Поддержка студенческого предпринимательства в зарубежных университетах. Современные проблемы науки и образования. Процесс и стоимость обучения

1

Развитие молодежного предпринимательства является одной из приоритетных задач модернизации экономики страны. Однако молодежь сталкивается с огромными трудностями на пути создания молодежных предприятий. Авторами проведен анализ отечественного и зарубежного опыта форм и способов поддержки и развития молодежного предпринимательства, выделены основные форматы: благотворительные фонды, студенческие бизнес-клубы на базе университета, национальные и интернациональные бизнес-клубы, бизнес-кампусы, бизнес-инкубаторы для студентов и/или молодых предпринимателей, молодежные дискуссионные клубы, консультационные студенческие организации. Для создания комплексной площадки поддержки и стимулирования предпринимательства в молодежной среде в России авторами предлагается формировать всероссийскую сеть межвузовских бизнес-клубов. В статье разработаны основные концептуальные положения создания такой сети, структура и механизмы ее формирования, сформулированы основные результаты и ожидаемые эффекты.

взаимодействие молодежного и предпринимательского сообществ.

студенческий бизнес-клуб

молодежное предпринимательство

1. Ахиярова Н.В. Социально-управленческие проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан: дис. канд. э. наук. -Уфа. 2009. –38 с.

2. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства», Россия, 2012.

3. Конкурируя за будущее сегодня: Новая инновационная политика для России / ОПОРА России. – 2010. – 132 c.

4. Программа «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте Российской Федерации» – [Электронный ресурс] - URL: www.fadm.gov.ru/projects/mp/prog%20vmpd%202011.doc (дата обращения: 18.02.2014).

5. Яблонский С.С., Терентьева И.Н. Проблемы развития молодежного предпринимательства Белгородской области – [Электронный ресурс] - URL:http://cs-alternativa.ru/text/2393, URL:http://www.gemconsortium.org/docs/download/3185.

Введение

Сегодня одним из популярных тезисов в заявлениях и докладах Правительства РФ является утверждение о необходимости модернизации страны, построении инновационной экономики и создании предпринимательской инфраструктуры.

Предпринимательство является основной движущей силой экономики по опыту зарубежных стран. Однако если обратиться к статистике, то можно увидеть, что Россия занимает далеко не лидирующие позиции, в том числе по рейтингу индекса предпринимательского и экономического развития, составленного Global Entrepreneurship Monitor Consortium в 2012 году.

По результатам исследования в 2012 г. Россия занимает 67 место среди 69 стран-участниц проекта по количеству людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями. В России 93 % населения не только не вовлечены в предпринимательскую деятельность, но и не рассматривают для себя возможность создания бизнеса. Лишь каждый 23-ий россиянин (4,3 %) в трудоспособном возрасте является ранним предпринимателем. Предпринимательство по-прежнему играет меньшую роль в экономике не только по сравнению со странами БРИКС, в которых каждый 8-ой вовлечен в раннее предпринимательство, но и по сравнению со странами Восточной Европы, где каждый 11-ый является таковым. В России не только низкий уровень ранней предпринимательской активности, но и большинству созданных компаний не удается преодолеть начального этапа развития. В 2012 г. индекс активности устоявшихся предпринимателей составил 2,1 %. Их доля составила 33 % от общего числа предпринимателей .

Среди причин непопулярности предпринимательства эксперты выделяют не только отсутствие благоприятных, стабильных экономических условий для ведения бизнеса, но и нехватку необходимых знаний и несформированность компетенций в области предпринимательства. Кроме этого, в России пока не сформировалась предпринимательская культура.

Следует отметить, что в большинстве регионов России не существует площадок, на которых молодые люди могли бы получать актуальные знания и навыки, обмениваться информацией, разрабатывать собственные идеи, получать консультации экспертов. В результате инновационные идеи либо не появляются, либо не выходят на рынок, оставаясь в стенах вузов и научных лабораторий.

В то же время молодежный бизнес играет главную роль в решении социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров. Расширение возможностей и усиление влияния молодежного предпринимательства обуславливает необходимость использования его потенциала. Молодежный бизнес является существенным сегментом малого предпринимательства. Молодежь является наиболее значимым звеном в предпринимательской среде. Ведь именно сегодняшняя молодежь, молодежное предпринимательство будут определять облик нашей страны уже через 10 лет, от развития сегодняшнего молодежного бизнеса будут зависеть темпы экономического роста и развития нашей страны завтра.

Молодежь - самая активная часть общества, которая быстро реагирует на любые изменения в жизни и которая эффективно воспринимает полезные их стороны. Поэтому можно говорить о том, что молодежь обладает куда большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем другие возрастные группы. Молодежное предпринимательство - это очень сложный сектор, который требует особенно серьезного внимания со стороны государственных органов. Его правильно построенная, целенаправленная поддержка обеспечит развитие малого предпринимательства в регионе, что, в свою очередь, приведет к экономическому росту, к повышению инвестиционной привлекательности региона. Однако молодежь сталкивается с огромными трудностями на пути создания молодежных предприятий. Эти проблемы связаны как с финансовыми трудностями в создании предприятий, так и с недостаточной образованностью молодых людей. Сюда относятся высокие ставки налогов и процентов за кредиты, отсутствие начального капитала в руках молодых людей, ограниченность или отсутствие экономических и производственных связей ввиду непродолжительности своей деятельности и недостаточности опыта. Эти и другие проблемы требуют обязательного их решения путем государственной поддержки молодежного предпринимательства. Ввиду неинформированности молодых людей о существующих методах поддержки молодежного предпринимательства существует необходимость в проведении различных акций, конкурсов, создании информационных баз в учебных заведениях. Все эти меры будут способствовать тому, что молодые люди перестанут воспринимать предпринимательство, бизнес как недоступную им сферу деятельности .

Таким образом, на сегодняшний день молодёжное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса в России. Создание благоприятных условий, стимулирующих молодёжь заниматься предпринимательской деятельностью, рассматривается в различных программах общегосударственного и регионального уровня. Авторами статьи предлагается один из инструментов развития молодежного предпринимательства.

Особенности молодежного предпринимательства

Согласно статистике, примерно 300 млн молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет во всем мире либо не имеют постоянного места работы, либо вообще являются безработными. Около 20 % из них обладают отличными способностями для начала собственного бизнеса и, в силу различных причин, только 5 % решается на это.

Выделение молодежного предпринимательства в качестве особого сегмента предпринимательства происходит потому, что в отличие от других видов предпринимательства оно имеет свои специфические признаки, сильные и слабые стороны (Табл.1) .

Таблица 1. Сильные и слабые стороны молодёжного предпринимательства

Сильные стороны молодёжного предпринимательства

Высокая инновационная активность, инновационность мышления

Высокая мобильность, гибкость подходов, быстрота реакции по освоению новых рынков

Высокий уровень возможностей систематического обновления своих предпринимательских знаний и навыков в соответствии с меняющимися требованиями производства и рынка

Потенциальная способность молодых людей выдерживать повышенные трудовые и нервные нагрузки, сопровождающие предпринимательскую деятельность, особенно на её стартовом этапе

Предрасположенность молодёжи к риску

Слабые стороны молодёжного предпринимательства

Незначительный социальный опыт

Отсутствие деловой репутации

Слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов

Проблема формирования стартового капитала

Недостаток личных контактов в сфере бизнеса и во властно-управленческих структурах

Незащищённость от воздействия бюрократических структур

Наиболее активный соблазн «теневого» предпринимательства и незащищённость от воздействия криминальных структур

Данные признаки, выделяя молодежное предпринимательство в особую категорию, определяют основные задачи по его поддержке: развитие сильных и преодоление слабых сторон.

Согласно Программе «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте Российской Федерации» , на сегодняшний день нерешенным остается целый ряд специфических проблем, влияющих на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты. К ним следует отнести:

1. Социальные настроения. Слабо выраженным в молодежной среде остается предпринимательский дух, предполагающий готовность идти на риск, создавать новое. Молодежь сегодня охотнее отдает предпочтение перспективам самореализации в сфере крупного бизнеса или государственной службы.

2. Восприятие предпринимателей массовым сознанием. Предприниматели как социальная группа не входят в число ведущих профессиональных предпочтений молодых людей. В молодежной среде предпринимательская деятельность воспринимается в контексте скорее преодоления трудностей, чем достижения успеха.

4. Стартовые условия. Меры, предпринимаемые в направлении поддержки малого бизнеса для молодежи как социальной группы, пока не дают видимого результата. Административные, правовые и финансовые барьеры, препятствующие свободному выходу на рынок, по-прежнему труднопреодолимы.

5. Неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства. Как показали результаты опроса, проведенного ИКСИ, о существовании таких организаций знают только 18 % респондентов. Большинство же опрошенных (69 %) ответили, что не имеют представления о существовании в их городе подобных структур. Результаты опроса свидетельствуют, что потенциальные предприниматели (66 % респондентов планируют в будущем организовать свой бизнес) не владеют информацией о том, какую поддержку они могут получить на местном уровне.

Формы поддержки молодежного предпринимательства за рубежом

Обратимся к опыту зарубежных стран и рассмотрим механизмы, стимулирующие развитие студенческого предпринимательства. Для анализа существующих в мировой практике форм поддержки студенческого и молодежного предпринимательства было проведено кабинетное исследование интернет-ресурсов и были рассмотрены некоммерческие и коммерческие организации, деятельность которых связана с финансированием, информационной поддержкой и обучением молодых предпринимателей. Условно эти организации можно разделить на следующие группы:

1) Благотворительные фонды

Первостепенной функцией таких фондов является частичное или полное финансирование стартап-проектов.

Ярким примером фонда поддержки молодежного предпринимательства является международная организация “The Prince’s Youth Business International” (YBI), основанная Принцем Уэльским Чарльзом в Англии. Согласно отчету организации, за 2009 год фондом было профинансировано 8 530 стартап-проектов по всему миру.

Совет директоров фонда принимает решение о финансировании проекта, а участники этого проекта впоследствии предоставляют совету директоров отчетность о деятельности созданной организации. Фонд состоит в основном из благотворительных грантов и дотаций, подробный отчет о доходах и расходах фонда можно прочитать в приложении (Годовой отчет YBI 2009). В том же документе содержится краткое описание национальных подразделений этой организации.

2) Студенческие бизнес-клубы на базе университета

Виды деятельности: организация дискуссионных клубов; проведение учебных курсов, тренингов; консультации в различных сферах менеджмента и бизнеса.

Бизнес-клубы такого формата часто выступают в качестве информационной площадки для инвесторов. Это отличает их от консультационных студенческих организаций, о которых будет рассказано позже. Периодически организуются конкурсы бизнес-планов, разработанных студентами - участниками клуба. Наиболее успешные авторы могут рассчитывать на финансирование своих проектов венчурными инвесторами. А также проводится сбор и предоставление информации о студенческих проектах для предпринимателей и инвесторов (коммерческих структур, благотворительных фондов и т.д.). Примерами таких организаций могут служить:

  • Aalto Entrepreneurship Society and Aalto Venture Park, Финляндия;
  • Columbia Entrepreneurs Organization (CEO), США;
  • GSB Entrepreneur Club, США;
  • HBS Entrepreneurship Club, США;
  • University of Wisconsin Entrepreneurship Association, США;
  • Idelab, Швеция;
  • GU Holding, Швеция.

3) Национальные и интернациональные бизнес-клубы

Виды деятельности те же, что и у предыдущих. Главное отличие заключается в том, что доступ к информации получают не только студенты одного определенного университета, но любые молодые предприниматели без привязки к учебному заведению (даже если сам клуб создан на базе какого-либо университета). Примерами таких организаций могут служить:

  • Asia-Pacific Student Entrepreneurship Society (ASES), Индия и прочие государства;
  • National Association for Community College Entrepreneurship (NACCE), США;
  • Student Entrepreneur Support Project (Asian Student Entrepreneur Support Fund), Япония;
  • The Center for Entrepreneurship (CFE), США;
  • The Youth Business Support Unit (YBSU) at Sharek Youth Forum, Палестина.

4) Бизнес-кампусы

Это академические курсы с расширенной практической частью, посвященной разработке и реализации бизнес-проектов. Примеры бизнес-кампусов:

  • Hinman Campus Entrepreneurial Opportunities Program (Hinman CEOs), США;
  • The Austin Entrepreneurship Program at Weatherford Residential College, США.

5) Бизнес-инкубаторы для студентов и/или молодых предпринимателей (Student Business Incubators, SBI)

Созданы для облегчения реализации бизнес-проектов предпринимателями, у которых мало опыта. Им предоставляются офисные (а также коммерческие и производственные) площади по сниженным ценам, а также прочие льготы. Для таких организаций типично предоставление консультаций в различных сферах, связанных с предпринимательским делом. Реже возможна финансовая поддержка стартапов.

Как правило, студенческие бизнес-инкубаторы (SBI) создаются на базе университетов (или других образовательных учреждений), но также есть множество независимых от университетов коммерческих структур. Такие организации могут предлагать площади и прочие услуги студентам какого-либо конкретного университета, либо молодым предпринимателям без привязки к месту обучения. Четко отделить студенческие бизнес-инкубаторы и бизнес-инкубаторы для молодежи довольно трудно, так как на практике грань между ними размыта. Стоит отметить, что и коммерческие бизнес-инкубаторы сотрудничают с университетами тем или иным образом. Например, заказывают у университетов исследования и обмениваются информацией о перспективных студенческих проектах, которые могут претендовать на размещение в бизнес-инкубаторе. Примеров таких бизнес-инкубаторов в современном мире множество, например, некоторые из них:

  1. Darebin Enterprise Centre Ltd (DECL), Австралия.
  2. DUHatch Student Business Incubator, США.
  3. The UNI Student Business Incubator of the John Pappajohn Entrepreneurial Center, США.
  4. Student Business Incubator Program of Asheville-Buncombe Technical Community College, США.
  5. SBI of University of Wisconsin-Madison, США.
  6. The Student Business Incubator operated by the Office of Technology Transfer and Economic Development (TTED) at Missouri University of Science and Technology (Missouri S&T), США.
  7. The Student Business Incubator Center, США.
  8. Student Business Incubator, США.
  9. Darden Business Incubator, США.
  10. Fresno State business incubator, США.
  11. Student Business Incubation Program, США.
  12. The Community Foundation of Western Massachusetts Student Business Incubator (SBI), США.
  13. Student Agencies eLab, США.
  14. Student entrepreneurship project, Швейцария.
  15. SUREstart Business Incubators, Шотландия.
  16. Oakland University"s SmartZone Business Incubator (OU INC), США.
  17. The Entrepreneurship Cell of IIT Madras, Индия.
  18. И другие.

6) Молодежные дискуссионные клубы

Такие организации не имеют целью поддержку реализации бизнес-проектов участников, но созданы для воспитания предпринимательской культуры, для образования молодежи в сфере бизнеса. Традиционно они занимаются организацией студенческих конференций, бизнес-школ, семинаров с участием опытных бизнесменов. Однако они не преследуют целью финансовую или же информационную поддержку молодежных стартап-проектов, поэтому мы не будем подробно рассматривать организации такого типа в данном исследовании. В качестве примера можно указать австралийский Business Student Club на базе Университета Квинсленда (University of Southern Queensland) и Collegiate Entrepreneurs’ Organization, США.

7) Консультационные студенческие организации

Это студенческие сообщества, которые, напротив, созданы именно для поддержки студентов, начинающих реализацию своих бизнес-проектов. Они помогают молодым предпринимателям в составлении бизнес-планов, консультируют в финансовых, бухгалтерских, маркетинговых вопросах. Стоит отметить, что такие организации и сообщества предоставляют информационную поддержку без финансирования стартапов. Так как поддержка стартап-проектов не является целью подобных клубов, то они не являются объектом данного исследования, и мы не будем останавливаться на них подробно. В качестве примера можно указать Student Business Services, созданный на базе Университета Окленда (Oakland University), США, штат Мичиган.

Анализ различных форм стимулирования молодежного предпринимательства показывает, что поддержка осуществляется в разных направлениях: финансовая, консалтинговая, информационная, инфраструктурная, образовательная. Среди наиболее распространенных форматов можно выделить различные клубы, которые объединяют по интересам молодежную аудиторию.

Всероссийская сеть молодежных бизнес-клубов как средство развития молодежного предпринимательства

В российской практике существуют отдельные инициативы, направленные на поддержку и развитие молодежного предпринимательства. В основном это клубы студенческой инициативы, например, Нижегородский бизнес-клуб «Предприниматель», Казанский бизнес-клуб «Навигатор», Новгородский «Молодежный бизнес клуб», Ижевский клуб предпринимателей «Стимул», Челябинская «Школа молодежного предпринимательства», Центр корпоративного предпринимательства Владивостока, Инвестиционный клуб ЦКП, Томский Клуб Молодых Предпринимателей и др.

В таких клубах студенты совместно разрабатывают бизнес-планы, делятся опытом, решают бизнес-кейсы и т.д. К недостаткам такого формата можно отнести отсутствие системной организационной работы и партнерского взаимодействия с успешными региональными предпринимателями.

