сегодняшние, отмечаются разительные перемены. Взять, например, обслуживание в сфере торговли. Если ранее существующий лозунг "Покупатель всегда прав" был только формальным, то сейчас все встало на свои места. В большинстве магазинов, но не во всех (некоторые магазины еще не перестроились, точнее люди), тебя встречают с улыбкой, предлагая свою помощь в выборе товаров. Это говорит о том, что все-таки экономическая этика в нашей стране развивается.

    Заключение.

    В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

    Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

    Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

    Профессиональная этика — это, прежде специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Каждая профессия предъявляет к людям, которые ее выбрали, соответствующие моральные требования, порождает особые нравственные проблемы. Однако одни профессии не требуют существенных корректив обычных норм и правил поведения людей, а остальные настойчиво требуют этого. Речь идет прежде всего о видах деятельности, в которых объектом воздействия является человек (образование, медицина, юриспруденция). Однако и отношения между людьми профессий других категорий тоже существенно зависят от их моральных отношений. Многие виды деятельности предъявляют к людям повышенные моральные требования.

    Профессиональная мораль конкретизирует общие моральные нормы и оценки, которые определяют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, а опосредованно — к людям, с которыми она взаимодействует согласно своей профессии и к обществу в целом. ее содержанием является, прежде всего, соответствующие моральные кодексы — своды нравственных норм и правил, которые необходимо выполнять. Они приписывают определенный тип отношений между людьми, которые считаются оптимальными с точки зрения выполнения человеком своих профессиональных обязанностей.

    В каждой профессии есть свои нравственные «соблазна», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, конфликты, вырабатываются своеобразные способы их решения. К профессиональной деятельности человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, способом мышления, моральных оценок.

    Среди разнообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессий, ее специфическую нравственную атмосферу. А это, в свою очередь, обуславливает специфику поступков людей, своеобразие моральных норм их поведения.

    Итак, как только профессиональные отношения приобрели качественной устойчивости, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих характеру и содержанию труда, отражают практическую целесообразность определенных отношений как между членами профессиональной группы, так и самой группы с обществом.

    Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение было слишком конкретным и связывалось с определенными действиями или предметами. И лишь в ходе длительного исторического развития их смысловое содержание приобретает общий, собственно нравственного значения.

    Каждая эпоха имеет свой комплекс производимых морально-профессиональных норм, которые становятся определенной духовной реальностью. Морально-профессиональные нормы могут жить своей собственной жизнью и превращаться в объект осмысления, изучения, анализа и усвоения, становятся силой, что направляет поведение представителя той или иной профессии. Конкретизация же общих моральных принципов и норм таких отношений в соответствии с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности является «профессиональной» моралью.

    Поскольку мораль выступает важнейшим элементом человеческой деятельности, сама деятельность людей во всем ее разнообразии и специфичности не может не накладывать отпечаток и на специфику моральной регуляции. Существуют отдельные виды человеческой деятельности, где предъявляются чрезвычайно высокие моральные требования к людям, которые профессионально нею занимаются. Это касается тех видов деятельности, которые способны порождать очень острые нравственные коллизии, при других видах деятельности возникают лишь эпизодически. Эти острые нравственные коллизии имеют место прежде, там, где решаются вопросы жизни и смерти, здоровья, свободы, чести и достоинства человека, где моральные качества специалиста приобретают решающее значение, где судьба одного может в значительной степени зависеть от морального способности другого. Более того, в некоторых профессиях даже самая профессиональная способность специалиста во многом зависит от его моральных качеств. Это, прежде всего, касается работы врача, юриста, учителя, руководителя, военного, дипломата, журналиста и т. п.

    Следовательно, речь идет о медицинской, юридической, педагогической, военной, дипломатической, журналистской этике. Именно в этих сферах деятельности особенно велика зависимость одного человека от другого, и результаты профессиональной деятельности одного могут иметь судьбоносное значение для другой. К представителям названных профессий общество предъявляет повышенные моральные требования не из-за их массовость, а потому, что их деятельность связана непосредственно с людьми, их интересами.

