Факторы характеризующие напряженность труда указать лишний. Напряженность трудового процесса это. Что представляет собой напряжённость труда

Защита человека от повышенных требований или вообще от причинения вреда посредством работы является первым признаком справедливой организации человеческого труда и также первостепенной целью организации. Предпосылками к ее выполнению являются знания о том, какие воздействия на человека оказывают условия работы и ее проведение, а также применение этих знаний при организации рабочей системы.

Концепция нагрузки и напряженности добилась признания, заимствованная из механики в науку о труде, причем

  • нагрузки характеризуют воздействие работы и окружающей среды на человека и
  • после этого возникает напряженность как реакция человека.

Эта реакция - физическая или психическая - по своему роду и силе находится под влиянием качеств и способностей человека. Поэтому знание этой взаимосвязи нагрузки и напряженности является важнейшей основой организации труда, ориентированной на потребности работающих людей.

Рабочая нагрузка и напряженность

- это совокупность поддающихся учету воздействий, которые влияют в рабочей системе на человека. В науке о труде, в отличие от обиходной речи, нагрузка является свободным понятием. Нагрузки могут иметь в различных ситуациях и под различными аспектами как позитивные, как нейтральные или как негативные воздействия на человека. Так, музыка в свободное время может рассматриваться как интересная, увлекательная, но в плановое время работы или при другой, требующей концентрации деятельности, может воздействовать как помеха. Громкая музыка, например, на дискотеке или через наушники плеера, может повредить слух при долгом и частом воздействии, даже если она субъективно принимается как приятная.

Нагрузки обозначаются исходя из их вида, размера и продолжительности их воздействия на людей. То, какие воздействия, создающие нагрузку, существуют, может выясняться через описание рабочей системы, т.е. рабочего задания, рабочего процесса и ситуативных условий.

Если размер нагрузки определяется количественно посредством воспроизводимых измерений, то принято говорить о величине нагрузки, если размер нагрузки описывается только качественно, то он обозначается как фактор нагрузки. Пример для величины нагрузки - это тяжелая динамическая мускульная работа. Показание величины нагрузки такой работы, как, например, «езда на велосипеде», может быть получено с помощью условий работы (в этом примере «на елосипедном эргометре с тормозным результатом от 80 W до 60 оборотов в минуту»).

Факторы нагрузки могут быть описаны вербально [например, «ограниченная коммуникация на работе», «узкая временная связь», «сочетание показаний со шкалой деления не очевидно” или «предмет труда сложен для ручного обращения (гладкий, большой….)»] и приведены в порядок для различных рабочих систем («А больше, чем Б»). Рабочие нагрузки возможно описывать поэтому видом, величиной, продолжительностью, порядком и наложением нагрузок во время одной смены.

Рабочая напряженность - это индивидуальное воздействие рабочих нагрузок на человека в зависимости от его качеств и способностей.Приведем несколько примеров. В дальнейшем вместо рабочей нагрузки и рабочей напряженности будут применяться краткие термины нагрузка и напряженность.

Пример 1: Нагрузка посредством поднятия и переноски грузов ведет к напряженности костно-мускульной системы связок и системы сердечного кровообращения. Величина напряженности зависит в этом случае от индивидуальных мышечных сил и от работоспособности системы сердечного кровообращения.

Пример 2: При климатической нагрузке посредством работы в теплой среде, когда осуществляется внешняя подача тепла телу либо отдача тепла тела ограничена, напряженности подвергается система терморегуляции. При помощи терморегуляции организм для обеспечения нормальной жизнедеятельности всех органов сохраняет свою температуру на уровне около 37 градусов. Легче или тяжелее человек справляется с такими тепловыми нагрузками, зависит от уровня акклиматизации к условиям работы.

Пример 3: Задания управления и наблюдения, как их исполняет управляющий дорожным катком, требуют высокого внимания и концентрации. Ответственность за качество продукта лежит большей частью на водителе. Величина напряженности может зависеть от ряда предпосылок индивидуальной работоспособности человека , например, реакции, опыта и сноровки в деятельности, а также мотивации (благодаря которой, например, можно уменьшить простоя и возможно добиться лучшего качества).

Поскольку воздействия рабочей нагрузки зависят от работоспособности и качеств человека, то рабочая напряженность при одинаковой рабочей нагрузке будет различна для разных людей. У рабочих лиц с меньшей работоспособностью объективно одинаковая нагрузка, например, через восприятие, ведет к более высокой напряженности, чем, у рабочего лица с более высокой работоспособностью.