По нашему мнению, механизмом формирования инновационной экосистемы на уровне молодежного сообщества может выступать комплексная программа, в основе которой лежит создание сети всероссийских межвузовских бизнес-клубов, объединяющих молодых энергичных предпринимателей «нового типа», обладающих актуальными знаниями, новым прогрессивным мышлением. Деятельность клуба должна быть направлена на формирование нового мировоззрения, поддержку молодых людей с активной жизненной позицией, создание условий для развития их предпринимательской инициативы. По сути, будет создан механизм, интегрирующий элементы экосистемы и способствующий взаимодействию государства, бизнеса, науки и образования, а также обеспечивающий эффективные коммуникации между молодежью и всеми стейкхолдерами.

Всероссийская сеть межвузовских бизнес-клубов должна состоять преимущественно из представителей двух заинтересованных сообществ - предпринимательского и молодежного.

Первая группа - молодежь в возрасте от 17 до 30 лет:

  • ориентированная на создание своего дела;
  • желающая продолжать семейный бизнес;
  • заинтересованная в скорейшем заработке.

По результатам исследования, проведенного НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, доля активных и инициативных студентов не превышает 10 % от общего числа. В основном это студенты, интересующиеся программами предпринимательской подготовки, управленческого и личностного развития. Поиск и привлечение такой молодежи будет осуществляться преимущественно через уже существующие городские и вузовские молодежные организации.

Вторая группа - социально-ответственные предприниматели (потенциальные партнеры и участники клуба):

  • заинтересованные в поиске и привлечении в свою компанию молодых инициативных работников;
  • желающие передать накопленный опыт и знания в сфере предпринимательства;
  • находящиеся в поиске новых бизнес-идей и проектов.

Система выстраивания взаимодействия между молодежным и предпринимательским сообществами представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема взаимодействия молодежного и предпринимательского сообществ

Специфика Всероссийской сети межвузовских бизнес-клубов и технология организации ее работы заключаются в системном подходе к решению проблемы поиска и разработки инновационных и бизнес-проектов на стадиях seed и pre-seed. Из схемы видно, что молодежные инновационные проекты получают всестороннюю помощь: финансовую, консультационную, информационную и организационную. Такой комплексный подход будет способствовать увеличению количества молодежных инновационных проектов и повышению их жизнеспособности на рынке.

Система Всероссийской сети межвузовских бизнес-клубов соответствует модели скрининга инновационных идей «Воронка» Уилрайта - Кларка (рисунок 2): на начальном этапе большое количество молодежных бизнес-идей проходит поэтапный экспертный отбор, команды разработчиков получают всестороннюю поддержку, что приводит в дальнейшем к запуску на рынок жизнеспособных инновационных молодежных проектов. Таким образом, система работы всероссийской сети направлена на формирование и постоянное пополнение потока молодежных бизнес-проектов.

Рисунок 2. Модель скрининга инновационных идей «Воронка» Уилрайта-Кларка

В рамках образовательного направления участники клуба получают информацию в области инновационного предпринимательства. Образовательный компонент затрагивает ключевые темы управления инновационными и бизнес-проектами: методы генерирования идей, истории успеха в бизнесе, организация бизнеса с нуля, юридические аспекты организации предприятия, работа и подбор персонала, командообразование, маркетинговые стратегии, выбор системы налогообложения, оценка рисков в бизнесе, организация системы продаж инновационных продуктов и др. Поставщиками знаний являются бизнесмены, топ-менеджеры, ведущие преподаватели региональных вузов. В ходе проведения семинаров используются активные методы обучения: деловые игры, круглые столы, дебаты, кейсы, мозговые штурмы. Массовое привлечение активной молодежи к мероприятиям этого направления в т.ч. выполняет задачу продвижения клуба.

В рамках практического направления проектные команды имеют возможность получить консультационную помощь бизнес-экспертов. Кроме этого, участникам предоставляется информация о профильных фондах и способах получения государственной поддержки, их знакомят с системой работы бизнес-инкубаторов и технопарков.

Общая логика заседаний такова, что на начальном этапе происходит формирование межфункциональных команд. Процедура знакомства включает в себя ряд мероприятий по командообразованию, составление ресурсной карты членов клуба и ролевую игру, направленную на выявление личностных компетенций. На основании проведенного анализа состава участников клуба, определяются критерии для формирования команд, включающих представителей различных профессиональных областей и интересов. Далее в процессе командной работы генерируются бизнес-идеи и организовывается их презентация, в результате которой формируется рейтинг бизнес-идей. Для лучших идей определяются «идейные вдохновители» (инноваторы). После этого членам клуба предоставляется возможность «перегруппироваться» в команды в соответствии с их собственными интересами и предпочтениями для реализации проектов.

Последующие этапы деятельности клуба направлены на разработку и реализацию проектов. Промежуточные результаты работы межфункциональных команд презентуются на специальных семинарах, в ходе которых участники могут обменяться мнениями и опытом, задать вопросы и получить необходимую информационную поддержку.

Всероссийская сеть межвузовских бизнес-клубов - это система из региональных бизнес-клубов (рисунок 3), интегрированная в международную инновационную молодежную среду.

Рисунок 3. Структура Всероссийской сети межвузовских бизнес-клубов «Предприниматель»

В качестве параметров привлекательности городов, в которых могут быть созданы региональные бизнес-клубы, можно предложить следующие критерии:

  1. Численность населения.
  2. Уровень развития инновационной инфраструктуры (наличие бизнес-инкубаторов, технопарков, существующих студенческих бизнес-клубов и др.).
  3. Количество научных организаций (научно-исследовательские институты (НИИ), научно-производственные объединения (НПО), конструкторские бюро (КБ), проектные организации (ПО)).
  4. Характеристики города: статус, географическое положение.
  5. Наличие финансовых структур, занимающихся инвестированием в инновационные проекты (представительство Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере (ФСР МФП НТС), ассоциации бизнес-ангелов, венчурные фонды и др.).

Всероссийская сеть бизнес-клубов должна состоять из типизированных взаимосвязанных элементов (региональных клубов), управление которыми осуществляется посредством Координирующего Центра. На начальных этапах формирования сети основными функциями Координирующего Центра будут являться разработка и оптимизация механизмов работы (ключевых процессов, процедур, регламентов), а также управление процессом создания новых клубов сети. На последующих этапах Координирующий Центр должен обеспечивать эффективное функционирование сети, ее непрерывное развитие и совершенствование.

Формирование сети может производиться в несколько этапов:

Первый этап - запуск пилотного проекта из 5 клубов. Данный этап должен являться определяющим для построения всей сети межвузовских клубов, поскольку в рамках его проведения будет происходить отладка ключевых процессов взаимодействия элементов системы, оптимизация технологии управления и корректировка регламентов работы сети.

Второй этап направлен на создание «точек роста» в каждом округе РФ. В рамках данного этапа может быть организовано до 10 клубов в наиболее крупных центрах России. Несмотря на то, что работа созданных клубов будет проводиться по отлаженной технологии, опыт их функционирования должен накапливаться и анализироваться. Лучшие управленческие практики должны быть внедрены как для повышения эффективности работы действующей сети, так и учтены при создании клубов на последующих этапах.

Третий этап запуск следующих 10 клубов. К моменту завершения данного этапа сеть должна представлять собой молодежное сообщество, объединяющее более 4000 действительных представителей, активно участвующих в мероприятиях клуба и более 100000 дистанционных членов по всей России, активно взаимодействующих не только в рамках сетевых и локальных мероприятий, но и посредством глобального информационного портала, интегрирующего знания, контакты и предпринимательский опыт клубов 25 городов РФ.

Четвертый этап - заключительный этап реализации проекта направлен на интеграцию Всероссийского сообщества молодых предпринимателей в международную сеть молодежных предпринимательских сообществ. Для этого основной задачей клуба должна стать организация взаимодействия и создание возможностей для реализации совместных мероприятий по интегрированию в сообщество предпринимателей Европы и других стран.

Процесс создания одного регионального клуба, входящего в состав сети, представлен на рисунке 4. Последовательное выполнение разработанного алгоритма позволит в короткие сроки запустить действующие площадки клубов в обозначенных регионах.

Рисунок 4. Алгоритм создания регионального клуба

На первом этапе осуществляется формирование инициативной группы из числа молодежи, члены которой станут организаторами и активными участниками регионального клуба. Поиск и отбор претендентов в эту группу предполагается проводить в первую очередь на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер» и за счет установления деловых контактов с активной молодежью регионов в рамках других мероприятий и через городские студенческие организации. Выбор форума «Селигер» обусловлен наличием широко представленной потенциальной целевой аудитории (возраст участников 18-30 лет), а также охватом и разнообразием регионов-участников. Для выявления потенциальных претендентов в региональную группу организаторов на форум выезжают представители координирующего центра, проводят разъяснительную и агитационную работу, формируют базу участников, договариваются о возможности дальнейшего сотрудничества.

