Презентация красота божьего мира воскресная школа. Открытое интегрированное занятие по духовно-нравственному направлению «Красота Божьего мира» в подготовительной группе. Беседа об отношении человека к окружающему миру

Презентация из цикла "Священная Библейская история Ветхого Завета" о творении Богом мира и человека по учебнику архиепископа Вениамина (Пушкаря), митрополита Владивостокского и Приморского (3,9 Мв, pptх).

Дополнительные адреса для скачивания:
Все презентации этой серии можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru

Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

Послайдовое содержание презентации.

Слайд 2 . Джеймс Тиссо. Сотворение мира . Творение Богом мира и человека
Книга Бытия
Бог - Творец
Ангельский мир
Материальный мир
Слайд 3 . Свиток . Книга Бытия . Эта книга называется так потому, что повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть», т.е. как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.
Слайд 4 . Моисей пишет Книгу Бытия . Автором этой Священной Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Скрытый текст : Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать.
Слайд 5 . Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав , можно разделить на три главные и существенные части .
Первая (1-3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадении прародителей.
Вторая (4-11 гл.) излагает историю первобытного падшего человечества, гибель его в водах потопа, размножение и рассеяние по всему миру послепотопного человечества.
В третьей (12-50 гл.) содержится история жизни еврейского народа.
Слайд 6 . Айвазовский И.К. Сотворение мира. Хаос . Бог - Творец мира и человека .
Слайд 7 . Фотография природы . Красота, гармония, разнообразие Скрытый текст : Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм.
Слайд 8 . Фотография космоса . «Космос» - красота, порядок . Скрытый текст : Еще древнегреческий гений, созерцая разумное устройство в мироздании, дал ему имя космоc (kosmos), что значит красота, порядок.
Слайд 9 . Познание мира - познание Творца . Скрытый текст : Познавая посредством телескопов и радиотелескопов необъятные глубины космоса и в то же время проникая в мир элементарных частиц, современная наука усматривает на всем видимом печать невидимого Надмирового Разума.
Слайд 10 . Икона «Троица». Прп. Андрей Рублев, первая половина 15 в . Творец мира и человека - Бог . Скрытый текст : Вот этот-то Надмировой или Божественный Разум, который открывается в мире и через мир человеку, по свидетельству Священной Библии, является не только устроителем этого мира, но и его Творцом.
Слайд 11 . Книга Библии . Священная Библия на первых своих страницах сообщает нам тайну происхождения этого видимого мира.
Слайд 12 . Айвазовский И.К. Сотворение мира . Время - форма бытия материального мира . «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1,1), - говорит бытописатель Моисей. Скрытый текст : В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все-все существующее на небе и на земле, а следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало. Словом «в начале» указывается, что мир не вечен, он призван из небытия к бытию Богом во времени, или вернее сказать - с самим временем. До появления мира не было времени, ибо время есть форма бытия материального мира.
Слайд 13 . Фотография Земли из космоса . Причина происхождения мира - воля Бога . Скрытый текст : Бог является естественной причиной происхождения вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Мир не мог произойти ни от «случая», ни от «самозарождения». Он произошел от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию.
Слайд 14 . Это решение вытекало единственно из любви и благости Творца с целью дать и твари возможность насладиться этими величайшими свойствами Его Существа.
Слайд 15 . Гюстав Доре. Сотворение света . В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин.1,1). И вот «…Он, - по словам боговдохновенного псалмопевца, - сказал - и сделалось, Он повелел - и явилось» все (Пс.32,9). Скрытый текст : По толкованию святых отцов Церкви, под творческим Словом Божиим надо понимать Вторую Ипостась Святой Троицы - Сына Божия, через Которого, по выражению евангелиста Иоанна Богослова, «все… начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1,3). Так как во втором стихе первой главы книги Бытия говорится и об участии в творении Духа Святого, то можно думать, что Бог действовал при создании мира как предвечная Троица.