Для определенных аспектов нагрузки могут существовать в некоторых случаях организационные возможности, например, для лиц, регулярно пользующихся транспортом для поездки с работы и на работу, в случае длительного нахождения в пути облегчение может принести служебный транспорт. Но во многих случаях на такие факторы нагрузки предприятие не может оказывать влияние.

Следовательно, напряженность как следствие нагрузки характеризуется индивидуальным использованием человека в процессе работы и в условиях сложившейся при этом ситуации. Эта напряженность может вытекать из физической или умственной работы, из рабочего окружения или может относиться к преобладающей эмоциональной напряженности.

Напряженность не может возникать прямо, а может быть охарактеризована соответствующими интерпретированными наблюдаемыми проявлениями. Понятными являются психологические параметры, которые обозначают функции тела (как частота биения сердца) и ответы на вопросы или на данные шкалы. Здесь речь идет об индикаторах напряженности, которые «показывают» напряженность.

Следствием напряженности является усталость . Усталость связана с уменьшением работоспособности или функциональности (например, мышцы рук при несении чемодана). Отдых приводит затем к снижению усталости и связанному с этим повышению функциональности. Величина нагрузки, при которой существует равновесие между усталостью и отдыхом, когда требуется справляться с нахождением в «устойчивом состоянии», обозначается как граница длительной работоспособности. «Устойчивое состояние» обозначает равновесие между усталостью и отдыхом, которое можно достичь во время постоянной или прерывистой работы. Во втором случае, например, отрезки с высокими фазами напряжения и фазами отдыха чередуются друг с другом так, что возникшая в фазах нагрузки рабочая усталость возмещается в фазах отдыха. Когда в ходе работы уже имеются достаточные фазы отдыха, то дополнительные времена отдыха не требуются. Прежде всего, граница работоспособности различна для каждого работника в зависимости от индивидуальных качеств и способностей. Обобщенно она относится к рабочему месту наиболее представительных работников, обладающих средней работоспособностью, и не показывает для деятельности ограничений с точки зрения здоровья.

Граница длительной работоспособности характеризирует максимальную работоспособность , которая может быть перенесена человеком без значительной рабочей усталости и без вреда для здоровья ежедневно в течение продолжительного времени.

Обширные научные данные о границе длительной работоспособности имеются в области преимущественно мускульного труда, в то время когда другие формы работы исследуются еще в начальном состоянии. Но и в случае с мускульным трудом, такие границы нужно рассматривать как основание, которое не претендует на абсолютную точность. Если для границы длительной работоспособности существуют числовые значения, то они в большинстве случаев определены только для отдельных видов нагрузки и в экспериментальных условиях. Примером является энергетическая граница работоспособности, которая определена в лаборатории при помощи велоэргометра для чисто мускульной работы. Эта граница не учитывает, например, что на протяжении работы в реальной рабочей системе могут иметь место одновременно и другие виды нагрузок.

Через комбинацию нагрузок работоспособность может быть так ограничена, что будет необходимо время отдыха, несмотря на то, что при отдельном виде нагрузки граница работоспособности еще не была превышена. Требуется ли и в какой величине время отдыха в реальной рабочей системе, это следует на основе обширного анализа рабочих нагрузок, в котором принимаются во внимание выше названные точки зрения.

Организация труда должна ставить себе цель работать в рамках границы длительной работоспособности, то есть, соответственно, избегать ее превышения. Если это не может быть достигнуто путем снижения размеров нагрузок, как это требуется для защиты здоровья занятых, то можно обеспечить ограничение длительности нагрузок и, например, гарантировать время отдыха. Здесь необходимо проанализировать рабочие нагрузки и установить требуемое время отдыха.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.

Наиболее легким считают умственный труд. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допу­стимым. К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких (более одной) инструкций. Творческая (эвристическая) деятельность, требующая решения слож­ных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени тяжести.

Важными факторами, характеризующими класс условий труда по напряженности трудового процесса, являются фактическая продолжи­тельность рабочего дня и сменность работы. При продолжительности рабочего дня до 7 ч условия труда относят к оптимальному классу, до 9 ч - к допустимому, более 9 ч - к напряженному. Продолжительность непрерывной работы до 12 ч относят к 1-й степени, а более 12 ч - к напряженному труду 2-й степени. Односменная работа без ночной смены - оптимальные условия; двусменная работа без работы в ноч­ную смену - допустимые условия труда и трехсменная работа с работой в ночную смену - напряженный труд 1-й степени.