На втором этапе происходит поиск регионального вуза-партнера, на базе которого будет реализовываться деятельность бизнес-клуба. Вузом-партнером может стать ведущее в регионе многопрофильное высшее образовательное учреждение, осуществляющее активную научно-исследовательскую и образовательную деятельность. Вуз-партнер предоставляет на безвозмездной основе помещение для проведения мероприятий клуба, оргтехнику, телефонную связь, доступ к сети Интернет. Кроме этого, из числа профессорско-преподавательского состава выбирается куратор регионального клуба, ответственный за дальнейшее взаимодействие регионального партнера с координирующим центром и за реализацию образовательного компонента программы клуба. Сотрудничество с Всероссийской сетью бизнес-клубов «Предприниматель» позволяет вузу стать центром развития молодежного инновационного предпринимательства в регионе, способствует укреплению имиджа как образовательного учреждения, внедряющего инновационные образовательные технологии.

На третьем этапе происходит заключение договора о сотрудничестве Некоммерческого партнерства с региональным вузом.

Четвертый этап связан с открытием филиала Некоммерческого партнерства в регионе. Назначается руководитель филиала, с ним заключается трудовой договор. Далее, в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях», регистрация филиала Некоммерческого партнерства осуществляется в ИФНС путем подачи уведомления о создании филиала. Затем заключаются трудовые договоры (или договоры подряда) с остальными сотрудниками филиала: специалистом по PR и менеджером клуба. Данные сотрудники выбираются из числа инициативной группы молодежи, сформированной на первом этапе.

На пятом этапе происходит согласование регламентов работы регионального клуба с координирующим центром, разработка программы мероприятий на год и кампании по привлечению активной молодежи на региональную площадку.

Шестой этап связан с привлечением региональным клубом партнеров на городском и областном уровнях: вузов, бизнес-инкубаторов, технопарков, предпринимательских сообществ и других элементов региональной инновационной системы. Эта задача возлагается на сотрудников филиала. В результате реализации данного этапа сотрудниками нарабатываются деловые контакты, и формируется пул партнеров, с которыми заключаются договоры о сотрудничестве (соглашения).

На следующем этапе происходит официальное открытие и начинается функционирование филиала. Открытию предшествует реализация разработанной ранее кампании по привлечению активных участников клуба.

Реализация восьмого этапа предполагает открытие региональной страницы на виртуальном портале сети. Сотрудники филиала предоставляют контент, содержащий информацию о привлеченных партнерах, материалы о текущей деятельности, программу региональных мероприятий для размещения на портале.

С последующего этапа начинается осуществление запланированной в регионе программы мероприятий, которая может быть скорректирована по мере ее реализации. Сотрудниками филиала предоставляются ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты о деятельности регионального клуба директору координирующего центра. А также, по итогам каждого заседания, в информационный отдел Координирующего центра предоставляются отчетные видео и текстовые материалы.

Мероприятия сети организовываются на двух уровнях (рисунок 5) - локальном (региональном) и сетевом (всероссийском). Организация мероприятий на локальном уровне находится в компетенции региональных команд, в то время как сетевые мероприятия готовятся и проводятся централизованно сотрудниками координирующего центра (таблица 2).

Рисунок 5. Классификация мероприятий Всероссийской сети межвузовских бизнес-клубов

Таблица 2. Форматы региональных мероприятий

Название формата

Краткое описание формата

Тематические встречи

Встречи с предпринимателями и бизнес-экспертами, инноваторами и инвесторами. Форма проведения: семинары, «круглые столы», деловые игры, мозговые штурмы, тренинги, мастер-классы, презентации и экспертные сессии лучших проектов. Ключевые мероприятия представляют собой реализацию практического компонента формата клуба и служат инструментом повышения уровня компетентности участников в вопросах построения и развития инновационного бизнеса.

Практические встречи - «Инфорумы»

Встречи участников проектных команд и экспертов. Форма проведения: «круглый стол», презентация в группе, дискуссия. Участники проектных команд получают консультационную поддержку со стороны приглашенных экспертов. Данный инструмент работы с командой дает возможность стимулировать развитие инновационного проекта, реализуемого участниками клуба, выполнять периодическую оценку качества выполняемой работы, поддерживать процессы командного развития, готовить проект к рассмотрению его инвесторами.

Кейс-клуб

Встречи по решению бизнес-кейсов и анализу бизнес-ситуаций, предлагаемых действующими представителями бизнес-среды - региональными компаниями. Возможно проведение региональных чемпионатов по решению бизнес-кейсов. Победители региональных чемпионатов имеют возможность участвовать в общероссийских.

Клуб носителей языка

Встречи-дискуссии, объединяющие студентов иностранных государств (носителей языка) и российских студентов, желающих улучшить знания иностранных языков.

Дополнительные форматы встреч

Члены клуба предлагают свои варианты форматов встреч в качестве направления деятельности регионального клуба. Например, экскурсии на предприятия, тематические дискуссионные клубы и так далее, что стимулирует активность членов клуба.

Заключение

Значительная часть молодежи проявляет высокую активность в предпринимательской деятельности, но по причине отсутствия реального механизма поддержки молодежного предпринимательства большинство начинаний либо закрывается в течение первых нескольких месяцев работы, либо уходит в сторону нелегального, а нередко и криминального бизнеса. Молодые предприниматели остро нуждаются в экспресс-обучении основам предпринимательской деятельности, консультационном обслуживании, помещениях, оснащенных современными средствами связи и оргтехникой, бухгалтерских и многих других услугах на льготных условиях. Общество нуждается в развитии молодежного предпринимательства, поощрении и распространении его цивилизованных форм. Молодежные малые предприятия могут способствовать созданию дополнительных рабочих мест при значительно меньших затратах, чем на крупных предприятиях, что способно частично решить проблему безработицы в области. Несмотря на то что, что в области существует подпрограммы «Поддержка предпринимательской деятельности молодежи», в большинстве случаев она так и остается только на бумаге.

Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта форм и способов поддержки и развития молодежного предпринимательства показал, что в настоящее время в России отсутствует целостная система, способствующая формированию потока молодежных инновационных проектов и единого коммуникативного пространства среди активной молодежи.

Одним из таких инструментов может стать Всероссийская сеть межвузовских бизнес-клубов «Предприниматель». В данной статье разработаны основные концептуальные положения создания этой сети, структура и механизмы формирования сети, сформулированы основные результаты и ожидаемые эффекты.

Реализация разработанной концепции Всероссийской сети межвузовских бизнес-клубов «Предприниматель» будет способствовать:

  • интенсификации потока молодежных предпринимательских проектов;
  • созданию кадрового резерва для повышения конкурентоспособности национальной инновационной системы;
  • аккумуляции интеллектуального потенциала в России;
  • увеличению количества социально-ответственных представителей бизнеса;
  • распространению идеологии предпринимательства среди молодежи, в т.ч. за счет донесения историй успехов российского бизнеса;
  • увеличению количества рабочих мест за счет развития малого предпринимательства.

Рецензенты:

Вайсблат Б.И., д.т.н., профессор, профессор кафедры венчурного менеджмента НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, г. Н.Новгород.

Мкртычян Г.А., д.псх.н., профессор, профессор кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, г. Н.Новгород.

Библиографическая ссылка

Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12360 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова


Ключевые слова

студенческое предпринимательство, инновационное развитие, высшее учебное заведение (вуз), спин-офф компании, стимулирование, student entrepreneurship, innovative development, a higher educational institution (high school), spinoff companies, fostering

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Необходимость развития студенческого предпринимательства становится все более важным направлением инновационного развития вузов. Внимание концентрируется на тех студентах, которые создают новые компании для коммерциализации своих знаний, которые они приобрели на протяжении всего процесса обучения в университете. В этой статье рассматривается, во-первых, важность студенческих спин-офф компаний. Во-вторых, выявляются различные и основные аспекты студенческого предпринимательства. В-третьих, вводиться модель для повышения уровня студенческого предпринимательства в университете. В-четвертых, определен ряд принципов, построения данной модели. В-пятых, разработаны рекомендации, чтобы стимулировать администрацию университета использовать менеджмент, основанный на результатах, направленный на повышение уровня студенческого предпринимательства.