    Однако профессий, где «объектом труда» выступают живые люди, многие, и по содержанию деятельности эти профессии разные. В связи с этим есть необходимость их распределить, во-первых, на профессии обслуживающего труда (парикмахеры, продавцы, официанты, почтальоны и др.). Где много профессиональных предписаний, требований, имеющие обязательный характер, но они не собственно моральными, во-вторых — профессии, где укоренились традиции, сформировались элементы морально-психологического характера, где моральные принципы представляют не только условие успешного осуществления профессиональной деятельности, а является внутренним ее компонентом (врачи, учителя, юристы, журналисты, дипломаты и др. .).

    Главным признаком этих профессий выступает возможность «вторжения» в духовный мир человека, в его судьбу, что и порождает особые моральные коллизии, которые влекут за собой изменение субординации моральных требований. Для регуляции этих коллизий кроме общечеловеческих нравственных ценностей, нужны еще дополнительные побуждения в виде повышенных моральных требований, что и вызывает к жизни необходимость новых видов профессиональной этики.

    В трудовой деятельности юриста, врача, дипломата, педагога, руководителя любого уровня, более чем в какой-то другой, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков, но и моральные качества работника, под которыми понимают устойчивые проявления нравственного сознания в поведении и поступках. Здесь нравственное «лицо» занимает особое место, иногда оно играет важную роль в решении профессиональных задач.

    В обществе, несмотря на то, что в основе конкретных обязанностей представителей той или иной профессии являются одни и те же требования общей морали, существуют однако и специфические нравственные требования. Например, для врача основной моральной требованием является чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному, охрана здоровья и жизни человека, для учителя — любовь к детям и осознание ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения.

    Профессиональный долг ученого заключается в добросовестных поисках истины, объективности научной аргументации, в совесть прогресса человечества; представителей правосудия — в максимальной справедливости («юстиция» буквально означает «справедливость»), неподкупности, неуклонной верности духу закона, объективности в анализе материалов следствия, соблюдении чувства меры и такта при проведении допроса свидетелей, неразглашении тайны следствия подобное. Конечно, могут возникнуть возражения, что, мол, все указанные выше требования не являются сугубо специфическими, что все люди должны чутко и внимательно относиться друг к другу, быть честными, правдивыми, справедливыми и т.п.. Безусловно, это так, но качество чуткости, гуманности, ответственности у представителей разных профессий не тождественна, она имеет свою специфику и нюансы.

    Например, в профессии медика чуткость, гуманность приобретает в высшей степени надлежащего характера, высокой и многогранной степени моральной ответственности, то есть именно эти качества у врача должны быть особенно развитыми. В деятельности же юриста или военного чуткость и гуманность могут приобрести иной формы, не похожей на медицинскую. Отсюда поведение врача, который скрывает от больного характер его болезни, морально оправдана, а заблуждение со стороны следователя как тактический прием с целью раскрытия преступления недопустим. Визит врача к тяжело больному домой — дело высоконравственный, а вот поведение адвоката, который предлагает обвиняемому свои услуги по собственной инициативе, рассматривается как аморальная. Однако какими бы дополнительными требованиями к поведению людей не отличались профессиональные группы, эти требования будут иметь соответствующий аналог в общем моральном кодексе. Здесь важно правильно расставить акценты и видеть то главное, что определяет специфику морально-профессиональных отношений.

    Все виды профессиональной этики направлены на планомерное использование трудового потенциала для обеспечения социального и нравственного прогресса. Общество, которое сознательно реализует свои моральные возможности, заботится о своем моральном здоровье, стремится стать морально чище, не должно оставлять без внимания специфические свойства профессиональной нравственности, прогнозировать возможные изменения в ней, пути и методы совершенствования.

    В меру своей научности профессиональная этика может и должна выразить самоценность морально-профессиональных нормативов в научно обоснованных положениях, причем так, чтобы каждый специалист мог сделать оптимальный выбор ценностей, действий, поведения, подносил бы его профессиональную деятельность, его как личность, вызвал потребность в таком устройстве нравственной жизни, который базируется на общечеловеческих ценностях.