3.5 Показатели трудовой деятельности: работоспособность, утомление и переутомление.

В физиологии труда важнейшими являются по­нятия работоспособности, утомления и переутомления.

Под работоспособностью понимают потенциаль­ную возможность человека выполнять на протяже­нии заданного времени и с достаточной эффектив­ностью работу определенного объема и качества. Фазы работоспособности:

1 фаза - фаза врабатываемости, в этот период повышается активность центральной нервной сис­темы, возрастает уровень обменных процессов, уси­ливается деятельность сердечно-сосудистой системы, что приводит к нарастанию работоспособности;

2 фаза - фаза относительно устойчивой рабо­тоспособности. Основной задачей является продление второй фазы, оно может быть достигнуто целым комплек­сом мероприятий, среди которых наиболее эффек­тивными являются смена видов деятельности, про­изводственная гимнастика, перерывы в работе и так далее, то есть все мероприятия, направленные на предупреждение утомления.

3 фаза - фаза снижения работоспособности, свя­занная с развитием утомления.

Рисунок 2 – График динамики работоспособности во времени.

Продолжительность каждой из этих фаз зависит как от индивидуальных особенностей ЦНС, так и от условий среды, в которых совершается работа, от вида и характера деятельности, от эмоциональ­ного и физического состояния организма. Понима­ние процессов изменения работоспособности позволяет предупредить или отдалить наступление утом­ления.


Утомление - это снижение работоспособности, наступающее в процессе работы.

Утомление - это обратимое физиологическое состояние человека. Од­нако, если работоспособность не восстанавливается к началу следую­щего периода работы, утомление может накапливаться и переходить в переутомление - более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Утомление и переутомление могут быть причиной повышенного травматизма на производстве.

Различают быстро и медленно развивающееся утомление: первое возникает при очень интенсивной работе (работа грузчика, камен­щика, работника творческого труда и др.), второе - при длительной малоинтересной однообразной работе (труд водителя, работа на конвейере и др.).

В случае применения оценочного критерия "простота - сложность решаемых задач" можно воспользоваться таблицей, где приведены некоторые характерные признаки простых и сложных задач.

Некоторые признаки сложности решаемых задач

Простые задачи

Сложные задачи

1. Не требуют рассуждений

1. Требуют рассуждений

2. Имеют ясно сформулированную цель

2. Цель сформулирована только в общем (например, руководство работой бригады)

3. Отсутствует необходимость построения внутренних представлений о внешних событиях

3. Необходимо построение внутренних представлений о внешних событиях

4. План решения всей задачи содержится в инструкции (инструкциях)

4. Решение всей задачи необходимо планировать

5. Задача может включать несколько подзадач, не связанных между собой или связанных только последовательностью действий. Информация, полученная при решении подзадачи, не анализируется и не используется при решении другой подзадачи

5. Задача всегда включает решение связанных логически подзадач, а информация, полученная при решении каждой подзадачи, анализируется и учитывается при решении следующей подзадачи

6. Последовательность действий известна, либо она не имеет значения

6. Последовательность действий выбирается исполнителем и имеет значение для решения задачи

Например, в задачу лаборанта химического анализа входят подзадачи (операции): отбор проб (как правило), приготовление реактивов, обработка проб (с помощью химрастворов, сжигания) и количественная оценка содержания анализируемых веществ в пробе. Каждая подзадача имеет четкие инструкции, ясно сформулированные цели и предопределенный конечный результат с известной последовательностью действий, т.е. по указанным выше признакам он решает простые задачи (класс 2). Работа инженера-химика, например, носит совершенно иной характер. Вначале он должен определить качественный состав пробы, используя иногда сложные методы качественного анализа (планирование задачи, выбор последовательности действий и анализ результатов подзадачи), затем разработать модель выполнения работ для лаборантов, используя информацию, полученную при решении предыдущей подзадачи. Затем, на основе всей полученной информации, инженер проводит окончательную оценку результатов, т.е. задача может быть решена только с помощью алгоритма как логической совокупности правил (класс 3.1).

Применяя оценочный критерий "работа по инструкции - работа по серии инструкций", следует обратить внимание на то, что иногда число инструкций, характеризующих содержание работы, не является достаточно надежной характеристикой интеллектуальных нагрузок.

Например, лаборант химического анализа может работать по нескольким инструкциям, тогда как заведующий химлабораторией работает по одной должностной инструкции. Поэтому здесь следует обращать внимание на те случаи, когда общая инструкция, являясь формально единственной, содержит множество отдельных инструкций, и в этом случае оценивать деятельность как работу по серии инструкций.