Текст научной статьи

Необходимость развития студенческого предпринимательства становится все более важным направлением инновационного развития вузов. Однако существует риск, что политика, стимулирующая предпринимательскую деятельность в университете, может упустить ключевые научные идеи. За последние годы появилось достаточно большое количество литературы по студенческому предпринимательству различной направленности, что усложняет для вузов процесс разработки эффективной политики. Поэтому студенческие спин-офф компании представляют интерес для всех прогрессивно мыслящих вузов, а особенно для тех, которые поддерживают научные исследования и обучающие программы в области предпринимательства. Создаваемые компании являются неоспоримым доказательством того, что студенты приобретают реальные предпринимательские навыки во время обучения в университете. Кроме того, студенческие спин-офф компании содействуют региональному экономическому развитию, коммерциализации знаний, помогают вузам достичь своей основной миссии, и увеличить рентабельность инвестиций в НИОКР. Спин-офф компании представляют собой фирмы-отпрыски, выделяющиеся из материнской компании с целью самостоятельной разработки, освоения и внедрения на рынок нового продукта или технологии. Фирмы такого рода чаще всего создаются посредством преобразования подразделения компании в самостоятельную фирму . За счет преимуществ, предоставляемых спин-офф и спин-аут компаниями университеты и исследовательские организации получат положительный экономический, социальный, инновационный эффект от деятельности таких компаний . Спин-компании основываются на базе технологии или разработки, созданной материнской компанией с одной целью - внедрить объект научно-исследовательской деятельности на рынок. Существует ряд причин, почему важно развивать студенческое предпринимательство: 1. Студенческие спин-офф компании являются конкретным доказательством того, что университет является актуальным, современным и конкурентоспособным. А это в свою очередь способствует привлечению талантливых студентов, преподавателей, партнеров и доноров; созданию частных и государственных инвестиций; и укреплению региональных и международных связей. 2. Способствует экономическому развитию региона, где расположен университет. Создаются рабочие места (в том числе рабочие места для студентов и наукоемкие рабочие места), происходит диверсификация местной экономики, привлечение инвестиций. 3. Помогает университетам в выполнении своих ключевых задач исследования, обучения и развития. Студенческие спин-офф компании помогают факультету проанализировать, что полезно для обучения студентов, и повышают осведомленность о практической ценности проведенных исследований университета. 4. Повышает доходность государственных инвестиций в университетские НИОКР. Качественное образование вкупе со студенческим предпринимательством способствуют повышению уровня предпринимательской активности в университете, которое в свою очередь увеличивает результативность и доходность от НИОКР. Следует отметить, что спин-офф компании могут быть созданы студентами любого факультета в университете. Эти компании действуют независимо от университета; они имеют свою собственную юридическую, техническую, так и коммерческую структуру. Студенческие спин-офф компании могут получить доход от: - новых продуктов, услуг, технологий, инструментов и решений; - нового качества товаров; - создания новых методов производства; - открытия новых рынков; - нахождения новых источников поставок сырья и материалов; и - новых организационных форм. Можно определить шесть моделей, которые влияют на количество предпринимателей из числа студентов в университете в определенный момент времени (зависимая переменная). А и Б: Студенты используют университетские знания для развития своих возможностей в рамках университета. Объем знаний, доступных студентам, выражается в виде произведения двух факторов: общего запаса знания, имеющегося в университете и та часть знаний, которую университет позволяет студентам коммерциализировать. Если политика университета в области предпринимательства даст все права на университетский запас знаний студентам, то количество предпринимателей из числа студентов и число студенческий компаний, скорее всего, увеличится. В: Сравнивая прогнозируемые доходы от предпринимательства и ожидаемую заработную плату от работы по найму внутри или вне университета, если прибыль будет выше заработной платы, будет выше число студентов готовых открыть свои компании. Г: Студентам необходимо развивать три основные возможности предпринимательства: определять и распознавать свои возможности, приобретать ресурсы, и продвигать свое предприятие. Чем сильнее предпринимательский потенциал студентов университета, тем скорее увеличивается количество студентов, открывающих свое дело. Д и Е: Можно выявить основные барьеры для предпринимательства, которые могут быть сгруппированы в две категории: барьеры, создаваемые университетом и региональные барьеры. К числу университетских барьеров можно отнести отсутствие социальной поддержки студенческого предпринимательства, противоречие между академическими и коммерческими результатами, отсутствие людей с опытом ведения бизнеса и коммерческих навыков. Среди региональных барьеров предпринимательства, можно отметить нормативные, правовые, административные, трудовые, финансовые и партнерские обременения. Например, в некоторых регионах, студентам-предпринимателям нужен один день для регистрации компании; в других регионах нужно 20 недель. В некоторых регионах требуют квалификации или бизнес-план, заверенный бизнес-экспертом, подтверждающие жизнеспособность компании. В некоторых регионах, студенты не имеют доступа к банковским и товарным кредитам. На количество предпринимателей из числа студентов в университете положительно влияют: - образовательная база в университете; - доля знаний, которые студенты могут коммерциализировать; - ожидаемая прибыль; - индивидуальные предпринимательские способности студента. Рисунок также показывает, что чем больше университетских и региональных барьеров для предпринимательства создается, чем меньшее количество предпринимателей из числа студентов. Существует также ряд принципов, которые могут быть использованы при разработке политики университета для увеличения количества спин-офф компаний, созданных студентами университета. Эти принципы сгруппированы по шести факторам (таблица 1). Таблица 1 Принципы стимулирования студенческого предпринимательства в университете Направление Принципы A.Увеличение образовательной базы - Привлечь и удержать продуктивных исследователей с факультета, имеющих бизнес-опыт, которые могут увеличить образовательную базу, которые можно использовать в коммерческих целях. - Обеспечить наставников для студентов, чтобы помочь определить и укрепить способности. - Отличать знания, которые повышают существующую практику по сравнению с теми, что разрушают ее. Б.Увеличение части знаний, которые студенты могут коммерциализировать - Дать студентам возможность коммерциализировать большую часть знаний. - Отделить процесс создания спин-офф компаний от научных исследований и преподавания. В.Увеличение превышение доходов от предпринимательства от возможной заработной платы -Предоставить студентам, занимающимся предпринимательством стипендии, используя тот же уровень поддержки, используемый для обеспечения учебного процесса и исследовательские стипендии. - Оказывать финансовую поддержку студентам для реализации реальных возможностей. - Анализировать существующие возможности и предоставить студентам конструктивную обратную связь при продвижении своих возможностей. - Обеспечить доступ для потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов. - Предоставить инструменты, чтобы определить и укрепить возможности. - Помощь в получении внешних ресурсов. Г.Повышение индивидуальных способностей - Обеспечить практическое обучение и наставников для развития потенциала по выявлению и уточнения возможностей, привлечение ресурсов, и продвижению предприятий. - Помогать налаживать связи студентов с предпринимателями. Д.Снижение университетских барьеров - Повысить уровень осведомленности о льготах для студенческого предпринимательства региона, университета и факультета. - Обеспечить пространство для сотрудничества студентов. - Установить четкий и благоприятный процесс создания спин-офф компаний. - Определить характер и срок создаваемых спин-офф компаний на базе университета. - Больший упор на результаты от инвестиций, чем на отслеживание инвестиций в деятельности. - Ликвидировать неравенство по признаку пола, возраста, расы, здоровья и религии. Е. Уменьшение региональных барьеров - Поощрять факультеты для содействия региональному экономическому развитию организаций. - Вовлечь студентов в деятельность организации по экономическому развитию, кластеров, бизнес-инкубаторов, сервис-провайдеров и др. - Предоставить доступ к конференциям, где обсуждаются технологии и тенденции на рынке с потенциальными клиентами. Но одних принципов не достаточно. Управляющий аппарат университета может использовать ориентированный на результаты подход к управлению, который способствует повышению уровня предпринимателей из числа студентов. При таком подходе использование трех инструментов для управления инициативами в содействии созданию студенческих спин-офф компаний может оказаться весьма полезным. Эти инструменты включают в себя: - логическую модель; - структуру измерения эффективности; - инвестиционный риск-менеджмент. Логическая модель показывает логические связи между исходными ресурсами, действиями, отдачей, немедленными результатами, промежуточными результатами, и конечными результатами инициативой университета увеличить количество предпринимателей из числа студентов. Университет может использовать структура измерения эффективности, подготовить и реализовать план систематического сбора соответствующих данных за все время существования студенческого предпринимательства и продемонстрировать прогресс в достижении намеченных результатов. Инвестиционный риск предполагает учет операционного риска, финансового риска, риска, связанного с репутацией университета при поощрении инициативы по увеличению числа предпринимателей из числа студентов, и определить соответствующие стратегии реагирования на эти риски. Очевидным преимуществом спин-компаний является то, что университетские исследовательские группы лучше понимают изобретения, технологии, научные разработки, которые необходимо продвинуть на рынок. В силу этого спин-компании часто состоят из изобретателей технологий и недавно дипломированных студентов. Для продвижения на рынок необходимо изучить перспективы продуктов на основе изобретений или технологий и лишь, затем строить вокруг них бизнес. После прохождения данного этапа, университетская спин-компания станет действующей фирмой, а не просто формой исследовательской группы. Компетентная бизнес команда в составе вновь создаваемой компании способна преобразовать университетскую спин-компанию в работающую и приносящую результаты фирму. Проблему организации эффективно работающих команд в создаваемых университетских спин-компаниях можно решить при помощи создания смешанных команд, состоящих из разработчиков, юристов, финансистов и менеджеров, способных управлять процессом коммерциализации разработок . Обеспечение финансированием университетских спин-компаний возможно осуществлять частично за счет университетских фондов поддержки малых инновационных предприятий, за счет бюджетного финансирования, в частности за счет грантов, предоставляемых молодым ученым (СТАРТ, УМНИК), за счет привлечения венчурного финансирования . Опыт использования таких моделей организации инновационных компаний в российской практике уже существует. И возможны перспективы развития спин-компаний с условием реализации мер по стимулированию и поддержке процесса создания инновационных компаний. Принятый в 2009 году федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» позволил высшим учебным заведениям и научно-исследовательским институтам самостоятельно создавать малые предприятия для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности. Цель данного закона не просто создание предприятий при вузах и НИИ, а создание предприятий, которые производили бы конкурентоспособную продукцию и приносили прибыль. Для этого необходимо создавать работающие, универсальные и эффективные схемы организации инновационных компаний. В заключение отметить, что сегодня стимулирование студенческого предпринимательства в коммерческих и общественных целях становится все более важным направлением развития университетов по всему миру. И хотелось бы верить, что перечисленные выше меры способствуют стимулированию студентов на создание своих предприятий.