    Чтобы регулировать взаимоотношения между людьми в обществе, создана этика – свод моральных и нравственных норм, распространяющихся на действия человека, живущего среди людей. Без нее, человечество потеряет понимание смысла слов «хорошо» и «плохо», применимых к общению, взаимодействию homo sapiens друг с другом. Поскольку каждый человек реализовывает себя не только в повседневном общении, но и выполняя профессиональные обязанности. Из учения о морали, выделяют направление – профессиональная этика.

    Что такое профессиональная этика

    Профессия – это вид деятельности, для реализации которого требуется наличие обязательных знаний и навыков, получаемых как при прохождении специализированного обучения, так и при выполнении рабочих функций.

    Несмотря на разнообразие профессий, существуют этические нормы, устанавливающие общие правила взаимодействия между сотрудниками, выполняющими профессиональные обязанности, и специфические морально-этические нормы для работников конкретных профессий.

    Профессиональная этика – это нравственные нормы, регулирующие взаимодействие людей в рабочем процессе, определяющие их отношение к обязанностям и формирующие представление о профессиональном долге.

    Морально-этические профессиональные нормы влияют на:

    • формирование профессионального сообщества, разделяющего этические принципы;
    • единое понимание работниками понятия «профессиональный долг»;
    • определение понятия «профессиональная ответственность» ;
    • определение обязательных качеств работника, без которых его деятельность не будет успешной;
    • особенности взаимоотношений сотрудников;
    • взаимоотношения между профессионалами и теми людьми, на которых влияют их действия (при выстраивании взаимодействия между врачом и пациентом, учеником и учителем, адвокатом и доверителем);
    • отношение к результатам работы их качеству.

    Профессиональная этика складывается столетиями. На ее формирование влияют:

    • общечеловеческие морально-этические нормы;
    • конкретные рабочие ситуации, постоянно повторяющиеся в деятельности определенной специализации, требующие при принятии решений применения этических норм.

    Принципы профессиональной этики

    Независимо от специфики профессии, этика определяет следующие принципы:

    1. Поступать в отношении подчиненных и коллег так, как сам человек хотел бы, чтобы люди поступали по отношению к нему, или не делать другим того, чего бы не сделал в отношении себя.
    2. Справедливость при распределении ресурсов между работниками.
    3. Нарушение этики должно быть исправлено, вне зависимости от того, кем и когда оно было совершено, не взирая на должностные статусы и положение среди профессионального сообщества.
    4. Поведение сотрудника считается этичным в случае, если оно способствует развитию организации и не нарушает установленных норм.
    5. Сотрудник должен терпимо относиться к нормам и правилам, установленным в организации.
    6. При принятии решений, одинаково возможны и индивидуальное и коллективное участие в их разработке.
    7. Сотрудник должен иметь личную точку зрения, но не приветствуется постоянное стремление настаивать на своем мнении в противовес общепринятым правилам, установленным в сообществе.
    8. Стиль общения с подчиненными не должен строиться на постоянном нажиме на подчиненных, приказном тоне.
    9. Профессиональные этические стандарты не могут быть внедрены приказами, они формируются при постоянной работе и усваиваются, благодаря взаимным усилиям работников.
    10. Конфликты являются почвой для нарушений этических норм, поэтому следует формировать позитивные трудовые взаимоотношения, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций.
    11. Сотрудник, соблюдая требованиями этики, обязан способствовать аналогичному поведению со стороны коллег.
    12. Неэтично критиковать конкурентов, как внешних, так и внутренних – конкурирующих подразделений, сотрудников внутри организации.
    13. Принцип «не навреди» определяет запрет на выполнение действий, вредящих другому человеку. Особенно это касается случаев, когда ошибки допускаются из-за равнодушного отношения к своему делу, халатности или нежеланию учиться новому.
    14. Чтобы достигать положительных результатов, сотрудник обязан развиваться, постоянно учиться, приобретать новые знания и навыки.
    15. Требуется сохранять профессиональную тайну, соблюдая принцип конфиденциальности. Каждая профессия в объем таких сведений включает свою специализированную информацию.