1.2. "Восприятие сигналов (информации) и их оценка". Критериальным с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса является установочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления поступающей при работе информации с номинальными значениями, необходимыми для успешного хода рабочего процесса.

Наиболее сложная функция - это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.

1.4. "Характер выполняемой работы" - в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс - лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 - мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

Таким образом, критериями для отнесения работ по данному показателю к классу 3.1 (напряженный труд 1 степени) является работа в условиях дефицита времени. В практике работы под дефицитом времени понимают, как правило, большую загруженность работой, на основании чего практически любую работу оценивают по данному показателю классом 3.1. Здесь необходимо руководствоваться требованием настоящего руководства, согласно которому оценку условий труда должны выполнять при проведении технологических процессов в соответствии с технологическим регламентом. Поэтому классом 3.1 по показателю "характер выполняемой работы" должна оцениваться лишь такая работа, при которой дефицит времени является ее постоянной и неотъемлемой характеристикой, и при этом успешное выполнение задания возможно только при правильных действиях в условиях такого дефицита.

Существенных ошибок можно избежать, если не присваивать высоких значений данного показателя во всех случаях и только вследствие того, что восприятие сигналов и сообщений является характерной особенностью работы. Например, водитель городского транспорта воспринимает в час около 200 сигналов. Однако, этот показатель может быть существенно ниже у водителей, например, междугородных автобусов, водителей "дальнобойщиков", водителей вахтовых автомобилей или в случаях, когда плотность транспортного потока невелика, что характерно для сельской местности. Точно так же телеграфисты и телефонисты узла связи крупного города будут существенно отличаться по данному показателю от коллег, работающих в небольшом узле связи.

2.3. "Число производственных объектов одновременного наблюдения" - указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Эта характеристика труда предъявляет требования к объему внимания (от 4 до 8 не связанных объектов) и его распределению как способности одновременно сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях.

Необходимым условием для того, чтобы работа оценивалась данным показателем, является время, затрачиваемое от получения информации от объектов одновременного наблюдения до действий: если это время существенно мало и действия необходимо выполнять сразу же после приема информации одновременно от всех необходимых объектов (иначе нарушится нормальный ход технологического процесса или возникнет существенная ошибка), то работу необходимо характеризовать числом производственных объектов одновременного наблюдения (пилоты, водители, машинисты других транспортных средств, операторы, управляющие роботами и манипуляторами, и др.). Если же информация может быть получена путем последовательного переключения внимания с объекта на объект и имеется достаточно времени до принятия решения и/или выполнения действий, а человек обычно переходит от распределения к переключению внимания, то такую работу не следует оценивать по показателю "число объектов одновременного наблюдения" (дежурный электрослесарь по КИПиА, контролер-обходчик, комплектовщик).

Пример. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров - 13, что соответствует классу 3.1 , несколько ниже это число у телеграфистов - 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и других (1 класс).

2.4. "Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)". Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда.

В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение". При этом необходимо рассматривать лишь такой объект, который несет смысловую информацию, необходимую для выполнения данной работы. Так, у контролеров это минимальный размер дефекта, который необходимо выявить, у операторов ПЭВМ - размер буквы или цифры, у оператора - размер шкалы прибора, и т.д. (Часто учитывается только эта характеристика и не учитывается другая, в той же степени необходимая - длительность сосредоточения внимания на данном объекте, которая является равноценной и обязательной.)

В ряде случаев, когда размеры объекта малы, прибегают к помощи оптических приборов, увеличивающих эти размеры. Если к оптическим приборам прибегают, время от времени, для уточнения информации, объектом различения является непосредственный носитель информации. Например, врачи-рентгенологи при просмотре флюорографических снимков должны дифференцировать затемнения диаметром до 1 мм (класс 3.1), и время от времени для уточнения информации пользуются лупой, что увеличивает размер объекта и переводит его в класс 2 , однако основная работа по просмотру снимков проводится без оптических приборов, поэтому такая работа должна оцениваться по данному критерию классом 3.1.

В случае, если размер объекта настолько мал, что он неразличим без применения оптических приборов, и они применяются постоянно (например, при подсчете форменных элементов крови, размеры которых находятся в пределах 0.006-0.015 мм, врач-лаборант всегда использует микроскоп), должен регистрироваться размер увеличенного объекта.