Слайд 16 . Мир сотворен из ничего . Скрытый текст : Творение мира из ничего или из небытия есть одна из основных истин христианской веры. Хотя в Библии и не встречается слова «из ничего», но оно подразумевается уже на первых ее страницах. Это слово впервые ввели в употребление святые отцы и учители Церкви в противовес господствовавшему тогда дуалистическому мировоззрению многих языческих мыслителей, которые признавали наряду с вечным Богом вечно существующую материю, из которой Бог затем создал разнообразные формы видимого мира. В свою очередь, языческие мудрецы возражали против монистического воззрения святых отцов и говорили, что из ничего нельзя создать что-либо. Св. Василий Великий в ответ на их возражение пояснил, что Бог создал мир не из ничего в буквальном смысле слова, но из «Своего могущества». Так что слово «из ничего» нам надо понимать в том смысле, в каком его употребляли святые отцы. Поскольку в Боге нет никакого изменения, то можно думать, что образ мира вечно существовал в Его Уме. Иначе выражаясь, идея мира всегда существовала у Бога, но затем она, по всеблагой Его воле, получила свою реализацию во времени.
Слайд 17 . Небесные силы (фрагмент росписи стены Михайловского Златоверхого собора в Киеве) . Ангельский мир .
Слайд 18 . Коллаж - земля и небо . Бог создал два мира: небесный, земной . Скрытый текст : О духовном мире Библия дает нам совсем мало сведений. Из контекста всей Библии можно составить следующее представление о духовном, или ангельском, мире.
Слайд 19 . Священник Александр Егоров. Силы Небесные . Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального. Скрытый текст : Об этом ясно говорит нам Сам Господь в книге Иова: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» (Иов.38,7).
Слайд 20 . Рисунок Ангела . Ангелы есть существа мыслящие, желающие, чувствующие , как и люди, но бестелесные .
Слайд 21 . Гюстав Доре. Ангельская феерия («Потерянный рай»). Число ангелов очень велико.
Слайд 22 . Гюстав Доре. «Потерянный рай ». По своим совершенствам ангелы не одинаковы и делятся на несколько степеней. Самый низший из ангелов по своей природе выше самого одаренного человека. Скрытый текст : Судьбы духовного мира от нас скрыты, но одно событие, известное нам из Священного Писания, немного приоткрывает тайну этого мира.
Слайд 23 . Гюстав Доре. «Потерянный рай ». Все ангелы были созданы Богом добрыми. Они жили в непосредственном общении с Богом и находились в блаженном состоянии.
Слайд 24 . Гюстав Доре. «Потерянный рай ». И вот один из высших ангелов, по имени Денница, возгордившись своими совершенствами, вышел из послушания Богу…
↓ …сделался злым диаволом (клеветником), сатаною (противником) и увлек за собой многих подвластных ему ангелов.
Слайд 25 . Гюстав Доре. «Потерянный рай ». Архангел Михаил - вождь Ангелов, оставшихся верными Богу…
↓ …низвергнул всех злых ангелов в ад, т.е. в место, где отсутствует спасительная благодать Божия.
Слайд 26 . Гюстав Доре. «Потерянный рай ». Таким образом, необъятная гордость, которая не допускает и тени смирения и не дает места раскаянию, затворила навсегда для падших ангелов Царство Небесное…
↓ …и низринула их в адскую бездну, где в вечных узах духовного мрака они соблюдаются на день Страшного Суда.
Слайд 27 . Фотография Земли из космоса . Материальный мир . Материальный мир был создан Богом за шесть творческих дней или творческих периодов. Скрытый текст : Еврейское слово день (иом) - означает не только наш земной день, но вообще неопределенный промежуток времени.
Слайд 28 . Чюрленис М.К. Сотворение мира . Первый творческий Божественный акт - первоматерия. ↓ Из первоначальной материи - ↓ все формы бытия.
Слайд 29 . Чюрленис М.К. Сотворение мира . Первоначальное состояние новосозданной материи Моисей называет:
землею (скрытый текст : потому что земной шар был потом образован именно из этой первоматерии)
бездной (скрытый текст : указывая этим на ее беспредельность и необозримость для человеческого глаза)
водою (скрытый текст : означая этим неустойчивость, подвижность, разреженность первобытного вещества, сравнительно с современным состоянием материи)
невидимой (скрытый текст : в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми материя явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности, и с которыми она наблюдается теперь)
неустроенной (скрытый текст : В смысле отсутствия тех законов, которыми так премудро и гармонично была обусловлена ее жизнь впоследствии («земля же была безвидна и пуста» (Быт.1.2))
Слайд 30 . Чюрленис М.К. Сотворение мира . Над бездной праматерии была тьма . Скрытый текст : Это выражение бытописателя можно истолковать в том смысле, что это первичное состояние праматерии недоступно человеческому познанию. Это вещество предстоит перед человеческим сознанием как «бездна», не исследуемая и «вглубь», и «вширь».
. «И Дух Божий носился над водою » (Быт.1,2). Скрытый текст : Этими словами бытописатель выражает ту мысль, что Третья Ипостась Святой Троицы - Дух Божий - готовил это первозданное вещество к дальнейшим творческим Божественным актам.
Слайд 31 . Айвазовский И.К. Сотворение мира . Скрытый текст : И вот из этого готового первозданного, но еще неустроенного вещества происходит дальнейшее творение, совершившееся в продолжении шести дней, или периодов, когда всесильная рука Божия, по словам священного писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир «из необразного вещества» (Прем.11,18).