системы. 5. Разработка и реализация новых учебных планов на основе введения стандартов 3-го поколения будет способствовать разработке системы образовательных кредитов. 6. Сопоставление с учебным планом будет препятствовать включению в расписание второй дисциплины по выбору.

На выходе процесса «Реализация основных образовательных программ» - специалист, обладающий определенной квалификацией. Документация, которая устанавливает требования к результатам: государственный образовательный стандарт, где определено, что должен знать и уметь специалист; положение об итоговой аттестации студентов; методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы. Результирующие документы: протоколы проведения государственной аттестации студентов; журналы регистрации дипломов; приложение к годовому отчету академии по дипломам, справка региональной службы занятости о наличии или отсутствии выпускников, зарегистрированных на бирже труда.

Опрос потребителей позволил выявить основные требования к выходам процесса: соблюдение государственного образовательного стандарта; владение выпускниками необходимыми навыками; возможность найти работу по специальности; компенсация затрат, осуществление планов; обеспечение потребностей рынка труда; обеспечение процесса воспроизводства рабочей силы.

Аттестация образовательного учреждения представляет проведение оценки соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Рособрнадзор принимает решение о степени соответствия результатов реализации академии основной образовательной программы, установленным условиям аттестации образовательного учреждения. В процессе проверки основное требование предъявляется к минимуму содержания дисциплин, уровню и качеству их освоения (2, с.86).

В качестве результата, с точки зрения потребителей, академии и государства, можно рассматривать только положительные итоги, кроме того, подтвержденные положительными данными тестирования при государственной аттестационной экспертизе, поскольку они свидетельствуют о выполнении государственного образовательного стандарта и сохранении соответствия качества образования академии.

Уровень качества образования в академии соответствует требованиям, которые установлены государственными образовательными стандартами, что отвечает интересам всех заинтересованных сторон, прежде всего, государства. Соответствие требованиям государственных образовательных стандартов позволило провести аккредитацию НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» и продолжить дальнейшее обучение студентов.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - www.normacs.ru . - 17.04.2009. - 15:47:02. - 46.с.

2. Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в 2007 году: аналитический отчет. - М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. - 260 с.

3. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие / В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. - М.: Центр государственной аккредитации, 2003. - 176 с.

4. Степаненко Д.М. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России // Проблемы современной экономики. - 2009. - №4(32).

5. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 274 с.

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Г.А. Резник,

заведующий кафедрой маркетинга и экономической теории Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,

доктор экономических наук, профессор [email protected]

Статья посвящена вопросу вовлечения студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Делается вывод о том, что политика государства должна способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

Ключевые слова: студенческое предпринимательство, малый бизнес, бизнес-инкубаторы

ББК У24(2)05я73+У9(2)-13(2Р)я73

Современный этап развития России характеризуется масштабностью процессов информатизации, созданием и внедрением инноваций в различные сферы деятельности. Конечным результатом этих изменений, осуществляемых в экономике страны, должно стать формирование инновационной экономики - гибкой, динамичной, кардинально меняющей экономические основы жизнедеятельности людей. Эти изменения в экономике обуславливают приобретение рабочей силой новых качеств, таких, как высокий образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление, высокая технико-технологическая культура, способность к перемене профессии и вариантному

использованию своей способности к труду. Инновационная экономика требует большого числа специалистов, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.

Одним из эффективных путей решения данной проблемы является широкое вовлечение студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Молодежная, в том числе, студенческая предпринимательская инициатива может стать одним из основных факторов, с помощью которого можно повысить уровень инновационности российской экономики, ведь

талантливая молодежь, способная генерировать идеи, всегда являлась источником инноваций.

На решение этой задачи нацеливает подписанный президентом ДА Медведевым и принятый Госдумой закон о создании малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях (август 2009 г.)

Практика показывает, что развитие предпринимательства для подавляющего большинства вузов в нашей стране пока не стало приоритетной задачей. И для объяснения этого есть целый ряд объективных причин, среди которых чрезмерная загруженность студентов, обязательность посещения занятий, а порой и излишняя опека родителей. Серьезным препятствием является дефицит квалифицированных преподавателей, имеющих наряду с хорошей теоретической подготовкой опыт предпринимательской деятельности. Как правило, преподавательский состав в вузе, в том числе и на выпускающих кафедрах, в своем большинстве формируется из числа выпускников сразу же после окончания вуза, прошедших обучение в аспирантуре и не имеющих достаточного практического опыта работы, в том числе и в сфере бизнеса. Степень кандидата наук порой не свидетельствует о способности преподавателя генерировать инновационные идеи и умении доводить их до практического внедрения, вовлекая в этот процесс одаренную молодежь.

Развитие студенческого предпринимательства зависит не только от роли самого вуза, но и от целого ряда проблем, которые должны решаться государственными структурами. Среди них: несовершенная система налогообложения, отсутствие специальных мер государственной поддержки и административные барьеры, отсутствие эффективных механизмов финансовокредитной поддержки. Нерешенность этих проблем сдерживает инициативу молодых людей, тормозит реализацию их потенциальных предпринимательских способностей.

В то же время во многих зарубежных университетах студенческое предпринимательство - это естественный процесс. В ведущих мировых университетах таких, как Кембридж, Оксфорд или Массачусетский технологический институт этот процесс хорошо отлажен. Там давно сформировано понимание того, что предпринимательство - один из наиболее привлекательных путей для карьерного роста будущих специалистов. Интересный опыт накоплен во Франции. Есть, например, специальные объединения, которые осуществляют трехэтапное обучение студентов в области организации собственных предприятий: от создания виртуальных проектов до поддержки и сопровождения реальных предприятий.

В некоторых зарубежных странах широко развита практика привлечения специалистов-практиков к разработке учебных программ по востребованным на рынке труда специальностям с ориентацией на формирование необходимых компетенций. К примеру, одна из ведущих европейских бизнес-школ ^Ии1о de Empresa (1Е) основана испанскими бизнесменами и ее программы в первую очередь нацелены на обучение молодежи предпринимательству. Основной блок дисциплин (80%) в школе преподают представители академической среды и 20% - практики, а элективные курсы (например, трейд-маркетинг, между-

народные стандарты бухучета и т.п.) обычно ведут только представители бизнеса .

Ассоциации европейских школ бизнеса, по сути, выполняют заказ на подготовку специалистов со стороны бизнеса, во взаимодействии с ассоциациями, занимающимися вопросами качества образования, вырабатывая стандарты, учебные планы, т.д.

Кроме того, в развитых странах Западной Европы вузы стимулируют высокую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, привлекая в магистратуру и аспирантуру лучших выпускников других вузов. Более того, они часто нанимают преподавателей из числа магистрантов и аспирантов других вузов, либо из бизнес-среды, т.е. препода-вателей-практиков. В лучших европейских вузах студенческая мобильность предполагает возможность данных субъектов рынка высшего профессионального образования применять имеющиеся знания и навыки в предпринимательской деятельности, т.е. заниматься малым и средним бизнесом в процессе образовательной деятельности .

Платформой развития практической предпринимательской деятельности среди студентов высших учебных заведений может послужить тенденция, сформировавшаяся в последние годы, когда большинство студентов стремится найти работу уже во время обучения в вузе. Данное обстоятельство связано с тем, что большинство студентов считают обучение в вузе лишь необходимостью получить диплом о высшем образовании, что, по их мнению, является престижным. Реальную же конкурентоспособность на рынке труда многие студенты связывают с наличием опыта работы в какой-либо сфере. Необходимость поиска работы во время обучения в вузе обусловлена также стремлением студентов самостоятельно зарабатывать на жизнь и приобрести практические навыки для успешного продвижения по карьерной лестнице в будущем (рис.1).