2.5. "Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)". На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

К оптическим приборам относятся те устройства, которые применяются для увеличения размеров рассматриваемого объекта - лупы, микроскопы, дефектоскопы, либо используемых для повышения разрешающей способности прибора или улучшения видимости (бинокли), что также связано с увеличением размеров объекта. К оптическим приборам не относятся различные устройства для отображения информации (дисплеи), в которых оптика не используется - различные индикаторы и шкалы, покрытые стеклянной или прозрачной пластмассовой крышкой.

2.6. "Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)". Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Критерий "наблюдение за экранами видеотерминалов" следует применять для характеристики напряженности трудового процесса на всех рабочих местах, которые оборудованы средствами отображения информации как на электронно-лучевых, так и на дискретных (матричных) экранах (дисплеи, видеомодули, видеомониторы, видеотерминалы).

2.7. "Нагрузка на слуховой анализатор". Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и "белого" шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% - 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90-70% или на расстоянии до 3,5 м и т.п.

Наиболее часто встречаемой ошибкой при оценке напряженности трудового процесса является та, когда данным показателем характеризуется любая работа, проводящаяся в условиях повышенного уровня шума. Показателем "нагрузка на слуховой анализатор" необходимо характеризовать такие работы, при которых исполнитель в условиях повышенного уровня шума должен воспринимать на слух речевую информацию или другие звуковые сигналы, которыми он руководствуется в процессе работы. Примером работ, связанных с нагрузкой на слуховой анализатор, является труд телефониста производственной связи, звукооператора ТВ, радио, музыкальных студий.

2.8. "Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)". Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Пример. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосоречевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т.д. - 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. "Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки" - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т.п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

Таким образом, по данному показателю оценивается ответственность работника за качество элементов заданий вспомогательных работ, основной работы или конечной продукции. Например, для токаря конечной продукцией являются изготовленные им детали, для мастера токарного участка - все детали, изготовленные на этом участке, а для начальника механического цеха - работа всего цеха. Поэтому при использовании данного критерия возможен следующий подход.

Класс 1 - ответственность за качество действий или операций, являющихся элементом трудового процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется самим работающим на основе самоконтроля или внешнего, формального контроля по типу "правильно-неправильно" (все виды подсобных работ, санитарки, уборщицы, грузчики и т.д.).

Класс 2 - ответственность за качество деятельности, являющейся технологическим циклом или крупным элементом техпроцесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется вышестоящим руководителем по типу указаний "как необходимо сделать правильно" (рабочие строительных специальностей, ремонтный персонал).

Класс 3.1 - ответственность за весь технологический процесс или деятельность, а ошибка исправляется всем коллективом, группой, бригадой (диспетчерский персонал, мастера, бригадиры, начальники цехов основного производства), за исключением случаев, когда ошибка может привести к перечисленным ниже последствиям.

Класс 3.2 - ответственность за качество продукции, производимой всем структурным подразделением или повышенная ответственность за результат собственной ошибки, если она может привести к остановке технологического процесса, поломке дорогостоящего или уникального оборудования, либо к возникновению опасности для жизни других людей (водители, перевозящие пассажиров автотранспортных средств, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомотивов, капитаны судов, руководители предприятий и организаций).

3.2. "Степень риска для собственной жизни". Мерой риска является вероятность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном предприятии и аналогичных предприятиях отрасли.

Поэтому на данном рабочем месте анализируют наличие травмоопасных факторов, которые могут представлять опасность для жизни работающих и определяют возможную зону их влияния. Рекомендуется использовать материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, которые предписывают составление такого перечня. Например, во временной методике проведения в электроэнергетике (сосуды и трубопроводы с давлением выше 5 атмосфер, маслонаполненные вводы высоковольтного оборудования на напряжение выше 1000 В, сосуды, трубопроводы и арматура с температурой носителя выше 60°С, и др.).

Показателем "степень риска для собственной жизни" характеризуют лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, т.е. рабочая среда таит угрозу непосредственно поражающей реакции (взрыв, удар, самовозгорание), в отличие от косвенной опасности, когда рабочая среда становится опасной при неправильном и непредусмотрительном поведении работающего.

Наиболее часто встречающимися видами происшествий, приводящих к несчастным случаям со смертельным исходом, являются: дорожно-транспортные происшествия, падение с высоты, падение, обрушение и обвалы предметов и материалов, воздействие движущихся и вращающихся частей, разлетающихся предметов и деталей. Наиболее частыми источниками травматизма являются автомобили, энергетическое оборудование, тракторы, металлорежущие станки.