«Красота Божьего мира»

Старшая разновозрастная группа

Цель:

Формирование нравственного сознания и поведения;

Развитие нравственных переживаний и чувств.

Основные задачи:

Обучающие:

Начать раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его Создателе;

Ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа;

Дать первоначальные представления о православном храме, ознакомить детей с правилами поведения в храме;

Продолжать знакомить с русским народным песенным творчеством;

Развивать и расширять понимание смысла народных пословиц; и т. д.

Воспитательные:

Воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу;

Учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру;

Воспитывать терпеливость и организованность; чувства красивого и возвышенного, чувство благоговейного отношения к святыням;

Способствовать стремлению детей к подражанию святому в добродетелях послушания родителям, смирении, любви к Богу, людям и Родине;

Воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным; и т. д.

Развивающие:

Способствовать развитию у детей образного восприятия, чувства красивого и возвышенного;

Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя высшие чувства;

Развивать навыки совместной работы, учить детей делать дело вместе, дружно, слаженно;

Содействовать развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени;

Развивать у детей умение уступать, договариваться, ладить с другими детьми и с взрослыми; и т. д.

Задача формирования нравственного сознания и поведения реализуется и интегрируется со всеми образовательными областями, особенно: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Художественное творчество».

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация «Сотворение мира», глобус, иллюстрации «лес, море, поле, горы», запись «Шум леса, пение птиц», альбомный лист, гуашь, кисти.

1.Шесть дней сотворения мира

Итак, как же описано сотворение мира в библейских книгах? Давайте рассмотрим каждый день поэтапно:

  • День 1. В книге «Бытие» начало творения представляет собой создание земли Богом. Земля была пустой, безжизненной, лежащей в бездонной тьме, но на поверхности ее была вода, над которой носился Божий Дух. Увидев, что тьма покрывает все вокруг, Бог создал свет, и отделил его от тьмы, тем самым, создав день и ночь.
  • День 2. Так как земля была безжизненна, Богу потребовалось создать небо, которое в «Бытии» названо «твердью». Воздушное пространство по замыслу Богу должно было отделять воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью, то есть таким образом Бог разграничил околоземное и околонебесное пространство. Была создана атмосфера планеты.
  • День 3. Следующие творения Бога принято называть сушой, морями и растительным миром. Собрав всю воду в определенные места, Бог создал моря, а явившуюся сушу назвал землей. Земля принесла свои плоды: зелень, траву, которая давала семена, плодородные деревья, семена из плодов которых падали на землю и произрастали снова.
  • День 4. В этот день Богом были созданы солнце, звезды и луна. Необходимы были эти «светильники» для управления днем и ночью, а также для определения дней, годов и времен. «Светильники» должны были также по задумке Бога быть проводниками различных знамений.
  • День 5. Чтобы увидеть, как Бог создал мир, достаточно прочитать в «Бытии» описание пятого дня. Он ознаменовался сотворением царства рыб, пресмыкающихся и птиц, которым Бог повелел плодиться и размножаться, наполняя воду и небо.
  • День 6. Последний день сотворения мира был отдан созданию животного мира и самого человека. Когда Богом были сотворены «скот, гады и звери земные», он решил поставить над всем этим свой венец творения - человека. Как Бог создал человека? Он сделал его по образу и подобию своему из земного праха, вдунув ему в лицо Дыхание Жизни. Создав на востоке Рай, он поселил там человека и приказал ему возделывать и хранить Райский сад, дать названия всем животным и птицам. Как бог создавал женщину? Когда человек попросил Бога создать ему помощника, то Бог усыпил его и, вынув из его тела ребро, создал женщину. Человек прилепился к ней своей душою и с тех пор не расставался никогда.