чтобы получить практические навыки по будущей профессии

чтобы зарабатывать на жизнь

Рис. 1. Причины совмещения работы и учебы студентами российских вузов

Значительная часть студентов связывает поиск работы с трудоустройством в преуспевающую компанию, а не с открытием собственного бизнеса, поскольку для этого требуются значительные финансовые вложения, наличие профессиональных

□ мало времени остаётся на учёбу

□ что учёба - это главное, а работа от неё отвлекает

□ «успеют ещё наработаться»

□ другое

Рис. 2. Причины отрицательного отношения населения к совмещению студентами российских вузов работы и учебы

компетенций и свободного от учебы времени. Такие данные получены в результате проведенного нами исследования в вузах г. Пензы в 2008-2009 гг., целью которого было изучение отношения студенчества к проблеме совмещения учебы и работы. Студенты связывают совмещение работы и учебы с повышением шансов на рынке труда.

В то же время, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), многие россияне (24%) отрицательно относятся к совмещению учёбы и работы, аргументируя свою позицию тем, что у студентов мало времени остаётся на учёбу, вследствие чего они не обладают значительным уровнем знаний (42%); что учёба - это главное, а работа от неё отвлекает (32%) и, кроме того, такая нагрузка вредит здоровью (8%) (рис. 2) .

Таким образом, развитие предпринимательской деятельности среди студентов наталкивается на ряд проблем, в частности, снижение качества обучения, вызванное отсутствием у работающих или занимающихся своим бизнесом студентов необходимого времени для посещения учебных занятий.

С одной стороны, необходимо мотивировать студентов на поиск работы и открытие бизнеса, развитие их профессиональных компетенций и повышение конкурентоспособности на рынке труда; с другой - необходимо повышать и качество образования за счет усиления теоретической подготовки студентов, что предполагает ежедневное посещение лекций и семинаров.

Выходом из сложившейся ситуации может стать развитие интеграции вуза и предприятий, предполагающей совместное планирование учебного процесса (когда руководители предприятий активно участвуют в формировании учебных программ вуза, тематики научно-исследовательских и проектных работ, организуют производственную практику студентов, привлекаются к преподаванию и проведению в вузе исследований и прикладных разработок.), а также развитие на территории университетов бизнес-инкубаторов, оказывающих значительную поддержку малому предпринимательству на разных этапах его становления и развития посредством предоставления комплекса необходимых консалтинговых, юридических и др. видов услуг.

Работающий студент - это своего рода связующее звено между рынком труда и вузом. Он привносит на рынок труда те ценности, которые приобретаются им в процессе учебы (культуру общения, инновационное мышление, высокую нравственность, и т.п.), а в студенческую среду - практические навыки, полученные в процессе трудовой деятельности, способствуя тем самым сближению вузов с практической деятельностью и реалиями современного общества.

Что же может сделать вуз для развития студенческого предпринимательства? При всех существующих проблемах решать задачу приобщения студентов к предпринимательству нужно и можно. Об этом свидетельствует опыт Пензенского государс-

твенного университета архитектуры и строительства. Так, уже много лет студентам старших курсов различных специальностей читаются спецкурсы «Основы предпринимательства», «Теория бизнеса», «Технология карьеры в рамках которых студенты осваивают теоретические основы предпринимательской деятельности. Для студентов экономического профиля разработан и уже многие годы внедряется практический модуль системы интенсивного введения в специальность, который предусматривает разработку и постоянное использование еженедельника студента, плана жизни и карьеры, подготовку и защиту курсовой работы «Моя карьера», бизнес-практику «Технология карьеры», разработку и использование профессионального резюме для получения рабочего места. Кроме того, уже много лет в рамках Института экономики и менеджмента функционирует самоуправляемый Институт студенческих лидеров, где более 20 студенческих фирм реализуют себя в рамках факультетов «Деловое администрирование», «Менеджмент в бизнесе», «Менеджмент в науке», «Менеджмент в культуре» и др. . Практика показывает, что все эти меры в комплексе способствуют успешному продвижению выпускников по служебной лестнице и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Формированию экономического мышления и навыков предпринимательской деятельности в значительной мере способствует используемые нами в учебном процессе деловые игры, в частности, «Никсдольф Дельта», в процессе которой участники получают новые знания и навыки в области предпринимательства и применяют их на примере управления типовой версией бизнеса. Развитию предпринимательской активности в значительной мере способствует и получение второго высшего экономического образования, формируя рыночное экономическое мышление.

Таким образом, развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего профессионального образования можно рассматривать как объективную необходимость и реальность современного этапа развития общества, которое позволяет, с одной стороны, улучшить материальное положение ее участников, с другой - способствовать формированию механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, а также обеспечивает мощную социальную поддержку студенчеству на будущее. Поэтому развитие студенческого предпринимательства должно занять особое положение в системе государственной молодежной политики. Реализация разработанной в России Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства, в которой предусматривается первоочередное вовлечение молодежи, в том числе студенческой, в сферу бизнеса должно способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

Литература

1. Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», август 2009 г.

2. http//www.rian.ru/edu analysis/20090811/180488805.html

3. Салми Д. Российские университеты в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. - 2007. - №3. - С.5-45.

4. Резник Г.А. Савенкова Ю.С. Формирование программы лояльности как фактор конкурентоспособности вуза // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №2.

5. Полезно ли совмещать учебу с работой. - (информационный портал www.ubo.ru)

6. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии учебы и профессиональной карьеры. - М.: Инфра-М, 2010. - 475 с.

Исследовательский центр портала для молодых специалистов Career.ru провел опрос и выяснил, что три четверти студентов задумываются над созданием собственного бизнеса, при этом 6% уже претворили эти идеи в жизнь, а 1% имеют свое дело в данный момент. Мы решили проанализировать эти данные, а также сравнить их с тем, что происходит на Западе.

К студентам давно уже нельзя относиться как непродуктивной силе, все больше и больше из них задумывается о собственном и бизнесе, и порой такие инициативы могут стать крайне успешным бизнесом - вспомните Цукерберга, Гейтса, Дурова и т.д. На самом деле есть множество положительных моментов в работе над собственным проектов, будучи студентом - вы же полностью свободны и ничего не теряете, это как минимум.

Итак, вернемся к исследованию. Кто по вашему мнению больше всего заинтересован в предпринимательской деятельности? Если ваш ответ менеджеры, то вы неправы. В предпринимательской деятельности задействованы главным образом студенты 3–4 курсов инженерных и технических специальностей, а также маркетологи. Возможно будущие менеджеры не хотят вести свой бизнес, а предпочтут пойти работать в крупные компании.


ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ СТУДЕНТЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ?

Чаще всего студенты во время учебы не пытаются изобрести велосипед и начинают с продаж тех или иных товаров - среди респондентов таких оказалось 46%. 31% пытаются заработать посредством собственного сайта (вот они, стартаперы), а 8% оказывают курьерские услуги. Реже выбираются такие источники дохода, как ремонт техники, разработка ПО, частные уроки или мастер-классы, собственное производство товаров. Также респонденты работают частными парикмахерами, предоставляют клининговые услуги и даже организуют собственные туристические агентства.

Доходность бизнеса, спросите вы? Не такая уж и высокая, но все же даже по сравнению со стипендией это достаточно - треть опрошенных признаются, что это приносило или приносит им в месяц в среднем 5 000 рублей.

Отметим, что около половины респондентов ответило, что собственный бизнес не мешает их учебе. Основным же препоном на пути к проекту для студентов является отсутствие стартового капитала (таких оказалось 74%).

А вот почему студенты решают закрыть свое дело:

Первый опыт ведения бизнеса далеко не всегда бывает успешным, что и подтверждает статистика.


А ЧТО ЖЕ НА ЗАПАДЕ?

В отличие от России, на Западе все же культура предпринимательства более развитая и воспитывается в людях с колледжей. Курсы по предпринимательству есть в 1500 учебных заведений, плюс к этому некоторые университеты имеют специальные образовательные программы. Правда там зачастую студенты бросают учебу ради собственного стартапа, даже приводится интересная статистика - каждые 9 секунд какой-либо студент отчисляется из университета, что приводит к тому, что в год на рынке оказывается около 1.2 млн потенциальные предпринимателей (или уголовников).

Но чтобы оценить масштаб предпринимательства среди студентов в Америке приведем таблицу с основными героями:

Исследовательская компания Gallup приводит же данные по заинтересованности студентов в открытие собственного бизнеса. Заметим, что возможно доля людей, мечтающих о стартапе меньше, но зато целых 42% респондентов хотят изобрести то, что изменит мир:


ВЫВОДЫ

В целом давайте заметим вполне положительное отношение студентов к собственному бизнесу. На самом деле, это не может не радовать: студенты - наиболее активная часть населения, и если большинство из них станет претворят в жизнь свои бизнес-идеи, все больше и больше мы будем слышать о новых Цукербергах.