Примеры профессий, работа в которых характеризуется повышенной степенью риска для собственной жизни:

Строительные специальности, в основном связанные с работой на высоте (плотники, монтажники лесов, монтажники металлоконструкций, машинисты кранов, каменщики, и ряд других); основным травмирующим фактором в этих профессиях является падение с высоты;

Водители всех видов транспортных средств: основной травмирующий фактор - нарушение правил дорожного движения, неисправность транспортного средства;

Профессии, связанные с обслуживанием энергетического оборудования и систем (электромонтеры, электрослесари и др.): травмирующий фактор - поражение электрическим током;

Основные профессии горнодобывающей промышленности (проходчики, взрывники, скреперисты, рабочие очистного забоя, и др.): травмирующий фактор -взрывы, разрушения, обвалы, выбросы газа, и т.п.;

Профессии металлургии и химического производства (литейщики, плавильщики, конверторщики, и др.): травмирующий фактор - взрывы и выбросы расплавов, воспламенения в результате нарушения технологического процесса.

Риск для собственной жизни связан не только с травмоопасностью, но может определяться и спецификой трудовой деятельности в определенных социально-экономических условиях в стране. Так, высокий риск для собственной жизни характерен для работников прокуратуры (прокуроры, помощники прокуроров, следователи) и других сотрудников правоохранительных органов.

3.3. "Ответственность за безопасность других лиц". При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), то есть такую, которая вменяется должностной инструкцией.

Как правило, это руководители первичных трудовых коллективов - мастера, бригадиры, отвечающие за правильную организацию работы в потенциально опасных условиях и следящие за выполнением инструкций по охране труда и технике безопасности; работники, чья ответственность исходит из самого характера работы - врачи некоторых специальностей (хирурги, реаниматологи, травматологи, воспитатели детских дошкольных учреждений, авиадиспетчеры) и лица, управляющие потенциально опасными машинами и механизмами, например, водители транспортных средств, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомотивов.

3.4. "Количество конфликтных производственных ситуаций за смену". Наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий (сотрудники всех звеньев прокуратуры, системы МВД, преподаватели и др.) существенно увеличивают эмоциональную нагрузку и подлежат количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражных наблюдений.

Конфликтные ситуации у педагогов встречаются в виде непосредственного взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также участие в разрешении конфликтов, возникающих между учениками. Кроме того, могут возникать конфликты внутри педагогического коллектива с коллегами, руководством и в ряде случаев с родителями учащихся.

У прокуроров и работников правоохранительных органов конфликты встречаются с клиентами в виде словесных угроз, угроз по телефону, письменно и при личном общении, а также оскорбления, угрозы физического насилия, физические атаки.

Пример. Наибольшее число конфликтных ситуаций в среднем за рабочую смену отмечено у работников правоохранительных органов: более 8 (класс 3.2), меньшее количество у преподавателей - от 4 до 8 (класс 3.1), у помощников следователей прокуратуры от 1 до 3 (класс 2), у работников канцелярии прокуратуры - отсутствуют (класс 1).

4. Монотонность нагрузок

4.1 и 4.2. "Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций" и "Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций" - чем меньше число выполняемых приемов и чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок.

Данные показатели наиболее выражены при конвейерном труде (класс 3.1-3.2). Эти показатели характеризуют так называемую "моторную" монотонию.

Необходимым условием для отнесения операций и действий к монотонным является не только их частая повторяемость и малое количество приемов, что может наблюдаться и при других работах, но и их однообразие и, самое главное, их низкая информационная содержательность, когда действия и операции производятся автоматически и практически не требуют пристального внимания, переработки информации и принятия решений, т.е. практически не задействуют "интеллектуальные" функции.

К таким работам относятся практически все профессии поточно-конвейерного производства - монтажники, слесари-сборщики, регулировщики радиоаппаратуры, и другие работы того же характера - штамповка, упаковка, наклейка ярлыков, нанесение маркировочных знаков. В отличие от этих существуют работы, которые по внешним признакам относятся к монотонным, но, по сути, таковыми не являются, например, работа оператора-программиста ПЭВМ, когда короткие, однообразные и часто повторяющиеся действия имеют значительный информационный компонент и вызывают состояние не монотонии, а нервно-эмоционального напряжения.

4.3. "Время активных действий (в% к продолжительности смены)". Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к "активным действиям". Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность нагрузок.

Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1-3.2).

4.4. "Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)" - чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа.

Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) - класс 3.2 .

5. Режим работы

5.1. "Фактическая продолжительность рабочего дня" - выделен в самостоятельную рубрику, так как независимо от числа смен и ритма работы фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8 ч (телефонисты, телеграфисты и т.п.) до 12 ч и более (руководители промышленных предприятий). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 ч и более (врачи, медсестры и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.

5.2. "Сменность работы" определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи и др.).

5.3. "Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)". К регламентированным перерывам следует относить только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных внутрипроизводственных документов, таких как коллективный договор, приказ директора предприятия или организации, либо на основании государственных документов - санитарных норм и правил, отраслевых правил по охране труда и других.

Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.

Существующие режимы работ авиадиспетчеров, врачей, медицинских сестер и т.д. характеризуются отсутствием регламентированных перерывов (класс 3.2), в отличие от мастеров и руководителей промышленных предприятий, у которых перерывы не регламентированы и непродолжительны (класс 3.1). В то же время, перерывы имеют место, но они недостаточной продолжительности у конструкторов, научных работников, телеграфистов, телефонистов и др. (2 класс).

6. Общая оценка напряженности трудового процесса

6.1. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 23 показателя, перечисленные в табл. 18 . Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

6.2. По каждому из 23 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) - напряженность труда легкой степени.

6.3. При окончательной оценке напряженности труда.

Когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.

Когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к и/или 2 классам ;

Когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2):

Когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;

Когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;

Когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к классу 3.2;

Когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

Пример расчета напряженности трудового процесса

Протокол
оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса
(рекомендуемый)

Ф.,И.,О._____________________Сидоров В.Г._____________пол м______________ Профессия:___________________мастер______________________________________ Предприятие:__________Машиностроительный завод___________________________ Краткое описание выполняемой работы:__________Осуществляет контроль за___ ____работой бригады, контролирует качество работы, обеспечивает наличие__ _____материалов и контролирует эффективность использования оборудования,_ _____осуществляет работу на станках и с измерительными приборами,________ ____проводит работу с технической документацией, составляет отчеты и т.п.

Показатели

Класс условий труда

1. Интеллектуальные нагрузки

Восприятие сигналов и их оценка

Распределение функции по степени сложности задания

Характер выполняемой работы

2. Сенсорные нагрузки

Длительность сосредоточенного наблюдения

Плотность сигналов за 1 час работы

Число объектов одновременного наблюдения

Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания

Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения

Наблюдение за экраном видеотерминала

3. Эмоциональные нагрузки

Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки.

Степень риска для собственной жизни

Ответственность за безопасность других лиц

Количество конфликтных производственных ситуаций за смену

4. Монотонность нагрузок

Число элементов, необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций

Продолжительность выполнения простых заданий или повторяющихся операций

Время активных действий

Монотонность производственной обстановки

5. Режим работы

Фактическая продолжительность рабочего дня

Сменность работы

Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность

Количество показателей в каждом классе

Общая оценка напряженности труда

Продолжение первой лекции начало второй лекции

План

1. Тяжесть и напряженность труда. Условия труда. Анализ условий труда

2. Работоспособность.

3. Психофизиологическая деятельность человека

1. Тяжесть и напряженность труда. Условия труда

Тяжесть и напряженность труда характеризуется степенью функционального напряжения, физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей дозы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивающие его деятельность.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1класс) - такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс ) - характеризуются такими уровням факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм и/или его потомство.

I степень 3 класса (3.1) - условия труда, характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

II степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленных заболеваний (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков легких (без потери профессиональной трудоспособности) формы профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);

III степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно - обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

IV степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которой могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отличается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуется уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм, угрозу возникновения несчастного случая, который может привести к производственной травме.

А именно, несчастный случай на производстве – случай с работающим, связанный с воздействием на него опасного производственного фактора.

Производственная травма – травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда

Профессиональное заболевание - заболевание, вызванное воздействием на работающего вредных условий труда.

Несчастные случай бывают легкими, тяжелыми, групповыми тяжелыми или с летальным (смертельным) исходом.