Таким образом, в течение шести дней задумал и сотворил Бог землю, животных и людей. Седьмой день Бог благословил как выходной, в который по христианской традиции не стоит заниматься физическим трудом, а нужно посвящать Богу.

Вся Земля - огромный сад:

Здесь трава ласкает взгляд,

Тут - деревья, там - кусты.

И, конечно же, цветы.

2. Путешествие на луг. Игра «Кто там спрятался в траве».

Дети передают по кругу мяч и называют насекомых, цветы.

3. Прогулка в лес. Игра «Лесные чудеса».

Дети передают друг другу мяч и называют деревья, зверей и птиц.

4.Физкультминутка.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

Руки скрестили назад.

(Дети стоят свободно на ковре. Движения выполняются в соответствии с текстом).

5. Погружение подводу. Игра «Подводный мир».

В морскую глубину нырнешь -

Кого там только не найдешь!

Вы отыскать легко могли бы

Медуз, креветок, крабов, рыбок.

Дети называют морских обитателей.

6. Поднимаемся в горы. Дети рассматривают фотографии горной растительности и животных.

7. Золотится солнца круг….

Поле… Лес зеленый.

Как прекрасен мир вокруг

Богом сотворенный.

Дети рисуют свои впечатления, картины природы.

8. Итог.

Доброе и злое

В мире нашем есть.

Доброты людей всех

Нам не перечесть.

Но всего добрее

Бог - Он есть Добро!


УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В Конкурсе могут принимать участие учащиеся общеобразовательных (средних), средне-специальных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, воскресных школ, воспитанники дошкольных и других детских учреждений России и стран зарубежья. Все права на работы, присланные на Конкурс, принадлежат Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Темы, номинации Конкурса и количество призовых мест в каждой номинации утверждаются Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви ежегодно и публикуются на его официальном сайте в срок до 01 сентября года, в котором проводится Конкурс. РАБОТЫ НЕ РЕЦЕНЗИРУЮТСЯ И НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.


Требования к конкурсным работам Работы, присылаемые на Конкурс, должны соответствовать следующим требованиям: работы выполняются в графической (карандашом) или живописной (акварелью, гуашью, пастелью, маслом, тушью) технике; размер работ составляет не менее 30х40 см и не более 50х70 см; работы имеют поля шириной не менее 0,5 см; работы не оформляются паспарту или рамами;


Требования к конкурсным работам на оборотной стороне работы обязательно указываются: -фамилия, имя, возраст автора, -телефон для связи с родителями или официальными представителями автора (с указанием кода страны и населенного пункта), - название рисунка, -фамилия, имя, отчество педагога (полностью), -полное наименование учебного заведения, его адрес. РАБОТА ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА В ТОМ ГОДУ, В КОТОРОМ ПРОВОДИТСЯ КОНКУРС.


Каждая работа должна сопровождаться Соглашением родителей (родителя) или заменяющего его лица (официального представителя) о передаче прав на использование работы Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Желательно поместить данное соглашение на обратной стороне работы. РАБОТЫ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УКАЗАННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, НА КОНКУРС НЕ ПРИНИМАЮТСЯ!




Номинации и призовые места конкурса в 2013 году 1.1. «ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА»: Рождество Христово; Библейские сюжеты; Мир духовный и мир земной; Христос и Церковь; Любимый храм; Красота родной природы; Мой дом, моя деревня, мой город; Моя семья и друзья, 400-летие Дома Романовых «ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА»: В этой номинации могут принять участие только учащиеся иконописных школ или мастерских, достигшие возраста лет. Работы должны быть выполнены с соблюдением канонов православной иконописи «РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ»: Номинация предполагает участие детей лет, преимущественно учащихся художественных средних и средне-специальных учебных заведений (имеет дополнительные требования к оформлению работ).