    Профессиональный кодекс

    Профессиональные сообщества создают собственные кодексы, учитывающие общие и частные этические нормы. Любой кодекс выполняет несколько функций:

    1. Создание свода этических профессиональных норм.
    2. Регулирование действий любого члена компании.
    3. Определение конкретных требований к сотрудникам.
    4. Формирование правил дисциплинарных взысканий в случае нарушения требований кодекса.
    5. Определение требований к профессиональному поведению работнику в отношении тех, кого обслуживает профессия: к обучающемуся, к пациенту, к клиенту.

    Особенности профессиональной этики

    Поскольку каждая профессия имеет особенности, присущие только ей, рабочая этика конкретного сообщества призвана регламентировать действия работников с учетом специфики деятельности.

    Особенное важно наличие этических норм у сотрудников, отвечающих за: жизнь, здоровье, права и свободу клиента. Приведем примеры этических правил для некоторых профессиональных сфер.

    Бизнес-этика

    Существует несколько ключевых правил, с помощью которых бизнес-этика регламентирует поведение руководителя и подчиненного, действия организации и ее сотрудников в отношении клиентов и партнеров:

    1. Ценность времени. Руководитель и рядовой сотрудник обязаны вовремя приходить на работу, рассчитывать время, необходимое для выполнение задач.
    2. Неразглашение коммерческой и важной корпоративной информации, к которой могут быть отнесены: сведения, являющиеся коммерческой тайной, особенности построения бизнес-процессов предприятия, структура предприятия, рабочая документация, финансовые данные.
    3. Деловой человек обязан заботиться не только о собственных интересах, но и о комфортных условиях для работы коллег. Важно уметь выслушивать мнение других членов коллектива, партнеров и клиентов, уважать чужую точку зрения, не допускать неуважительного отношения, эмоциональной несдержанности в отношении сотрудников и партнеров.
    4. Важно соблюдать требования к внешнему виду и деловому костюму. Одежда должна соответствовать должностному статусу, не быть вызывающей или безвкусной.
    5. От любого человека, работающего в бизнесе особенно в статусе руководителя, важно безупречное владение своим родным языком. Письменная и устная речь должна быть грамотной, структурированной и понятной.
    6. В бизнесе необходимо уметь слушать и слышать коллегу, подчиненного или клиента.
    7. Важно выполнять основное правило: личный интерес сотрудника всегда должен быть ниже по уровню важности, чем производственная необходимость. Специалист обязан получать доход, оговоренный с работодателем, не пытаясь зарабатывать в этой же организации за счет использования служебных ресурсов в своих интересах. Важно исключить конфликт интересов сотрудника и предприятия.

    Одна их профессий, требующих от специалистов высокого уровня соответствия требованиям этических норм, это профессия врача. Еще со времен Гиппократа, каждый врач приносит клятву, в соответствии с которой он обязан:

    1. Почитать своего учителя, научившего его азам профессии.
    2. Не наносить больному вред. Создавать режим, который способствует выздоровлению пациента.
    3. Хранить врачебную тайну о состоянии здоровья пациента, его заболеваниях и лечении.
    4. Активно общаться с наставниками, обращаться к ним за консультациями.
    5. В жизни не допускать проявления пороков, жить честно.
    6. Хранить верность клятве.

    Педагогическая этика

    Большой акцент на нравственности сделан в этическом кодексе педагога. Среди основных требований к учителю выделяют следующие:

    1. Учитель должен любить детей.
    2. Педагог обязан обладать высоким уровнем знания предмета, который он преподает.
    3. При выборе наказаний и поощрений он должен быть справедлив.
    4. Чтобы работать с детьми и их родителями, учитель должен обладать целым комплексом личных качеств: доброта, порядочность, ответственность за свои решения и поступки, терпимость к недостаткам других, порядочность и честность.

    Этика – это основа для установления эффективных взаимоотношений между профессионалами. Она позволяет им говорить на одном языке друг с другом, помогает находить решения сложных задач.