При наступлении несчастного случая работодатель обязан:

Обеспечить незамедлительное оказание пострадавшему первой помощи

Обеспечить сохранение до начала расследования обстановки на рабочем месте такой какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приводит к аварии)

Организовать создание комиссии по расследованию несчастного случая- сообщить в течении суток в соответствующие органы о несчастном случае (гос. инспекцию труда, прокуратуру, органы гос. надзора, профсоюзный орган.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве:

Расследование, регистрация и учет несчастных случаев производится в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденным правительством РФ

Расследованию подлежат все несчастные случаи, которые произошли на территории предприятия, по время работы вне предприятия по заданию работодателя, по пути на работу и с работы, а также с рабочими и служащими, доставляемые на работу на транспорте, предоставляемом предприятием

Острые отравления, тепловые удары, обморожение на предприятии расследуются и учитываются как несчастные случаи.

Расследование несчастного случая проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, профсоюзного органа или другого уполномоченного органа. Состав комиссии утверждается приказом руководителя предприятия.

Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на производстве, в расследовании не участвует. Расследовании проводится в течении 3-х суток с момента происшествия.

Каждый несчастный случай, вызвавший необходимость перевода работника на другую работу на один рабочий день и более, потерю трудоспособности на менее чем на один день и более или повлекший смерть работника, оформляется актом формы Н-1 в двух экземплярах.

При групповом несчастном случае акт составляется на каждого пострадавшего, после окончании расследования. Акт должен быть подписан членами комиссии, утвержден работодателем и заверен печатью.

Один экземпляр акта выдается пострадавшему или родственникам(в случае смерти пострадавшего) по их требованию не позднее 3-х дней. Второй экземпляр хранится на предприятии в течении 45 лет.

Классификация причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве:

1. Организационные причины - отсутствие проведения инструктажа и обучения, отсутствие инструкций по охране труда, недостаточный контроль охраны труда, неудовлетворительная организация и содержание рабочих мест

2. Технические причины – несоответствие нормам безопасности конструкций технологического оборудования и подъемно-транспортных устройств, технологической оснастки, неисправность технологического оборудования и ручного инструмента.

3. Санитарно-гигиенические – неблагоприятные метеорологические условия, высокая концентрация вредных веществ, плохая освещенность, высокий уровень шума и вибрации, наличие вредных излучений.

4. Психофизиологические - совершение ошибочных действий вследствие высокой тяжести и напряженности труда, повышенной утомляемости, снижения внимания. Монотонности условий труда, недостаточной профессиональной подготовленности, несоответствие психофизиологических данных работающего выполняемой работе или его болезненного состояния.

Для снижения несчастных случаев на производстве существуют методы анализа производственного травматизма:

Задачей данного анализа является установление закономерностей, вызывающих несчастные случаи и разработка на этой основе эффективных профилактических предприятий.

Различают 4 метода:

Статистический - основан на изучении причин травматизма по документам, регистрирующих несчастные случаи (акт Н-1, листки нетрудоспособности) за определенный период времени.

Этот метод позволяет сравнить динамику травматизма по отдельным предприятиям, цехам, участкам и выявить закономерности роста и снижения травматизма. Имеет этапы исследования: 1наблюдения, 2накопления статистического материала и его обработки. .3анализа полученных данных с последующими 4 выводами и рекомендациями.

Топографический - состоит в изучении причин несчастных случаев по месту их происшествия. Все несчастные случаи наносят условными знаками на планы цехов, в результате этого наглядно видны рабочие места с повышенной травмоопасностью.

Монографический – включает детальное исследование всего комплекса условий труда, которых произошел несчастный случай. В результате этого метода выявляются не только причины НС, но и причины, которые могут привести к Н.

Экономический - заключается в определении потерь, вызванных производственным травматизмом, а также в оценке социально-экономической эффективности мероприятий по предупреждению НС.

Введенная 01.07.1980 номенклатура мероприятий по охране труда (утвержденная Постановлением Председателя ВЦСПС от 31.03.1980г) предусматривает перечень мероприятий, а также планирование и финансирование мероприятий по охране труда.

Мероприятия включаются в коллективный договор с учетом данных комплексного плана улучшений условий труда и его охраны, санитарно-гигиенических мероприятий, паспортов санитарно-гигиенических условий труда в цехах, результатов причин анализа производственного травматизма, предложений органов гос.надзора, гос.инспекций труда

Мероприятия по охране труда должны быть обеспечены проектно, сметной, конструкторской и другой технической документацией, финансовыми средствами и материальными ресурсами.

Финансирование мероприятий по ОТ осуществляется за счет:

Эксплуатационных расходов

Сметы расходов бюджетной организации

Амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт

Банковского кредита

Государственных капиталовложений

Денежные средства и материальные ресурсы, предназначенные на конкретные мероприятии по ОТ расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.