Как принять участие в международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира» (региональный тур) Для удобства проведения регионального этапа Конкурса он разделен на три этапа: Проведение этапа конкурса на уровне образовательного учреждения (ОУ) и воскресных школ муниципального района (благочиния): Каждое образовательное учреждения/воскресная школа, желающее принять участие в конкурсе, определяет лицо, ответственное за проведение этапа конкурса в ОУ и учреждает школьное жюри данного этапа по своему усмотрению. В период с 14 сентября по 06 октября 2013 г. образовательное учреждение/воскресная школа организует выставку работ, на которой жюри определяет победителей в трех возрастных категориях из расчета: I место – 1 работа; II место – 2 работы; III место – 3 работы.


Образовательное учреждение/воскресная школа самостоятельно награждает победителей данного этапа. Макет диплома победителя можно скачать на сайте Отдела религиозного образования и катехизации. По завершении этапа работы победителей (не более 18-ти) передаются в оргкомитет муниципального этапа конкурса для участия в выставке-отборе. Координаторами муниципального этапа являются помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации и представитель муниципальных служб (управления образованием или отдела культуры МР). Сроки проведения данного этапа: с 15 сентября по 06 октября 2013 г.


Этап конкурса в районном центре муниципального района благочиния предполагает следующие мероприятия: Выставка работ победителей этапа конкурса на уровне ОУ/воскресной школы, результатом которой должен стать выбор лучших работ участников выставки для направления на региональный этап конкурса в г. Ярославль. Распределение призовых мест на данном этапе совпадает с предыдущим: I место – один победитель; II место – два победителя; III место – три победителя (в каждой возрастной категории). Выставка организуется силами благочинного совместно с муниципальными службами (управлением образования либо отделом культуры МР). Председателем Конкурсной комиссии является благочинный. Награждение победителей данного этапа производит благочинный совместно с муниципальными службами. Макет диплома представлен на сайте ОРОиК Ярославской митрополии. По завершении данного этапа благочинным необходимо предоставить в ОРОиК Ярославской митрополии работы победителей, сопроводив их реестром по форме, представленной на сайте ОРОиК Ярославской митрополии. Сроки проведения данного этапа: с 07 по 15 октября 2013 г.


Этап конкурса в областном центре (г. Ярославль) проводится Отделом религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии среди работ участников, занявших призовые места в благочиниях Ярославской Епархии. Отобранные работы будут направлены в Москву для участия в федеральном этапе Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Работы победителей регионального этапа будут опубликованы на сайте Ярославской митрополии (и на сайте Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии (Награждение победителей регионального этапа конкурса будет проводиться на Рождественском празднике в январе 2014 г. Сроки проведения регионального этапа: с 16 октября по 01 ноября 2013 г.


Образец заполнения заявки для участия в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира» Фами- лия Имя Назва- ние рисунка Область, город/ село Учреждение (ПОЛНОСТЬЮ) ВозрастЕпархия Педагог (Ф.И.О. ПОЛНО- СТЬЮ) Телефон препода- вателя (стационар- ный и сотовый ОБЯЗА- ТЕЛЬНО!) Телефон родителя (стационар- ный и сотовый ОБЯЗАТЕЛЬ- НО!) Номи- нация ИвановаМария «Ноев ковчег» Москов- ская область, Истрин- ский район, село Глебово. Детская художест- венная школа лет Москов- ская епархия Лебедева Ирина Сергеевна 8 (812) Икона



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с произведениями религиозного искусства.
  • Выяснить православное значение понятий по теме урока.
  • Развитие у школьников эстетического восприятия "красоты", как явления духовной значимости.
  • Формировать нравственное сознание на основе христианских нравственных понятий.
  • Развивать речь обучающихся, учить высказываться и рассуждать.
  • Способствовать развитию собственного мнения и мышления, развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать чувство уважения к православной культуре и духовным ценностям русского народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник "Православная культура" автор Л.Л.Шевченко 2-й год обучения (2 ч.), индивидуальные листы для творческой работы, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы:

Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока. (Слайд 1 )

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какую красоту имела ввиду автор нашего учебника, давая нам эту тему?

(Ответы: красивые иконы, храмы, соборы и т.д.)