В этом году тема молодежного технологического предпринимательства звучала на мероприятиях IV Форума молодых ученых U-NOVUS особенно часто: на пленарном с сессионных заседаниях, на круглых столах, семинарах и просто в кулуарах форума.

На заседании рабочей группы федерального проекта «ИНО Томск» , состоявшемся в рамках U-NOVUS, заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович особо подчеркнул важность развития предпринимательства в вузах: «Оно должно быть частью университетской культуры. Не только образовательный процесс, не только наука, но и предпринимательство - это часть общего развития молодого человека, приобретения отдельных навыков». Но пока, по его мнению, это не стало «системным достижением» и похвастаться «пока мы этим не можем». Есть, конечно, отдельные примеры...

Потому, по словам вице-премьера, Правительство РФ намерено уделить особое внимание поддержке студенческого предпринимательства и работа в этом направлении уже ведется. Жаль, что плотный график работы не позволил Аркадию Дворковичу лично поучаствовать в работе одного из круглых столов U-NOVUS-2017, участники которого как раз и представили свои успешные истории молодежного техпредпренимательства.

Примеры и возможности эффективного развития бизнес-навыков молодых стали главной темой круглого стола «Роль университетов в развитии молодежного технологического предпринимательства». Его организаторами в рамках программы U-NOVUS-2017 выступили Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) в партнерстве с Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России и Томского политехнического университета . Участники встречи - представители ведущих и опорных университетов России, органов власти, институтов развития, частных фондов, социально-ответственного бизнеса и эксперты научно-образовательной сферы - обсудили основные проблемы, связанные с актуальной темой, и поделились сделанным в этой области.

Темы молодежного техпредпринимательства не нова. Но ее актуальность обусловлена, в том числе, теми изменениями экономической ситуации на местах, которые заставляют вузы быть в тонусе. Свое влияние на это оказывает и приоритетный проект Минобрнауки России «Вузы как центры пространства для создания инноваций» . Его реализация ставит перед университетами не только технологические, но и социальные задачи. Об этом участникам встречи напомнила исполнительный директор НФПК Ирина АРЖАНОВА.

Вопрос стимула

НФПК давно и планомерно работает с разными когортами университетов, в том числе с ведущими, а сейчас и с опорными. Потому фонду хорошо знакома тема техпредпринимательства и проблемы, связанные с ее развитием.

Сегодня мы активно работаем c опорными университетами, - отметила Ирина Аржанова. - Для нас очень важна эта группа вузов. Потому как они действуют на местах, в интересах своих регионов. Их не случайно называют драйверами инновационного развития территорий. Речь в данном случае идет не только о развитии самого вуза, который должен реализовать свою стратегическую программу. Он должен повлиять и на развитие региона в целом, через развитие экономики, населения, создание креативного класса.

По мнению главы фонда, можно выделить три основных инструмента стимулирования молодежного предпринимательства, которые сегодня используют вузы. Первый - это образовательные программы, которые дают знания, навыки предпринимательского мышления и деятельности.

Второй - инновационная инфрастраструктура, которая позволяет эти знания применить, апробировать, получить опыт реальной практической деятельности и проектирования. Месторасположение так инфраструктуры может быть самым разным: внутри самого университета, в кампусе, который используют сразу несколько вузов, она может быть региональной или городской... Главное, чтобы работала на пользу дела.

Третий инструмент - мероприятия и проектная деятельность, различные конкурсы и проекты, которые также стимулируют развитие предпринимательства.

Программы быстрой сборки

Использование сетевой формы работы при подготовке кадров для отраслей инновационной экономики содействует повышению интереса к естественнонаучным специальностям детей и молодежи, считает руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Сергей ФИЛИППОВ. Не первый год фонд адресно работает с вузами, как по образовательным программам, так и по налаживанию эффективного взаимодействия вузов с бизнесом. Но сейчас формат работы фонда несколько изменился. Сергей Филиппов остановился на этом подробнее.

Напомним, ФИОП входит в группу РОСНАНО , он не является коммерческим предприятием. По словам Сергея Филиппова задача фонда - «развивать инфраструктуру для НИРОВ, НИОКРов и в целом для системы образования». Одна из программ ФИОП направлена конкретно на работу с предприятиями.

Вполне естественно, что при закупке нового оборудования требуются и новые сотрудники, - заметил представитель фонда. - По заказу предприятий на условиях равного финансирования мы, при поддержке вузов, готовим необходимых специалистов. Выиграв тендер, университет-победитель разрабатывает программу дополнительного образования, модули которой могут быть интегрированы в другие магистерские программы. Таким образом у нас уже подготовлены 3,5 тысячи человек, 35 тысяч студентов освоили эти дополнительные модули. Все программы также включены в систему электронного образования. Разработка профстандартов в области нанотехнологий - другое, не менее важное направление деятельности ФИОП, как и работа со школьниками.

Как инвестиционная компания, РОСНАНО хорошо видит существующую сегодня на рынке нехватку специалистов по многим направлениям. Для ответа на технологические вызов требуются кадры. Их ждут от вузов, которые, со своей стороны, требуют от предприятий поставить задачу: скажите, кого готовить, а мы уж все сделаем. К сожалению, посетовал представитель ФИОП, рынок труда долгое время не может сформулировать четкие компетенции.

Решение проблемы мы видим в использовании сетевой формы, - рассказал Сергей Филиппов. - Еще в 2011 году в рамках межвузовской программы подготовки инженеров мы открыли свою кафедру в Физтехе: брали заинтересованных в такой форме подготовки магистрантов под задачи, сформулированные предприятиями. У студентов было два научных руководителя: один со стороны вуза, второй - со стороны предприятия. По результатам итоговой защиты выпускник получает два диплома: базовый и по инновационному модулю.

Опыт оказался достаточно удачным, а карьеры выпускников успешны: практически все они теперь работают на тех предприятиях, где и защищали дипломы. Но готовить таких штучных специалистов, конечно, недешево. Позже к программе подключились еще несколько вузов: МИСИС, МИФИ, РАНХиГС. История показалась интересной правительству Москвы и оно со своей стороны поддержала программу софинансированием. Благодаря такому подходу было создано комплексное сетевое пространство.

Но начинается все с компании: она - инициатор задачи и по компетенциям, и по специальностям, которые ей нужны. Она же создает производственные условия для выполнения этих задач на своей базе, - подчеркнул Сергей Филиппов. - Наша модель заинтересовала вузы: они рассматривают возможность использовать ее для работы с предприятиями в своих регионах. Сейчас ее изучают в Сибирском федеральном университете и Сургутском госуниверситете.

Преимущество такой формы работы заключается также в том, что мы можем быстро собирать образовательные программы с учетом тех или иных отраслевых специализаций. Сегодня горизонт планирования как у больших, так и у малых инновационных предприятий не более трех-пяти лет. Потому и возникает требование скорости при сборке образовательных программ.

Кроме того, такие программы помогают развивать столь актуальные сегодня «гибкие навыки» - soft skills, стимулируя также и предприимчивость. Студент находится в определенной среде, где должен сам выбирать образовательные модули, корректировать под изменяющийся мир свои программы обучения, оценивать свою работу.

А как у вас?

Является ли сегодня развитие молодежного технологического предпринимательства прямой задачей вузов? И, если да, то с какими ограничениями на этом пути они сталкиваются? Ответы на эти вопросы постарались дать руководители опорных университетов.

Как социально ответственная организация вуз развивает молодежное предпринимательство, потому как за этим будущее. И на начальной стадии предпринимательства, вузы - самая эффективная площадка для развития молодежного технического творчества, подчеркнул Анатолий Косых.

А вот основные проблемы в этой области, по мнению ректора, связаны с тем, что создание молодежного предпринимательства никак не входит в показатели работы вузов, не учитывается в объеме выполненных ими работ. Отсюда возникают и другие сложности. Как, например, разместить предприятие, созданное студентами или сотрудниками вуза, на территории университета? На каких таких основаниях?..

Подводя итоги дискуссий, участники круглого стола сошлись во мнении, что развитие молодежного предпринимательства - перспективное и важное направление в жизни регионов. Но для того, чтобы оно эффективно развивалось и шло на пользу территориям, необходимо несколько составляющих. В том числе, внедрение общей системы координат для понимания, какими ресурсами обладает регион и какую роль может играть опорный вуз как центр интеграции. Важна и разработка методик для того, чтобы опорный университет стал образовательным центром региона, в котором концентрируются ресурсы и технологии для обучения будущих стейкхолдеров.

И, конечно, не обойтись в этой работе без широкого информирования сообщества, как на федеральном, так и на региональном уровнях об удачных практиках и возникающих проблемах. 4science будет следить за развитием событий.

Редакция благодарит НФПК и лично руководителя международных и сетевых программ фонда Наргис Валамат-Заде за помощь в подготовке текста.