(Слайд 2, 3, 4)

А что же окружает все эти предметы? (ответы детей)

3. Работа над новым материалом.

Рассказ учителя:

Мы живём в доме , наш дом находится в нашей стране , а наша страна - это часть большой , круглой земли . Много лесов, высоких гор и глубоких морей есть на нашей земле. Не только люди населяют землю, рядом с нами живет много животных. Это собаки, кошки, кролики, а также коровы, лошади, овцы. Этих животных вы хорошо знаете. Но есть и дикие звери, некоторых из них вы тоже, наверное, видели.

Кроме того, на земле живут птицы. В воде живут рыбы. А всю нашу землю покрывают различные растения и деревья.

Красива наша земля, правда? Но знаете ли вы, кто создал нашу землю, всю эту красоту? (Господь)

А что же сотворил Господь? Давайте вспомним, посмотрев на слайды.

(Слайд 6) В темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы, ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Был только один Милосердный БОГ.

Он захотел, чтобы явился мир, или, как говорят проще, свет. В первый день создал БОГ свет. (Слайд 7)

И светло-светло сделалось на земле. И разделил Господь свет и тьму. И назвал Бог свет днём, а тьму - ночью.

Во второй день создал БОГ твердь. (Слайд 8) По слову Божьему открылся обширный голубой небесный свод, который вы видите над собой, когда гуляете.

(Слайд 9) В третий день Господь БОГ повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой возникли большие и малые горы. Но, если бы везде была голая земля, если бы вы нигде не видели ни одного зелёного листочка, ни цветочка, ни одного дерева, как вы думаете: это было бы красиво? - Да, это, было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий же день Милосердный Бог и сказал: пусть произрастит земля травы, овощи и цветы. (Слайд 10) И по Его повелению из земли выросли нежные травы, красивые цветы, самые разные кусты и деревья.

Теперь вы можете понять, что на земле стало красивее и веселее, чем было сначала.

В четвёртый день Бог сказал: "Пусть явятся на тверди небесной светила, которые освещали бы землю и по которым люди могли бы отличать день от ночи, считать месяцы и годы и замечать весну, лето, осень и зиму". И на небесном своде тотчас же заблистали бесчисленные светила. (Слайд 11) Между многими светилами два кажутся нам больше других. Творец повелел, чтобы одно из них светило днём, а другое - ночью. (Слайд 12)

Теперь было очень красиво на земле. Внизу цвели цветы и журчали ручейки. Вверху по небу плыли облака, и над ними сияло огромное солнце. Но ни одного живого существа ещё не было на земле. Ни одна птичка ещё не летала в воздухе. Не было ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, а в озёрах и речках не плавала ни одна рыбка. Поэтому везде было тихо и мертво.

Вот, в пятый день сказал Бог: "Пусть в воде живут рыбы, (Слайд 13) а по воздуху летают птицы". (Слайд 14)

В шестой день Бог сотворил животных и зверей земных, - таких, которые не могут жить в воде и не могут летать. (Слайд 15)

Итак, теперь были растения и животные. Но не доставало ещё одного творения. Как вы думаете, кого ещё недоставало? Что же последним было в творении Бога? (Не было ещё людей) (Слайд 16)

Так в шесть дней был создан весь мир. И когда БОГ ещё раз осмотрел всё, что создал, то увидел, что всё было прекрасно. (Слайд 17)

А человек может создавать красоту? (Да)

(Слайд 18)

В православной культуре такую красоту называют РУКОТВОРНОЙ.

А красота, которая создана Богом - НЕРУКОТВОРНОЙ.

Откройте учебник на с. 67, прочитайте текст.

Вопрос: - Кого прославляли православные мастера в своих произведениях? (Святых, ангелов, Богородицу, Иисуса Христа:..)

4. Физминутка под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. Из цикла "Времена года").

Работа с книгой.

Смотрим фрески.

Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с.68. Прочитайте названия под изображениями.

А теперь разберем, где какое событие происходит?

Бичевание - одно из самых жестоких, тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый.

Поругание - действие, поступок, наносящий грубое оскорбление, имеющий

целью унизить или опозорить.

А что было после Восхождения на Крест? (Ответ: Иисус умер на Кресте, его положили в пещеру, но на 3 день он воскрес)

Какой праздник связан с этим событием и мы его сейчас отмечаем? (Пасха)

В чем красота этого праздника? (Колокольный звон, куличи, яйца)

Каждый ли может увидеть красоту? (нет, только тот, кто чист душой, у кого нет ненависти, зависти:у кого доброе сердце)

6. Работа с текстом учебника.

Давайте прочитаем рассказ В.И.Сухомлинского, который так и называется "Человек с горячим сердцем". Откройте с. 70.

7. Закрепление прочитанного текста.

Ответьте на вопрос:

Почему один человек нашел красоту, а другой - нет?

Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

А что же помогло? (Упорство, настойчивость, доброе сердце:)

Учитель: - Выполните задание № 4. Подберите похожие по смыслу слова:

Сердце:..(горячее, доброе:.) А какое еще?

(Слайд 23)

Сердце (холодное, равнодушное:) Какое еще?

8. Работа в парах.

Задание № 5.

Подумайте и скажите: является ли созданный человеком цветок произведением религиозного искусства? Объясните, почему так думаете?

(Ответы: отразил красоту Божьего мира, был христианином, у него душа была чистая, не обозлен на мир:)

Не только великие люди могут быть людьми с "горячим сердцем". Им может быть каждый из нас, хорошо выполняющий какое-нибудь дело. Например: у нас в классе есть дети, которые хорошо мастерят, решают задачи, пишут стихи, поют, рисуют.

9. Творческая работа. (Слайд 25)

Следующий этап нашей работы - нарисовать необычный цветок.

10. Заключительный этап урока .

Что такое красота православного мира?

Что вам понравилось сегодня на уроке?

11.Домашнее задание

Выполнить задание № 1 на стр.69 учебника.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с произведениями религиозного искусства.
  • Выяснить православное значение понятий по теме урока.
  • Развитие у школьников эстетического восприятия "красоты", как явления духовной значимости.
  • Формировать нравственное сознание на основе христианских нравственных понятий.
  • Развивать речь обучающихся, учить высказываться и рассуждать.
  • Способствовать развитию собственного мнения и мышления, развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать чувство уважения к православной культуре и духовным ценностям русского народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник "Православная культура" автор Л.Л.Шевченко 2-й год обучения (2 ч.), индивидуальные листы для творческой работы, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы:

Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока. (Слайд 1 )

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какую красоту имела ввиду автор нашего учебника, давая нам эту тему?

(Ответы: красивые иконы, храмы, соборы и т.д.)

(Слайд 2, 3, 4)

А что же окружает все эти предметы? (ответы детей)

3. Работа над новым материалом.

Рассказ учителя:

Мы живём в доме , наш дом находится в нашей стране , а наша страна - это часть большой , круглой земли . Много лесов, высоких гор и глубоких морей есть на нашей земле. Не только люди населяют землю, рядом с нами живет много животных. Это собаки, кошки, кролики, а также коровы, лошади, овцы. Этих животных вы хорошо знаете. Но есть и дикие звери, некоторых из них вы тоже, наверное, видели.

Кроме того, на земле живут птицы. В воде живут рыбы. А всю нашу землю покрывают различные растения и деревья.

Красива наша земля, правда? Но знаете ли вы, кто создал нашу землю, всю эту красоту? (Господь)

А что же сотворил Господь? Давайте вспомним, посмотрев на слайды.

(Слайд 6) В темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы, ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Был только один Милосердный БОГ.

Он захотел, чтобы явился мир, или, как говорят проще, свет. В первый день создал БОГ свет. (Слайд 7)

И светло-светло сделалось на земле. И разделил Господь свет и тьму. И назвал Бог свет днём, а тьму - ночью.

Во второй день создал БОГ твердь. (Слайд 8) По слову Божьему открылся обширный голубой небесный свод, который вы видите над собой, когда гуляете.

(Слайд 9) В третий день Господь БОГ повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой возникли большие и малые горы. Но, если бы везде была голая земля, если бы вы нигде не видели ни одного зелёного листочка, ни цветочка, ни одного дерева, как вы думаете: это было бы красиво? - Да, это, было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий же день Милосердный Бог и сказал: пусть произрастит земля травы, овощи и цветы. (Слайд 10) И по Его повелению из земли выросли нежные травы, красивые цветы, самые разные кусты и деревья.

Теперь вы можете понять, что на земле стало красивее и веселее, чем было сначала.

В четвёртый день Бог сказал: "Пусть явятся на тверди небесной светила, которые освещали бы землю и по которым люди могли бы отличать день от ночи, считать месяцы и годы и замечать весну, лето, осень и зиму". И на небесном своде тотчас же заблистали бесчисленные светила. (Слайд 11) Между многими светилами два кажутся нам больше других. Творец повелел, чтобы одно из них светило днём, а другое - ночью. (Слайд 12)

Теперь было очень красиво на земле. Внизу цвели цветы и журчали ручейки. Вверху по небу плыли облака, и над ними сияло огромное солнце. Но ни одного живого существа ещё не было на земле. Ни одна птичка ещё не летала в воздухе. Не было ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, а в озёрах и речках не плавала ни одна рыбка. Поэтому везде было тихо и мертво.

Вот, в пятый день сказал Бог: "Пусть в воде живут рыбы, (Слайд 13) а по воздуху летают птицы". (Слайд 14)

В шестой день Бог сотворил животных и зверей земных, - таких, которые не могут жить в воде и не могут летать. (Слайд 15)

Итак, теперь были растения и животные. Но не доставало ещё одного творения. Как вы думаете, кого ещё недоставало? Что же последним было в творении Бога? (Не было ещё людей) (Слайд 16)

Так в шесть дней был создан весь мир. И когда БОГ ещё раз осмотрел всё, что создал, то увидел, что всё было прекрасно. (Слайд 17)

А человек может создавать красоту? (Да)

(Слайд 18)

В православной культуре такую красоту называют РУКОТВОРНОЙ.

А красота, которая создана Богом - НЕРУКОТВОРНОЙ.

Откройте учебник на с. 67, прочитайте текст.

Вопрос: - Кого прославляли православные мастера в своих произведениях? (Святых, ангелов, Богородицу, Иисуса Христа:..)

4. Физминутка под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. Из цикла "Времена года").

Работа с книгой.

Смотрим фрески.

Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с.68. Прочитайте названия под изображениями.

А теперь разберем, где какое событие происходит?

Бичевание - одно из самых жестоких, тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый.

Поругание - действие, поступок, наносящий грубое оскорбление, имеющий

целью унизить или опозорить.

А что было после Восхождения на Крест? (Ответ: Иисус умер на Кресте, его положили в пещеру, но на 3 день он воскрес)

Какой праздник связан с этим событием и мы его сейчас отмечаем? (Пасха)

В чем красота этого праздника? (Колокольный звон, куличи, яйца)

Каждый ли может увидеть красоту? (нет, только тот, кто чист душой, у кого нет ненависти, зависти:у кого доброе сердце)

6. Работа с текстом учебника.

Давайте прочитаем рассказ В.И.Сухомлинского, который так и называется "Человек с горячим сердцем". Откройте с. 70.

7. Закрепление прочитанного текста.

Ответьте на вопрос:

Почему один человек нашел красоту, а другой - нет?

Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

А что же помогло? (Упорство, настойчивость, доброе сердце:)

Учитель: - Выполните задание № 4. Подберите похожие по смыслу слова:

Сердце:..(горячее, доброе:.) А какое еще?

(Слайд 23)

Сердце (холодное, равнодушное:) Какое еще?

8. Работа в парах.

Задание № 5.

Подумайте и скажите: является ли созданный человеком цветок произведением религиозного искусства? Объясните, почему так думаете?

(Ответы: отразил красоту Божьего мира, был христианином, у него душа была чистая, не обозлен на мир:)

Не только великие люди могут быть людьми с "горячим сердцем". Им может быть каждый из нас, хорошо выполняющий какое-нибудь дело. Например: у нас в классе есть дети, которые хорошо мастерят, решают задачи, пишут стихи, поют, рисуют.

9. Творческая работа. (Слайд 25)

Следующий этап нашей работы - нарисовать необычный цветок.

10. Заключительный этап урока .

Что такое красота православного мира?

Что вам понравилось сегодня на уроке?

11.Домашнее задание

Выполнить задание № 1 на стр.69 учебника.